Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 10:53, контрольная работа
Правовое сознание оказывает активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и укреплению целостности общества, порядка в нем. Здоровое правосознание общества, уважение граждан к закону являются основой крепости государства, эффективного функционирования политической и правовой систем. Правовые представления о справедливости прав и обязанностей человека, дозволений и запретов – все это воздействует на формирование мотивов и установок поведения человека в правовой сфере жизни общества, а через регулирование правового поведения личности проявляется активная роль права, правосознания. Никакая человеческая деятельность немыслима вне сознания индивидов. Ни один правовой акт, ни одно юридическое отношение не реализуется вне опосредующей их правовой психологии и правовой идеологии.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Понятие правосознания, его структура, виды и функции. 6
1.1. Понятие и структура правосознания 6
1.2. Виды и функции правосознания 9
ГЛАВА 2. Понятие правовой культуры, ее структура, функции и виды 15
2.1. Понятие и структура правовой культуры 15
2.2. Функции и виды правовой культуры 18
ГЛАВА 3. Правовое сознание и правовая культура в современной России 23
3.1. Правовое сознание российского общества 23
3.2. Условия для преодоления правового нигилизма в обществе 26
3.3. Правовая культура российских юристов 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Юриста-профессионала должно отличать устойчиво положительное отношение к праву и практике его применения, что предполагает максимально высокую степень согласия с правовой нормой (с законодателем), понимание полезности, необходимости и справедливости ее применения, привычку соблюдать закон.
Интенсивность, степень выраженности, острота проявления правовых знаний, правовых установок и ценностных ориентаций отличают профессиональное правосознание от правового сознания законопослушных граждан и преступников.
Результаты исследования правосознания студентов, как будущих юристов, свидетельствуют о явном несоответствии их правовых ориентаций на мировоззренческом и бытовом уровнях. Повышенная терпимость к нарушениям уголовно-правовых запретов, к преступному поведению лиц из ближайшего окружения, личному соблюдению требований уголовного законодательства свидетельствуют о серьезных недостатках правового воспитания молодежи.
Юридическая школа способна лишь формировать профессиональное правосознание будущих юристов на основе адекватно сформированного правосознания. Коррекция правосознания ей не под силу.
Проведенные ранее исследования показывают, что, как правило, юристы хорошо знают нормы права, определяющие их компетенцию, а также регламентирующие порядок их служебной деятельности. По мере того как правовые нормы отдаляются от сферы общественных отношений, в которых юрист постоянно участвует как специалист, уровень знания соответствующих положений законодательства падает, опускаясь подчас ниже требований, предъявляемых к выпускнику высшего и даже среднего юридического учебного заведения. Многие юридические работники, как оказывается, не знают норм, определяющих правовое положение своей профессионально-юридической группы в целом.
Зачастую они руководствуются лишь знаниями, полученными на практике, конкретными профессиональными навыками и умениями, привычками, а также разнообразными проявлениями профессиональной активности юристов.5
Главной особенностью теоретического правового сознания является то, что при отражении правовой действительности активно используется научная методология. Оно формируется на базе исследований и выражено в понятиях, идеях, концепциях отражающих юридические явления на совершенно ином, более глубоком уровне. Итогом этого отражения является получение научных знаний.
Важно указать на взаимодействие обыденного и теоретического правового сознания. Во-первых, общественное правовое сознание дает практическую, фактическую базу для дальнейшего теоретического осознания и исследования. Во-вторых, теоретическое правосознание дает истинные научные знания, при усвоении которых индивидами повышается уровень обыденного правового сознания.
Согласно теоретической концепции, разделяемой многими авторами, основные функции правосознания - познавательная, оценочная и регулятивная. Все другие функции практически не охватываются ими, в частности информативная, прогностическая и прочее.
Познавательной функции соответствует определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной (мыслительной) деятельности и выражающихся в понятии "правовая подготовка".
Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Отношение выражается в определении значимости полученных знаний в конкретной ситуации или на будущее с точки зрения индивида, группы общества.
Ценным признается то, что служит объектом желания, целью деятельности, что подвергается выбору и предпочтению в ряду других явлений.
В содержание правосознания входят четыре основных вида оценочных отношений:
– к праву и законодательству (его принципам, нормам, институтам);
– к правовому поведению окружающих и к объектам деятельности (преступности, преступлениям, преступникам);
– к правоохранительным органам (прокуратуре, адвокатуре, суду, суду, юстиции, ОВД, их деятельности);
– к своему правовому поведению (самооценка).
В процессе
практической реализации оценочного отношения
с участием воли, играющей роль энергетического
двигателя, возникает новое образование
– интеллектуально-эмоционально-
Под установкой
понимается тенденция или
Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности.
Результат этой регуляции – поведенческая реакция в виде правомерного или противоправного поведения.
Правовая подготовка людей не исчерпывается их формальными юридическими знаниями. Можно обладать знаниями, но не уметь ими пользоваться.
Экспериментальные
исследования правосознания различных
групп и слоев населения
Правосознание существует "до", "после" права и "параллельно" с ним и является, во-первых, его источником, отражающим объективные потребности развития общества, во-вторых, одним из обязательных механизмов (инструментов) реализации, воплощения в жизнь, в-третьих, средством оценки соответствия поведения (деятельности) нормам права.
