Понятие и структура правосознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 22:33, реферат

Описание работы

Проблема сознания, его назначения и функционирования является одной из важнейших в любой области общественной науки. Какой бы вопрос ни изучался общественными науками, в конечном счете, он обращен к сущности человека, личности как субъекта общественно-исторического процесса. Вне сознания и деятельности человека немыслимо общественное развитие, а, следовательно, проблема сознания — это изучение характера и направленности деятельности человека, которая в наибольшей степени раскрывает его сущность.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...3

Понятие и структура правосознания………………………………………………..5
Понятие правосознания ……………………………..………………………………………...5
Особенности правосознания…………………………..………………………………………6
Специфика правосознания……………………………..………………………………………7
Структура правосознания…………………………….………………………………………8
Уровни правосознания………………………………………………………………………..11
Виды (Формы) правосознания……………………………………………………….12
Роль правосознания в реализации права…………………………………………….15
Таблица «Право в массовом сознании»………...……………………………………………16
Заключение…………………………………………………………………………….19

Список литературы………………………………….……………………………………….

Работа содержит 1 файл

ГОТОВО_Правосознание.doc

— 136.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………………...3

  1. Понятие и структура правосознания………………………………………………..5
    1. Понятие правосознания ……………………………..………………………………………...5
    2. Особенности правосознания…………………………..………………………………………6
    3. Специфика правосознания……………………………..………………………………………7
    4. Структура правосознания…………………………….………………………………………8
    5. Уровни правосознания………………………………………………………………………..11
  2. Виды (Формы) правосознания……………………………………………………….12
  3. Роль правосознания в реализации права…………………………………………….15
    1. Таблица «Право в массовом сознании»………...……………………………………………16

    Заключение…………………………………………………………………………….19

    Список  литературы………………………………….……………………………………….20 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ВВЕДЕНИЕ. 

Проблема  сознания,  его назначения и функционирования является одной из важнейших в любой области общественной науки. Какой бы вопрос ни изучался общественными науками, в конечном счете, он обращен к сущности человека, личности как субъекта общественно-исторического процесса. Вне сознания и деятельности человека немыслимо общественное развитие, а, следовательно, проблема сознания — это изучение характера и направленности деятельности человека, которая в наибольшей степени раскрывает его сущность.

СОЗНАНИЕ в философии, - соотнесенность знаний, т.е. первичных различий и ориентаций, определяющих многообразные отношения человека к миру, включая отношение к другим и к самому себе, определяемое, иерархией первичных различий и ориентаций. 

Организация, координация разнообразных форм деятельности людей невозможны без сознания; в то же время сознание возникает и формируется в процессе регулирования социальной деятельности. Воздействуя на окружающий мир, целенаправленно преобразуя его, сознание изменяется в ходе практической деятельности, обогащается новыми идеями и категориями, новыми способами отражения и познания объективной действительности. Сознание позволяет человеку ставить перед собой определенные цели, выделять себя из внешнего мира, определять свое отношение к предметам и явлениям внешнего мира. Это отношение не является чем-то абстрактным — оно объективируется в системе потребностей, интересов, мотивов, целей человека, в его волевой активности, т. е. в сознании. Отражение в сознании объективных процессов общественного развития создает условия для социального управления людьми, регуляции и координации их деятельности.

Существуют  различные формы общественного  сознания, посредством которых люди осознают (отражают) окружающий мир. Это  политическое, нравственное, национальное, эстетическое, религиозное сознание. К формам общественного сознания относится и правосознание.

Из самой структуры слова "правосознание" становится очевидна связь этой юридической категории с категорией философской и психологической - сознание.

