Порядок изменения Конституции

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение наиболее актуальных проблем в процессе конституционных поправок и пересмотре Конституции Российской Федерации, а также обозначение возможных путей развития в этом вопросе.

Задачи исследования определяются поставленной целью и указывают, что предстоит сделать для ее достижения:

– исследовать развитие института конституционных поправок и пересмотра Конституции РСФСР 1978 г. и Конституции Российской Федерации 1993 г. в контексте истории государства и права России;

– выделить как позитивные, так и негативные моменты процесса изменения Конституции;

– показать проблемы в сфере конституционных поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации;

– сформулировать предложения по совершенствованию процесса проведения конституционных поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации и устранению выявленных проблем;

– определение путей развития исследуемого вопроса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1. История развития института конституционных поправок и пересмотра Конституции на примере Конституции РСФСР 1978 г. и Конституции РФ 1993 г…………………………………………………………………………….6

2. Субъекты процесса конституционных поправок и пересмотра Конституции. Порядок пересмотра……………………………………………10

2.1 Субъекты процесса конституционных поправок и пересмотра Конституции (ст. 134)………………………………………………………….10

2.2 Порядок пересмотра положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации (статья 135)………………………………………………………..11

2.3 Порядок внесения поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федерации (статья 136)………………………………………………………..17

2.4 Порядок внесения изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации (статья 137)………………………………………………………...20

3. Проблемы процесса конституционных поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации и возможные пути их решения…….25

Заключение……………………………………………………………………..34

Список литературы……………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Порядок изменения Конституции.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

     Внесение  принципиальных изменений в Конституцию  Российской Федерации и тем более  принятие новой Конституции – возможно, дело будущего. Сегодня для развития положений Основного закона следует обратить внимание на другие резервы повышения эффективности Конституции, правовой, демократический и нравственный потенциал которой в полной мере еще не востребован, важно использовать возможности, заложенные в ней самой.

     Один  из таких каналов оживления ее потенциала, перевода ее положений  в конкретное поведение участников конституционного процесса – толкование Конституции. Практика толкования Конституционного Суда РФ выглядит вполне успешной на фоне провала предпринятых попыток принятия поправок к Основному закону, что позволяет сделать вывод об использовании толкования как альтернативы жесткости Конституции. Деятельность Конституционного Суда РФ в этом направлении достаточно органично может быть вплетена в канву продолжающейся конституционной реформы, которую справедливо рассматривать прежде всего как достижение максимальной включенности Основного закона в общественную практику.

     При использовании толкования Конституции  как фактора повышения ее жизнеспособности не должна идти речь о создании новой  Конституции; толкование должно проводиться  в координатах определенного правового пространства, в контексте современных событий жизни общества. Это не замена Конституции, не подмена, а уяснение смысла ее положений.

     Другим  инструментом развития конституционных  норм служит законодательство. Зачастую на это указывает сама Конституция. Но это не означает, что другие положения Основного закона не могут получить своей законодательной конкретизации. Замечено, что лишь сейчас, на новом этапе развития страны, основанном на демократизации всех сторон общественной жизни, восстановлении принципов гуманизма и общечеловеческой морали, преобразовании хозяйственных отношений, пришел час подлинного понимания ценности законодательства как объективно необходимого инструмента социального регулирования, заботы о личности и ее интересах, установления подлинной демократии.39

     Признавая необходимость следования в этом направлении – продуманной и неспешной законодательной конкретизации отдельных положений Конституции, – необходимо настроиться на последовательную законотворческую работу. Ее непременным условием должен стать предварительный системный правовой анализ, чтобы выяснить, какие конституционные нормы не работают по причине объективного несоответствия современной действительности, а какие – в связи с отсутствием механизма реализации, необходимых процедурных форм, но могут быть введены в оборот федеральным конституционным законом или федеральным законом без поправок в Конституцию.

