Понятие и виды форм реализации исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 10:27, реферат

Описание работы

Государственная власть не реализуется сама по себе. Она всегда воплощается в конкретных действиях различного рода, выражающих ее содержание и направленность и совершаемых ее субъектами, то есть соответствующими государственными органами.
Это условие полностью применимо и к деятельности исполнительных органов государственной власти, повседневно и многообразно ее реализующих.
Исходя из этого, особое значение приобретают формы реализации исполнительной власти.

Работа содержит 1 файл

Ponjatie_i_vidy_form_realizacii_ispolnitelqnojj_vlasti.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

- определяется порядок совершения  определенных действий (процедур) исполнительно-распорядительного характера. Например, о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций; о проведении государственного ветеринарного надзора; о планировании и финансировании деятельности казенных заводов; о лицензировании; о порядке подготовки правовых актов и т.п.;

- формируются основные линии  взаимодействия различных участников  управленческих отношений. Например, о взаимоотношениях исполнительных  органов различных субъектов  федерации и т.п.;

- осуществляется охрана установленного  в сфере государственного управления порядка отношений. Например, о дисциплинарной и административной ответственности.

Нормативные акты управления являются одним из источников российского  административного права. Они служат правовой основой для возникновения, изменения и прекращения конкретных административно-правовых отношений, но сами их не создают.

Таким образом, нормативными актами решаются наиболее важные, принципиальные управленческие проблемы. Это их качество, например, ярко выражено в Федеральном конституционном  законе о Правительстве РФ, который решениям, имеющим нормативный характер или наиболее важное значение, отводит приоритетное значение по сравнению с решениями по оперативным и другим текущим вопросам.

Полномочия исполнительных органов (должностных лиц) по изданию нормативных административно-правовых актов определяются закрепленной за ними в официальном порядке компетенцией. В настоящее время, в связи с переносом центра тяжести работ по управлению в республики, регионы и на места, значительно расширены правоустановительные полномочия соответствующих органов исполнительной власти.

Нормативные акты могут иметь общефедеральное, республиканское, краевое, областное  и т.п. значение, то есть издаваться исполнительными органами всех субъектов  Федерации и действовать в  соответствующих границах. Вместе с тем нормативные акты могут издаваться исполнительными органами различного уровня, наделенными отраслевой (ведомственной) или межотраслевой компетенцией. В специально предусмотренных административно-правовыми нормами случаях нормативные акты отраслевого характера могут быть юридически-обязательными и за пределами данной отраслевой системы. Например, Правительством РФ установлено, что Министерство труда и социального развития по вопросам своей компетенции вправе принимать постановления, обязательные для исполнения всеми министерствами, другими органами исполнительной власти, предприятиями и учреждениями независимо от их ведомственной подчиненности. Аналогичную юридическую силу имеют нормативные акты некоторых других исполнительных органов с межотраслевой и отраслевой компетенцией.

Индивидуальные акты в отличие от нормативных носят ярко выраженный правоисполнительный (правоприменительный) характер. По своему юридическому содержанию это – распорядительные правовые акты. В них всегда получают свое прямое выражение конкретные юридически-властные волеизъявления соответствующих субъектов исполнительной власти. Конкретность таких волеизъявлений (предписаний) проявляется в том, что, во-первых, с их помощью решаются индивидуальные административные дела или вопросы, возникающие в сфере государственного управления; во-вторых, они персонифицированы, то есть являются юридическими фактами, вызывающими возникновение конкретных административно-правовых отношений. В качестве наиболее показательного примера индивидуального административно-правового акта может служить приказ о назначении того или иного лица на ту или иную должность в аппарате управления, постановление полномочного органа (должностного лица) о наложении на виновного в совершении административного правонарушения, административного взыскания.

Индивидуальные акты наиболее распространены в практике государственно-управленческой деятельности, так как они в  наибольшей степени отвечают ее исполнительному  назначению и являются важнейшим  средством оперативного решения текущих вопросов управления. Кроме того, именно индивидуальные акты обеспечивают реализацию юрисдикционной (правоохранительной) функции административного права и исполнительной власти.

Индивидуальные акты всегда являются актами применения административно-правовых норм. Но этим их служебная роль не исчерпывается. Они используются также и для реализации норм ряда других отраслей российского права (например, финансового, земельного, трудового и т.п.). Тем не менее главным требованием, предъявляемым к их изданию, является их соответствие нормативным административно-правовым актам. В противном случае они не могут быть признаны действительными. Например, индивидуальные акты, издаваемые по конкретным вопросам государственно-служебных отношений, должны основываться на нормах, содержащихся в Федеральном законе « о государственной службе Российской Федерации».

Иногда по юридическим последствиям издание индивидуальных правовых актов  связывают с установлением обязанностей, запретов, разрешений и дозволений. Тем самым создается впечатление, что юридическое содержание нормативных актов свободно от них, что не соответствует действительности. В нормативных актах, прежде всего формулируются административно-правовые предписания, запреты и дозволения, а также условия их использования, в то время как в индивидуальных актах они непосредственно применяются к конкретным лицам.

Правовые акты управления могут  классифицироваться и по другим основаниям (критериям).

Интерес представляет классификация  административно-правовых актов по их наименованию. Каждый вид исполнительных органов вправе издавать правовые акты определенного наименования, установленного либо конституционными и законодательными нормами, либо подзаконными нормами административного права. Последние, как правило, содержатся в положениях о соответствующих органах (например, в положениях о министерствах).

