Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 15:47, курсовая работа
Необходимость исследования источников права социального обеспечения объективно обусловлена также утверждением принципов правового, социального государства, обеспечением прав и свобод человека и гражданина, что на практике часто весьма проблематично. Для того чтобы сделать источники права совершенными и эффективными, необходимо добиться серьезных позитивных сдвигов как в правотворчестве, так и в правоприменении. В первую очередь речь идет о проблемах целостности и единства правового пространства России, правильного понимания соотношения источников права федерального уровня и субъектов Российской Федерации, системности развития источников права, их кодификации, применения объективных критериев дифференциации в правовом регулировании материальных отношений.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 3
1.1. Понятие и классификация источников права социального обеспечения 3
1.2. Действие источников права социального обеспечения 3
2. ВИДЫ И СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 3
2.1. Федеральная система источников права социального обеспечения 3
2.2. Система и структура регионального законодательства в сфере социального обеспечения на примере Пермского края 3
2.3. Уровень локального регулирования 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 3
Многие ученые обозначают Конституцию как Основной закон или называют ее законом законов10. Спорно ставить знак равенства между этими понятиями по следующим причинам.
В Конституции
РФ отсутствует понятие «Основной
закон», что осуществлялось ранее
в Конституциях РСФСР 1918, 1925, 1937, 1978 гг.
В ней, наоборот, в самых различных
словосочетаниях проводится разграничение
между конституцией и законами как
самостоятельными источниками права.
При этом используются следующие
формулировки: «Конституция Российской
Федерации и федеральные
Основной закон как юридический документ показывает место Конституции в системе правовых актов, в то время как сама Конституция занимает доминирующее место не только в системе права, но и в обществе. Ключевое отличие Конституции от Основного закона состоит в том, что первая обладает и юридическим верховенством, и высшей юридической силой, в то время как Основной закон может обладать лишь последней.
2. Изменение
социально-экономической и
Международно-правовое регулирование выражается в разработке международных стандартов в области социального обеспечения. Его задачами являются гармонизация и координация законодательства разных стран по вопросам сохранения приобретаемых прав при переезде гражданина из одного государства в другое в процессе трудовой деятельности, а также сохранения приобретенных прав на конкретный вид пенсии или пособия в случаях изменения страны постоянного места жительства.
Международные акты ООН, МОТ, Совета Европы, а также договоры, заключенные государствами в рамках СНГ, двусторонние договоры, ратифицированные Российской Федерацией (или СССР), имеют приоритет перед законами: если международным договором установлены иные правила, то применяются правила международного договора11.
3. Следующим
звеном федеральной системы
В случае
противоречия между федеральным
законом, изданным в соответствии с
ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции, и иным актом,
изданным в Российской Федерации, действует
федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции).
Это положение о приоритете федеральных
законов обеспечивает единство правового
регулирования социального
Законы
РФ различаются на федеральные конституционные
и федеральные законы. Федеральные
законы не могут противоречить
Федеральные законы не должны противоречить Конституции РФ, подлежат официальному опубликованию и без опубликования не применяются.
4. Указы
Президента РФ издаются по
широкому кругу полномочий
В отличие от законов, указы Президента могут быть как нормативными, так и ненормативными правовыми актами.
Указы обязательны для исполнения на всей территории России, не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам.
Помимо указов, Президент издает распоряжения, которые по общему правилу не имеют нормативного значения.
5. Правительство
РФ обеспечивает проведение в
стране единой государственной
политики в области
Из этой
конституционной формулы прямо
вытекают подзаконность и «подуказность»
постановлений Правительства
6. Акты
федеральных органов
В целях
формирования эффективной системы
и структуры федеральных
Только
федеральным министерствам
Кроме того, министерства получили право отменять противоречащие федеральному законодательству решения федерального агентства, федеральной службы, если иной порядок отмены решения не установлен федеральным законом.
Федеральные министерства издают нормативные правовые акты, действующие в пределах внутриведомственных отношений для органов, должностных лиц и работников организаций соответствующего ведомства.
Однако
в ряде случаев федеральные
В п. 7 Положения
закреплена очень важная норма о
том, что при осуществлении
Следующий
уровень системы источников права
социального обеспечения
Федеративное
государственное устройство России
«предполагает территориальную
и национальную дифференцированность
правовой культуры, наличие региональных
очагов права, питающих жизненную силу
реального правопорядка». Законодательство
субъекта Федерации отражает особенности,
дифференцированность социальной защиты
граждан данного
Законодательство
субъектов Федерации
Конституции
и уставы субъектов Федерации
имеют значение «первоначальных, исходных
конституционно-правовых законов». Приоритетное
положение этих актов в системе
республиканского законодательства определяется
их содержательной характеристикой. Именно
в них интегрированы нормы, регулирующие
фундаментальные отношения: между
человеком и обществом, человеком
и государством выведена на конституционный
уровень защита основных прав и свобод
человека и гражданина, в том числе
и в сфере социального
Законы
субъектов Федерации также
В настоящее время имеют место известные расхождения между федеральными законами и законами субъектов Федерации. Существуют и взаимные претензии и разногласия между сторонами. Постепенно они преодолеваются в процессе заключения договоров между Федерацией и ее субъектами, а в отдельных случаях - решениями Конституционного Суда РФ.
Нормативные
правовые акты местного самоуправления
являются следующим уровнем системы
источников права социального обеспечения.
Они являются самостоятельной, независимой
от органов государственной
В соответствии
с Конституцией РФ, федеральным законодательством
органы местного самоуправления получили
возможность принимать правовые
акты по вопросам своего ведения. Эти
вопросы перечислены в
Так, например, в Пермском крае приняты: Закон Пермского края от 02.04.2010 N 598-ПК «О стратегическом планировании социально-экономического развития Пермского края»15, Закон Пермской области от 09.09.1996 N 533-83 «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства»16, Решение Пермской городской Думы от 24.08.2010 N 118 «О финансировании муниципальных учреждений здравоохранения города Перми в 2011 году через систему обязательного медицинского страхования по тарифу, включающему все затраты, за исключением расходов на капитальный ремонт и капитальных вложений, кроме расходов на приобретение и модернизацию оборудования»17, Постановление Правительства Пермского края от 23.03.2007 N 40-п «О порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»18 и др.
В настоящее
время социальная защита населения
в г. Перми является одной из немногих
отраслей, объемы которой постоянно
возрастают, охватывая все большую
часть населения. За последние годы
это инвентаризация льгот и льготных
категорий граждан, монетизация
льгот, совершенствование нормативной
правовой базы по предоставлению жилищно-коммунальных
субсидий и переход к их персонифицированной
выплате (например, Постановление Правительства
Пермского края от 08.02.2008 N 14-п «Об
утверждении Порядка реализации
приоритетного регионального
Информация о работе Понятие и виды источников права социального обеспечения