Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 18:14, реферат
Цели:
• раскрыть понятие и сущность социально-экономических прав, их место в системе основных прав и свобод граждан;
• раскрыть правовой механизм защиты и реализации социально-экономических прав в нормах отраслевого законодательства;
• рассмотреть организационно-правовой механизм охраны социально-экономических прав через государственно-правовые институты: судебную власть, уполномоченного по правам человека;
• • проанализировать практику Конституционного Суда РФ по защите социально-экономических прав граждан.
• ВВЕДЕНИЕ
• 1. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ
• 2. ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН
o 2.1 Обеспечение конституционных прав граждан в отраслевом законодательстве
o 2.2 Судебная защита социально-экономических прав граждан
o 2.3 Роль уполномоченного по правам человека в реализации социально-экономических прав граждан
• ЗАКЛЮЧЕНИЕ
• СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Рассматриваемые конституционные нормы конкретизируются в законодательных и иных нормативных актах. Так, например, содержание права граждан на условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, подробно раскрыто в Основах законодательства Российской Федерации об охране труда.
Конституцией РФ признается право каждого гражданина на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Право на отдых, провозглашенное ч.
5 статьи 37, в соответствии со статьей
24 Всеобщей декларации прав человека относится
к числу основных прав. Закрепляя
право на отдых в качестве неотъемлемого
права каждого, статья 37 вместе с
тем предусматривает, что установленные
федеральным законом
Защита государством материнства
и детства, семьи как конституционный
принцип была впервые закреплена
в 1977 г. Подтверждение государственной
политики в данной области в новом
Основном Законе Российской Федерации
соответствует международно-
Доминирующее положение среди
правовых норм, призванных защитить семью,
занимают нормы семейного
Каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу. Это право обеспечивается, в первую очередь, предоставлением родителям родительских прав, которые одновременно являются обязанностями по воспитанию, что закреплено в части 2 статьи 38. При этом особо подчеркивается равенство прав и обязанностей обоих родителей, основанное на общем конституционном принципе равенства прав и свобод мужчины и женщины.
Совершеннолетние дети, в свою очередь, должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях. Эта конституционная норма отразила уже закрепленные в семейном законодательстве обязанности взрослых детей по отношению к своим родителям.
Содержание статьи 39 Конституции конкретизирует конституционное положение о том, что Россия - социальное государство. Социальное обеспечение - это участие общества в содержании тех своих членов, которые из-за нетрудоспособности либо некоторых других не зависящих от них причин не имеют достаточных средств к существованию.
Конституция признает право каждого
гражданина на социальное обеспечение
и одновременно возлагает на государство
обязанность создавать все
Часть 1 статьи 39 перечисляет условия,
наступление которых является основанием
для социального обеспечения. Это
и определенные периоды в жизни
человека, связанные с возрастом,
и состояние здоровья либо трудоспособности
(болезнь, инвалидность), и выполнение
либо невозможность дальнейшего
выполнения семейных обязанностей (воспитание
детей, потеря кормильца). Данный перечень
не является исчерпывающим, поскольку
социальное обеспечение может
В статье 39 говорится лишь о денежной
форме социального обеспечения -
о государственных пенсиях и
социальных пособиях. Однако в необходимых
случаях денежные выплаты могут
заменяться либо дополняться натуральными
формами социального
Согласно части 3 статьи 39 поощряются
добровольное социальное страхование,
создание дополнительных форм социального
обеспечения и
Часть 2 статьи 39 закрепляет важное правило о том, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Наличие соответствующих федеральных законов является необходимой гарантией реализации конституционного права на социальное обеспечение.
Надлежащее жилье входит составной частью в достойный жизненный уровень человека, провозглашенный Всеобщей декларацией прав человека и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах.
Конституционное право на жилище выражает сущность системы удовлетворения жилищных потребностей общества, т. е. оно является сущностным правом, фундаментальным. От него зависит система конкретных жилищных прав граждан, и они должны соответствовать, не противоречить ему. В зависимости от того, как определяется его содержание, складывается и поведение граждан, органов государства, хозяйствующих субъектов при выборе вариантов решения жилищных проблем из юридически возможных в конкретной жизненной ситуации.
Право граждан на жилище может быть сведено к трем юридическим возможностям, хотя норма статьи 40 конкретно не содержит такой юридической формулы: стабильное, устойчивое, постоянное пользование жилым помещением во всех разновидностях жилищного фонда; улучшение жилищных условий в домах всех разновидностей жилищного фонда; обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека (последнее вытекает из норм международного права).
Часть 3 настоящей статьи отражает
новую роль государства и органов
местного самоуправления на рынке жилья,
которая сведена к содействию,
поощрению жилищного
Никто не может быть произвольно лишен жилища ни органами власти и управления; ни судебно-прокурорскими органами; ни хозяйствующими субъектами; ни должностными лицами и работниками предприятий, учреждений и организаций; ни арендатором или нанимателем; ни собственником жилого дома или квартиры; ни членом жилищно-строительного (жилищного) кооператива и совместно с ним проживающими лицами; ни иными гражданами.
Нарушение права на жилище может быть обжаловано в суд.
В части 1 статьи 41 Конституции РФ признается право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека (ст. 25) и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (ст. 12). Под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Медицинская помощь включает профилактическую,
лечебно-диагностическую, реабилитационную,
протезно-ортопедическую и зубопротезную
помощь, а также меры социального
характера по уходу за больными,
нетрудоспособными и
Право граждан на охрану здоровья
обеспечивается охраной окружающей
природной среды, созданием благоприятных
условий труда, быта, отдыха, воспитания
и обучения граждан, производством
и реализацией
Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Часть 1 статьи 41 устанавливает, что
медицинская помощь в государственных
и муниципальных учреждениях
здравоохранения оказывается
В части 2 статьи 41 определяется общий
порядок финансирования охраны здоровья.
В Российской Федерации финансируются
федеральные программы охраны и
укрепления здоровья населения, принимаются
меры по развитию государственной, муниципальной,
частной систем здравоохранения, поощряется
деятельность, способствующая укреплению
здоровья человека, развитию физической
культуры и спорта, экологическому
и санитарно-
Согласно части 3 статьи 41 сокрытие должностными лицами актов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом состоянии района проживания, рациональных нормах питания, о продуктах, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам и др.
Право граждан на благоприятные
условия жизни предполагает реальные
возможности проживать в
Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства.
Граждане обладают широкими полномочиями
для реализации своих экологических
прав, предполагающими возможность
создавать общественные объединения
по охране окружающей среды, вступать
в такие объединения и фонды,
делать взносы; принимать участие
в собраниях, митингах, пикетах, шествиях,
референдумах по охране окружающей среды;
обращаться с письмами, петициями, требовать
их рассмотрения; требовать в административном
и судебном порядке отмены решений
о размещении, проектировании, строительстве,
реконструкции, эксплуатации экологически
вредных объектов, ограничении, приостановлении,
прекращении их деятельности; ставить
вопрос о привлечении к
За экологические
В части 1 статьи 43 Конституции РФ признается право каждого человека на образование в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека (ст. 13). Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государством образовательных уровней. Под получением гражданином образования понимается достижение им определенного образовательного уровня, что удостоверяется соответствующим документом.
В части 2 статьи 43 гарантируются общедоступность
и бесплатность дошкольного, основного
общего и среднего профессионального
образования в государственных
или муниципальных