Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 13:20, реферат
Амнистии и помилованию среди других видов освобождения от наказания или от его отбывания принадлежит особое место, определяемое рядом обстоятельств. Специфика амнистии и помилования заключается в том, что они являются комплексными институтами, различным образом смягчающими положение виновных.
Судимость является правовым последствием наказания за совершенное преступление, имеет строгие временные рамки, возникает со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу, действует во время отбывания наказания и в течение определенного времени после его отбытия до момента ее погашения или снятия.
Введение
1. Уголовно-правовая характеристика амнистии и помилования
2. Уголовно-правовая характеристика судимости
Заключение
Список литературы
Департамент образования г.Москвы
ГОУ ВПО Московский городской педагогический университет
Письменная контрольная работа на тему: «Понятия судимости, амнистии и помилования»
Работу выполнила: студентка 4 курса
Боронова Е.А.
Москва 2012
Содержание
Введение
1. Уголовно-правовая характеристика амнистии и помилования
2. Уголовно-правовая характеристика судимости
Заключение
Список литературы
Введение
Амнистии и помилованию среди других видов освобождения от наказания или от его отбывания принадлежит особое место, определяемое рядом обстоятельств. Специфика амнистии и помилования заключается в том, что они являются комплексными институтами, различным образом смягчающими положение виновных.
Судимость является правовым последствием наказания за совершенное преступление, имеет строгие временные рамки, возникает со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу, действует во время отбывания наказания и в течение определенного времени после его отбытия до момента ее погашения или снятия.
Существующие законодательные, а также иные нормативно-правовые источники не восполняют пробелов законодательства в отношении рассматриваемых институтов, более того, в отдельных из них имеются противоречия.
В данной работе поставлены следующие задачи:
• Изучить понятие, сущность амнистии и помилования;
• Показать порядок процедуры амнистии и помилования;
• Проанализировать соотношение институтов амнистии и помилования;
• Изучить понятие, сущность и содержание судимости;
• Определить уголовно-правовые последствия судимости;
• Рассмотреть вопрос о погашении и снятии судимости;
На сегодняшний день имеется достаточное количество учебной и научной литературы, нормативно-правовых актов и судебной практики, относящихся к вопросам об амнистии, помиловании, судимости.
Теоретической основой данной работы выступили научные работы и труды российских авторов, посвященных изучению институтов амнистии, помилования, судимости.
Это такие авторы, как П.И. Люблинский, М.Д. Шаргородский, А.С. Михлин, Ю.М. Ткачевский, А.Я. Гришко, А.И. Рарог, Ю.В. Саженков, Э.А. Пинюгин и другие.
Законодательной и нормативной основой данной работы выступают: Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Указ Президента РФ от 28 декабря 2001г. №1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации», Положение от 28 декабря 2001г. №1500 «О порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации» и другие нормативно-правовые акты.
1. Уголовно-правовая характеристика амнистии и помилования
Согласно толковому словарю современного русского языка под редакцией С.А. Кузнецова, слово амнистия происходит от греческого «amnestia» - прощение, забвение; осуществляемое верховной властью полное или частичное освобождение от наказания осужденных судом лиц.
Исследованию понятия амнистии посвящены работы множества авторов.
Так, например, П.И. Люблинский рассматривает амнистию как акт, издаваемый ради достижения каких-либо более высоких задач государственной власти. «Амнистия применяется тогда, когда нормальные основания, обусловливающие репрессию, предполагаются еще существующими… но значение их здесь признается малоценным по сравнению с теми эффектами, которые могут быть достигнуты прекращением репрессивных действий», - отмечает он.
М.Д. Шаргородский подчеркивает, что «амнистией может быть произведено полное или частичное, условное или безусловное освобождение от применения наказания, установленное вступившим в законную силу приговором суда».
Согласно Конституции Российской Федерации, к ведению одной
из палат Федерального Собрания - Государственной Думы - относится объявление амнистии. Акт амнистии влечет за собой определенные уголовно-правовые последствия, устанавливаемые в уголовном законе.
