Понятие источника права. Виды, роль и место законов и подзаконных актов в системе источников права

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 17:50, контрольная работа

Описание работы

Понятие “источник права” можно рассмотреть в теории с разных точек зрения. Приведем мнения некоторых ученых об “источнике права”. Н. М Коркунов считает, что источник права это юридическая норма, форма в которой правило поведения объектировано. По мнению С. С. Алексеев источником права можно считать акт правотворчества, который объектирован в документальном виде. Определение Л. И. Спиридонова утверждает то, что под источником права можно понимать процесс селективной эволюции культуры, который вобрал в своих нормах поведения весь опыт человечества в социальной сфере.

Работа содержит 1 файл

БЮД кр.docx

— 50.07 Кб (Скачать)

  Понятие источника  права. Виды, роль  и место законов  и подзаконных актов в системе источников права.

Понятие «источник права»

  Понятие “источник права” можно рассмотреть  в теории с разных точек зрения. Приведем мнения некоторых ученых об “источнике права”. Н. М Коркунов считает, что источник права это юридическая  норма, форма в которой правило  поведения объектировано. По мнению С. С. Алексеев источником права можно считать акт правотворчества, который объектирован в документальном виде. Определение Л. И. Спиридонова утверждает то, что под источником права можно понимать процесс селективной эволюции культуры, который вобрал в своих нормах поведения весь опыт человечества в социальной сфере.

  Источники права считаются факторами, которые  включают в себя появление и действие права. К таким факторам относятся  деятельность государства, считающаяся  правотворческой, волеизъявление в  обществе социальных групп и то какие  у общества материальные условия  жизни. Источники права употребляются  для познания самого права в целом.

  Существует  и более узко - специальный смысл понятия “источник права”, который дает указания того чем практика пользуется при решении различных юридических дел.

В государствах, континентальной Европы это обычно акты нормативного характера. Обычай почти не используется, договор не имеет распространения, а понятие прецедента отвергается правовой системой на континенте.

     Если  говорить по существу дела, мы говорим о внешней форме права. Вот несколько особенностей, которые характеризуют форму права. 

Форма права призвана: 

  • во-первых, служить для выражения для нормативно закрепленной воли граждан, и, в итоге, должна быть обусловлена тем экономическим базисом, который существует в настоящее время;
  • во-вторых, чтобы политическая власть народы была закреплена и обеспечена этой формой права.
  • в-третьих, утвердить значение наиболее демократических форм, которые являются приоритетными.
  • в-четвертых, служить выражением процедуры первоначальной подготовки и последующего прохождения актов нормативного характера в законодательном органе.
 

     Установление  правовых норм государством, административные и судебные прецеденты по мнению некоторых ученых, также относится к установлению норм. Главная проблема источника права – это роль государства при образовании норм юридических. Можно сказать, что формальный источник права это форма участия непосредственно самого государства в образовании права. Норма права без источника права существовать не может. Хотя если смотреть под другим взглядом, результатом правотворчества это и есть форма бытия права. По мнению английского ученого К. Эллена источником права служит деятельность с помощью, которой нормы поведения получают характер права, становясь четко определенными и обязательными. Хотя существует мнение, высказанное в прошлом веке, русским ученым. В. И. Сергеевич утверждал что силы, которые производят право и являются источником права. Согласно этому утверждению, источником права может быть законодательство, как сила, которая создана официально, а под источником права можно считать сам закон являющийся продуктом этой системы.

     В некоторых правовых системах не совпадают  сами понятия источник права и  форма права. Например, в странах  Африки в качестве формы права  выступают устные обычаи, которые  были превращены в правовые нормы  с разрешения государства. В мусульманских  странах формой права является мусульманская  доктрина, ранее изложенная крупнейшими  арабскими богословами, а источниками  права служит сама деятельность судов, которая была изложена в этих книгах. Но при этом, когда рассматривается  закон, то различие понятий источника и формы права принимается во внимание в меньшей степени, ибо законы принимаются в особом порядке.

