Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 15:47, курсовая работа
Необходимость исследования источников права социального обеспечения объективно обусловлена также утверждением принципов правового, социального государства, обеспечением прав и свобод человека и гражданина, что на практике часто весьма проблематично. Для того чтобы сделать источники права совершенными и эффективными, необходимо добиться серьезных позитивных сдвигов как в правотворчестве, так и в правоприменении. В первую очередь речь идет о проблемах целостности и единства правового пространства России, правильного понимания соотношения источников права федерального уровня и субъектов Российской Федерации, системности развития источников права, их кодификации, применения объективных критериев дифференциации в правовом регулировании материальных отношений.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 3
1.1. Понятие и классификация источников права социального обеспечения 3
1.2. Действие источников права социального обеспечения 3
2. ВИДЫ И СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 3
2.1. Федеральная система источников права социального обеспечения 3
2.2. Система и структура регионального законодательства в сфере социального обеспечения на примере Пермского края 3
2.3. Уровень локального регулирования 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 3
Все эти
меры направлены на усиление принципа
адресности социальной поддержки. Принцип
адресности подразумевает систему
социальной защиты, которая концентрирует
общественные ресурсы на предоставление
помощи наиболее нуждающимся гражданам
и исключает возможность
Однако
ряд социально незащищенных категорий
граждан, таких как одинокие престарелые,
инвалиды, семьи с детьми, среднедушевой
доход которых незначительно
превышает величину прожиточного минимума,
не попадают под действие государственных
нормативных актов как
Полномочия
в сфере предоставления мер социальной
поддержки не входят в круг полномочий
органов местного самоуправления. Вместе
с тем, потребность в определенном
объеме дополнительных мероприятий
для социально незащищенных категорий
населения действительно
По данным комитета социальной защиты населения города Перми (далее - Комитет), порядка 12,5% населения имеют доходы ниже величины прожиточного минимума, которая в третьем квартале 2012 года составляет 6690 руб. (Распоряжение Правительства Пермского края от 26.07.2012 N 103-рп «Об установлении величины прожиточного минимума на III квартал 2012 года»).
В особо сложных условиях оказались дети, воспитывающиеся в семьях, находящихся в социально опасном положении, многодетные и неполные семьи, одинокие престарелые граждане, инвалиды. За последние годы государством осуществлены заметные преобразования, направленные на стабилизацию финансового состояния населения:
увеличена заработная плата работникам, занятым в бюджетной сфере,
производится регулярная выплата пособий семьям, имеющим детей,
предоставляются
предусмотренные
реализуется право на оздоровление детей.
Положительные тенденции процессов, происходящих в экономике, повлияли на рост благосостояния населения. Численность граждан, состоящих на учете в органах социальной защиты г. Перми в качестве малоимущих, стабильно сокращается. Из общей численности граждан, состоящих на учете, основную массу составляют лица пенсионного возраста, многодетные семьи, малоимущие семьи с детьми, семьи, находящиеся в социально опасном положении, воспитывающие детей. Так, по состоянию на 01.01.2013 в городе Перми зарегистрировано:
265670 граждан
пожилого возраста, в том числе
34567 граждан с доходом ниже
величины прожиточного
96234 инвалида, в том числе детей-инвалидов - 2618 человек,
8129 малоимущих семей с детьми, воспитывающих 11703 ребенка, в том числе 936 многодетных малоимущих семей, в которых воспитывается 3166 детей,
2523 ребенка
из семей, находящихся в
Именно эти категории граждан больше всего нуждаются в помощи. По данным социологического опроса, проведенного Комитетом в августе-сентябре 2012 года, основными причинами обращения за социальной помощью являются:
низкое материальное положение - 43% опрошенных,
плохое здоровье, инвалидность - 21% опрошенных,
преклонный возраст - 13% опрошенных.
Среди категорий граждан, обращающихся в органы социальной защиты, на первом месте по числу обращений находятся пенсионеры по возрасту, на втором месте - инвалиды, на третьем месте - работники бюджетной сферы, имеющие детей.
По мнению
респондентов, в 2011-2012 годах наиболее
востребованными останутся
единовременные выплаты гражданам, оказавшимся в экстремальной и трудной жизненной ситуации,
бесплатное
питание учащихся в муниципальных
общеобразовательных
муниципальные денежные выплаты студентам.
