Права человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:00, контрольная работа

Описание работы

Международная организация труда (МОТ) - это международное специализированное учреждение по регулированию социально-трудовых отношений, защиты прав человека и обеспечения социального мира. Она была создана в 1919 г. в соответствии с Версальским мирным договором при Лиге Наций. В 1946 г. МОТ стала учреждением «Организации Объединенных Наций» (ООН) и по настоящее время является авторитетным международным органом, главная цель которого - содействие социально-экономическому прогрессу, повышению благосостояния и улучшению условий труда людей, защита их прав.

Содержание

1. Роль Международной организации труда в области защиты прав человека…………………………………………………………………………...3
Библиографический список……………………………………………….9
2. Защита прав человека международными должностными лицами…………………………………………10
Библиографический список……………………………………..……….19

Работа содержит 1 файл

права человека.doc

— 107.00 Кб (Скачать)


План

 

1. Роль Международной организации труда  в области защиты прав человека…………………………………………………………………………...3

Библиографический список……………………………………………….9

2. Защита прав  человека международными должностными  лицами…………………………………………………………………………...10

Библиографический список……………………………………..……….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Роль Международной  организации труда  в области  защиты прав человека.

Международная организация труда (МОТ) - это международное специализированное учреждение по регулированию социально-трудовых отношений, защиты прав человека и обеспечения социального мира. Она была создана в 1919 г. в соответствии с Версальским мирным договором при Лиге Наций. В 1946 г. МОТ стала учреждением «Организации Объединенных Наций» (ООН) и по настоящее время является авторитетным международным органом, главная цель которого - содействие социально-экономическому прогрессу, повышению благосостояния и улучшению условий труда людей, защита их прав1.

МОТ составляют:

- Международная конференция труда (МКТ) высший орган,

- Административный совет - исполнительный орган,

- Международное бюро труда (МБТ) во главе с генеральным директором, который избирается Административным советом сроком на 5 лет.

В состав МОТ  входят также Международный институт социально-трудовых исследований в Женеве и Международный учебный центр в Турине.

В момент создания Организации в ней участвовали  только 42 государства, а в наше время  членами МОТ являются 175 государств2.

МОТ - одна из старейших и наиболее представительных международных организаций, призванных всемерно содействовать социальному прогрессу, установлению и поддержанию социального мира между различными слоями общества, способствовать разрешению возникающих социальных проблем эволюционным мирным путем.

Особенность деятельности МОТ состоит в том, что ее решения и рекомендации принимаются на основе трипартизма, то есть путем согласования вопросов между тремя сторонами-партнерами: правительствами, организациями-представителями трудящихся и организациями-представителями предпринимателей; взаимного учета их интересов и нахождения общих решений, которые отвечают требованиями этих трех сторон.

В мире, в том  числе в нашей стране, существует множество проблем в сфере  труда, в связи с этим деятельность МОТ представляет большой интерес  и является важным и значимым аспектом в деятельности современного общества.

Одним, из самых  острых вопросов, которым много занимается МОТ, являются права человека.

Организация располагает  целой системой контрольных органов, которые рассматривают нарушение  прав человека в разных странах. Можно сказать, что вся деятельность МОТ имеет отношение к правам человека, защите права на труд и от принудительного труда, на нормальные условия труда, защиту от дискриминации, на свободу объединения в профсоюзы и т.п3.

Права человека нашли отражение в конвенциях и рекомендациях МОТ. Важнейшими из них являются:

Конвенция № 87 (1948 г.) о свободе ассоциации и  защите права на организацию;

Конвенция № 98 (1949 г.) о применении принципов права  на организацию и на ведение коллективных переговоров;

Конвенция № 100 (1951 г.) о равном вознаграждении утверждает принцип равной оплаты мужчин и женщин за труд равной ценности:

Конвенция № 105 (1957 г.) об упразднении принудительного  труда;

Конвенция № 111 (1958 г.) о дискриминации в области  труда и занятости по признаку расы, пола, цвета кожи, религии, политических убеждений, национального или социального происхождения.

