Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 18:29, курсовая работа
Целью работы является определение наиболее актуальных проблем в процессе конституционных поправок и пересмотре Конституции Российской Федерации, а также обозначение возможных путей развития в этом вопросе.
Задачи исследования определяются поставленной целью и указывают, что предстоит сделать для ее достижения:
– исследовать развитие института конституционных поправок и пересмотра Конституции РСФСР 1978 г. и Конституции Российской Федерации 1993 г. в контексте истории государства и права России;
– выделить как позитивные, так и негативные моменты процесса изменения Конституции;
– показать проблемы в сфере конституционных поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации;
– сформулировать предложения по совершенствованию процесса проведения конституционных поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации и устранению выявленных проблем;
– определение путей развития исследуемого вопроса.
Введение…………………………………………………………………………3
1. История развития института конституционных поправок и пересмотра Конституции на примере Конституции РСФСР 1978 г. и Конституции РФ 1993 г…………………………………………………………………………….6
2. Субъекты процесса конституционных поправок и пересмотра Конституции. Порядок пересмотра……………………………………………10
2.1 Субъекты процесса конституционных поправок и пересмотра Конституции (ст. 134)………………………………………………………….10
2.2 Порядок пересмотра положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации (статья 135)………………………………………………………..11
2.3 Порядок внесения поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федерации (статья 136)………………………………………………………..17
2.4 Порядок внесения изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации (статья 137)………………………………………………………...20
3. Проблемы процесса конституционных поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации и возможные пути их решения…….25
Заключение……………………………………………………………………..34
Список литературы……………………………………………………………
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Филиал
«Московского психолого-социального
института» в г. Красноярске
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Конституционное право РФ
Тема: «Порядок
изменения Конституции»
Выполнил
Красноярск 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. История
развития института конституционных поправок
и пересмотра Конституции на примере Конституции
РСФСР 1978 г. и Конституции РФ 1993 г………………………………………………………………
2. Субъекты процесса конституционных поправок и пересмотра Конституции. Порядок пересмотра……………………………………………10
2.1 Субъекты
процесса конституционных поправок и
пересмотра Конституции (ст. 134)………………………………………………………
2.2 Порядок пересмотра положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации (статья 135)………………………………………………………..11
2.3 Порядок внесения поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федерации (статья 136)………………………………………………………..17
2.4 Порядок внесения изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации (статья 137)………………………………………………………...20
3. Проблемы процесса конституционных поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации и возможные пути их решения…….25
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Актуальность темы исследования определяется тем, что в настоящее время существует множество проблем, вызывающих дискуссии. В частности, многие ученые ведут споры относительно того, какие недостатки существуют в действующей Конституции Российской Федерации, каким образом их можно исправить, а также насколько полно в Конституции освещен вопрос внесения поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации и нужно ли изменять Конституцию, или же целесообразно будет принять новую. В итоге то, что на сегодняшний день существует множество проектов Конституции.
Степень разработанности темы. За весь период существования института конституционных поправок и пересмотра Конституции (Основного закона) в России возникало множество споров по поводу конституционной реформы, возможности и необходимости совершенствования положений Конституции. В советский период из-за жесткой цензуры открыто критиковать Конституцию РСФСР не было возможности, однако после распада СССР и образования Российской Федерации Конституцию 1978 г. множество раз изменяли, что стало причиной пробелов и противоречий в праве. Для ликвидации этих последствий в 1993 г. была принята новая Конституция Российской Федерации, в которой были устранены некоторые недостатки. Однако после принятия Основного закона снова появились разногласия по поводу реформирования Конституции. В частности, по этому вопросу в своих статьях высказывали мнение такие юристы как А.А. Белкин1, Е.А. Лукьянова2, Т.Я. Хабриева3, В.И. Осейчук4 и другие.
Целью работы является определение наиболее актуальных проблем в процессе конституционных поправок и пересмотре Конституции Российской Федерации, а также обозначение возможных путей развития в этом вопросе.
Задачи исследования определяются поставленной целью и указывают, что предстоит сделать для ее достижения:
– исследовать развитие института конституционных поправок и пересмотра Конституции РСФСР 1978 г. и Конституции Российской Федерации 1993 г. в контексте истории государства и права России;
– выделить как позитивные, так и негативные моменты процесса изменения Конституции;
– показать проблемы в сфере конституционных поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации;
– сформулировать предложения по совершенствованию процесса проведения конституционных поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации и устранению выявленных проблем;
– определение путей развития исследуемого вопроса.
Объектом данного исследования является законодательство Российской Федерации в сфере внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации.
Предмет исследования – особенности процесса становления и развития института конституционных поправок и пересмотра Конституции в российском государстве.