Проблема формирования комфортной среды жизнедеятельности «без барьеров» для инвалидов и других маломобильных граждан актуальна для города Перми. Сегодня задачей администрации города Перми является не только оказание помощи инвалидам, но и создание им условий для образования, культурного, духовного и физического развития.
Создание
доступности всех сфер жизни для
инвалидов означает, что необходимо
устранить не только физические барьеры,
лестницы, узкие проходы, ступени, но
и коммуникативные ограничения,
например отсутствие в телевизионных
передачах Пермского
Низкие темпы роста размеров заработной платы, пенсий, детских пособий, других социальных выплат при постоянном росте потребительских цен на все виды товаров и услуг являются основными причинами роста социальной напряженности, поэтому эффективность решения социальных проблем на уровне местного самоуправления приобретает все большую актуальность.
Так, в 2012
году комитетом социальной защиты населения
администрации города Перми был
проведен ряд мероприятий, направленных
на включение маломобильных
обучено компьютерной грамотности 150 инвалидов, создан информационный сайт, организован сурдоперевод новостной программы Пермского телевидения,
профинансировано участие инвалидов в КВН, спортивных соревнованиях, фестивалях, конкурсах, оказана поддержка ансамблю «Гротеск»,
для детей-инвалидов
в рамках программы «Мир за твоим
окном» проведены экскурсии, реабилитация
50 детей-инвалидов с диагнозом
ДЦП методом иппотерапии, более 50
человек посетили мастер-класс по
профессионально-трудовой реабилитации,
организован отдых детей-
Таким образом,
решение социальных проблем на уровне
местного самоуправления остается актуальным,
так как отсутствие достаточного
внимания к ним со стороны органов
местного самоуправления влечет за собой
повышение демографической
Новым для права социального обеспечения является уровень локального регулирования, который органично дополняет централизованное, региональное и муниципальное регулирование и является еще одним приемом регулирования отношений по социальному обеспечению работника, его семьи.
В современной теории права локальными нормативными актами называются юридические документы, содержащие нормы права, принимаемые субъектами управления в организациях различных форм собственности и ведомственной подчиненности. В некоторых случаях ученые употребляют термин «корпоративные нормативные правовые акты»20.
Особенностью
источников права данного уровня
является их договорный характер, инициатива
их принятия исходит не от органов
государственной власти и управления,
а от сторон этих отношений, которые
возникают в рамках конкретных организаций
и направлены на оказание дополнительной
социальной помощи нуждающимся за счет
средств организаций. В локальном
регулировании социального
Итак, в
праве социального обеспечения
присутствует сочетание нескольких
уровней правового
Распределительный характер отношений по социальному обеспечению, как главная черта этой отрасли, обусловливает целесообразность для государства одновременного сочетания различных уровней правового регулирования.
Рассмотрев систему источников права социального обеспечения по уровням правового регулирования, можно сделать определенные выводы:
Система, как известно, отличается органической связью между элементами, из которых она состоит. При этом в системе источников права социального обеспечения выделяется основной элемент этой системы - Конституция РФ, которая определяет характеристику остальных источников системы, принципы их связи между собой.
Источники права социального обеспечения, являясь составной частью системы источников российского права, характеризуются всеми особенностями, которые свойственны этой системе, - множественностью, строгой иерархией, главенствующей ролью закона.
Множественность
источников права социального обеспечения
обусловлена тем, что социальные
функции государства
Можно отметить
характерное для федеративного
государства сочетание
Источники
права социального обеспечения
образуют систему, включающую только официально
(юридически) признанные виды источников,
которые представляют собой созданную
или санкционированную
С развитием
Российского государства
В праве социального обеспечения все возрастающее значение имеет локальное нормотворчество с активным участием работников (их представителей). Локальные нормы призваны обеспечить наибольшую эффективность социальной защиты в конкретных организациях.
В строгой иерархии источников права социального обеспечения особое место занимают акты специализированных министерств, в частности Министерства здравоохранения и социального развития, которые носят межведомственный характер, имеют общее значение.
Социально-трудовые
отношения последних лет
Таким образом, система источников права социального обеспечения - емкое понятие. Оно выражает положение конкретного источника в общей системе, отражение в нем объема полномочий соответствующего субъекта права, соподчиненность по юридической силе, целевую и функциональную связь между источниками, адекватную меру правового регулирования.
Информация о работе Понятие и виды источников права социального обеспечения