Права человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 18:14, реферат

Описание работы

Цели:
• раскрыть понятие и сущность социально-экономических прав, их место в системе основных прав и свобод граждан;
• раскрыть правовой механизм защиты и реализации социально-экономических прав в нормах отраслевого законодательства;
• рассмотреть организационно-правовой механизм охраны социально-экономических прав через государственно-правовые институты: судебную власть, уполномоченного по правам человека;
• • проанализировать практику Конституционного Суда РФ по защите социально-экономических прав граждан.

Содержание

• ВВЕДЕНИЕ
• 1. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ
• 2. ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН
o 2.1 Обеспечение конституционных прав граждан в отраслевом законодательстве
o 2.2 Судебная защита социально-экономических прав граждан
o 2.3 Роль уполномоченного по правам человека в реализации социально-экономических прав граждан
• ЗАКЛЮЧЕНИЕ
• СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 45.20 Кб (Скачать)

Политические права и свободы  граждан, как и личные, признаются, соблюдаются и защищаются государством. Однако они имеют четкую юридическую  специфику:

а) это права в сфере политики (политика - область деятельности, связанная  с отношениями между классами, нациями, социальными группами, ядром  которой является проблема обладания  и реализации государственной власти; участие в делах государства, определение форм, задач, содержания его деятельности), неразрывно связанные  с осуществлением в стране государственной  власти;

б) поскольку в осуществлении  государственной власти в Российской Федерации могут участвовать  лишь ее граждане (в противном случае Россия не была бы суверенным государством), политические права и свободы - это  права граждан России. Даже право  каждого на объединение получило в настоящее время важное законодательное  уточнение: в частности, не может  быть признано политическим общественное объединение, устав которого предусматривает  членство в нем или принадлежность к нему в иной форме иностранных  граждан, иностранных или международных  организаций;

в) поскольку политические права  и свободы связаны с сознательным участием гражданина в политических отношениях, обладание этими правами  обусловлено наступлением определенного  возраста. Так, правом избирать в органы государственной власти и местного самоуправления гражданин обладает с 18 лет, правом участвовать в отправлении  правосудия - с 25 лет, правом быть членом или участником молодежного общественного  объединения - с 14 лет.

Конституция Российской Федерации  закрепляет следующие основные политические права и свободы граждан.

1. Право на объединение.

2. Право собираться мирно, без  оружия, проводить собрания, митинги  и демонстрации, шествия и пикетирование.

Митинги, собрания, демонстрации, шествия  и пикетирование - важные элементы непосредственной демократии, позволяющие гражданам  в свободной обстановке выразить свое мнение по самым различным проблемам  общественной жизни.

3. Право на участие в управлении  делами государства как непосредственно,  так и через своих представителей.

Высшей непосредственной формой участия  граждан Российской Федерации в  управлении делами государства являются право на участие в референдуме  и право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Ныне процесс  реализации данных политических прав регулируется как федеральным, так  и региональным законодательством. Однако для всех субъектов Российской Федерации являются обязательными  основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации, закрепленные федеральным законом.

Кроме того, все граждане Российской Федерации имеют равный доступ к  государственной службе, а также  имеют право участвовать в  отправлении правосудия (быть народным заседателем, присяжным заседателем, при соблюдении предусмотренных  законом условий - судьей).

4. Право обращаться лично, а  также направлять индивидуальные  и коллективные обращения в  государственные органы и органы  местного самоуправления.

Обращения, жалобы граждан - важное средство защиты прав граждан, олицетворение  их общественно-политической активности, способ укрепления связей граждан с  их представителями в органах  государственной власти и местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом  «Об основах государственной  службы Российской Федерации» государственный  служащий обязан в пределах своих  должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан  и общественных объединений и  принимать по ним решения в  порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Группа социально-экономических  прав и свобод человека и гражданина принципиально отличается от личных и политических прав и свобод. Как  справедливо указывает профессор  Е.А. Лукашева, «для их осуществления  недостаточно воздерживаться от вмешательства  в данную сферу. Задача состоит в  том, чтобы создавать социальные программы и вести всестороннюю работу, которая позволила бы гарантировать  провозглашенные социальные, экономические  и культурные права».