Проблема  понятия источника  права

     Под источником права понимается обусловленный  характером правопонимания общества отдельный способ признания социальных норм.  
В течение многих лет ученые России подходили к вопросу про источники права. Их подход отличался тремя особенностями. Первое, это недооценка этого вопроса. Число работа посвященному этому вопросу было крайне мало. Вторая особенность заключалось  
в том, что изучение данной проблемы было с позиций противоборства двух систем. Третьей особенностью, было, была ограниченность и непоследовательность изучения во-просов касающихся источников права.

     Целый ряд авторов для того чтобы  достичь четкости в этом вопросу  предлагают для обозначения термина» источники права которые имеют  существенный материальный смысл и  источники права, имеющие название юридические источники права, определять при помощи словосочетания такого как  “источники правовых норм”.

     Можно сказать, что единый подход к этому  вопросу ограничивается признанием того, что сам юридический источник права это что-то “относящееся к  форме права”. В нашей юридической  науке нет понятия источника  права, которое было бы признано об-щепринятым. 
Помимо этого некоторые ученые считают, что к источникам права относится в формальном смысле сама государственная деятельность по установке норм права или ад-министративные и судебные прецеденты в истории права. Но при этом сами формы, вы-ражающие такие нормы, могут рассматриваться как формы, а не как источники права не-посредственно.

Следует отметить, что различия между тем  подходом, о котором говорилось выше и той позицией, которую занимают другие ученые, не столь уж велики как это могло бы показаться, если брать всю ситуацию целиком. Дело в то, что в обоих случаях принято рассматривать вопрос с позиций формирования права, а также и форм его бытия.

     Но, то, что одни авторы относят к  формам установления норм права, по мнению других, является самой деятельностью  государство по их установлению или, же по-другому судебными и административными  прецедентами. Если взять последний  случай, то сама постановка вопроса: прецедент  или деятельность позволяет сделать  основание для вывода о том  что, под источником права может  пониматься формально объектирован-ная деятельность или же если говорить другими словами, так называемый правотворче-ский акт.

     В настоящее время в условиях, когда  политическое мышление изменилось, очень  часто право рассматривается  как ценность для общества в целом. Но именно в источниках права очень  часто появляется общесоциальное в нашем праве. Помимо этого, сама система источников права всё еще не избавилась от минусов командно-административной системы. На нынешнем уровне система источников прав недостаточно еще цивилизованна. Очень важным вопросом этой проблемы служит неопределенность в выборе места актов конституционного контроля РФ в самой системе источников права. Надо думать, чтобы построить в нашей стране полностью правовое государство, требуется сделать глобальную переоценку источников права с включением в нее доктрины права, правовых принципов, практики судебного делопроизводства, правовых обычаев.

Основной  закон

 

     Среди актов, действующих только внутри страны, высшим нормативным актом государственной  власти является закон. Он принимается  органом государственной власти, осуществляющим законодательные функции. В демократических государствах таким органом является парламент. Среди законов в большинстве  государств, и в России в том  числе, выделяется Основной закон, или  Конституция. Она обладает высшей юридической  силой: ни один закон не может противоречить  конституции. Но и сама конституция  имеет прямое действие: суд или  иные органы при решении тех или  иных вопросов могут прямо ссылаться  на статью конституции. Это очень  важное положение. Оно отсутствовало  в советских конституциях, и поэтому, например, статья Конституции СССР 1977 года о праве граждан обжаловать решения чиновников администрации  в суд оставалась мертвой буквой в течение 12 лет, пока в 1989 году не был  принят соответствующий закон.

     И все же в полную силу конституция  может действовать тогда, когда  приняты все законы, регулирующие порядок и процедуру исполнения тех или иных статей конституции, в которых имеется ссылка на такой  закон. Например, в Конституции России записано, что гражданин РФ имеет  право обладать двойным гражданством, но в соответствии с федеральным  законом или международным договором  РФ. И пока нет этого закона или  соответствующего договора, гражданин  РФ не может получить второе гражданство  по техническим и процедурным  причинам. Те же законы, на которые есть ссылка в Конституции РФ, предусматривают  различные ограничения и изъятия из правил, установленных конституцией. Это относится, например, к основаниям ограничения личной неприкосновенности граждан, которые могут быть установлены только федеральным законом. Конституция дает такому закону полномочие на установление таких ограничений.

