Понятие и виды форм реализации исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 10:27, реферат

Описание работы

Государственная власть не реализуется сама по себе. Она всегда воплощается в конкретных действиях различного рода, выражающих ее содержание и направленность и совершаемых ее субъектами, то есть соответствующими государственными органами.
Это условие полностью применимо и к деятельности исполнительных органов государственной власти, повседневно и многообразно ее реализующих.
Исходя из этого, особое значение приобретают формы реализации исполнительной власти.

Работа содержит 1 файл

Ponjatie_i_vidy_form_realizacii_ispolnitelqnojj_vlasti.doc

— 81.00 Кб (Скачать)


 

 

 

Понятие и виды форм реализации исполнительной власти

 

 

 

Государственная власть не реализуется  сама по себе. Она всегда воплощается  в конкретных действиях различного рода, выражающих ее содержание и направленность и совершаемых ее субъектами, то есть соответствующими государственными органами.

Это условие полностью применимо  и к деятельности исполнительных органов государственной власти, повседневно и многообразно ее реализующих.

Исходя из этого, особое значение приобретают  формы реализации исполнительной власти.

В общенаучном толковании «форма»  органически связана с иной категорий  такого же плана, а именно – с  «содержанием». В этом аспекте под  формой понимается тот или иной вариант  выражения содержания. Применительно  к исполнительной власти форма является способом выражения ее государственно-правового содержания, то есть всех тех качеств (прежде всего юридических), которые характеризуют ее как специфическую ветвь единой государственной власти.

Каждый орган исполнительной власти либо его представитель (должностное лицо) в силу закрепленной за ними компетенции имеют возможность действовать тем или иным образом в тех или иных конкретных ситуациях. Превращение такой возможности в реальность предполагает в обязательном порядке совершение ими определенных активных действий (например, принятие решения, рассмотрение и разрешение жалобы гражданина, осуществление регистрационных или контрольно-надзорных действий и т.п.).

Подобные действия выражают содержание государственно-управленческих функций, в них реализуется компетенция данного субъекта управления. При этом их совершение означает придание того или иного варианта внешнего выражения.

Только выраженные подобным образом  они становятся реальным, то есть работающим средством решения управленческих задач и функций.

Действия, совершаемые субъектами исполнительной власти, по своему характеру  и назначению различны. Значит, должны быть различными и варианты их внешнего выражения.

Особое значение при этом имеет  тот факт, что в таком выражении  прежде всего нуждаются те из них, в которых заключено непосредственное управляющее (упорядочивающее) воздействие того или иного субъекта исполнительной власти на соответствующий объект. Иначе цель управления вообще не достигается.

Исполнительные органы, однако, осуществляют многие действия, непосредственно не связанные с управляющим воздействием. Например, это действия, обеспечивающие подготовку указанного воздействия либо его эффективность, сбор информации о результатах управляющего воздействия (разработка проектов управленческих решений, контроль за выполнением принятых и т.п.).

Сочетание действий различного назначения придает механизму исполнительной власти состояние постоянного «движения», позволяет ему практически реализовать  свое конституционное назначение.

Внешнее выражение этих действий осуществляется по-разному.

Если субъект исполнительной власти выполняет функции непосредственно  управляющего воздействия, его действия подобного рода всегда получают свое внешнее выражение «за пределами» его аппарата, то есть в его взаимодействии с объектами управления (например, с нижестоящими исполнительными органами, общественными объединениями, гражданами и т.п.).

Если же его действия такого рода воздействие не осуществляют, они  также должны получить соответствующее  внешнее выражение, то есть в тех или иных отношениях преимущественно внутриорганизационного или же внутриаппаратного характера.

Но и они различны по своему назначению.

Так, к их числу относятся управленческие действия, совершаемые повседневно  в интересах организации и  обеспечения порядка работы данного исполнительного органа, то есть нормального взаимодействия всех структурных подразделений аппарата данного органа и его административного персонала.

Фактически – это действия, совершаемые  руководителем исполнительного  органа, адресуемые подчиненным работникам его служебного аппарата. Но это не исключает того, что управленческие действия такого рода воплощаются в отношениях, выходящих за рамки служебного аппарата органа (например, проведение инструктивного совещания с работниками нижестоящих органов или служб и т.п.).

Важное значение имеют и последствия  совершаемых внешне выраженных управленческих действий. В одних случаях они  вызывают прямые последствия юридического характера, а в других – не вызывают таковых.

Очевидно, что в первом случае имеются в виду действия, непосредственно реализующие управляющее воздействие (внеаппаратное и внутриаппаратное).

Таким образом, говоря о формах управления, необходимо учитывать, что они могут  выступать в роли:

- форм реализации исполнительной  власти;

- форм внутриаппаратной работы.

Важнейшее значение в механизме  функционирования исполнительной власти принадлежит первым, так как они  выражают внешнее юридическое воздействие. В них внешнее выражение фактически получает сама исполнительная власть со всеми своими атрибутами. Это – формы управления в собственном смысле.

Исходя из этого, под формой управления понимается внешне выраженное действие исполнительного органа (должностного лица), осуществленное в рамках его  компетенции и вызывающее определенные последствия.

Если такого рода управленческие действия вызывают последствия юридического характера или же имеют определенное юридическое значение, их обобщенно  можно обозначить в качестве административно-правовых форм.

Под формой реализации исполнительной власти понимается внешне выраженное действие исполнительного органа (должностного лица), осуществляемое в рамках его компетенции и вызывающее  
определенные последствия.

Правовые акты управления являются основной юридической  
(административно-правовой) формой реализации задач и функций исполнительной власти.

Правовые акты управления являются основной юридической (административно-правовой) формой реализации задач и функций  исполнительной власти.