В настоящее время используются следующие официальные наименования правовых актов управления:

- указы и распоряжения Президента РФ (ст.90 Конституции РФ);

- постановления и распоряжения Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ);

- постановления, приказы, распоряжения, инструкции, правила, положения, уставы, издающиеся федеральными органами исполнительной власти;

- указы (постановления) и распоряжения высшего должностного лица субъекта РФ.

Как правило, указы, постановления, приказы, инструкции, правила и положения  являются нормативными актами управления. Издание правовых актов нормативного характера в виде писем и телеграмм не допускается.

В зависимости от способа охраны правовых актов управления от нарушений (например, неисполнение, недобросовестное исполнение и т.п.) можно выделить акты, охраняемые мерами дисциплинарной либо административной ответственности. К числу первых относятся правовые акты, адресуемые нижестоящим исполнительным органам, а также подчиненным управленческим работникам, на которых распространяется дисциплинарная власть руководителя.

Ко второй группе относятся правовые акты, содержащие общеобязательные правила поведения в сфере государственного управления, действие которых распространяется на лиц и организации, независимо от их служебной или ведомственной подчиненности, то есть на третьих лиц. Это – правовые акты управления с административной санкцией. Право на их издание принадлежит органам исполнительной власти общей компетенции (правительства, администрации).

Правовые акты управления (нормативные  и индивидуальные) издаются исполнительными  органами (должностными лицами) в соответствии с закрепленной за ними компетенцией. Практика государственно-управленческой деятельности не исключает возможность издания совместных правовых актов двух (или более) органов или должностных лиц. Например, это – совместные приказы двух или нескольких федеральных или республиканских министерств, двух или нескольких глав краевой, областной администрации и т.п.

Предусмотрено коллегиальное и единоличное принятие управленческих правовых актов. Применительно к актам Правительства РФ соответствующие нормы установлены. В других же случаях – не всегда. Например, министерство действует на основе единоначалия, а его руководитель несет персональную ответственность за состояние порученной отрасли. Но в министерствах есть коллегии и советы, роль которых в принятии управленческих решений велика. Тем не менее ее четкого оформления в данном случае не имеется. Только в отношении государственных комитетов есть указание на то, что решения по межотраслевым вопросам, имеющие «общенормативный» характер, принимаются коллегиально.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Составьте схему «Организационно-правовые формы федеральных органов исполнительной власти».

Ответ: Приложение № 1.

 

2. Назовите принудительные меры  административно-предупредительного  воздействия.

 

Административное принуждение  – административно-правовой метод, применяемый субъектами исполнительной власти в рамках внеслужебного (функционального) подчинения в целях осуществления правоохранительной функции, обеспечения правопорядка и общественной безопасности во внесудебном порядке.

Меры административного принуждения  разнообразны. По целевому назначению выделяют следующие виды мер административного принуждения:

- административно-предупредительные  меры;

- административно-пресекательные  меры;

- меры административной ответственности.

Наиболее типичными являются следующие  административно-предупредительные меры:

- контроль и надзорные проверки;

- досмотр вещей и личный досмотр  (таможенный, милицейский);

- проверка документов, удостоверяющих  личность;

- административное задержание;

- введение карантина (при эпидемиях  и эпизоотиях);

- прекращение движения транспорта и пешеходов при возникновении угрозы общественной безопасности;

- освидетельствование медицинского  состояния лиц и санитарного  состояния предприятий общественного  питания;

- реквизиция имущества;

- закрытие участков государственной  границы.

Административно-пресекательные меры своим назначением имеют прекращение  противоправных действий и предотвращение их вредных последствий. Они также  разнообразны и применяются различными исполнительными органами (должностными лицами).

К их числу, например, относятся:

- требования прекратить противоправные  действия (например, милиция вправе  требовать от граждан и должностных  лиц прекращения административных  правонарушений, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий  милиции);

- непосредственное физическое воздействие;

- применение специальных средств  (резиновые палки, слезоточивый  газ, наручники, водометы и  т.п.) для пресечения массовых  беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи,  предприятий и учреждении;

- административное задержание лица для составления протокола об административном правонарушении;

- применение оружия (например, для  остановки транспортного средства, если водитель создает реальную  опасность здоровью и жизни  людей);

- принудительное лечение лиц,  страдающих заболеваниями, опасными для окружающих;

- временное отстранение от работы  инфекционных больных;

- запрещение эксплуатации транспортных  средств, техническое состояние  которых не отвечает установленным  требованиям;

- запрещение или ограничение  ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности и т.п.

 

 

 

Список литературы:

 

 

 

1. Административное право: Учебник/Под ред.Л.Л.Попова. – М.: Юристъ, 2005.

 

2. Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. – М.: Норма, 2002.

 

3. Бошно С.В. Развитие признаков нормативного правового акта в современной правотворческой практике//Журнал Российского права. 2004. №2.

 

4. Григорьева Л. Административная реформа и регистрация ведомственных нормативных правовых актов//Адвокат. 2005. № 10.

 

5. Замышляев Д.В. Проблемы иерархии нормативно-правовых актов в Российской Федерации//Государственное и местное самоуправление. 2003. №1.

 

6. Рыжов В.С. К реформированию понятийного аппарата административного права//Право и политика. 2000. № 9.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Понятие и виды форм реализации исполнительной власти