Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 18:14, реферат
Цели:
• раскрыть понятие и сущность социально-экономических прав, их место в системе основных прав и свобод граждан;
• раскрыть правовой механизм защиты и реализации социально-экономических прав в нормах отраслевого законодательства;
• рассмотреть организационно-правовой механизм охраны социально-экономических прав через государственно-правовые институты: судебную власть, уполномоченного по правам человека;
• • проанализировать практику Конституционного Суда РФ по защите социально-экономических прав граждан.
• ВВЕДЕНИЕ
• 1. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ
• 2. ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН
o 2.1 Обеспечение конституционных прав граждан в отраслевом законодательстве
o 2.2 Судебная защита социально-экономических прав граждан
o 2.3 Роль уполномоченного по правам человека в реализации социально-экономических прав граждан
• ЗАКЛЮЧЕНИЕ
• СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Политические права и свободы граждан, как и личные, признаются, соблюдаются и защищаются государством. Однако они имеют четкую юридическую специфику:
а) это права в сфере политики (политика - область деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями, социальными группами, ядром которой является проблема обладания и реализации государственной власти; участие в делах государства, определение форм, задач, содержания его деятельности), неразрывно связанные с осуществлением в стране государственной власти;
б) поскольку в осуществлении государственной власти в Российской Федерации могут участвовать лишь ее граждане (в противном случае Россия не была бы суверенным государством), политические права и свободы - это права граждан России. Даже право каждого на объединение получило в настоящее время важное законодательное уточнение: в частности, не может быть признано политическим общественное объединение, устав которого предусматривает членство в нем или принадлежность к нему в иной форме иностранных граждан, иностранных или международных организаций;
в) поскольку политические права
и свободы связаны с
Конституция Российской Федерации закрепляет следующие основные политические права и свободы граждан.
1. Право на объединение.
2. Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Митинги, собрания, демонстрации, шествия и пикетирование - важные элементы непосредственной демократии, позволяющие гражданам в свободной обстановке выразить свое мнение по самым различным проблемам общественной жизни.
3. Право на участие в управлении
делами государства как
Высшей непосредственной формой участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства являются право на участие в референдуме и право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Ныне процесс реализации данных политических прав регулируется как федеральным, так и региональным законодательством. Однако для всех субъектов Российской Федерации являются обязательными основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, закрепленные федеральным законом.
Кроме того, все граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе, а также имеют право участвовать в отправлении правосудия (быть народным заседателем, присяжным заседателем, при соблюдении предусмотренных законом условий - судьей).
4. Право обращаться лично, а
также направлять
Обращения, жалобы граждан - важное средство защиты прав граждан, олицетворение их общественно-политической активности, способ укрепления связей граждан с их представителями в органах государственной власти и местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом
«Об основах государственной
службы Российской Федерации» государственный
служащий обязан в пределах своих
должностных обязанностей своевременно
рассматривать обращения
Группа социально-
Защита экономических и
Можно обозначить следующие общие особенности этой группы конституционных прав и свобод.
В первую очередь надо отметить то,
что социально-экономические
· эти права распространены в определенной социально-экономической области жизни человека;
· реализация социально-экономических прав зависит от состояния экономики страны.
В настоящее время значение социально-экономических
прав в обеспечении правового
статуса личности является бесспорным.
Социально-экономические права
Международно-правовые акты, связанные с социально-экономическими правами граждан в основном могут быть разделены на несколько групп.
В первую группу входят международно-правовые акты универсального характера. К таким актам относятся Всеобщая декларация прав человека (1948 г), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г) и так далее.
Во вторую группу входят международно-правовые
акты регионального характера. К
таким актам относятся
К третьей же группе можно отнести международно-правовые акты вспомогательного характера. К таким актам в особенности могут быть отнесены конвенции и рекомендации МОТ, выступающей как специализированное учреждение ООН.
Основные социально-
Важнейшим институтом социально-экономических
отношений является право частной
собственности, непременное условие
демократической рыночной экономики.
Рыночная экономика основана на свободе
индивида - человека и гражданина, на
безусловном соблюдении его личных
и имущественных прав и свобод,
как свойственных ему от рождения,
так и приобретенных
Статья 34, как и статья 35 Конституции
РФ, провозглашает и юридически гарантирует
свободу использования каждым своих
способностей и имущества любым
не запрещенным законом способом,
т.е. свободу экономической
Особое положение статей 34 и 35 Конституции
РФ о правах и свободах человека
и гражданина состоит еще и
в том, что они имеют в виду
не только индивида и распространяются
не только на индивидуальные права
и свободы физических лиц. Эти
статьи гласят, что каждый вправе иметь
имущество, использовать его, никто
не может быть лишен своего имущества
иначе как по суду и с соблюдением
соответствующих правил, и эти
нормы распространяются не только на
индивидов - физических лиц, но и на
юридические лица - организации, закрепляя
свободную экономическую
Провозглашенное право граждан
на свободное предпринимательство
и осуществление экономической
деятельности гарантируется государственной
поддержкой развития конкуренции и
пресечением проявлений монополизма.
Конституция запрещает
Конституция РФ устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов граждан.
Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального законодательства. Это означает, что субъекты Федерации на основе федерального закона могут издавать свои земельные законы, которые, однако, не должны противоречить федеральным и конституционным федеральным законам. Поскольку вопросы владения, пользования и распоряжения землей, как это предусмотрено статьей 72 Конституции, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, то последние могут, не ожидая издания федерального закона, издавать свой собственный земельный закон. Но если в дальнейшем будет издан по этим же вопросам федеральный закон, то закон субъекта Федерации необходимо будет привести в соответствие с федеральным законом. Иными словами, в случае противоречия между федеральным законом и иным нормативным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Земельные участки могут находиться
в пользовании не только на праве
(титуле) собственности, но и на праве
бессрочного (постоянного), временного
пользования, в том числе аренды.
Решение этих вопросов, как и вопросов
собственности на землю, относится
к совместному ведению
Трудовые права и свободы
защищают человека от произвола работодателей,
дают ему возможность отстаивать
свое достоинство и интересы. Свобода
труда провозглашена в части 1
статьи 37 Конституции РФ в соответствии
со ст. 23 Всеобщей декларации прав человека.
Свобода труда означает, что только
самим гражданам принадлежит
исключительное право распоряжаться
своими способностями к
Конституция РФ определяет главным
образом реализацию права на труд
как работу по найму, выполняемую
на основании трудового договора
(контракта), т.е. соглашения между гражданином
(который в этом случае приобретает
статус работника) и предприятием, учреждением,
организацией или другим гражданином
(которые в этом случае являются
работодателями) по определенной специальности,
квалификации, должности за вознаграждение
с подчинением внутреннему
Право свободно распоряжаться своими способностями к труду означает и право вообще не заниматься трудовой деятельностью. Незанятость граждан не может служить основанием для их привлечения к административной и иной ответственности. В Конституции нет указания на всеобщую обязанность граждан трудиться, а из УК исключена статья об ответственности за так называемое тунеядство.
Запрет принудительного труда,
предусмотренный ст. 8 Международного
пакта о гражданских и
Вместе с тем по общепринятым международным стандартам не считается принудительным трудом, во-первых, военная служба, во-вторых, работа в условиях чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, аварий, несчастных случаев); в-третьих, работа, на основании вступившего в законную силу приговора суда и выполняемая под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законности при исполнении судебных приговоров.
Часть 3 статьи 37 Конституции РФ гласит, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.