Рассмотрим наиболее значимые качества, определяющие юридическую природу правовых актов управления

Так, правовой акт управления (таково его наиболее распространенное обозначение) представляет собой юридический  вариант управленческого решения. Путем его издания исполнительный орган (должностное лицо) решает тот  или иной вопрос (общий или индивидуальный), возникающий в процессе его деятельности, в интересах реализации задач и функций исполнительной власти.

Правовой акт управления издается только полномочным субъектом исполнительной власти или государственно-управленческой деятельности в пределах его компетенции, определенной действующим законодательством либо административно-правовыми нормами.

Такой акт – юридически-властное волеизъявление соответствующего субъекта исполнительной власти, в котором  находит свое выражение властная природа государственно-управленческой деятельности.

Он является односторонним волеизъявлением  указанного субъекта, предопределенное началами, характеризующими исполнительную власть в целом.

Правовой акт управления содержит в себе юридически-властное предписание субъекта исполнительной власти, обязательное для адресата; он императивен.

Такой акт определяет правила должного поведения в сфере государственного управления.

Правовой акт управления может  либо создавать юридическую основу для возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений (административно-правовые нормы), либо служит юридическим фактом, непосредственно порождающим, изменяющим или прекращающим конкретные правовые отношения подобного типа.

Правовой акт управления подзаконен, то есть он может быть издан полномочным субъектом исполнительной власти в соответствии с Конституцией Российской Федерации, другими законодательными актами в интересах обеспечения их исполнения.

Такой акт занимает определенное место  в иерархической системе этих актов, что означает соответствие акта данного органа исполнительной власти (должностного лица) актам вышестоящих звеньев системы исполнительной власти.

Правовой акт управления представляет собой юридическую разновидность  служебных документов, постоянно используемых в процессе деятельности исполнительных органов (должностных лиц). Эти документы (различного рода справки, отчетные материалы, докладные записки, удостоверения, протоколы, акты ревизий и проверок и т.п.) выражают определенные обстоятельства, имеющие юридическое значение, но не превращаются тем самым в правовые акты управления со всеми присущими им юридическими качествами.

Правовой акт управления, как  правило, издается в качестве письменного  юридического документа, но может быть выражен и устно (например, в системе военного управления, в рамках служебных отношений между руководителем и непосредственно подчиненными ему работниками аппарата управления).

Он, с учетом ранее изложенных его  качеств, издается с соблюдением  определенных, официально установленных правил (процедур), предусматривающих порядок подготовки проекта, его обсуждения, экспертизы, утверждения и пр.

Существуют правила ведомственного характера либо предусматривающие процедуру подготовки и утверждения управленческих актов применительно к отдельным органам исполнительной власти (например, они содержатся в Регламенте заседаний Правительства Российской Федерации, в Положении о подготовке проектов его постановлений и распоряжений).

Правовой акт управления может быть в установленном действующим законодательством, или подзаконными административно-правовыми нормами порядке опротестован или обжалован.

Такой акт  в случае несоблюдения содержащихся в нем юридически-властных предписаний вызывает особое юридическое последствие правоохранительного характера, а именно наступление ответственности виновной стороны (как правило, наступает дисциплинарная или административная ответственность).

Таким образом, установлено, что цели, задачи и функции исполнительной власти практически реализуются  в правовых управленческих актах различного характера и содержания. Соответственно имеются условия, необходимые для классификации этого вида юридических актов по различным критериям.

Основной  критерий их классификации – юридические  свойства актов.

В соответствии с ним правовые акты управления подразделяют на нормативные и индивидуальные.

Нормативные акты непосредственно выражают регулятивную функцию административного права. В них содержатся административно-правовые нормы, регулирующие однотипные управленческие общественные отношения путем установления определенных правил должного поведения в сфере государственного управления, рассчитанных на длительное применение (исполнение) и не имеющих конкретного, то есть персонифицированного адресата (например, нормы, содержащиеся в правилах дорожного движения, в санитарно-гигиенических правилах и т.п., распространяются на всех, кто так или иначе совершает определенные действия в названных областях).

Нормативные акты управления являются наиболее емким  выражением процесса реализации исполнительной власти. Это – юридические акты подзаконного административного нормотворчества или правоустановителъные акты. Их подзаконность – свидетельство вторичности такого нормотворчества. Тем не менее роль управленческих нормативных актов существенна, что находит свое выражение в их содержании.

Такого  рода правовыми актами:

- обеспечивается  механизм реализации конституционного  статуса граждан и общественных  объединений (например, о свободе  совести и вероисповеданий, об  образовании и т.п.);

- конкретизируются  нормы высшей юридической силы, т.е. содержащиеся в законодательных  актах. Например, на основании  Федерального конституционного  закона о Правительстве РФ  последним был утвержден Регламент  Правительства, конкретизирующий  и детализирующий общие нормы, содержащиеся в названном Законе;

- определяются  типовые правила поведения в  сфере государственного управления. Например, таможенные правила, правила  приватизации государственных и  муниципальных предприятий и  т.п.;

- проводятся  в жизнь различного рода социально-экономические программы. Например, программы приватизации, демонополизации и т.п.;

- определяется  организационно-правовой статус  звеньев исполнительного аппарата, непосредственно подведомственных  Президенту или Правительству  РФ (аналогичные акты принимаются на нижестоящих уровнях государственной организации России). Например, положения о министерствах, комитетах и федеральных службах России;

- устанавливаются необходимые  ограничения и запреты, возлагаются  специальные обязанности или предоставляются специальные права, реализуемые в сфере государственного управления. Например, о чрезвычайном положении, о въезде и выезде из страны и т.п.;

Информация о работе Понятие и виды форм реализации исполнительной власти