     Но  те статьи, где нет ссылки на дополняющий  статью закон, действуют прямо и  непосредственно, и никакой закон  не может установить ограничений  и изъятий из правила, установленного статьей. Например, в Конституции  РФ установлено, что каждый вправе самостоятельно определять и указывать свою национальность. Никаких ограничений и изъятий  из этого правила статья не допускает, и их не может быть.

     Как правило, конституционные акты принимаются  в особом порядке: избирается Учредительное  собрание или Конституционное собрание для разработки и принятия конституции  — так была принята Конституция  Итальянской Республики в 1947 году; либо конституция принимается всенародным  референдумом — так было во Франции  в 1958 году. В Японии новая конституция  была принята парламентом квалифицированным  большинством голосов, не менее двух третей.

     Точно так же устанавливается и особый порядок изменения конституции. Это сделано с целью добиться стабильности Основного закона, потому что без такой стабильности не может быть стабильным и все остальное законодательство.

     Вместе  с тем конституция должна быть открыта для дополнений и изменений, отражающих новые явления в государственной  и гражданской жизни общества. Не исключено появление новых  прав и новых конституционных  запретов, связанных, например, с развитием  генной инженерии, вторгающейся в святая святых природы человека.

     В разных странах стабильность конституций  различна. Во Франции за 200 лет было принято 18 конституций, в США— только одна. Это не значит, что эта конституция обладает особой стабильностью. К ней было принято 27 поправок, дополнений, таких как отмена рабства, порядок формирования сената — верхней палаты парламента, ограничение пребывания на посту президента США двумя сроками, порядок приобретения гражданства. Фактически речь идет о глубоких изменениях конституции, хотя ее основа остается стабильной.

ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ

 

     Все нормативные акты, кроме законов, называются подзаконными актами. Их содержание должно соответствовать закону, а  в случае противоречия такой подзаконный  акт признается недействительным. К  подзаконным актам прежде всего относятся указы Президента РФ. Они издаются президентом во исполнение законов и для осуществления им своих полномочий как высшего должностного лица в государстве.

Виды  подзаконных актов

 

     Следующими  по важности и юридической силе нормативными актами являются постановления правительства, посредством которых оно управляет повседневными делами государства. В качестве примера можно привести постановление правительства о порядке закупок сельскохозяйственной продукции (зерна) в государственный продовольственный фонд. Поскольку правительство работает под руководством президента, он имеет право изменить или вовсе отменить постановление правительства.

     Следующий уровень источников российского  права связан с федеративным устройством  нашего государства.

     Субъектами  федерации являются республики, входящие в состав Российской Федерации, края, области, автономные республики, автономные округа. Республики имеют свои конституции, а остальные субъекты — уставы конституционного характера. Эти конституции  и уставы не должны противоречить  Конституции РФ. В них регулируются две группы полномочий государственной  власти. Первая группа — это полномочия, которые производны от Конституции  и законов РФ, они принадлежат  федеральным властям, осуществляющим свои функции на территории субъектов федерации. Например, исполнение законов о воинской службе осуществляют федеральные органы — военные комиссариаты, расположенные в каждом районе. Вторая группа — это полномочия, которые принадлежат исключительно субъекту федерации. Эти полномочия осуществляются посредством издания различных нормативных актов — законов, постановлений и решений, например постановления о бюджете области, принимаемого областным органом представительной власти.

     Источниками права являются также нормативные  акты органов местного самоуправления городов, районов, сел. Они не могут  противоречить нормативным актам  вышестоящего органа. Но и у органов  местного самоуправления есть свои исключительные полномочия, в которые не могут  вмешиваться вышестоящие органы власти и давать предписания, как  следует решать данный вопрос.

     Как видим, при федеративном устройстве государства имеет место не только функциональное разделение властей, но и государственно-территориальное, когда каждый уровень власти имеет  свой особый круг полномочий, особый круг источников права. 

  111. Права потребителей и ответственность продавцов, производителей товаров, работ, услуг.

Информация о работе Понятие источника права. Виды, роль и место законов и подзаконных актов в системе источников права