Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 10:27, реферат
Государственная власть не реализуется сама по себе. Она всегда воплощается в конкретных действиях различного рода, выражающих ее содержание и направленность и совершаемых ее субъектами, то есть соответствующими государственными органами.
Это условие полностью применимо и к деятельности исполнительных органов государственной власти, повседневно и многообразно ее реализующих.
Исходя из этого, особое значение приобретают формы реализации исполнительной власти.
- определяется порядок
- формируются основные линии
взаимодействия различных
- осуществляется охрана
Нормативные акты управления являются
одним из источников российского
административного права. Они служат
правовой основой для возникновения,
изменения и прекращения конкре
Таким образом, нормативными актами решаются наиболее важные, принципиальные управленческие проблемы. Это их качество, например, ярко выражено в Федеральном конституционном законе о Правительстве РФ, который решениям, имеющим нормативный характер или наиболее важное значение, отводит приоритетное значение по сравнению с решениями по оперативным и другим текущим вопросам.
Полномочия исполнительных органов (должностных лиц) по изданию нормативных административно-правовых актов определяются закрепленной за ними в официальном порядке компетенцией. В настоящее время, в связи с переносом центра тяжести работ по управлению в республики, регионы и на места, значительно расширены правоустановительные полномочия соответствующих органов исполнительной власти.
Нормативные акты могут иметь общефедеральное, республиканское, краевое, областное и т.п. значение, то есть издаваться исполнительными органами всех субъектов Федерации и действовать в соответствующих границах. Вместе с тем нормативные акты могут издаваться исполнительными органами различного уровня, наделенными отраслевой (ведомственной) или межотраслевой компетенцией. В специально предусмотренных административно-правовыми нормами случаях нормативные акты отраслевого характера могут быть юридически-обязательными и за пределами данной отраслевой системы. Например, Правительством РФ установлено, что Министерство труда и социального развития по вопросам своей компетенции вправе принимать постановления, обязательные для исполнения всеми министерствами, другими органами исполнительной власти, предприятиями и учреждениями независимо от их ведомственной подчиненности. Аналогичную юридическую силу имеют нормативные акты некоторых других исполнительных органов с межотраслевой и отраслевой компетенцией.
Индивидуальные акты в отличие от нормативных носят ярко выраженный правоисполнительный (правоприменительный) характер. По своему юридическому содержанию это – распорядительные правовые акты. В них всегда получают свое прямое выражение конкретные юридически-властные волеизъявления соответствующих субъектов исполнительной власти. Конкретность таких волеизъявлений (предписаний) проявляется в том, что, во-первых, с их помощью решаются индивидуальные административные дела или вопросы, возникающие в сфере государственного управления; во-вторых, они персонифицированы, то есть являются юридическими фактами, вызывающими возникновение конкретных административно-правовых отношений. В качестве наиболее показательного примера индивидуального административно-правового акта может служить приказ о назначении того или иного лица на ту или иную должность в аппарате управления, постановление полномочного органа (должностного лица) о наложении на виновного в совершении административного правонарушения, административного взыскания.
Индивидуальные акты наиболее распространены в практике государственно-управленческой деятельности, так как они в наибольшей степени отвечают ее исполнительному назначению и являются важнейшим средством оперативного решения текущих вопросов управления. Кроме того, именно индивидуальные акты обеспечивают реализацию юрисдикционной (правоохранительной) функции административного права и исполнительной власти.
Индивидуальные акты всегда являются актами применения административно-правовых норм. Но этим их служебная роль не исчерпывается. Они используются также и для реализации норм ряда других отраслей российского права (например, финансового, земельного, трудового и т.п.). Тем не менее главным требованием, предъявляемым к их изданию, является их соответствие нормативным административно-правовым актам. В противном случае они не могут быть признаны действительными. Например, индивидуальные акты, издаваемые по конкретным вопросам государственно-служебных отношений, должны основываться на нормах, содержащихся в Федеральном законе « о государственной службе Российской Федерации».
Иногда по юридическим последствиям
издание индивидуальных правовых актов
связывают с установлением
Правовые акты управления могут классифицироваться и по другим основаниям (критериям).
Интерес представляет классификация административно-правовых актов по их наименованию. Каждый вид исполнительных органов вправе издавать правовые акты определенного наименования, установленного либо конституционными и законодательными нормами, либо подзаконными нормами административного права. Последние, как правило, содержатся в положениях о соответствующих органах (например, в положениях о министерствах).
