Порядок выявления и устройства ребенка, оставщегося без попечения родителей в семью

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 13:16, контрольная работа

Описание работы

В России издавна было принято, брать детей-сирот на воспитание в семьи. В последующем устройство детей-сирот на воспитание в семью существовало в различных формах (патронаж, патронат) как в дореволюционной России, так и после 1917 г. в РСФСР. В послевоенный период в РСФСР передача детей на воспитание в семьи стала нечастым явлением из-за отсутствия возможности у государства оказывать материальную помощь патронажной семье, и патронаж стал сливаться с опекой (попечительством). Воспитание подрастающего поколения - это не только задача семьи, это и одна из важных и сложных государственных задач, которая выполняется при помощи разнообразных средств и способов воздействия на личность ребенка. В деле обеспечения надлежащего воспитания несовершеннолетних детей немаловажная роль принадлежит семейному праву, первостепенной задачей которого является укрепление семьи, а одним из принципов - обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Содержание

Введение
1 Семейное право в правовой системе Российской Федирации………………3
2.Порядок выявления и устройства ребенка, оставщегося без попечения родителей в семью………………………………………………………………..6
Заключение……………………………………………………………………….11
Задача…………………………………………………………………………….12
Ответ……………………………………………………………………………..13
Список использованной литератур

Работа содержит 1 файл

семейное право.docx

— 34.42 Кб (Скачать)

 

                        Содержание:

Введение

1 Семейное  право в  правовой системе Российской  Федирации………………3

2.Порядок выявления и  устройства ребенка, оставщегося  без попечения родителей в  семью………………………………………………………………..6

Заключение……………………………………………………………………….11

Задача…………………………………………………………………………….12

Ответ……………………………………………………………………………..13

Список использованной литературы………………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Введение

      В России издавна  было принято, брать детей-сирот  на воспитание в семьи.   В последующем устройство детей-сирот  на воспитание в семью существовало  в различных формах (патронаж, патронат) как в дореволюционной России, так и после 1917 г. в РСФСР.  В послевоенный период в РСФСР  передача детей на воспитание  в семьи стала нечастым явлением  из-за отсутствия возможности  у государства оказывать материальную  помощь патронажной семье, и  патронаж стал сливаться с  опекой (попечительством). Воспитание подрастающего поколения - это не только задача семьи, это и одна из важных и сложных государственных задач, которая выполняется при помощи разнообразных средств и способов воздействия на личность ребенка. В деле обеспечения надлежащего воспитания несовершеннолетних детей немаловажная роль принадлежит семейному праву, первостепенной задачей которого является укрепление семьи, а одним из принципов - обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

     В последнее время в России наблюдается устойчивый рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. В 2007 г. Их общее количество составило более 700 тыс. Причем лишь небольшое число детей остались без попечения родителей в результате их смерти. Остальные относятся к явлению так называемого социального сиротства, т.е. являются сиротами при живых родителей. Основными причинами увеличения числа детей - сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. В этой связи защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в Российской Федерации крайне важное значение.

    1 Семейное  право в правовой системе Российской Федирации

     Само по  себе семейное право, в большинстве  своем  выглядит более ясным и полным, если его разграничить с другими правовыми отраслями.  
В изначально необходимо досконально  изучить соотношения семейного и гражданского права. Гражданское право – в первую очередь, призвано управлять имущественно-ценовыми отношениями. Семья – это экономическая ячейка общества,  и,  между прочим, у  отдельно взятых членов семьи также  могут образовываться  имущественные отношения. 
      Кстати, стоит отметить, что все имущественные отношения в семье несколько иного характера, весьма, отличного, от регулируемого гражданским правом, из-за того, что  они не  обладают стоимостным признаком. То есть, при определении самой суммы  алиментов, должно полностью  отсутствовать взаимное соизмерение  затрат на имущество, осуществленных  членами семьи. Все отношения (в первую очередь не имущественные), образовывающиеся между  членами семьи, отличны  от регулируемых норм гражданского права тем, что складываются они, между конкретными, строго определенными членами семьи. 
   На данный момент, происходит так сказать сближение отношений, которые, в свою очередь,  регулируются  нормами гражданского  и семейного права.  В частности, заключение между мужем и женой  брачных договоров, предусмотренных Семейным Кодексом России, дает возможность сделать  переход от совместной супружеской собственности к долевой.  
Тенденции подобного плана, нашли  свое отражение в том,  что часть, бывших традиционных, норм семейно-брачного права были включены в Гражданский Кодекс РФ.  
    Сами нормы семейного права, не носят, да и не могут носить властно-распорядительный характер, как раз это, их весьма выгодно отличает от норм административного права, которые, в свою очередь, используются  в целях регулирования организационных отношений.  
Семейные отношения изначально основываются на равноправии обоих супругов,  ну и добровольности их совместного сожительства, следовательно,  сам  метод власти-подчинения, используемый  в административном праве, неприемлем в семейных отношениях.  
     Хотя, имеют место быть часть  норм семейно-законодательного права, за примером можно далеко не ходить – хотя- бы алиментные обязательства. Они имею весьма сильное сходство  с нормами административного права, но при этом есть определенный набор существенных отличий, заключающихся в отсутствии отношений  властно-распорядительного характера, и в самой направленности на регулирование отношений между частными  лицами — членами семьи.

