Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 15:38, контрольная работа
Жизнь современного общества трудно представить без объединения людей в группы, разного рода союзы, без объединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. В целях регулирования участия коллективных образований в имущественных и связанных с ними неимущественных отношениях гражданское законодательство применяет особую правовую конструкцию - юридическое лицо, которое участвует в гражданском обороте и является субъектом гражданских прав и обязанностей.
Содержание 1
Введение 2
1. Понятие и признаки юридического лица 4
2. Возникновение и прекращение юридического лица 6
3. Виды юридических лиц 18
Заключение 24
Список литературы 26
Разделительный баланс - это бухгалтерский документ, оформляющий разделение прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица между правопреемниками при разделении и выделении. Разделительный баланс утверждается собственником имущества юридического лица или органом, принявшим решение о его реорганизации, и должен быть представлен при регистрации вновь созданного юридического лица.
Представление при регистрации передаточного акта и разделительного баланса осуществляется, прежде всего, для защиты интересов кредиторов реорганизуемых юридических лиц. Поэтому непредставление с учредительными документами соответственно передаточного акта и (или) разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влечет отказ в государственной регистрации вновь создаваемых юридических лиц (п. 2 ст. 47 ГК). Кроме того, для обеспечения гарантий прав кредиторов юридического лица при его реорганизации предусматривается ряд обязательных к реализации мер. Так, собственник имущества юридического лица или орган, принявший решение о его реорганизации, обязаны письменно уведомить кредиторов реорганизуемого юридического лица. Кредитор реорганизуемого юридического лица при разделении и выделении вправе потребовать досрочного прекращения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица, а также юридическое лицо, из состава которого выделилось другое юридическое лицо, несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами (ст. 48 ГК).
Отдельно в ГК говорится о реорганизации юридического лица - накопительного пенсионного фонда, которая осуществляется с учетом особенностей законодательства о пенсионном обеспечении (п. 1 ст. 45 ГК).
Реорганизация юридического лица может быть проведена добровольно или принудительно (п. 2 ст. 45 ГК). В принудительном порядке реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению судебных органов и в случаях, предусмотренных законодательными актами. Принудительная реорганизация может быть осуществлена только в форме разделения, выделения или преобразования. Она может быть проведена при нарушении антимонопольного законодательства; при банкротстве; нарушении требований закона, предъявляемых к отдельным видам юридических лиц, в некоторых других случаях.
Добровольная реорганизация возможна по решению учредителей (участников) хозяйственного товарищества, акционерного общества, производственного кооператива в соответствии с действующим законодательством и учредительными документами данных юридических лиц.
Следует отдельно отметить реорганизацию государственных юридических лиц. Реорганизация республиканского государственного предприятия производится по решению Правительства РК, а коммунального предприятия - по решению главы местной администрации. Осуществляет реорганизацию предприятия уполномоченный орган (п. 1 ст. 16 Указа о государственном предприятии). Уполномоченными органами, т.е. государственными органами, осуществляющими по отношению к государственным предприятиям функции субъекта права государственной собственности, для республиканских предприятий являются министерства, государственные комитеты, ведомства и иные уполномоченные на это Правительством РК государственные органы, а для коммунальных предприятий - местные исполнительные органы, уполномоченные на это главой местной администрации.
При преобразовании происходит смена организационно-правовой формы юридического лица. Например, хозяйственные товарищества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества другого вида либо в производственные кооперативы (п. 1 ст. 62 ГК), товарищество с ограниченной ответственностью вправе преобразовываться в иное хозяйственное товарищество, акционерное общество или в производственный кооператив (п. 4 ст. 78 ГК, ст. 65 Закона о ТОО), акционерное общество вправе преобразовываться в товарищество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив (п. 2 ст. 93 ГК), производственный кооператив может преобразовываться в хозяйственное товарищество (ст. 101 ГК).
Предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, казенное предприятие и государственное учреждение могут преобразовываться друг в друга.
Статья
45 Указа о государственном
Решение о преобразовании предприятия на праве хозяйственного ведения и создании на его базе казенного предприятия является обязательным в случаях:
Преобразование государственного юридического лица в частное может быть осуществлено только в процессе приватизации.