В настоящее время используются
следующие официальные
- указы и распоряжения Президента РФ (ст.90 Конституции РФ);
- постановления и распоряжения Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ);
- постановления, приказы, распоряжения, инструкции, правила, положения, уставы, издающиеся федеральными органами исполнительной власти;
- указы (постановления) и распоряжения высшего должностного лица субъекта РФ.
Как правило, указы, постановления, приказы, инструкции, правила и положения являются нормативными актами управления. Издание правовых актов нормативного характера в виде писем и телеграмм не допускается.
В зависимости от способа охраны правовых актов управления от нарушений (например, неисполнение, недобросовестное исполнение и т.п.) можно выделить акты, охраняемые мерами дисциплинарной либо административной ответственности. К числу первых относятся правовые акты, адресуемые нижестоящим исполнительным органам, а также подчиненным управленческим работникам, на которых распространяется дисциплинарная власть руководителя.
Ко второй группе относятся правовые акты, содержащие общеобязательные правила поведения в сфере государственного управления, действие которых распространяется на лиц и организации, независимо от их служебной или ведомственной подчиненности, то есть на третьих лиц. Это – правовые акты управления с административной санкцией. Право на их издание принадлежит органам исполнительной власти общей компетенции (правительства, администрации).
Правовые акты управления (нормативные и индивидуальные) издаются исполнительными органами (должностными лицами) в соответствии с закрепленной за ними компетенцией. Практика государственно-управленческой деятельности не исключает возможность издания совместных правовых актов двух (или более) органов или должностных лиц. Например, это – совместные приказы двух или нескольких федеральных или республиканских министерств, двух или нескольких глав краевой, областной администрации и т.п.
Предусмотрено коллегиальное и единоличное принятие управленческих правовых актов. Применительно к актам Правительства РФ соответствующие нормы установлены. В других же случаях – не всегда. Например, министерство действует на основе единоначалия, а его руководитель несет персональную ответственность за состояние порученной отрасли. Но в министерствах есть коллегии и советы, роль которых в принятии управленческих решений велика. Тем не менее ее четкого оформления в данном случае не имеется. Только в отношении государственных комитетов есть указание на то, что решения по межотраслевым вопросам, имеющие «общенормативный» характер, принимаются коллегиально.
1. Составьте схему «Организационн
Ответ: Приложение № 1.
2. Назовите принудительные меры
административно-
Административное принуждение – административно-правовой метод, применяемый субъектами исполнительной власти в рамках внеслужебного (функционального) подчинения в целях осуществления правоохранительной функции, обеспечения правопорядка и общественной безопасности во внесудебном порядке.
Меры административного
- административно-
- административно-
- меры административной
Наиболее типичными являются следующие
административно-предупредитель
- контроль и надзорные проверки;
- досмотр вещей и личный
- проверка документов, удостоверяющих личность;
- административное задержание;
- введение карантина (при
- прекращение движения транспорта и пешеходов при возникновении угрозы общественной безопасности;
- освидетельствование
- реквизиция имущества;
- закрытие участков
Административно-пресекательные меры
своим назначением имеют
К их числу, например, относятся:
- требования прекратить
- непосредственное физическое воздействие;
- применение специальных
- административное задержание лица для составления протокола об административном правонарушении;
- применение оружия (например, для
остановки транспортного
- принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих;
- временное отстранение от
- запрещение эксплуатации
- запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности и т.п.
Список литературы:
1. Административное право: Учебник/Под ред.Л.Л.Попова. – М.: Юристъ, 2005.
2. Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. – М.: Норма, 2002.
3. Бошно С.В. Развитие признаков нормативного правового акта в современной правотворческой практике//Журнал Российского права. 2004. №2.
4. Григорьева Л. Административная реформа и регистрация ведомственных нормативных правовых актов//Адвокат. 2005. № 10.
5. Замышляев Д.В. Проблемы иерархии нормативно-правовых актов в Российской Федерации//Государственное и местное самоуправление. 2003. №1.
6. Рыжов В.С. К реформированию понятийного аппарата административного права//Право и политика. 2000. № 9.
Информация о работе Понятие и виды форм реализации исполнительной власти