     Как пример, в  Семейном Кодексе РФ прописано, что он  обязует в конкретных случаях бабушек и дедушек, заниматься  содержанием  своих внуков, но при этом, не  устанавливает в обязанности внуков, полноценно  подчиняться бабушке или дедушке, так же не имеет санкций при нарушении норм. Все нормы и стандарты административного права,  чаще всего затрагивают лиц неопределенного круга,  в том числе и должностных.  
В обязательном порядке, установлены и  утверждены,  все  санкции касающихся  нарушение правил поведений.  
То есть,  другими словами, нарушение  правил,  пользования жилым помещением,  влечет за собой наложение штрафных санкций, и принятие уполномоченным  органом, или же,  должностным лицом решения, предусмотренного административным кодексом,  это прямая  обязанность, связанная с  подчинением определенному  решению. 
     Разграничение самих  норм  семейного и конституционного права, необходимо  проводить в первую очередь по их собственным субъектам.  
Например,  38  статья Конституции Российской Федерации, утвердила  положения  о том, что материнство,  детство  и семья,  находятся под  постоянной защитой государства.  
На первый взгляд, эта  норма самоцель регулирования семейных отношений. Однако субъектом всех конституционных отношений, считаются сами органы представительной власти. Как раз, собственно  деятельность органов представительной власти отвечает за  нормы конституционного права и в рассмотренном выше примере. Эта норма, была изначально  направлена на обеспечение охраны семьи и семейного права, материнства и детства,  со стороны Российской представительной власти.  
     Абсолютно все нормы, семейного права,  как оговаривалось  выше, обладают одной единственной целью – самого  регулирования внутрисемейных отношений:  между мужем и женой, родителями и детьми, бабушками и дедушками и другими.   
    Другими словами, можно сказать, что  субъектами семейных отношений, по сути  являются сами члены семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    2 Порядок выявления и устройства ребёнка, оставшегося без попечения родителе в семью

     Институт опеки и попечительства над детьми, оставшимися без родительского попечения, длительное время существовал в различных формах как в дореволюционной России, так и затем в РСФСР. В настоящее время в семейном праве под опекой и попечительством понимается форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов (ст. 123 и 145 СК; п. 1 ст. 35 ГК; ст. 1 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").

     К несовершеннолетним детям, оставшимся без попечения родителей, относятся дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах или признаны недееспособными. Отсутствие родительского, попечения может быть вызвано также болезнью родителей, препятствующёй выполнению ими родительских обязанностей, длительным отсутствием родителей, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав интересов и иными причинами (ст. 121 СК РФ).

     Институт опеки и попечительства основан на нормах только семейного, но и гражданского права, а также административного права, то есть по своей сути является комплексным. В ГК нормы об опеке и попечительстве входят в состав различных институтов: дееспособности граждан, представительство, сделки, обязательства, возникающие вследствие причинения вреда. Кроме того, в ГК содержатся общие положения об установлении и прекращении опеки и попечительства над гражданами. В Семейном кодексе нормы об опеке и попечительстве образуют самостоятельный раздел и регламентирую опеку и попечительство как форму устройства и семейного воспитания детей, оставшихся без родительской заботы. В Семейном кодексе соответственно определяются права и обязанности опекунов (попечителей) несовершеннолетних детей, находящихся под опекой (попечительством).

     Основанием установления опеки и попечительства над детьми является факт утраты ими по тем или иным причинам родительского попечения. Опека и попечительство над детьми преследуют две основные цели:

а) воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

б) защита прав и интересов  детей, оставшихся без попечения  родителей.

     Законодательством установлено, что  опека устанавливается над малолетними детьми, то есть не достигшими четырнадцати лет (п. 2 ст. 145 СК и п. 1 ст. 32 ГК), а попечительство — над несовершеннолетними детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (п. 2 ст. 145 СК). Разграничение понятий опеки и попечительства не имеет существенного значения в сфере воспитания и образован. подопечных детей, но крайне важно в сфере защиты опекунами (попечителями) их личных и имущественных прав и интересов, что во многом определяется различиями :в содержании дееспособности несовершеннолетних в возрасте до четырнадцати лет и от четырнадцати до восемнадцати лет. Благодаря опекуну ребенок, оставшийся без попечения родителей, может стать участником любого гражданского правоотношения. Попечитель призван оказывать содействие несовершеннолетнему подопечному в реализации его прав в гражданско-правовой сфере.

