Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 22:33, реферат
Проблема сознания, его назначения и функционирования является одной из важнейших в любой области общественной науки. Какой бы вопрос ни изучался общественными науками, в конечном счете, он обращен к сущности человека, личности как субъекта общественно-исторического процесса. Вне сознания и деятельности человека немыслимо общественное развитие, а, следовательно, проблема сознания — это изучение характера и направленности деятельности человека, которая в наибольшей степени раскрывает его сущность.
Введение………………………………………………………………………………………...3
Понятие и структура правосознания………………………………………………..5
Понятие правосознания ……………………………..………………………………………...5
Особенности правосознания…………………………..………………………………………6
Специфика правосознания……………………………..………………………………………7
Структура правосознания…………………………….………………………………………8
Уровни правосознания………………………………………………………………………..11
Виды (Формы) правосознания……………………………………………………….12
Роль правосознания в реализации права…………………………………………….15
Таблица «Право в массовом сознании»………...……………………………………………16
Заключение…………………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………….……………………………………….
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы………………………………….………………
ВВЕДЕНИЕ.
Проблема сознания, его назначения и функционирования является одной из важнейших в любой области общественной науки. Какой бы вопрос ни изучался общественными науками, в конечном счете, он обращен к сущности человека, личности как субъекта общественно-исторического процесса. Вне сознания и деятельности человека немыслимо общественное развитие, а, следовательно, проблема сознания — это изучение характера и направленности деятельности человека, которая в наибольшей степени раскрывает его сущность.
СОЗНАНИЕ
в философии, - соотнесенность знаний,
т.е. первичных различий и ориентаций,
определяющих многообразные отношения
человека к миру, включая отношение к другим
и к самому себе, определяемое, иерархией
первичных различий и ориентаций.
Организация, координация разнообразных форм деятельности людей невозможны без сознания; в то же время сознание возникает и формируется в процессе регулирования социальной деятельности. Воздействуя на окружающий мир, целенаправленно преобразуя его, сознание изменяется в ходе практической деятельности, обогащается новыми идеями и категориями, новыми способами отражения и познания объективной действительности. Сознание позволяет человеку ставить перед собой определенные цели, выделять себя из внешнего мира, определять свое отношение к предметам и явлениям внешнего мира. Это отношение не является чем-то абстрактным — оно объективируется в системе потребностей, интересов, мотивов, целей человека, в его волевой активности, т. е. в сознании. Отражение в сознании объективных процессов общественного развития создает условия для социального управления людьми, регуляции и координации их деятельности.
Существуют различные формы общественного сознания, посредством которых люди осознают (отражают) окружающий мир. Это политическое, нравственное, национальное, эстетическое, религиозное сознание. К формам общественного сознания относится и правосознание.
Из самой структуры слова "правосознание" становится очевидна связь этой юридической категории с категорией философской и психологической - сознание.
Каждая форма общественного сознания оказывает активное влияние на поведение людей, специфика же правосознания состоит в том, что нормативный, волевой момент в нем выражен наиболее ярко. Регулирующая роль правосознания обусловлена еще и тем, что закон отражает не все стороны социальных отношений, а лишь основные и существенные. Человек же волен избирать из нескольких возможных вариантов поведения тот, который больше всего соответствует его интересам и потребностям, сообразно собственному отношению к праву, но этот выбор не должен выходить за рамки закона. В противном случае это ведет к несовместимости общественных интересов и интересов личных.
Что же такое право?
Право - совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. (В дофеодальном и феодальном обществе: совокупность традиционно сложившихся неписаных правил поведения, санкционированных государством)1.
Сохранили свою значимость и актуальность положения, сформулированные древнегреческими и древнеримскими юристами относительно неразрывной связи права и справедливости, права и добра.
Что такое «истинный закон?» - вопрошал Цицерон. И тут же отвечал, соотнося право не только с справедливостью и добром, но с самой природой, естественным бытием человека, что – это «разумное положение соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга…» Право по Цицерону, устанавливая те или иные ограничения и запреты, «запрещая, от преступления отпугивает; однако оно ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им и не воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо или запрещая.