Защита экономических и культурных прав, в ряд которые входит и  право на социальное обеспечение, в  том числе и право на пенсию, впервые нашла свое отражение  в начале XX века в Конституциях Мексики (1917 г.) и России (1918 г.), а после  Второй мировой войны эти права  были закреплены в ряде международных  документов (Европейская Социальная Хартия 1961 г, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.).

Можно обозначить следующие общие  особенности этой группы конституционных  прав и свобод.

В первую очередь надо отметить то, что социально-экономические права, являющиеся частью прав человека, касаются поддержания и нормативного закрепления  социально-экономических условий  жизни индивида, определяют положение  человека в сфере труда и быта, занятости, благосостояния, социальной защищенности с целью создания условий, при которых люди могут быть свободны от страха и нужды. Их объем и степень  реализации во многом зависят от состояния  экономики и ресурсов государства, и поэтому гарантии их реализации по сравнению с гражданскими и  политическими правами первого  поколения, менее развиты. Алиев  М. считает, что в отличие от других видов прав человека социально-экономические  права обладают следующими особенностями:

· эти права распространены в  определенной социально-экономической  области жизни человека;

· реализация социально-экономических  прав зависит от состояния экономики  страны.

В настоящее время значение социально-экономических  прав в обеспечении правового  статуса личности является бесспорным. Социально-экономические права объединяют в себе права обеспечивающие человеку достойный образ жизни и социальную защиту. Уже довольно долгое время  в обществе сформировались всеобщие идеи и ценности о справедливости, свободе, неотъемлемых правах человека, в том числе и о социально-экономических  правах. Эти идеи, которые со временем обретают еще более широкое содержание, составляют основу концепции о правовом и социальном государстве.

Международно-правовые акты, связанные  с социально-экономическими правами  граждан в основном могут быть разделены на несколько групп.

В первую группу входят международно-правовые акты универсального характера. К таким  актам относятся Всеобщая декларация прав человека (1948 г), Международный  пакт об экономических, социальных и  культурных правах (1966 г) и так далее.

Во вторую группу входят международно-правовые акты регионального характера. К  таким актам относятся Европейская  социальная хартия (1961 г.), Европейская  конвенция о социальном обеспечении (1972 г.), Европейский кодекс социального  обеспечения (1990 г.) и другие.

К третьей же группе можно отнести  международно-правовые акты вспомогательного характера. К таким актам в  особенности могут быть отнесены конвенции и рекомендации МОТ, выступающей  как специализированное учреждение ООН.

Основные социально-экономические  права и свободы человека и  гражданина закреплены в статьях 34-44 Конституции Российской Федерации. Их содержание конкретизируется в различных  отраслях права: гражданском, трудовом, семейном, аграрном и т.д. Подробно эта  конкретизация будет рассмотрена  в параграфе 2.1.

Важнейшим институтом социально-экономических  отношений является право частной  собственности, непременное условие  демократической рыночной экономики. Рыночная экономика основана на свободе  индивида - человека и гражданина, на безусловном соблюдении его личных и имущественных прав и свобод, как свойственных ему от рождения, так и приобретенных впоследствии на законных основаниях. Собственность - это основа подлинной независимости  человека и его уверенности в  завтрашнем дне. В современных условиях, государство приняло на себя обязанность  защищать частную собственность, обеспечивать ее неприкосновенность. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и  иные формы собственности. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться  им как единолично, так и совместно  с другими лицами. Лишение лица его имущества по решению суда может иметь место только в  предусмотренных законом случаях. Это возможно либо в порядке конфискации  в виде наказания за совершенное  правонарушение, либо в порядке реквизиции для государственных нужд (в случае, например, стихийного бедствия или  иного чрезвычайного происшествия или специальных обстоятельств). Основания, условия и порядок  реквизиции должны быть определены в  Гражданском кодексе или в  специальном законе. 

Статья 34, как и статья 35 Конституции  РФ, провозглашает и юридически гарантирует  свободу использования каждым своих  способностей и имущества любым  не запрещенным законом способом, т.е. свободу экономической деятельности, а согласно статьи 35 - частной собственности, ибо свобода экономической деятельности на базе своего имущества и своих  способностей и есть свобода частной  собственности, которая осуществляется, конечно, в рамках закона.