Будучи в известном смысле непосредственным источником права, правосознание находит свое выражение в правовых актах, оказывает воздействие на сам процесс и результаты правотворчества. Через правовое сознание и благодаря именно ему законодатель, как говорил Гегель, "улавливает дух своей эпохи" и отражает его в правовых актах.
Правовые нормы, в свою очередь, оказывают воздействие на развитие правового сознания граждан, формирование правильных представлений о правовых принципах и нормах, правоотношениях, ответственности. Правосознание играет регулирующую роль в процессе правореализации, в том числе при разрешении юридических дел, принятии правоохранительных актов, а также всех видов конкретных юридических решений. Тот факт, что исполнение правовых норм значительной частью людей (разной в разных условиях) осуществляется сознательно, как раз и свидетельствует о регулирующей роли правосознания. Чем выше уровень правосознания, тем в большей мере оно проявляет эту свою роль приведения поведения в соответствие с целью и волей, выражаемых в праве, тем крепче законность и правопорядок.
Оценка результатов деятельности и каждого решения в правовой сфере также производится с помощью правового сознания.
Результатом оценки является признание поведения (деятельности) правомерным или противоправным, а если противоправное поведение совершается специальным субъектом - должностным лицом, работником правоохранительных органов на службе или в связи со службой - нарушением законности.
Таким образом, правовое сознание является органической составной частью правотворческой и правореализующей деятельности, играет роль механизма или инструмента.
Понятие «культура» берет свое начало от латинского слова «cultura» («возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание, выращивание, обрабатывание»), которое обозначало функцию, связанную с приобретением знаний, опыта, с целенаправленным воздействием человека на природу.
Понятие культуры многозначно и получить полное представление об этом явлении можно, только обобщив различные подходы. Социологический подход дает понятие культуры как совокупности всех духовных ценностей. Философский подход определяет культуру как исторически сложившийся определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека. С точки зрения антропологического подхода культура понимается как совокупность всех благ, созданных человеком, в отличие от того, что создала природа.
Правовая культура рассматривается как разновидность общей культуры. Так, Д.А. Керимов отмечает: «тысячами нитей правовая культура связана с общей культурой. Ее мощное благотворное влияние на правовое сознание, мышление, мировоззрение творящих законы, на их ценностные правовые установки непосредственно (или опосредованно) определяет характер законодательства, обусловливает его адекватность историческому и национальному духу народа, потребностям и интересам людей»6.
Правовая культура занимает обособленное место в социокультурном пространстве. Полностью она не совпадает ни с одним видом культуры (материальной, духовной, политической и т. д.), создавая своеобразное, уникальное сочетание как материальных, так и идеальных, духовных компонентов. Она находится в органичном единстве и взаимосвязи с остальными областями культуры - политической, этической (нравственной), эстетической. Между тем, в юридической науке, как и в культурологии, нет единого понимания ни самого термина «культура» вообще, ни правовой культуры в частности.
На современном этапе развития социолого-правовой мысли наряду с указанными элементами правовой культуры, исследователи в рамках ее содержания выделяют оценочный компонент. Так, Т.Н. Наумова считает, что «правовая культура - одна из форм социально-значимой творческой деятельности людей в сфере государственно-правовых отношений, выраженная в правовых нормах, институтах и способности оценки данных явлений».7
И.А. Иванников определяет, что «правовая культура – это одна из форм социально-значимой творческой деятельности людей в сфере государственно-правовых отношений. Она выражена в правовых нормах, институтах и способности оценки данных явлений».8
Н.И. Матузов, и А.В. Малько не формулируют определения понятия правовой культуры, отмечая лишь, что в широком плане правовая культура охватывает все правовые ценности, существующие в данное время в данной стране... выражает этику взаимоотношений субъектов общественной жизни с правом, законами, другими юридическими феноменами.9
Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод, что понятие правовой культуры можно рассматривать в двух аспектах: как оценочную категорию и как категорию содержательную.
В первом случае она понимается как качественное состояние правовой жизни общества на каждом данном этапе его развития. Это позволяет охватить и оценить правовую жизнь в целом и основные ее сферы в отдельности.
Содержательный анализ правовой культуры предполагает понимание ее как системы овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражению в сознании и поведении людей.
Представить в полной мере сущность правовой культуры нельзя, не выделяя ее логическую структуру. Следует, однако, отметить, что вопрос о структуре правовой культуры в отечественной юридической литературе является дискуссионным.
Обычно в структуре правовой культуры выделяют следующие наиболее крупные элементы:
– право как систему норм, выражающих возведенную в закон государственную волю;
– правоотношения как систему общественных отношений, участники которых обладают взаимными правами и обязанностями;
– правосознание как систему духовного отражения всей правовой действительности;
– правовые
учреждения как систему
государственных органов
и общественных организаций, обеспечивающих
правовой контроль,
реализацию права;
– правовое поведение, уровень развития правовой деятельности.10
Помимо
указанных структурных
«Суммируя все выделенные в литературе компоненты, - заключает И.А. Иванников, - получим следующую структуру правовой культуры: 1) правосознание; 2) право; 3) правовые отношения; 4) законность и правопорядок; 5) правомерная деятельность субъектов; 6) государственно-правовые институты; 7) юридическая наука; 8) юридические акты».11
Информация о работе Понятие правосознания, его структура, виды и функции