Методологической основой данной работы составляет совокупность приемов, способов, методов проведенного исследования, таких как диалектический метод и историзм, историко-сравнительный метод правоведения, изучение и анализ законодательной практики, сравнительно-правовой метод и другие.
Теоретико-правовой основой данной работы являются работы таких ученых-юристов, как А.А. Белкина5, Е.А. Лукьяновой6, Т.Я. Хабриевой7, В.И. Осейчука8 и других авторов.
Структура
работы определяется целью и задачами
исследования. Она состоит из введения,
трех глав, включающих четыре параграфа,
заключения и библиографического списка.
1. История развития
института конституционных
поправок и пересмотра
Конституции на примере
Конституции РСФСР 1978
года и Конституции
РФ 1993 года
В Конституции (Основном законе) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 апреля 1978 г. (в первоначальной редакции) в статье 185 главы XI закреплено, что изменение Конституции РСФСР производится решением Верховного Совета РСФСР, принятым большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Верховного Совета РСФСР9.
Конституция
Российской Федерации значительно более
жёсткая и, следовательно, более стабильная,
чем Конституция – Основной закон РСФСР
1978 года. Право принятия новой Конституции
и поправок к прежней
Конституции было предоставлено высшим
представительным органам – Верховному
Совету, Съезду народных депутатов, что
отражало полновластие Советов.
В последние годы существования Конституции 1978 года, в период широкомасштабных реформ во всех сферах государственной и общественной жизни, в том числе и в конституционно-правовой сфере, в неё часто вносились многочисленные изменения. Конституционные нормы стали противоречить друг другу. Например, в Конституции Российской Федерации – России, принятой на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 г. (в редакции от 10 декабря 1992 г.) в статье 3 было закреплено разделение властей, а также разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, Москвой и Санкт-Петербургом, автономными областями, автономными округами и местным самоуправлением. Однако в статье 185 Конституции оставалось положение о том, что изменение и дополнение Конституции (Основного Закона) Российской Федерации – России производит Съезд народных депутатов Российской Федерации законом, принятым большинством не менее двух третей от общего числа избранных народных депутатов Российской Федерации. В таком же порядке производится временное приостановление действия отдельных статей Конституции, а также делегирование полномочий Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховному Совету Российской Федерации.
Изменения и дополнения статей Конституции Российской Федерации – России, касающиеся федеративного устройства Российской Федерации, не могут быть осуществлены в одностороннем порядке и производятся по согласованию с республиками в составе Российской Федерации, краями, областями, автономной областью, автономными округами, городами Москвой и Санкт-Петербургом в лице их Советов народных депутатов10.
Таким образом, Конституция превратилась в юридический лабиринт. Кроме того, она стала орудием политической борьбы. Нестабильность Конституции, которая была следствием её чрезмерной «гибкости», явилась одной из причин конституционного кризиса 1992–1993 годов. В новой Конституции этот недостаток был устранён11.
Конституция
Российской Федерации принципиально
отличается от прежних актов конституционного
законодательства СССР и России. Она
несет в себе новые ценности и
ориентиры политического и
В 1994 году была предпринята первая попытка внесения изменений в новую Конституцию. Совет Федерации внес в Государственную Думу проект федерального конституционного закона «О поправках к частям 3 и 4 статьи 105 Конституции Российской Федерации».13
Большинство же имеющихся проектов поправок не преследовало цели добиться улучшения конституционного текста. Требования об изменении Конституции во многом были вызваны политическими причинами. В основном корректировке предлагалось подвергнуть главы об органах власти. Рассмотренные Государственной Думой поправки к Конституции предусматривали: усиление полномочий Федерального Собрания в сфере парламентского контроля, расширение перечня членов Правительства Российской Федерации, назначение на должность и освобождение от должности которых требует получения согласия Государственной Думы, новый порядок формирования Совета Федерации, изменения субъектного состава Российской Федерации и др. Сегодня дебаты по этим вопросам утихли, хотя неудовлетворенность конституционным текстом все же осталась.14
Таким
образом, принятие новой Конституции в
1993 году было обусловлено необходимостью
создать новую основу законодательства
нового государства. В настоящее время
институт конституционных поправок и
пересмотра Конституции более развит,
чем в предшествующей Конституции, в которой
закреплялось полновластие Съезда народных
депутатов, и направлен на защиту основных
прав и свобод человека и развитие гражданского
общества и правового государства.
2. Субъекты процесса
конституционных поправок
и пересмотра Конституции.
Порядок пересмотра
2.1
Субъекты процесса конституционных
поправок и пересмотра
Конституции (ст. 134)
Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.15
Конституция содержит исчерпывающий перечень субъектов, которые могут инициировать конституционные поправки и пересмотр Конституции. В целях обеспечения стабильности Основного закона государства круг этих субъектов сужен по сравнению с субъектами законодательной инициативы (статья 104 Конституции Российской Федерации)16.