Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 10:53, контрольная работа
Правовое сознание оказывает активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и укреплению целостности общества, порядка в нем. Здоровое правосознание общества, уважение граждан к закону являются основой крепости государства, эффективного функционирования политической и правовой систем. Правовые представления о справедливости прав и обязанностей человека, дозволений и запретов – все это воздействует на формирование мотивов и установок поведения человека в правовой сфере жизни общества, а через регулирование правового поведения личности проявляется активная роль права, правосознания. Никакая человеческая деятельность немыслима вне сознания индивидов. Ни один правовой акт, ни одно юридическое отношение не реализуется вне опосредующей их правовой психологии и правовой идеологии.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Понятие правосознания, его структура, виды и функции. 6
1.1. Понятие и структура правосознания 6
1.2. Виды и функции правосознания 9
ГЛАВА 2. Понятие правовой культуры, ее структура, функции и виды 15
2.1. Понятие и структура правовой культуры 15
2.2. Функции и виды правовой культуры 18
ГЛАВА 3. Правовое сознание и правовая культура в современной России 23
3.1. Правовое сознание российского общества 23
3.2. Условия для преодоления правового нигилизма в обществе 26
3.3. Правовая культура российских юристов 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Так, Р.С. Байниязов отмечает, что современное состояние отечественного правосознания характеризуется наличием в нем некоего правового вакуума, который необходимо чем-то заполнить, с одной стороны, такой вакуум в сознании людей может быть заполнен духовно-нравственными и религиозными ценностями, а с другой - криминальным, уголовным менталитетом с его глубоко нигилистическим отношением к праву.21
Главным препятствием к формированию высокой правовой культуры учеными признается отсутствие для этого объективных оснований. По словам Н.Н. Вопленко, вообще не совсем корректно говорить о целенаправленном повышении правовой культуры, поскольку это естественный процесс, который нельзя форсировать «кавалерийским натиском»; речь должна идти скорее о мерах по созданию для него необходимых условий. В числе таких мер участниками вышеуказанной конференции были предложены следующие:22
– в сфере общегосударственной стратегии - нацеленность государственной политики на защиту интересов личности, выработка единой правовой политики, всемерное обеспечение благосостояния граждан, строжайшее соблюдение Конституции и законов всеми государственными органами;
– в сфере правотворчества – профессионализация законодательной деятельности, предоставление населению права законодательной инициативы, распространение знаний в области юридической техники, широкое публичное освещение законопроектной деятельности, усиление юридической ответственности за нарушение прав и свобод граждан;
– в сфере правоприменения – лицензирование юридических профессий, развитие судебной системы, обеспечение прямого действия норм Конституции РФ, проведение практических семинаров для работников государственных органов, создание консультативных советов при юридических ведомствах;
– в сфере юридического воспитания – необходимо формирование единой системы правового воспитания населения, консолидации усилий органов государственной власти, местного самоуправлении, учреждений образования, культуры, средств массовой информации и правоохранительных органов;
– в сфере юридической науки и юридического образования – дальнейшее развитие научных исследований в области правовой культуры, преодоление разрыва между наукой и практикой, повышение эффективности высшего юридического образования, введение юридических дисциплин в неюридических вузах и общеобразовательных учреждениях;
– в сфере гражданского общества и личной инициативы – развитие системы общественных организаций, активное отстаивание личностью своих прав, борьба с любыми проявлениями беззакония и произвола.
Лишь при выполнении всех этих условий можно говорить о реальном построении в Российской Федерации гражданского общества и правового государства.
История многих стран свидетельствует о том, что их место и роль в международных отношениях зависят не только от масштаба территории, экономического и военного потенциала, но и от уровня политической, правовой и профессиональной подготовки специалистов права.23
Причина кризиса правовой культуры юристов в современной России видится в первую очередь в отсутствии в стране государственной идеологии, программы правового воспитания, продуманной государственной кадровой политики. В процессе правового воспитания происходит в основном формирование государственного правосознания граждан, усвоение ими элементов государственной идеологии. Кризис в идеологии приводит к усилению моральной и физической деградации, употреблению наркотических веществ, алкоголизму, нелитературной лексике.