Особое положение статей 34 и 35 Конституции  РФ о правах и свободах человека и гражданина состоит еще и  в том, что они имеют в виду не только индивида и распространяются не только на индивидуальные права  и свободы физических лиц. Эти  статьи гласят, что каждый вправе иметь  имущество, использовать его, никто  не может быть лишен своего имущества  иначе как по суду и с соблюдением  соответствующих правил, и эти  нормы распространяются не только на индивидов - физических лиц, но и на юридические лица - организации, закрепляя  свободную экономическую деятельность и право частной собственности.

Провозглашенное право граждан  на свободное предпринимательство  и осуществление экономической  деятельности гарантируется государственной  поддержкой развития конкуренции и  пресечением проявлений монополизма. Конституция запрещает злоупотребление  предпринимателем своим доминирующим положением на рынке и применение недозволенных форм и приемов  конкуренции.

Конституция РФ устанавливает, что  владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами  осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов граждан.

Условия и порядок пользования  землей определяются на основе федерального законодательства. Это означает, что  субъекты Федерации на основе федерального закона могут издавать свои земельные  законы, которые, однако, не должны противоречить  федеральным и конституционным  федеральным законам. Поскольку  вопросы владения, пользования и  распоряжения землей, как это предусмотрено  статьей 72 Конституции, находятся в  совместном ведении Российской Федерации  и ее субъектов, то последние могут, не ожидая издания федерального закона, издавать свой собственный земельный  закон. Но если в дальнейшем будет  издан по этим же вопросам федеральный  закон, то закон субъекта Федерации  необходимо будет привести в соответствие с федеральным законом. Иными  словами, в случае противоречия между  федеральным законом и иным нормативным  актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Земельные участки могут находиться в пользовании не только на праве (титуле) собственности, но и на праве  бессрочного (постоянного), временного пользования, в том числе аренды. Решение этих вопросов, как и вопросов собственности на землю, относится  к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации.

Трудовые права и свободы  защищают человека от произвола работодателей, дают ему возможность отстаивать свое достоинство и интересы. Свобода  труда провозглашена в части 1 статьи 37 Конституции РФ в соответствии со ст. 23 Всеобщей декларации прав человека. Свобода труда означает, что только самим гражданам принадлежит  исключительное право распоряжаться  своими способностями к производительному  и творческому труду. Реализуя это  право, гражданин может выбирать тот или иной род деятельности и занятий.

Конституция РФ определяет главным  образом реализацию права на труд как работу по найму, выполняемую  на основании трудового договора (контракта), т.е. соглашения между гражданином (который в этом случае приобретает  статус работника) и предприятием, учреждением, организацией или другим гражданином (которые в этом случае являются работодателями) по определенной специальности, квалификации, должности за вознаграждение с подчинением внутреннему трудовому  распорядку на условиях, установленных  соглашением сторон, а также законодательными и иными нормативными актами. Трудовые отношения всех лиц наемного труда  регулирует законодательство о труде.

Право свободно распоряжаться своими способностями к труду означает и право вообще не заниматься трудовой деятельностью. Незанятость граждан  не может служить основанием для  их привлечения к административной и иной ответственности. В Конституции  нет указания на всеобщую обязанность  граждан трудиться, а из УК исключена  статья об ответственности за так  называемое тунеядство.

Запрет принудительного труда, предусмотренный ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах, также впервые в России нашел отражение на конституционном  уровне. Термин «принудительный, или  обязательный, труд» означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, работу, для которой это  лицо не предложило добровольно своих  услуг.

Вместе с тем по общепринятым международным стандартам не считается  принудительным трудом, во-первых, военная  служба, во-вторых, работа в условиях чрезвычайных обстоятельств (стихийных  бедствий, аварий, несчастных случаев); в-третьих, работа, на основании вступившего  в законную силу приговора суда и  выполняемая под надзором государственных  органов, ответственных за соблюдение законности при исполнении судебных приговоров.

Часть 3 статьи 37 Конституции РФ гласит, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям  безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации  и не ниже установленного федеральным  законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Информация о работе Права человека