Понятие и виды источников права социального обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 15:47, курсовая работа

Описание работы

Необходимость исследования источников права социального обеспечения объективно обусловлена также утверждением принципов правового, социального государства, обеспечением прав и свобод человека и гражданина, что на практике часто весьма проблематично. Для того чтобы сделать источники права совершенными и эффективными, необходимо добиться серьезных позитивных сдвигов как в правотворчестве, так и в правоприменении. В первую очередь речь идет о проблемах целостности и единства правового пространства России, правильного понимания соотношения источников права федерального уровня и субъектов Российской Федерации, системности развития источников права, их кодификации, применения объективных критериев дифференциации в правовом регулировании материальных отношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 3
1.1. Понятие и классификация источников права социального обеспечения 3
1.2. Действие источников права социального обеспечения 3
2. ВИДЫ И СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 3
2.1. Федеральная система источников права социального обеспечения 3
2.2. Система и структура регионального законодательства в сфере социального обеспечения на примере Пермского края 3
2.3. Уровень локального регулирования 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 3

Работа содержит 1 файл

ПСО для Луизы.docx

— 58.14 Кб (Скачать)

Все эти  меры направлены на усиление принципа адресности социальной поддержки. Принцип  адресности подразумевает систему  социальной защиты, которая концентрирует  общественные ресурсы на предоставление помощи наиболее нуждающимся гражданам  и исключает возможность граждан  с высокими доходами получать значительные социальные выплаты за счет бюджетных  средств.

Однако  ряд социально незащищенных категорий  граждан, таких как одинокие престарелые, инвалиды, семьи с детьми, среднедушевой  доход которых незначительно  превышает величину прожиточного минимума, не попадают под действие государственных  нормативных актов как федерального, так и регионального значения и по этой причине обращаются за помощью в орган местного самоуправления.

Полномочия  в сфере предоставления мер социальной поддержки не входят в круг полномочий органов местного самоуправления. Вместе с тем, потребность в определенном объеме дополнительных мероприятий  для социально незащищенных категорий  населения действительно существует. Реализация этих мероприятий позволяет  обеспечить актуальные на сегодняшний  день потребности социально незащищенных слоев населения и дает возможность  более мобильно реагировать на изменение  социально-экономической ситуации, появление новых категорий нуждающихся, новых потребностей этих категорий.

По данным комитета социальной защиты населения  города Перми (далее - Комитет), порядка 12,5% населения имеют доходы ниже величины прожиточного минимума, которая  в третьем квартале 2012 года составляет 6690 руб. (Распоряжение Правительства  Пермского края от 26.07.2012 N 103-рп «Об  установлении величины прожиточного минимума на III квартал 2012 года»).

В особо  сложных условиях оказались дети, воспитывающиеся в семьях, находящихся  в социально опасном положении, многодетные и неполные семьи, одинокие престарелые граждане, инвалиды. За последние годы государством осуществлены заметные преобразования, направленные на стабилизацию финансового состояния  населения:

увеличена заработная плата работникам, занятым  в бюджетной сфере,

производится  регулярная выплата пособий семьям, имеющим детей,

предоставляются предусмотренные законодательством  льготы, в том числе субсидии на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг гражданам,

реализуется право на оздоровление детей.

Положительные тенденции процессов, происходящих в экономике, повлияли на рост благосостояния населения. Численность граждан, состоящих  на учете в органах социальной защиты г. Перми в качестве малоимущих, стабильно сокращается. Из общей  численности граждан, состоящих  на учете, основную массу составляют лица пенсионного возраста, многодетные  семьи, малоимущие семьи с детьми, семьи, находящиеся в социально  опасном положении, воспитывающие  детей. Так, по состоянию на 01.01.2013 в  городе Перми зарегистрировано:

265670 граждан  пожилого возраста, в том числе  34567 граждан с доходом ниже  величины прожиточного минимума, установленной для данной категории  граждан (4292 руб.),

96234 инвалида, в том числе детей-инвалидов  - 2618 человек,

8129 малоимущих  семей с детьми, воспитывающих  11703 ребенка, в том числе 936 многодетных  малоимущих семей, в которых  воспитывается 3166 детей,

2523 ребенка  из семей, находящихся в социально  опасном положении.