За годы перестройки великая русская культура была во многом предана забвению и подменена шоу-бизнесом. Кризис морали повлек за собой кризис правосознания и всей правовой культуры.24
И хотя в последнее десятилетие возрос образовательный уровень российских специалистов в области права, многие из них имеют два и более высших образования, являются кандидатами и докторами наук, это не свидетельствует об их высокой политической, правовой и нравственной культуре.
Профессиональная культура юриста подразумевает:
– знание законодательства и возможностей юридической науки;
– убежденность в необходимости и социальной полезности законов и подзаконных актов, в ценности права как меры свободы и справедливости;
– умение пользоваться правовым инструментарием – законами и другими правовыми актами в повседневной деятельности, юридической техникой, достижениями юридической науки и практики.
Очень важное значение имеет преодоление правового нигилизма юриста-практика, его некомпетентности, низкого профессионализма, неумения разобраться в конкретных жизненных ситуациях, дать им правильную юридическую оценку, в результате чего появляются незаконные и необоснованные решения.
Правовая культура юристов имеет свои особенности и отличается от правовой культуры других граждан не сколько элементами структуры, сколько содержанием. Для нее характерны более полные правовые знания, умения применить их на практике.
Судебная форма защиты прав граждан имеет свои преимущества перед другими формами. Это обусловлено высоким положением суда РФ как органа, подчиненного только закону, независимостью судей, т.к. вместе с тем для того, чтобы все указанные факторы способствовали реализации прав граждан, необходимо высокое качество правосудия, которое определяется уровнем общей и правовой культуры.
Об уровне правовой культуры юриста свидетельствуют его юридические знания, навыки, правовые установки, ценностные ориентации, которые проявляются: 1) в правильном понимании своих функций, 2) в умении применять на практике и правильно толковать нормы права, 3) в точном исполнении им предписаний закона, 4) в обеспечении прав и законных интересов граждан.
Низкий уровень соблюдения нравственных норм почти неизбежно влечет за собой и нарушение правовых норм. От профессионального и культурного уровня юриста зависит и выполнение им своих функций и способы, приемы, которыми он достигает намеченных целей.
Таким образом, уровень личной, в том числе и правовой, культуры адвоката, следователя, судьи, прокурора, их отношение к этическим, юридическим нормам, общей и профессиональной эрудиции, умение точно и лаконично формулировать аргументы и выводы, описывать факты, обрабатывать информацию откладывает отпечаток на уровень культуры производства уголовных, гражданских дел, судебных разбирательств и т.д., т.е. на всю деятельность юристов.
Правовое
сознание и правовая культура общества
в целом развивается и
Правовое воспитание есть целенаправленная деятельность по передаче правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому.
Участие в правовой жизни общества оказывает воздействие на правосознание индивида, способствует усвоению им правовых знаний и навыков. Общество заинтересовано в социально активных и в то же время законопослушных гражданах. На данном этапе в российском обществе необходимо преодолеть правовой нигилизм, поразивший многих людей, воспитывать уважительное отношение к закону, сознание и чувство ответственности, непримиримость к произволу, коррупции, такому состоянию правовой системы и общественной морали. Основами формирования здорового нравственного и правового сознания российских граждан, в том числе юристов, являются социальный мир, гражданское согласие, активное сотрудничество всех общественных групп населения, повышение благосостояния народа, расширение материальных гарантий прав человека.
Воспитание правового сознания в органической связи с началами нравственности, демократического сознания всех граждан представляет процесс повышения культуры общества, человека, обретения им достоинства, свободы и справедливости.
Очень важно ознакомление населения с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а, следовательно, и уровень правовой культуры, выше, чем в России.
Результатом воздействия права на сознание и волю людей является создание правопорядка, составляющего ядро, основную часть общественного порядка. Через правопорядок общественные отношения приобретают стабильность, поведение субъектов социальной жизни становится предсказуемым, их общественно значимые интересы признаются и защищаются.