Уголовно-правовая регламентация акта амнистии дается в статье 84 УК РФ. В соответствии с ней амнистия объявляется в отношении индивидуально неопределенного круга лиц, не обозначенных персонально, т.е. пофамильно (акты амнистии могут распространяться, например, на женщин, на несовершеннолетних, на лиц старше определенного возраста и т.д.).
По своему содержанию эти акты могут содержать предписания:
• об освобождении от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления;
• об освобождении лиц, осужденных за совершение преступлений, от наказания или от его дальнейшего отбывания;
• о сокращении назначенного наказания;
• о замене назначенного наказания более мягким;
• об освобождении от дополнительного наказания;
• о снятии судимости.
Акт амнистии не вносит изменений в уголовный закон, предусматривающий ответственность за то или иное преступление, т.е. в отношении соответствующих деяний, совершенных амнистированными лицами, не происходит декриминализации. Амнистия не ставит под сомнение ни законность, ни обоснованность приговора суда. Амнистия лишь смягчает участь лиц, совершивших преступление, в том числе и осужденных, и означает проявление к ним гуманности и милосердия со стороны государственной законодательной власти.
Как уже отмечалось, акт амнистии сочетает в себе освобождение
как от уголовной ответственности, так и от наказания. Конкретное же
содержание амнистии определяется в самом акте об амнистии.
Так, постановлением Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации от 20 апреля 2005г. № 1764-4 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» от наказания в виде лишения свободы освобождались: ветераны Великой Отечественной войны; бывшие узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных нацистской Германией и ее союзниками в период Второй мировой войны. Этим же постановлением освобождались от наказания условно осужденные, отбывание наказания которым отсрочено, а также осужденные к наказаниям, не связанным с лишением свободы (ветераны Великой Отечественной войны и указанные выше бывшие узники). Эти осужденные также освобождались от дополнительных видов наказаний, не исполненных на день вступления акта об амнистии в силу. С лиц, освобождаемых от наказания, снималась судимость.
Амнистия может быть общей и частичной. Общая амнистия распространяется на всех лиц, совершивших преступления, предусмотренные определенными статьями Уголовного кодекса. Частичная амнистия относится к определенной категории лиц, совершивших преступления, предусмотренные актом амнистии.
По своему содержанию принятые в РФ амнистии можно разделить на две группы:
- амнистии политической направленности;
- амнистии уголовно-правовой направленности.
Амнистия - это внесудебный акт освобождения от уголовной ответственности и наказания. Во все времена и у всех народов амнистия рассматривалась как исключительная прерогатива суверенов - высших органов государственной власти и управления. Чаще всего акты амнистии принимаются в связи с какими-либо знаменательными событиями в жизни государства.
У амнистии есть две важные задачи: она может исправлять судебные ошибки и снимает напряженность в колониях.
Термин «помилование» означает прощение, заключающееся в отмене наказания за какую-либо вину, за какой-либо проступок; прощение, пощаду, благодеяние, щедроту, благоволение. Помиловать - отменить или смягчить наказание, к которому приговорили обвиняемого; простить кому-либо вину, проявить снисхождение к кому-либо.
Право помилования, как отмечает П.И. Люблинский, могло свободно приспособляться в течение долгого времени своего существования к выполнению самых разнообразных задач в судебной области. На его основе часто образовывались новые самостоятельные правовые институты: в Англии - пересмотр уголовных дел; в Германии, Америке - условное осуждение, условное освобождение, реабилитация. Помилование осужденных применяется как некоторый корректив недостатка уголовных законов или несовершенства судебного строя, если в отдельных случаях эти недостатки повлекли резкую несправедливость.
Точка зрения А.С. Михлина по поводу помилования состоит в том, что «помилование - это не только акт милости, это еще и акт доверия. Если мы доверяем осужденному, если мы его освобождаем от наказания, смягчаем его положение, то он должен искупить свою вину честным трудом и уж, по крайней мере, не совершать новых преступлений. А если он совершает новое преступление, значит, мы должны признать, что помилование было ошибочным, и он оказанного доверия не оправдал».
Конституция РФ провозглашает, что каждый осужденный за преступление имеет право просить о помиловании или смягчении наказания (п. 3 ст. 50).