Именно  эти категории граждан больше всего нуждаются в помощи. По данным социологического опроса, проведенного Комитетом в августе-сентябре 2012 года, основными причинами обращения  за социальной помощью являются:

низкое  материальное положение - 43% опрошенных,

плохое  здоровье, инвалидность - 21% опрошенных,

преклонный  возраст - 13% опрошенных.

Среди категорий  граждан, обращающихся в органы социальной защиты, на первом месте по числу  обращений находятся пенсионеры по возрасту, на втором месте - инвалиды, на третьем месте - работники бюджетной  сферы, имеющие детей.

По мнению респондентов, в 2011-2012 годах наиболее востребованными останутся такие  виды социальной помощи, как:

единовременные  выплаты гражданам, оказавшимся  в экстремальной и трудной  жизненной ситуации,

бесплатное  питание учащихся в муниципальных  общеобразовательных учреждениях,

муниципальные денежные выплаты студентам.

Проблема  формирования комфортной среды жизнедеятельности  «без барьеров» для инвалидов  и других маломобильных граждан  актуальна для города Перми. Сегодня  задачей администрации города Перми  является не только оказание помощи инвалидам, но и создание им условий для образования, культурного, духовного и физического  развития.

Создание  доступности всех сфер жизни для  инвалидов означает, что необходимо устранить не только физические барьеры, лестницы, узкие проходы, ступени, но и коммуникативные ограничения, например отсутствие в телевизионных  передачах Пермского телевидения  текстовой (сурдо) информации о событиях, происходящих в городе, крае и стране.

Низкие  темпы роста размеров заработной платы, пенсий, детских пособий, других социальных выплат при постоянном росте  потребительских цен на все виды товаров и услуг являются основными  причинами роста социальной напряженности, поэтому эффективность решения  социальных проблем на уровне местного самоуправления приобретает все  большую актуальность.

Так, в 2012 году комитетом социальной защиты населения  администрации города Перми был  проведен ряд мероприятий, направленных на включение маломобильных граждан  в единое социально-экономическое  пространство, общественно-политическую и культурную жизнь города:

обучено компьютерной грамотности 150 инвалидов, создан информационный сайт, организован  сурдоперевод новостной программы  Пермского телевидения,

профинансировано  участие инвалидов в КВН, спортивных соревнованиях, фестивалях, конкурсах, оказана поддержка ансамблю «Гротеск»,

для детей-инвалидов  в рамках программы «Мир за твоим  окном» проведены экскурсии, реабилитация 50 детей-инвалидов с диагнозом  ДЦП методом иппотерапии, более 50 человек посетили мастер-класс по профессионально-трудовой реабилитации, организован отдых детей-инвалидов  в первоочередном порядке с заболеваниями  опорно-двигательного аппарата на теплоходе (22 ребенка с сопровождающими  лицами) и в загородном оздоровительном  лагере, приобретено специальное  оборудование для детской уличной  площадки МДОУ N 196 (ул. Чайковского, 51а) для детей-инвалидов.  В целях  определения уровня удовлетворенности  маломобильных граждан доступностью объектов городской инфраструктуры в системе программных мероприятий19 запланировано проведение социологических опросов: на начало действия Программы и по итогам реализации мероприятий. В связи с тем, что вышеуказанный показатель ранее не применялся для анализа итогов реализации Программы, повышение удовлетворенности запланировано на минимальном уровне - 3%.

Таким образом, решение социальных проблем на уровне местного самоуправления остается актуальным, так как отсутствие достаточного внимания к ним со стороны органов  местного самоуправления влечет за собой  повышение демографической нагрузки на общество, снижение безопасности личности, то есть, в конечном счете, снижается  качество жизни горожан. В то же время  возрастает социальная напряженность  в обществе, снижается стабильность, а значит, падает инвестиционная привлекательность  города.

2.3. Уровень локального  регулирования

 

Новым для  права социального обеспечения  является уровень локального регулирования, который органично дополняет  централизованное, региональное и муниципальное  регулирование и является еще  одним приемом регулирования  отношений по социальному обеспечению  работника, его семьи.