     Многие  ученые и практики в свете развития Конституции видят выход из сложившейся  в законодательстве ситуации в укрупнении законодательного массива (уже давно предлагается принять Избирательный кодекс, Кодекс государственной службы, Природоресурсный кодекс и др.), в подготовке и принятии Свода законов Российской Федерации. При всей необходимости проведения данной работы следует помнить, что систематизация поможет устранить последствия бессистемного законотворчества, но не его причины. Требует изменения сам подход к законодательствованию. Оно не должно происходить стихийно. Законодательство должно отражать общественные потребности. Преодолению некоторой хаотичности развития российского законодательства и обеспечению его большей планомерности и эффективности в немалой степени должна способствовать современная научная концепция законодательства, которую разрабатывает Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Концепция представляет анализ современного состояния законодательства в целом и его отраслей и факторов, влияющих на законотворчество и действие законов.

     Конституция РФ во многом расширила возможности субъектов Федерации, в том числе и в законодательной сфере. Продолжающаяся реформа в сфере федеративных отношений в итоге должна привести к упорядочиванию не только федерального законодательства, но и законодательства субъектов Российской Федерации, очертить его контуры, выявить тенденции его развития и, несомненно, повлиять на его содержание. Скорее всего, следует ожидать снижения активности законотворчества субъектов Федерации, прекращения практики дублирования федерального законодательства на региональном уровне.

     Можно отметить, что конституционное развитие России на данном этапе вполне возможно без изменения Основного закона. Если наша Конституция и не идеальна, то она все же жизнеспособна. Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации и федерального законодателя подтверждают этот факт. Выискивание же «брака» в Конституции в целях ее замены – «затратная», неэффективная, а главное, неэкономичная практика. Нет никакой гарантии, что отдельные изменения Конституции или ее пересмотр приведут к улучшению ситуации.

     Именно  незыблемость Конституции России служит основой для решения первоочередных задач, стоящих перед российским обществом40, для построения демократического правового социального федеративного государства. Активное применение конституционных принципов – условие развития необходимых общественной практике отношений.41

     В российском обществе периодически возникает  дискуссия о конституционной  реформе42. Хотя споры о конституционной реформе ведутся уже столько лет, сколько существует Конституция, целостной концепции конституционной реформы или нового проекта Конституции пока российскому народу не предложено. Но лишь на этой основе возможно объединение сколько-нибудь значимых сил российского общества для перехода к новому этапу конституционной реформы и демократизации общественных отношений.

     На  наш взгляд, Россия нуждается в  новой Конституции по следующим  основаниям. Во-первых, ни одна цивилизованная страна в мире не имеет конституции  со столь низкой степенью легитимности. Как известно, одной из целей конституционно-правового процесса, как и целью политического процесса вообще, является достижение согласия, политического единства общества по ключевым вопросам государственного строительства.

     Достаточно  очевидно, что предложенный Б.Н. Ельциным российским гражданам проект Конституции был призван легализовать победу одной из противоборствующих сторон и ее видение будущего России. В результате Россия имеет Конституцию, ставшую не плодом договоренности основных политических групп, а итогом насильственного устранения одной из них с политической сцены. Авторы действующей Конституции России не знали, забыли или не желали придерживаться простой истины, что Конституция России будет действенной и долговечной только в том случае, когда станет оформлением, венцом общенационального согласия. Тем более что от разработки проекта Конституции России был отстранен российский народ, поскольку он был лишен права делегировать своих представителей в Конституционное Совещание.

     Поэтому, если российский народ желает иметь стабильную и демократическую Конституцию, ему предстоит взять конституционный процесс в свои руки и не доверять данный вопрос государственной власти или ее представителям. Российский народ прежде всего должен потребовать от законодательной власти скорейшего принятия Федерального конституционного закона «О Конституционном Собрании». Ведь согласно действующей Конституции новую Конституцию России вправе разрабатывать и принимать лишь Конституционное Собрание.

     В настоящее время в центре общественной дискуссии стоят два разных варианта созыва Конституционного Собрания – всеобщие выборы его участников гражданами после того, как предложение о пересмотре глав 1, 2, 9 Конституции будет поддержано квалифицированным большинством в обеих палатах, и собственно формирование Конституционного Собрания на основе должностного представительства органов государственной власти.