МОТ проводит значительную работу по упразднению дискриминации  трудящихся, по каким бы то ни было признакам. При этом рассмотрению и критике  подвергались многие страны, в том числе бывший СССР и другие социалистические государства, а также ФРГ, например, за дискриминацию трудящихся по политическому принципу в связи с ее законом «О запрете на профессии или США за дискриминацию трудящихся по признаку расы и запреты забастовок». Но особенно активно МОТ осуждала принцип расовой дискриминации в ЮАР. Организация, начиная с 1964 г. решительно выступала против апартеида. В том, что в ЮАР с правами человека произошли значительные изменения, есть, безусловно, доля вклада МОТ4.

Условия, безопасность и гигиена труда. Производственная и окружающая среда. Данная сфера  деятельности охватывает широкий круг проблем. Они были предметом обсуждения на многих конференциях МОТ и нашли  отражение в многочисленных конвенциях и рекомендациях. Деятельность МОТ в этой области направлена на улучшение общих условий организации и охраны труда, производственной сферы, техники безопасности и гигиены труда, на его гуманизацию и повышение удовлетворенности работой, а в последние годы также на охрану и улучшение окружающей среды.

В рассматриваемой  сфере деятельности МОТ больше, чем  в каких-либо других сферах, проводит исследования и дает публикации и  информации.

Исследования  проводятся по самым различным темам. За период своего существования МОТ стала координатором всех исследовательских работ в области охраны, гигиены труда и производственной среды, выполняемых как в отдельных странах, так и в других международных организациях.

На основе исследований и обобщения мирового опыта Организация разработала десятки типовых инструкций по данным проблемам. Они относятся либо к отдельным отраслям (горнорудная промышленность, лесное хозяйство, судостроение и судоремонт), либо к областям особого риска (радиация, бензол, шумы и вибрация)5.

Заработная плата. Первыми законодательными актами в этой области были Конвенция № 26 и Рекомендация № 30 о создании и применении процедуры установления минимальной заработной платы, принятые и 1928 г. Конвенция эта очень ограниченна. Она не обязывает, а лишь призывает правительства установить минимум заработной платы.

В последующие  годы некоторые рекомендации по вопросам заработной платы включались в общие  нормативные акты и не имели обязательного  характера.

Профсоюзная группа, однако, настойчиво ставили вопрос о принятии общего всеохватывающего и всеобязывающего международного акта по вопросам минимальной заработной платы. В результате в 1970 г. конференция приняла Конвенцию по этому вопросу6.

Вопросы социального  обеспечения занимают большое место  в программах технической помощи МОТ. Практически каждая развивающаяся страна получила помощь от советников МОТ по социальному обеспечению. В последние годы МОТ уделяет большое внимание развитию системы социального обеспечения в странах Центральной и Восточной Европы. Многие развитые в экономическом отношении государства также использовали опыт МОТ при разработке национального законодательства в этой области.

Социальная  защита женщин, молодежи, инвалидов, трудящихся-мигрантов. Большинство международных трудовых норм и практическая деятельность МОТ применимы для всех трудящихся, но ряд категорий, наиболее уязвимых, Организация выделяет особо. Для женщин ее усилия направлены на то, чтобы гарантировать равенство возможностей и обучения, занятости, продвижения по работе, в оплате труда, а также, чтобы защитить их в связи с условиями труда, с учетом функций материнства.

Ряд конвенций  направлен на создание необходимых  для женщин условий труда, особенно на вредных работах, их социальное обеспечение  по беременности и родам. Последней конвенцией здесь является Конвенция № 183 (2000 г.) об охране материнства. Но дискриминация женщин еще остается практически во всех странах мира. Фактом является рост трудового участия женщин, в то время как трудовое участие мужчин находится на спаде. Однако глобализация и структурные изменения в экономике ведут к занятости женщин и сферах с низкими доходами и высоким уровнем нестабильности. Не обеспечивается равенство женщин в занятости и оплате труда7.

Еще меньше сделано  Организацией в деле зашиты такой уязвимой категории трудящихся, как молодежь. В абсолютном большинстве стран уровень безработицы среди молодежи существенно выше, чем среди взрослых. Мало принято МОТ международных трудовых норм. Они касаются только профессиональной подготовки, профориентации, медицинского освидетельствования и ночного труда подростков, хотя много внимания МОТ уделяет детскому труду, вернее его запрещению8.