Каждая  форма общественного сознания оказывает активное влияние на поведение людей, специфика же правосознания состоит в том, что нормативный, волевой момент в нем выражен наиболее ярко. Регулирующая роль правосознания обусловлена еще и тем, что закон отражает не все стороны социальных отношений, а лишь основные и существенные. Человек же волен избирать из нескольких возможных вариантов поведения тот, который больше всего соответствует его   интересам и потребностям, сообразно собственному отношению к праву, но этот выбор не должен выходить за рамки закона. В противном случае это ведет к несовместимости общественных интересов и интересов личных.

 Что  же такое право?

Право - совокупность устанавливаемых и  охраняемых государственной властью  норм и правил, регулирующих отношения  людей в обществе. (В дофеодальном и феодальном обществе: совокупность традиционно сложившихся неписаных правил поведения, санкционированных государством)1.

Сохранили свою значимость и актуальность положения, сформулированные древнегреческими и  древнеримскими юристами относительно неразрывной связи права и справедливости, права и добра.

 Что  такое «истинный закон?» - вопрошал Цицерон. И тут же отвечал, соотнося право не только с справедливостью и добром, но с самой природой, естественным бытием человека, что – это «разумное положение соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга…» Право по Цицерону, устанавливая те или иные ограничения и запреты, «запрещая, от преступления отпугивает; однако оно ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им  и не воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо или запрещая.

 Совмещая  эти два понятия (право и  сознание) мы получаем совершенно  новое – правосознание. Именно  его мы будем рассматривать в данной работе. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Понятие и структура правосознания.

1.1. Понятие правосознания.

Правосознание — это совокупность представлений  и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву.

Правосознание – это, по существу, оценка права, существующая в обществе, выражающая критику действующего права и формулирующая определенные надежды и пожелания к правовой сфере, ее изменениям, определяющая, что считать правомерным, а что неправомерным.                         

          Правосознание представляет собой  основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества. Правосознание – явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое. Оно представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентиров, регулирующих поведение людей в юридически значимых ситуациях.2

          На формирование и развитие правосознания как одну из форм общественного сознания оказывают воздействие социально – политические, экономические, культурные факторы, оно взаимосвязано и взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой.

          Специфика правосознания состоит  в том, что оно воспринимает, а затем и воспроизводит жизненные  реалии через призму справедливого,  праведного, свободного. Оно требует  установления общеобязательных  норм поведения. Правосознание очерчивает границы правового и не правового, правомерного и противоправного. Оно требует юридических мер для обеспечения права. В отличие от других форм сознания, правовому, в большей степени присущи формализованность, определенность и категоричность               

          Значение правосознания в правовой  жизни общества раскрывается через его функции. В теории государства и права принято выделять следующие функции правосознания:

    1. познавательную;
    2. оценочную;
    3. регулятивную.

               Познавательная функция заключается в том, что через восприятие и осмысление правовых явлений происходит, по существу, познание жизни. Субъектами такого познания являются как законодатели, так и граждане: каждый из них использует представления о сущем и должном праве для выполнения своих задач в правовом регулировании.

          Оценочная функция состоит в том, что с помощью правосознания дается оценка конкретным жизненным обстоятельствам как юридически значимым.

Правовая  оценка – это деятельность субъектов  права, как граждан, так и правоприменителей, по установлению различных жизненных обстоятельств и их социальной и правовой квалификации с точки зрения своих представлений о праве, законности, должном поведении. Для того, чтобы оценить то или иное поведение с позиции права, необходимо иметь достаточный уровень правосознания.

          Важно выполнение правосознанием  функции регулирования поведения человека, т.е. роль его как «механизма срабатывания» правового предписания в сознании человека и проявления его в поступках, действиях. Эта функция реализуется через систему мотивов, ценностных ориентаций, правовых установок, которые выступают специфическими регуляторами поведения. Так, информация, о юридических нормах порождает у субъектов права комплекс психологических реакций: чувств, эмоций, переживаний, с которыми связано возникновение определенной побуждающей или тормозящей мотивации поведения. В этом случае правосознание выступает как мотив конкретного вида проведения.

