Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 15:38, контрольная работа
Жизнь современного общества трудно представить без объединения людей в группы, разного рода союзы, без объединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. В целях регулирования участия коллективных образований в имущественных и связанных с ними неимущественных отношениях гражданское законодательство применяет особую правовую конструкцию - юридическое лицо, которое участвует в гражданском обороте и является субъектом гражданских прав и обязанностей.
Содержание 1
Введение 2
1. Понятие и признаки юридического лица 4
2. Возникновение и прекращение юридического лица 6
3. Виды юридических лиц 18
Заключение 24
Список литературы 26
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его собственнику или учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законодательными актами или учредительными документами юридического лица (п. 5 ст. 51 ГК). Например, при ликвидации общественных объединений, общественных фондов и религиозных объединений оставшееся после уплаты долгов имущество не переходит к членам, участникам, учредителям, организаторам, а направляется на цели, определенные уставом юридического лица (п. 4 ст. 36, п. 7 ст. 106, п. 8 ст. 107 ГК).
Претензии кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, а также не заявленные до утверждения ликвидационного баланса, считаются погашенными. Требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией и те, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано, также считаются погашенными (п. 6 ст. 51 ГК).
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в государственный регистр юридических лиц (п. 10 ст. 50 ГК).
В
соответствии с нормами ГК разграничение
видов юридических лиц
В
отношении обособленного
Согласно ст. 36 ГК РК, к юридическим лицам, в отношении которых их участники сохраняют обязательственные права, относятся акционерные общества, хозяйственные товарищества и кооперативы.
К юридическим лицам, на имущество которых их учредители сохраняют право собственности или иное вещное право, относятся государственные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и казенные предприятия, обладающие имуществом на праве оперативного управления, в т.ч. дочерние предприятия, а также финансируемые учредителем учреждения и государственные учреждения.
К юридическим лицам, на имущество которых их учредители-участники не сохраняют никаких имущественных прав, относятся: общественные организации, религиозные организации, благотворительные и иные фонды.
По целям деятельности разграничение юридических лиц производится на основе ст. 34 ГК на коммерческие и некоммерческие организации.
Юридическое лицо относится к коммерческой организации, если основной целью деятельности является извлечение дохода. Организация, не преследующая такой цели и не распределяющая полученный чистый доход между участниками, считается некоммерческой.
В
предусмотренных законом
В
то же время общим для юридических
лиц некоммерческого вида является
то, что они создаются в основном
для осуществления
Коммерческие организации могут создаваться в форме акционерного общества, хозяйственного товарищества, производственного кооператива, государственного предприятия.
К некоммерческим организациям относятся учреждения, государственные учреждения, общественные фонды, общественные объединения, религиозные объединения, потребительские кооперативы, объединения юридических лиц в форме ассоциаций (союзов).
Иногда для того или иного вида юридического лица законом предусмотрена определенная форма. Так, согласно требованиям закона, юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией и содержащееся только за счет государственного бюджета, может быть создано исключительно в форме государственного учреждения (п. 3 - 1 ст. 34 ГК).
Законом допускается создание объединений коммерческих и некоммерческих организаций в форме ассоциаций (союзов) (ст. 110 ГК). Ассоциация (союз) является некоммерческой организацией (п. 3 ст. 110) и создается в целях координации предпринимательской деятельности юридических лиц, а также представления и защиты их общих имущественных интересов. Вошедшие в состав ассоциаций юридические лица сохраняют свою самостоятельность.
Следует отметить такой немаловажный факт, что законодателем ограничен перечень организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц. Поэтому Постановлением Верховного совета Республики Казахстан “О введении в действие Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть)” от 27 декабря 1994 г. установлено, что юридические лица, образованные до официального опубликования Гражданского кодекса (Общая часть) в организационно-правовых формах, не предусмотренных Гражданским кодексом (Общая часть), подлежат преобразованию в организационно-правовые формы, предусмотренные Гражданским кодексом (Общая часть), до 1 января 1998 г.
В зависимости от формы собственности, на которой базируется имущество юридического лица, юридические лица делятся на государственные и негосударственные.
Под государственными следует понимать только такие юридические лица (предприятия и учреждения), имущество которых не разбито на доли или акции и полностью, как единое целое, принадлежит на праве собственности государству (ст. 102 ГК).
Законом “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственных юридических лиц” от 16 декабря 1998 г. в ГК включено понятие государственного учреждения: “Юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией и содержащееся только за счет государственного бюджета, может быть создано исключительно в форме государственного учреждения” (п. 3 - 1 ст. 34 ГК).
Юридическому лицу из государственного бюджета выделяются определенные средства, деньги. Деньги - это один из видов имущества (ст. 115 ГК).