В соответствии с частью 2 ст. 85 УК РФ, акт помилования применяется лишь к лицу, осужденному за преступление. Акт помилования может влечь для такого лица следующие уголовно-правовые последствия:
• лицо может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания;
• назначенное ему наказание может быть сокращено;
• назначенное ему наказание может быть заменено более мягким;
• с лица, отбывшего наказание, может быть снята судимость.
Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица. Право Президента Российской Федерации на осуществление помилования не ограничено ни кругом лиц, ни категориями преступлений, ни видами наказаний. Помилованным может быть любое лицо, в том числе и при особо опасном рецидиве, и даже осужденный к смертной казни, которому она в этом случае заменяется пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет. Помилование может применяться к лицам, осужденным за любые преступления, даже за убийство при отягчающих обстоятельствах.
Реализуя свои конституционные полномочия по осуществлению помилования, Президент РФ своим Указом от 28 декабря 2001г. №1500 в целях обеспечения участия органов государственной власти субъектов РФ и общественности в рассмотрении вопросов, связанных с помилованием, ликвидировал Комиссию по помилованию при Президенте РФ и образовал на территориях всех субъектов РФ комиссии по вопросам помилования. Этим же Указом утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации.
Как и амнистия, акт помилования - это проявление гуманизма и
снисходительности по отношению к осужденным со стороны государства.
Процедура амнистии и помилования.
Право объявлять амнистию для Государственной Думы предусмотрено ст. 103 Конституции РФ. В соответствии с частями 2 и 3 указанной статьи Основного закона, Государственная Дума по вопросам своего ведения, включая принятие амнистии, принимает постановления большинством голосов, если иное не предусмотрено Конституцией РФ.
Указанные нормы Конституции находят свое развитие в Регламенте Государственной Думы, в частности в гл. 23.
Постановления об объявлении амнистии и порядке применения амнистии вносятся в Государственную Думу и рассматриваются ею в порядке, установленном Регламентом Государственной Думы для внесения и рассмотрения законопроектов. После принятия постановлений об амнистии и порядке применения амнистии они подписываются Председателем Государственной Думы и подлежат официальному опубликованию.
Амнистия применяется в течение шести месяцев со дня официального опубликования соответствующего акта. Пределы действия амнистии во времени устанавливаются актами, разъясняющими порядок ее применения, либо непосредственно включаются в тексты актов об амнистии.
Постановление об объявлении амнистии структурно состоит из двух частей. В первой части документа называются категории лиц, подлежащих амнистированию, и условия применения амнистии; во второй - категории лиц, которые не подпадают под амнистию.
Порядок применения постановления об амнистии, как правило, устанавливается Государственной Думой отдельным постановлением. Им определяются органы (учреждения), осуществляющие амнистию, процедура принятия и оформления решения о применении акта об амнистии, уточняются категории амнистируемых.
Например, в Постановлении Государственной Думы от 16 апреля 2010г. № 3519-5 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» сказано, что применение данного постановления необходимо возложить на:
1). исправительные учреждения и следственные изоляторы - в отношении осужденных к лишению свободы, приговоры по делам которых вступили в законную силу;
2). органы дознания и органы предварительного следствия - в отношении подозреваемых и обвиняемых, дела и материалы о преступлениях которых находятся в производстве этих органов;
3). суды - в отношении лиц, дела о преступлениях которых находятся в производстве этих судов и не рассмотрены до дня вступления в силу постановления об амнистии, а также лиц, дела о преступлениях которых рассмотрены, но приговоры судов не вступили в законную силу;
4). уголовно-исполнительные инспекции - в отношении условно осужденных, осужденных к наказаниям в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ и ограничения свободы;
5). судебных приставов-исполнителей - в отношении осужденных к штрафу, если штраф не взыскан до дня вступления в силу постановления об амнистии.
Учреждения и органы, на которые возложено исполнение постановления об амнистии, вправе запрашивать у соответствующих учреждений документы, необходимые для принятия решения о применении акта об амнистии. Такие запросы исполняются незамедлительно.
Информация о работе Понятия судимости, амнистии и помилования