В современной  теории права локальными нормативными актами называются юридические документы, содержащие нормы права, принимаемые  субъектами управления в организациях различных форм собственности и  ведомственной подчиненности. В  некоторых случаях ученые употребляют  термин «корпоративные нормативные  правовые акты»20.

Особенностью  источников права данного уровня является их договорный характер, инициатива их принятия исходит не от органов  государственной власти и управления, а от сторон этих отношений, которые  возникают в рамках конкретных организаций  и направлены на оказание дополнительной социальной помощи нуждающимся за счет средств организаций. В локальном  регулировании социального обеспечения  прослеживается тесная связь с трудовым правом, поскольку на практике, как  правило, нормы социального обеспечения  закрепляются в коллективных договорах, соглашениях. Крайне редко можно  встретить отдельные локальные  нормативные правовые акты по социальным вопросам. В настоящее время это, как правило, экономически возможно только в сырьевых отраслях, банковской сфере. Процедура принятия локальных  нормативных актов прописана  в нормах трудового права.

Итак, в  праве социального обеспечения  присутствует сочетание нескольких уровней правового регулирования, а именно, централизованного с  региональным, муниципальным и локальным, что является одной из основных черт метода права социального обеспечения.

Распределительный характер отношений по социальному  обеспечению, как главная черта  этой отрасли, обусловливает целесообразность для государства одновременного сочетания различных уровней  правового регулирования.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рассмотрев  систему источников права социального  обеспечения по уровням правового  регулирования, можно сделать определенные выводы:

Система, как известно, отличается органической связью между элементами, из которых  она состоит. При этом в системе  источников права социального обеспечения  выделяется основной элемент этой системы - Конституция РФ, которая определяет характеристику остальных источников системы, принципы их связи между  собой.

Источники права социального обеспечения, являясь составной частью системы  источников российского права, характеризуются  всеми особенностями, которые свойственны  этой системе, - множественностью, строгой  иерархией, главенствующей ролью закона.

Множественность источников права социального обеспечения  обусловлена тем, что социальные функции государства осуществляются не одним звеном государственного механизма, а в силу разделения властей многими  звеньями; нормативные акты издаются не одним, а несколькими органами государства; прослеживается рост абсолютного  объема правового регулирования  за счет появления новых видов  социального обеспечения.

Можно отметить характерное для федеративного  государства сочетание централизованного  единого и единообразного правового  регулирования исходных, принципиальных положений в праве социального  обеспечения с децентрализацией на различных уровнях, сочетание  нормотворчества федеральных, региональных органов с муниципальным, локальным.

Источники права социального обеспечения  образуют систему, включающую только официально (юридически) признанные виды источников, которые представляют собой созданную  или санкционированную государством определенную типовую правовую форму (закон, указ, постановление и др.).

С развитием  Российского государства система  источников права социального обеспечения  изменялась и трансформировалась как  по форме, так и по содержанию. В  последние годы произошло изменение  соотношения внутригосударственного и международного права; в системе  источников права социального обеспечения  особое место занимают акты, в которых  содержатся общепризнанные принципы и  нормы международного права, а также  международные договоры Российской Федерации.

В праве  социального обеспечения все  возрастающее значение имеет локальное  нормотворчество с активным участием работников (их представителей). Локальные  нормы призваны обеспечить наибольшую эффективность социальной защиты в  конкретных организациях.

В строгой  иерархии источников права социального  обеспечения особое место занимают акты специализированных министерств, в частности Министерства здравоохранения  и социального развития, которые  носят межведомственный характер, имеют  общее значение.

Социально-трудовые отношения последних лет регулируются также соглашениями различных уровней, которые являются новыми видами источников права социального обеспечения. В источниках права социального  обеспечения отражается высокая  степень дифференциации правового  регулирования социального обеспечения  отдельных категорий граждан  в силу объективных и субъективных факторов.