     Так, В.И. Осейчук придерживается той точки зрения, что наиболее демократичным и работоспособным является первый вариант – когда все участники Конституционного Собрания делегированы российским народом. Во втором варианте участники Конституционного Собрания являются заинтересованными лицами и, скорее всего, не будут склонны к ограничению государственной власти, установлению механизмов ее ответственности перед российским народом. Вариант формирования Конституционного Собрания на основе должностного представительства органов государственной власти отражает преимущественно взгляды привилегированных слоев на конституционную реформу, заботящихся о сохранении всевластия государственной бюрократии и олигархов43.

     Представляется, что Федеральный конституционный  закон «О Конституционном Собрании»  должен содержать несколько основополагающих принципов:

     1. Участники Конституционного Собрания, без каких-либо исключений, должны избираться российским народом.

     2. Лица, занимающие должности в  органах государственной власти  и местного самоуправления, не  вправе участвовать в работе  Конституционного Собрания.

     3. Конституционное Собрание в течение  шести месяцев разрабатывает новый проект Конституции, поскольку действующая Конституция была разработана под диктовку правящей группы и в интересах олигархического меньшинства, с нарушением требований действовавшего законодательства и меньшинством граждан, что в демократическом правовом государстве неприемлемо.

     4. В проект Конституции включаются  только те положения, которые  получили поддержку не менее  двух третей участников Конституционного  Собрания.

     5. Разработанный проект Конституции  выносится на референдум, который проводится не ранее чем через три месяца после официального опубликования и считается принятым, если он получил поддержку более половины россиян, внесенных в списки участников референдума.

     6. Каждый участник референдума  не позднее чем за месяц  до официального голосования получает проект Конституции.

     На  взгляд автора, Федеральный конституционный  закон «О Конституционном Собрании»  должен быть разработан и принят в  первоочередном порядке, независимо от того, будут или не будут в обозримый  период вноситься поправки в Конституцию Российской Федерации. Ведь речь идет о Законе постоянного действия, и его никак не следует привязывать к конкретным, сложившимся сегодня обстоятельствам. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Собрании» призван заполнить правовой вакуум, создать недостающее звено в механизме российской государственности. Вполне очевидно, что необходимость внести изменения в отдельные положения Конституции может возникнуть в любое время. Однако согласно ч. 2 ст. 135 Конституции Российской Федерации поправки в главы первую, вторую и девятую Конституции не могут быть внесены, пока не принят федеральный конституционный закон, регламентирующий порядок формирования и деятельности Конституционного Собрания44. 
 

 

Заключение 

     Результатами исследования стали основные выводы, полученные в процессе работы. К ним можно отнести следующие положения:

  1. Принятие новой Конституции в 1993 году было обусловлено необходимостью создать новую основу законодательства нового государства. В настоящее время институт конституционных поправок и пересмотра Конституции более развит, чем в предшествующей Конституции, в которой закреплялось полновластие Съезда народных депутатов, и направлен на защиту основных прав и свобод человека и развитие гражданского общества и правового государства.
  2. Согласно статье 134 Конституции Российской Федерации, субъектами права на внесение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут быть:

     – Президент Российской Федерации;

     – Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

     – Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;

     – Правительство Российской Федерации;

     – законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;

     – группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

     Перечень  этих органов государственной власти уже тех, которые, согласно статье 104 Конституции Российской Федерации, обладают правом законодательной инициативы. В частности, здесь нет высших судебных органов и индивидуального права на инициативу со стороны членов палат Федерального Собрания Российской Федерации.

  1. В статье 135 Конституции Российской Федерации закреплено, что положения глав 1, 2 и 9 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием Российской Федерации. Но предложение о пересмотре может быть поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Федерального Собрания и депутатов Государственной Думы. В этом случае в соответствии с федеральным законом созывается Конституционное Собрание, которое либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. Если в голосовании приняло участие более половины избирателей, более половины которых проголосовали за Конституцию, то она считается принятой.
  2. В статье 136 Конституции Российской Федерации сказано, что поправки к главам 3 – 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.
  3. Статья 137 Конституции Российской Федерации в пункте 1 закрепляет, что изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. Пунктом 2 предписывается в случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.

Информация о работе Порядок изменения Конституции