Исключение из государственного регистра прекративших свою деятельность юридических лиц в результате реорганизации не требует соблюдения процедур, предусмотренных ст. 50 ГК для ликвидации юридического лица.
Ликвидация юридического лица - это прекращение его правоспособности и дееспособности путем исключения из государственного регистра юридических лиц. При ликвидации не происходит правопреемства, как при реорганизации юридического лица.
Ликвидация может быть добровольной и принудительной. В добровольном порядке ликвидация юридического лица происходит по любому основанию по решению собственника его имущества или уполномоченного собственником органа, а также по решению органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Так, например, ликвидация республиканского государственного предприятия производится по решению Правительства РК, коммунального предприятия - по решению главы местной администрации (абзац 1 п. 1 ст. 16 Указа о государственном предприятии). Примером ликвидации юридического лица по решению его органов является добровольная ликвидация акционерного общества, товарищества с ограниченной ответственностью, товарищества с дополнительной ответственностью и кооператива (подпункт 4 п. 2 ст. 79; п. 3 ст. 84; подпункт 5 п. 3 ст. 99 ГК, ст. 48 Закона об акционерных обществах). Добровольная ликвидация данных видов юридических лиц производится только по решению общего собрания их участников.
Добровольная ликвидация полного и коммандитного товариществ, а также общественного объединения производится по решению общего собрания их участников или уполномоченного им органа, а также по решению органа соответствующего юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Ликвидация учреждения осуществляется по решению собственника имущества (п. 1 ст. 204 ГК) или соответствующего уполномоченного государственного органа, если ликвидируется государственное учреждение.
Особенности
ликвидации некоторых видов юридических
лиц предусматриваются
Принудительная ликвидация юридических лиц производится по решению суда. По решению суда юридическое лицо, согласно п. 2 ст. 49 ГК может быть ликвидировано в случаях:
Таким образом, перечень оснований принудительной ликвидации юридических лиц не является исчерпывающим.
С требованием о принудительной ликвидации юридического лица в суд может обратиться уполномоченный государственный орган (например, антимонопольный комитет), которому право на предъявление такого требования предоставлено законодательными актами, а в случае банкротства - также кредитором (п. 3 ст. 49 ГК).
Собственник имущества юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу юстиции, осуществляющему регистрацию юридических лиц. Они утверждают членов ликвидационной комиссии, устанавливают в соответствии с ГК порядок и сроки ликвидации (п. п. 1 и 2 ст. 50 ГК).
Назначаемая
собственником имущества
К обязанностям ликвидационной комиссии относится публикация в официальном печатном издании Министерства юстиции РК информации о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления претензий его кредиторами, принятие мер по выявлению этих кредиторов, а также должников юридического лица и получению задолженности от них. В этих целях ликвидационная комиссия предъявляет претензии к должникам ликвидируемого юридического лица, в случае неудовлетворения претензий подает иски в суд. При недостаточности денег для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия занимается продажей имущества ликвидируемого юридического лица. Это правило не распространяется на учреждения. Учреждения, государственные учреждения несут ответственность лишь находящимися у них в распоряжении деньгами, а при их недостаточности - ответственность по обязательствам учреждения несет его учредитель, а по обязательствам государственного учреждения - Правительство или местный исполнительный орган. По договорным обязательствам государственные учреждения несут ответственность в пределах утвержденной сметы на содержание государственного учреждения в соответствии с законодательством (п. 1 ст. 44 ГК).
Срок заявления претензий не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. По истечении этого срока ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень заявленных кредиторами претензий и результаты их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается собственником имущества ликвидируемого юридического лица или органом, принявшим решение о его ликвидации.
Несколько иной порядок ликвидации юридического лица применяется в случае его банкротства.
Банкротство
- признанная решением суда несостоятельность
должника, являющаяся основанием для
его ликвидации (ст. 52 ГК). Процесс
осуществления банкротства
Удовлетворение требований кредиторов ликвидируемого юридического лица производится в порядке, предусмотренном ст. 51 ГК. Удовлетворение требований кредиторов осуществляется в следующей очередности:
1)
удовлетворяются требования
2)
удовлетворяются требования
3)
производятся расчеты по
4)
погашается задолженность по
обязательным платежам в
5)
производятся расчеты с
Требования каждой из очередей удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.