Понятие и виды государственного служащего

Автор: d************@rambler.ru, 24 Ноября 2011 в 17:29, контрольная работа

Описание работы

Государственные служащие имеют особый правовой статус, который проявляется в их служении только государству в лице его органов, назначении на должность соответствующим должностным лицом, возможности осуществления организационно – распорядительных и административных мер, предоставлении им особых государственно – правовых и властных полномочий для выполнения функций государства и др.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Принципы государственной службы 4
2. Понятие и классификация государственных служащих. Виды государственных должностей 7
3. Прохождение государственной службы. Права и обязанности государственных служащих 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа содержит 1 файл

види и понятия.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

     Перечень  условий прохождения государственной  гражданской службы, которые включаются в должностной регламент гражданского служащего:

     1) квалификационные требования, которым должен удовлетворять гражданский служащий для замещения соответствующей должности гражданской службы:

     а) к уровню профессионального образования;

     б) к стажу гражданской службы (государственной  службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;

     в) к профессиональным знаниям и  навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

     Требования к уровню профессионального образования  в зависимости от категории и  группы соответствующей должности  гражданской службы содержатся в  ст. 12 Закона. Так, гражданские служащие, замещающие должности категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей, должны иметь высшее профессиональное образование. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности. Должностной регламент может конкретизировать эти квалификационные требования, например, в части профиля соответствующего образования и т.п.

     Квалификационные  требования к стажу гражданской  службы для федеральных гражданских  служащих устанавливаются указом Президента РФ, а для гражданских служащих субъекта РФ – законом субъекта РФ.

     Должностной регламент  в свою очередь должен содержать  квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым  для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам устанавливаются нормативным актом государственного органа в соответствии с его задачами и функциями;

     2) должностной регламент должен  включать в себя права, обязанности  и ответственность гражданского служащего в связи с замещением конкретной должности гражданской службы. Основные права и обязанности гражданского служащего в связи с прохождением им гражданской службы закрепляются в гл. 3 («Правовое положение (статус) гражданского служащего») Закона о госслужбе. Кроме того, права и обязанности гражданского служащего являются существенным условием служебного контракта. По всей видимости, эти права и обязанности должны конкретизироваться в должностном регламенте применительно к задачам и функциям структурного подразделения и замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы. В этом смысле должностной регламент должен отражать функциональные особенности конкретной должности;

     3) в должностном регламенте должен  быть предусмотрен конкретный перечень тех вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать решения. Круг вопросов, входящих в компетенцию гражданского служащего, определяется задачами и функциями соответствующего структурного подразделения государственного органа, а также спецификой замещаемой им должности. Должностной регламент должен включать в себя: перечень обстоятельств, при которых гражданский служащий должен или может принять решение самостоятельно; содержание вопросов, по которым гражданский служащий принимает решение самостоятельно; варианты возможных решений; критерии принятия решения; сроки принятия решения и правовые формы указанных решений. В зависимости от функциональных особенностей конкретной должности в должностной регламент могут включаться и иные требования;

     4) отдельно в должностном регламенте  предусматривается перечень вопросов, по которым гражданский служащий  вправе или обязан участвовать  в подготовке проектов нормативных  правовых актов. В этой связи  должностной регламент должен включать в себя: перечень обстоятельств, при которых гражданский служащий должен принять участие в подготовке проектов нормативных правовых актов, проектах управленческих и иных решений; содержание управленческих или иных действий гражданского служащего; варианты возможных действий и решений; критерии принятия решения; сроки их выполнения и правовые формы указанных действий и решений;

     5) также должностным регламентом  должны быть предусмотрены конкретные  сроки и процедуры подготовки  проектов решений, порядок согласования и принятия данных решений. Очевидно, что сроки и процедуры подготовки и принятия решений должны быть предусмотрены при регламентации вопросов, по которым гражданский служащий принимает решения самостоятельно, а также вопросов, в решении которых он принимает участие;

     6) в должностном регламенте предусматривается  порядок служебного взаимодействия  гражданского служащего при исполнении  им должностных обязанностей  с иными гражданскими служащими,  гражданами или организациями.  Иными словами, регламентации подлежат: основания и порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, а также формы и порядок служебного взаимодействия гражданского служащего с гражданами и организациями. Порядок служебного взаимодействия гражданского служащего с гражданами и организациями определяется на основе стандарта обслуживания соответствующего органа государственной власти;

     7) из содержания п. 7 ч. 2 статьи 47 Закона о госслужбе не ясно, что понимается под государственными услугами, которые должны оказываться в соответствии с административным регламентом государственного органа. Вызывает сомнение необходимость включать в каждый должностной регламент по отдельным должностям указанный перечень государственных услуг;

     8) наконец, в должностной регламент  должны включаться показатели  эффективности и результативности  профессиональной служебной деятельности  конкретного гражданского служащего. По всей видимости, речь идет о гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, по которым установлен особый порядок оплаты труда в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности. Перечень таких должностей утверждается указом Президента РФ по представлению Правительства РФ. Обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов утверждаются Президентом РФ, а специфические показатели конкретного государственного органа утверждаются правовым актом этого государственного органа в соответствии с особенностями его задач и функций. На основе этого акта должны определяться показатели эффективности и результативности по конкретной должности гражданской службы, которые в соответствии с данной нормой включаются в должностной регламент. Вместе с тем следует отметить, что согласно ст. 24 данного Закона условия оплаты труда, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности, представляют собой существенное условие служебного контракта.