Таким образом, система источников права социального  обеспечения - емкое понятие. Оно  выражает положение конкретного  источника в общей системе, отражение  в нем объема полномочий соответствующего субъекта права, соподчиненность по юридической силе, целевую и функциональную связь между источниками, адекватную меру правового регулирования.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (ред. от 30.12.2008) // Российская газета. 2008. 31 декабря.
  2. Гражданский Кодекс РФ. Часть первая  от 30.11.1994 N 51-ФЗ, (ред. от 06.12.2011, с изм. от 27.06.2012), (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2012) // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
  3. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63- ФЗ, (ред. от 30.12.2012) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.
  4. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ, (ред. от 29.12.2012) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3.
  5. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ:  Федеральный Закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ, (ред. от 10.07.2012) // Собрание законодательства РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
  6. О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1, (ред. от 30.12.2012) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 17. Ст. 1915.
  7. Устав города Перми: Решение Пермской городской Думы от 13.03.1996,  (ред. от 21.06.2011), (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.10.2011) // СПС «Консультант Плюс».
  8. О стратегическом планировании социально-экономического развития Пермского края: Закон Пермского края от 02.04.2010 N 598-ПК // Собрание законодательства Пермского края. 2010. N 4.
  9. Об охране семьи, материнства, отцовства и детства: Закон Пермской области от 09.09.1996 N 533-83, (ред. от 25.12.2009) // Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края. 2009. № 7.
  10. О порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Постановление Правительства Пермского края от 23.03.2007 N 40-п, (ред. от 16.03.2012)  // Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края. 2010. № 12.
  11. Об утверждении долгосрочной целевой программы "социальная поддержка населения города Перми" на 2009-2012 годы, порядка предоставления адресной социальной муниципальной помощи, положения о комиссии по рассмотрению заявлений об оказании единовременной материальной помощи гражданам, оказавшимся в чрезвычайной и трудной жизненной ситуации, состава комиссии по рассмотрению заявлений об оказании единовременной материальной помощи гражданам, оказавшимся в чрезвычайной и трудной жизненной ситуации: Постановление от 19 августа 2009 г. N 548, (ред. от 13.04.2012)) // СПС «Гарант».
  12. О финансировании муниципальных учреждений здравоохранения города Перми в 2011 году через систему обязательного медицинского страхования по тарифу, включающему все затраты, за исключением расходов на капитальный ремонт и капитальных вложений, кроме расходов на приобретение и модернизацию оборудования: Решение Пермской городской Думы от 24.08.2010 N 118 // Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь. 2010. N 68.
  13. Андреева Е.М. Социальная функция демократического государства (конституционно-правовой аспект): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.
  14. Благодир А.Л. К вопросу о системе и структуре регионального законодательства в сфере социального обеспечения // Законодательство. 2010. N 8.
  15. Буянова М.О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики (теоретико-правовой аспект): Автореф. дис. докт. юрид. наук. М., 2011.
  16. Ершов В.А., Толмачев И.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2012.
  17. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: учеб. 2-е изд. М.: БЕК, 2012.
  18. Зиборо О.А. Соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.
  19. Кобец Н.Г. Социальное право: понятие, предмет, функции, система и принципы // Правовые вопросы российской государственности: Сборник научных трудов / Под общ. ред. Г.В. Мальцева, В.А. Зайцева. М., 2012.
  20. Кобзева С.И. Источники права социального обеспечения России. М.: Проспект, 2012.
  21. Конституционное право России / отв. ред. А.Н. Котов, М.И. Кукушкин. Екатеринбург, 2011.
  22. Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения, 2-е изд., доп. М.: Юстицинформ, 2012.
  23. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Перспективы развития. М., 2012.
  24. Рогачев Д.И. Метод права социального обеспечения: монография. М.: МАКС Пресс, 2012.
  25. Тучкова Э.Г. Социальное обеспечение в России на рубеже третьего тысячелетия и теоретические проблемы права социального обеспечения // Государство и право на рубеже веков: Материалы Всероссийской конференции 2 - 4 февраля 2000 г. / Институт государства и права РАН. М., 2011.
  26. Фетюхин М.И. Социальное право: Курс лекций. Волгоград, 2012.

Информация о работе Понятие и виды источников права социального обеспечения