Таким образом, правовая культура предусматривает, в частности: установление в обществе права в его гуманистическом измерении; обеспеченность правопорядка; наличие развитого правосознания общества; престижный статус юридической науки, правового образования и воспитания.
Развитие правовой культуры способствует утверждению в правовом сознании тех духовных ценностей, которые призваны помочь в созидании справедливого, свободного и более совершенного гуманного общества.
Кризис современного российского правосознания вызывает необходимость и потребность принятия и воплощения в жизнь мер, направленных на повышение общего уровня правового сознания, преодоление правового нигилизма российских граждан, формирование правовой культуры общества и личности, чтобы уважение к праву и закону стали личным убеждением каждого человека.
Особое место в ряду этих мер должно занять правовое воспитание, как одно из действенных средств укрепления законности и правопорядка, целенаправленного формирования потребностей и интересов личности. Целью правового воспитания должно стать формирование уважения к праву, закону, которое должно опираться на стойкие правовые убеждения, взгляды, оценки, установки, привитие навыков правомерного и социально-активного поведения личности в правовой сфере.
Таким образом, правовое воспитание должно быть направлено на правовое развитие личности, которое рассматривается как процесс формирования правового сознания и правовой культуры.
1 Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник – 3-е издание, - М.: Юрайт, 1997.
2 Общая теория государства и права: Учебник для юридических вузов //Под общ. ред. А.С.Пиголкина. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана,1998.
3 Общая теория государства и права: Учебное пособие // Под общ. ред. Проф. В.А.Кучинского. 2-е изд., дополненное. – Мн.: Амалфея, 2004.
4 Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: Юрайт – 2001.
5 Теория государства и права: Учебник для вузов //Под ред. Проф.В.П. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – М.: Изд-во НОРМА 2001
6 Керимов Д. А. Законотворчество// Право и образование. -2001.-№ З.-С. 69.
7 Наумова Т. Н. К вопросу о понятии «правовая культура» // Правовед: Межвуз.науч.-метод.сб. // НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород.-2003.-Вып. 4.-С. 17.
8 Иванников И.А. Проблемы государства и права России начала XXI века. //Ростов н/Д: Изд-во Рост. Ун-та. 2003. – С 295.
9 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юристь, 2002. - С. 252.
10 Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. Сборник. - М., 1974. - С. 42-43.
11 Иванников И.А. Проблемы государства и права России начала XXI века. //Ростов н/Д: Изд-во Рост. Ун-та. 2003. – С 299.
12 Иванников И.А. Проблемы государства и права России начала XXI века. //Ростов н/Д: Изд-во Рост. Ун-та. 2003. – С 300.
13 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юристь, 2002. - С. 252
14 Алексеев С.С. Теория права. - М.: БЕК, 1995. - С. 66.
15 Демко О.С. Правовая культура учащейся молодежи: состояние и технологии ее формирования: Дис. канд. социол. наук. - Белгород, 2006. С. 31.
16 Неважжай И.Д. Типы правовой культуры и формы правосознания // Правоведение. - 2000. - № 2. - С. 23
.
17 Донченко Р. Н. Правовой нигилизм как устоявшееся общесоциальное явление // Юрист. - 2005. - № 6.-С. 14.
18 Смоленский М.Б. Право и правовая культура как базовая ценность гражданского общества // Журнал российского права. - 2004. - № 11. - С. 26.
19 Смоленский М.Б. Право и правовая культура как базовая ценность гражданского общества // Журнал российского права. - 2004. - № 11. - С. 26.
20 Демко О.С. Правовая культура учащейся молодежи: состояние и технологии ее формирования: Дис. канд. социол. наук. - Белгород, 2006. С. 58-59.
21 Байниязов Р.С. Правосознание. Психологические аспекты //Правоведение. - 1998. - № 3. - С. 18
22 Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культура: Учебное пособие. //Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000. С..27
23 Иванников И.А. Проблемы государства и права России начала XXI века. //Ростов н/Д: Изд-во Рост. Ун-та. 2003. – С. 320.
Информация о работе Понятие правосознания, его структура, виды и функции