          С некоторой долей условности  можно утверждать, что для большого числа людей нормативом поведения служит именно правосознание, поскольку они не знают конкретных нормативно-правовых предписаний, никогда не сталкивались с правовыми актами.

          Таким образом, правосознание  представляет собой органическое единство познавательных, оценочных и установочных элементов. 

1.2. Особенности правосознания.

Будучи  одной из форм общественного сознания (наряду с политикой, моралью, искусством, наукой и т.д.) правосознание подчиняется  тем же закономерностям, что и общественное сознание в целом. В то же время, оно характеризуется и сравнительной самостоятельностью внутри общественного сознания.         Правосознание может отражать не только существующее состояние общественных отношений, но и тенденции их развития. Опережающее отражение общественных отношений зависит от степени познания объективных закономерностей.

Правосознание может вступать во взаимодействие с  прочими формами общественного  сознания, испытывать их влияние.

              Каждая из форм общественного сознания по-своему оценивает одно и то же явление. Взаимодействуя друг с другом, они совместно определяют цели и стандарты поведения, в соответствии с которыми субъекты должны координировать свои поступки. Особенно тесным является взаимодействие правосознания и нравственного сознания. Нравственные ориентиры, представления о добре и зле, пронизывают содержание правовых взглядов и во многих случаях лежат в основе их формирования. Падение уровня нравственности крайне негативно отражается на правосознании. Формируется пренебрежительное отношение к праву, моральные факторы перестают функционировать в качестве средства предупреждения правонарушений.

              Правосознание характеризуется  преемственностью. Из поколения  в поколение передаются идеи  и представления о праве, о том, что и как должно им защищаться. Возможно также и восприятие правовых идей, взглядов выработанных другими народами в других исторических условиях, примером чего может служить рецепция римского права в Европе.

                   Правосознание всегда проявляется через вторую сигнальную систему. Мыслительная деятельность людей, выражающаяся всегда с помощью конкретных языковых единиц, выступает в качестве механизма правосознания, отражая систему правовых знаний и понятий, регулирующую общественные отношения. Правосознание не может существовать без своего конкретного носителя - конкретной человеческой личности, группы, коллектива. По признаку общности осознания своих правовых норм в обществе происходит объединение людей в группы, возникает категория группового правосознания.                    о 

1.3. Специфика  правосознания.

Специфика правосознания - в его соотношении  с другими формами сознания (моральным, нравственным, религиозным сознанием  и т.д.). Она обусловлена спецификой самого права, для формулирования которого правовое сознание оперирует соответствующими чувствами, образами, представлениями, символами, понятиями и категориями. На эмоциональном уровне у субъекта правосознания складываются различные правовые чувства - справедливости, вины, страха наказания и так далее. Более осмысленный и обобщенный характер носят правовые образы и представления. Они выражают итоги субъективного видения, восприятия и осознания реальных или воображаемых правовых ситуаций, сцен, а также отношений. Примером чего могут служить образные представления о правовых конфликтах, совершении преступления и ответственности за него, задержании преступника, суда и т.п. Так, правовой принцип равенства нашел свое выражение в чувственно-материальных (телесно-физических) представлениях о равенстве между наказанием и преступлением по принципу талиона: око - за око, зуб - за зуб, жизнь - за жизнь. Показательно, что хотя подобные правовые представления о равенстве, возникшие в далеком прошлом, в дальнейшем претерпели большие изменения. Несмотря на это сохранился до наших дней не только правовой принцип равенства, но и его исходное понимание в вопросе о смертной казни, как надлежащем наказании за убийство. Значительную роль в правовом осознании действительности играют правовые символы и образы, в обобщенном виде выражающие смысловое содержание множества других образных представлений о праве. Теоретически развитое правосознание использует такие абстрактно-логические познавательные средства и формы, как правовые понятия, категории, идеи, принципы, конструкции и т.д.                                 л                                                                  
                                       

Информация о работе Понятие и структура правосознания