Поэтому
можно определить государственное
юридическое лицо как юридическое
лицо, учредителем которого выступает
государство в лице уполномоченного
органа и имущество которого принадлежит
государству как единому
В законодательстве РК имеется понятие иностранные юридические лица. Так, Закон “Об иностранных инвестициях” трактует иностранное юридическое лицо как юридическое лицо (компания, фирма, предприятие, организация, ассоциация и т.п.), созданное в соответствии с законодательством иностранного государства за пределами Республики Казахстан. Аналогичное понятие юридического лица часто содержится в заключенных Казахстаном с другими государствами соглашениях о поощрении и взаимной защите инвестиций. Такое разграничение служит и для разделения юридических лиц на национальные, т.е. созданные по законам Республики Казахстан и в ее пределах, и иностранные.
Другими видами юридических лиц можно назвать дочерние и зависимые юридические лица.
Юридическое лицо признается дочерней организацией, если другое юридическое лицо (основная организация) в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые данной организацией (п. 1 ст. 94 ГК).
Дочерним государственным предприятием является юридическое лицо, созданное другим государственным предприятием за счет своего имущества (ст. 46 Указа о государственном предприятии).
Зависимым является юридическое лицо, если другое (участвующее, преобладающее) юридическое лицо имеет более 20-ти процентов голосующих акций (ст. 95 ГК).
Дочерние
и зависимые юридические лица
являются самостоятельными субъектами
права, выступают в гражданском
обороте от своего имени и несут
самостоятельную ответственность по своим
обязательствам, однако основные юридические
лица через специальные правовые механизмы
могут влиять на принятие дочерними и
зависимыми юридическими лицами решений,
влияющих на характер их деятельности
(ст. ст. 94 - 95 ГК, ст. ст. 46 - 49 Указа о государственном
предприятии). Особенности положения зависимых
и дочерних юридических лиц определяются
законодательными актами о хозяйственных
товариществах, Указом о государственном
предприятии и Законом “О развитии конкуренции
и ограничении монополистической деятельности”
от 11 июня 1991 г.
Таким образом, прекращают
свою деятельность юридические
лица в порядке, принципы которого
сходны с действующим при их создании.
Можно выделить два критерия классификации
разновидностей прекращения деятельности
юридических лиц – в зависимости от органа,
принявшего решение о прекращении
деятельности субъекта, либо
в зависимости от наличия
правопреемства. В зависимости от органа,
принимающего решение о прекращении
деятельности юридического
лица, можно выделить
добровольное и принудительное
прекращение деятельности.
Добровольное прекращение происходит
в случае принятия решения об этом самим
юридическим лицом, т.е. по решению
его учредителей (участников)
либо органа, имеющего в силу
учредительных документов
соответствующие полномочия.
Принудительное прекращение деятельности
юридического лица происходит по
решению суда (в большинстве
случаев) либо по решению
уполномоченных государственных
органов. В зависимости от наличия
правопреемства различают
такие виды прекращения деятельности
юридических лиц, как реорганизация и
ликвидация. Как видно из
гражданского законодательства
и судебной практики проблемы
прекращения деятельности юридических
лиц занимают важное место и
приобрели актуальность, как в Российской
федерации, так и за рубежом,
т.к. происходит выбытие лица из числа
субъектов гражданского права. С целью
защиты интересов кредиторов необходимо
внести в Гражданский кодекс Российской
федерации изменения, в соответствии с
которыми солидарная обязанность новых
юридических лиц по сделкам реорганизованной
организации возникает и в случаях отсутствия
разделительного баланса. Из
буквального толкования закона не следует
возможность контрагента предъявить
требование об исполнении обязательства
любому из вновь созданных юридических
лиц, если после завершения реорганизации
выяснится, что разделительный баланс
не был составлен. Относительно ликвидации,
а именно механизмов финансового оздоровления
и банкротства неплатежеспособных организаций
в экономических преобразованиях в
России они имеют особое значение. Результаты
проводимых процедур существенно
влияют на эффективность реформирования
и перенастройки на цивилизованные
рыночные условия работы предприятий
реального сектора экономики. До недавнего
времени в России было положение, когда
в условиях кризиса и неплатежей и тяжелого
финансово-экономического состояния
основной массы промышленных предприятий
фактически отсутствовала практика
использования банкротства в качестве
важнейшего инструмента реструктуризации
компаний. Появление нового Закона
Российской Федерации «О несостоятельности
(банкротстве)» изменило критерии оценки
несостоятельности, существовавшие
до 1998 г., сделало практически
ненужным обширную и
многообразную нормативную базу по проблемам
банкротства. В России процедуры
банкротства до недавних пор не играли
существенной роли. В 1997 г. число
возбужденных дел о банкротстве
не превышало 5 тыс., что на
порядок меньше, чем количество дел,
ежегодно возбуждаемых в развитых странах
мира. Однако целью Закона является
не проведение процедуры банкротства
в отношении как можно большего
количества предприятий, а выведение из
кризисного состояния тех, которые
могут производить конкурентоспособную
продукцию и приносить прибыль,
а также выведение с рынка нежизнеспособных
организаций, ставящих под угрозу судьбу
своих деловых партнеров и порождающих
массовые неплатежи в масштабе всей
страны.