Работа МОТ  по социальной защите инвалидов исходит  из того, что они должны иметь  те же права на экономическое благосостояние, что и не инвалиды, возможность активно участвовать в общественной жизни и не должны быть оторваны от общества. Эти вопросы нашли отражение в Конвенции № 159 и Рекомендации № 168 (1983 г.) о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов. МОТ проводит десятки проектов оказания помощи странам в осуществлении этих международных трудовых норм. По данным МОТ около 60 стран воспользовались помощью и рекомендациями в этой области.

Значительно больше внимания МОТ уделяет трудящимся-мигрантам. На защиту трудящихся-мигрантов направлены четыре конвенции и четыре рекомендации МОТ. Конвенция № 97 (1949 г.) о трудящихся-мигрантах определяет для государств обязанность предоставлять иммигрантам то же обращение, без дискриминации, что и своим гражданам.

Конвенция № 118 (1962 г.) о равноправии в области социального обеспечения: устанавливает в этой области принцип равноправия иностранцев с собственными гражданами. Последующие конвенции и рекомендации дополняют и развивают эти проблемы9.

Устранение  детского труда. В отличие от молодежи МОТ с начала ее существования уделяла большое внимание детскому труду. По ее опеке только в развивающихся странах работают около 250 млн. детей, из них примерно 70 % подвергаются различным рискам и опасностям на рабочем месте. По вопросам детского труда принят целый ряд международных трудовых норм, определяющих минимальный возраст приема на работу, запрещающих детский труд в некоторых наиболее тяжелых и опасных отраслях и профессиях, обязывающих проводить медицинское обследование и т.п. Наибольшее значение имеют Конвенция № 138 и Рекомендации № 14610.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

Правовые  акты

1. Устав Международной организации труда (Принят в 1919 г.) (с изм. и доп. 1972 г.) // Устав Международной организация труда и Регламент Международной конференции труда.- Женева: Международное бюро труда, 1996. С. 5 - 23.

 

Научная литература

  1. Богатыренко З.С. Международная организация труда в XXI веке: новые условия и новые перспективы // Трудовое право. 2006. №4. С. 78-84.
  2. Богатыренко З. С. Новейшие тенденции в нормотворческой деятельности МОТ // Труд за рубежом. 2004.  №3. С. 129-157.
  3. Богатыренко З.С. Трудовые нормы МОТ и их применение в Российской Федерации // Трудовое право. 2003. №10. С. 43-59.
  4. Иванов С.А. МОТ: контроль за применением международных норм о труде и его проблемы// Государство и право, 2008. № 7. С. 35-37.
  5. Киселев И.Я. Сравнительное и международное трудовое право. - М.: Дело, 2010. – 227с.
  6. Костин Л.А. Международная организация труда. - М.: Экзамен, 2002. - 180с.
  7. Международное право. Учебник пособие для вузов / Под ред. К.К. Гасакова. - М.: Юнити-Дана, 2008. - 407с.
  8. Международное право. Учебник. / А.А. Ковалева, С.В. Черниченко. - 2-е издание переработано и дополнено. - М.: Омега-Л, 2007. - 832с.
  9. Международное право. Учебник. / Под ред. М.Н. Листакова - М.: Статут, 2007. -128с.
  10. Рофе А. И., Рынок труда: учебник; Акад. труда и соц. отношений. - М.: МИК, 2007. – 150с.
  11. Экономика труда: (социально-трудовые отношения): учебник / Под ред. Н. А. Волгина, Ю. Г. Одегова; - М.: Экзамен, 2004. - 736с.

2. Защита прав  человека международными должностными  лицами.

Резолюцией  Генеральной Ассамблеи ООН 48/141 от 20 декабря 1993 года был учрежден пост Верховного комиссара ООН по правам человека. Такое решение было принято на основании Венской Декларации и Программы действий, принятых Всемирной конференцией по правам человека (Вена, 14 – 25 июня 1993 года)11.

Верховный комиссар назначается Генеральным секретарем ООН на 4 года и утверждается Генеральной  Ассамблеей. В дальнейшем возможно продление срока еще на 4 года.

К лицу, назначаемому на должность Верховного комиссара, предъявляются высокие требования: он должен обладать высокими моральными устоями и честностью, иметь достаточный  опыт (в том числе в сфере  прав человека). Немаловажно, чтобы  Верховный комиссар также обладал общими знаниями и пониманием разных культур. Это необходимо для нормального, объективного, эффективного, неизбирательного и беспристрастного выполнения им своих обязанностей.

Информация о работе Права человека