    В отличие от ранее действовавшего законодательства порядок установления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми СК уже не регулируется, как не относящийся напрямую к семейным отношениям.

    Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления — выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти (п. 1 ст. 34 ГК). Органы местного самоуправления всех уровней, включая поселковую (сельскую), районную и городскую администрацию, назначают опекунов и попечителей путем вынесения соответствующего решения.

     Орган опеки и попечительства назначает опекуна или попечителя ребенку в течение месяца с момента, когда ему стало известно о необходимости установления опеки и попечительства. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств (например, ребенок уже проживает в семье кандидата в опекуны, попечителя) опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства также и по месту жительства опекуна (попечителя). Если ребенку, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается непосредственно на орган опеки и попечительства.

     Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия (п. 3 ст. 35 ГК). Это обязательное условие, что естественно, поскольку, принуждение к исполнению опекунских или попечительских обязанностей интересам ребенка соответствовать не может и цели опеки (попечительства) вряд ли будут достигнуты. Необходимо добровольное волеизъявление лица, отвечающего по своим личным качествам необходимым требованиям закона, принять на себя обязанности опекуна (попечителя). На практике такое согласие выражается в соответствующем заявлении в орган опеки и попечительства.

    Опекунами (попечителями) могут быть назначены только совершеннолетние дееспособные лица (п. 1 ст. 146 СК; п. 2 ст. .35 ГК). Закон запрещает быть опекунами (попечителями):

  • несовершеннолетним лицам независимо от приобретения ими полной дееспособности до достижения возраста совершеннолетия;
  • недееспособным лицам;
  • лицам, лишенным родительских прав
  • лица, страдающие хроническим алкоголизмом или наркоманией;
  • лица, ранее отстраненные от выполнения обязанностей опекунов или попечителей;
  • лица, у которых дети были отобраны без лишения родительских прав, то есть ограниченные в родительских правах;
  • бывшие усыновители, если усыновление было отменено по их вине;
  • лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять воспитание ребенка.

     При решении органом опеки и попечительства вопроса о назначении конкретного лица опекуном или попечителем ребенка должны учитываться также следующие обстоятельства:

а) способность лица к  выполнению обязанностей опекуна (попечителя);

б) его личные и нравственные качества;

в) отношения между ним  и ребенком, нуждающимся в опеке  или попечительстве;

г) отношение к ребенку  членов семьи опекуна (попечителя);

д) если это возможно —  желание самого ребенка.

     На практике опекунами (попечителями) чаще всего назначаются близкие родственники ребенка (дедушка, бабушка, тетя, дядя, брат, сестра и т. п.), тогда удается наиболее оптимально учесть требования к личности опекуна (попечителя) и желание самого ребенка. Однако и в этом случае закон не делает каких-либо исключений, позволяющих принять решение о назначении родственника ребенка его опекуном (попечителем) при наличии предусмотренных законодательством препятствий.

     Орган опеки и попечительства может назначить ребенку опекуна (попечителя) и по просьбе самих родителей, если они по каким-либо причинам (длительная командировка, болезнь и т. п.) не могут лично осуществлять воспитание ребенка. При этом родители могут предложить органу опеки и попечительства кандидатуру опекуна (попечителя).

    Права и обязанности опекуна (попечителя) возникают с момента вынесения органом опеки и попечительства решения о его назначении. Опекуну (попечителю) выдается опекунское удостоверение, ему разъясняются его права и обязанности, передаются необходимые документы подопечного. В дальнейшем орган опеки и попечительства обязан осуществлять постоянный контроль за деятельностью опекунов (попечителей) и оказывать им необходимую помощь в воспитании подопечных и решении других вопросов.

 

 

 

 

 

 

                                    Заключение

     Орган опеки и попечительства, обязан оказывать приемной семье необходимую помощь и содействие в создании нормальных условий жизни и воспитания ребенка, включая решение вопросов материального, жилищного и иного обеспечения (п. 2 ст. 155 СК). В частности, для приобретения продуктов питания приемная семья прикрепляется органом местного самоуправления непосредственно к базам, магазинам, снабжающим образовательные учреждения. Приемным семьям в преимущественном порядке выделяются путевки для детей (в том числе бесплатные) в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха, санатории для совместного отдыха и лечения приемных родителей с детьми.

Информация о работе Порядок выявления и устройства ребенка, оставщегося без попечения родителей в семью