     Положения должностного регламента должны учитываться при  проведении конкурса на замещение вакантной  должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. При проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы прежде всего должны учитываться квалификационные требования к данной должности и, в частности, требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются должностным регламентом. Аттестация гражданского служащего согласно положениям ст. 48 данного Закона проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы. Оценка соответствия замещаемой должности включает в себя: соответствие квалификационным требованиям по замещаемой должности; выполнение гражданским служащим своих должностных обязанностей; результативность выполняемой им работы. При этом квалификационные требования по замещаемой должности, перечень должностных обязанностей, критерии эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего определяются должностным регламентом. Квалификационный экзамен проводится в целях оценки знаний, навыков и умений (профессионального уровня) гражданского служащего. Уровень профессиональных знаний, навыков и умений гражданского служащего должен соответствовать требованиям, предусмотренным должностным регламентом.

     Аттестация  гражданских служащих

     Аттестация  гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской  службы. В ходе аттестации оценивается  соответствие гражданского служащего  квалификационным требованиям по замещаемой им должности, выполнение им своих служебных обязанностей, предусмотренных должностным регламентом. Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации должно быть утверждено указом Президента РФ.

     Не  позднее чем за две недели до начала проведения аттестации в аттестационную комиссию представляется мотивированный отзыв непосредственного руководителя на подлежащего аттестации гражданского служащего. Отзыв должен содержать  оценку исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. В приложении № 1 к Положению о проведении аттестации федерального государственного служащего, утвержденному перечислены сведения, которые должны быть отражены в отзыве:

  1. фамилия, имя, отчество;
  2. замещаемая должность на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность;
  3. перечень основных вопросов, в решении которых принимал участие;
  4. мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов служебной деятельности.

     К этому отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов. Гражданский служащий должен быть ознакомлен с отзывом непосредственного руководителя. При необходимости он прилагает к отзыву пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя. Например, при несогласии с отзывом непосредственного руководителя аттестуемый гражданский служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о служебной деятельности.

     Закон называет случаи, когда аттестация не проводится. Так, не подлежат аттестации гражданские служащие, замещающие должности  гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)». Вместе с тем согласно буквальной формулировке указанной нормы гражданские служащие, замещающие должности данных категорий, не проходят аттестацию только в том случае, если с ними заключен срочный служебный контракт.

     По  общему правилу аттестация гражданского служащего проводится один раз в  три года. Это – новелла закона: ранее аттестация должна была проводиться не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года. Данный Закон, как мы видим, более жестко регламентирует сроки проведения очередной аттестации.

     Закон называет обстоятельства, при которых может проводиться внеочередная аттестация:

     1) внеочередная аттестация может  проводиться в связи с сокращением  должностей гражданской службы  в государственном органе. В случае  сокращения должностей гражданской  службы представитель нанимателя  обязан за два месяца до сокращения сообщить об этом в письменной форме гражданским служащим. При сокращении штата гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность, может быть предложена иная должность гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе, а также возможность пройти профессиональную переподготовку или повышение квалификации. При этом предлагаемая должность гражданской службы должна соответствовать квалификации гражданского служащего, его профессиональному образованию и стажу гражданской службы или работы по специальности. Квалификация гражданского служащего может определяться по результатам внеочередной аттестации, проведенной в течение указанного двухмесячного срока предупреждения. По результатам такой внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе. Следует отметить, что проведение внеочередной аттестации при сокращении должностей гражданской службы является правом, но не обязанностью представителя нанимателя;

     2) Закон также предусматривает  возможность проведения внеочередной  аттестации при изменении условий  оплаты труда. Учитывая решения, которые могут быть приняты в отношении гражданского служащего по результатам аттестации, необходимость проведения внеочередной аттестации при изменении условий оплаты труда не вполне понятна.

     Кроме того, внеочередная аттестация может  проводиться во всяком случае по соглашению сторон служебного контракта, то есть гражданского служащего и представителя нанимателя. Решение о проведении внеочередной аттестации в этом случае должно приниматься на основе результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. По смыслу этой нормы инициатива ее проведения может исходить как от гражданского служащего, так и от представителя нанимателя (например, при неудовлетворительных результатах профессиональной служебной деятельности гражданского служащего по результатам годового отчета). Однако и в том и в другом случае необходимо выраженное согласие другой стороны служебного контракта.

Информация о работе Понятие и виды государственного служащего