Совмещая
эти два понятия (право и
сознание) мы получаем совершенно
новое – правосознание. Именно
его мы будем рассматривать в данной
работе.
1.Понятие и структура правосознания.
1.1. Понятие правосознания.
Правосознание — это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву.
Правосознание – это, по существу, оценка права, существующая в обществе, выражающая критику действующего права и формулирующая определенные надежды и пожелания к правовой сфере, ее изменениям, определяющая, что считать правомерным, а что неправомерным.
Правосознание представляет
На формирование и развитие правосознания как одну из форм общественного сознания оказывают воздействие социально – политические, экономические, культурные факторы, оно взаимосвязано и взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой.
Специфика правосознания
Значение правосознания в
Познавательная функция заключается в том, что через восприятие и осмысление правовых явлений происходит, по существу, познание жизни. Субъектами такого познания являются как законодатели, так и граждане: каждый из них использует представления о сущем и должном праве для выполнения своих задач в правовом регулировании.
Оценочная функция состоит в том, что с помощью правосознания дается оценка конкретным жизненным обстоятельствам как юридически значимым.
Правовая оценка – это деятельность субъектов права, как граждан, так и правоприменителей, по установлению различных жизненных обстоятельств и их социальной и правовой квалификации с точки зрения своих представлений о праве, законности, должном поведении. Для того, чтобы оценить то или иное поведение с позиции права, необходимо иметь достаточный уровень правосознания.
Важно выполнение
С некоторой долей условности можно утверждать, что для большого числа людей нормативом поведения служит именно правосознание, поскольку они не знают конкретных нормативно-правовых предписаний, никогда не сталкивались с правовыми актами.
Таким образом, правосознание
представляет собой
1.2. Особенности правосознания.
Будучи одной из форм общественного сознания (наряду с политикой, моралью, искусством, наукой и т.д.) правосознание подчиняется тем же закономерностям, что и общественное сознание в целом. В то же время, оно характеризуется и сравнительной самостоятельностью внутри общественного сознания. Правосознание может отражать не только существующее состояние общественных отношений, но и тенденции их развития. Опережающее отражение общественных отношений зависит от степени познания объективных закономерностей.
Правосознание может вступать во взаимодействие с прочими формами общественного сознания, испытывать их влияние.
Каждая из форм общественного сознания по-своему оценивает одно и то же явление. Взаимодействуя друг с другом, они совместно определяют цели и стандарты поведения, в соответствии с которыми субъекты должны координировать свои поступки. Особенно тесным является взаимодействие правосознания и нравственного сознания. Нравственные ориентиры, представления о добре и зле, пронизывают содержание правовых взглядов и во многих случаях лежат в основе их формирования. Падение уровня нравственности крайне негативно отражается на правосознании. Формируется пренебрежительное отношение к праву, моральные факторы перестают функционировать в качестве средства предупреждения правонарушений.
Правосознание характеризуется преемственностью. Из поколения в поколение передаются идеи и представления о праве, о том, что и как должно им защищаться. Возможно также и восприятие правовых идей, взглядов выработанных другими народами в других исторических условиях, примером чего может служить рецепция римского права в Европе.
Правосознание всегда проявляется через
вторую сигнальную систему. Мыслительная
деятельность людей, выражающаяся всегда
с помощью конкретных языковых единиц,
выступает в качестве механизма правосознания,
отражая систему правовых знаний и понятий,
регулирующую общественные отношения.
Правосознание не может существовать
без своего конкретного носителя - конкретной
человеческой личности, группы, коллектива.
По признаку общности осознания своих
правовых норм в обществе происходит объединение
людей в группы, возникает категория группового
правосознания.
1.3. Специфика правосознания.
Специфика
правосознания - в его соотношении
с другими формами сознания (моральным,
нравственным, религиозным сознанием
и т.д.). Она обусловлена спецификой
самого права, для формулирования которого
правовое сознание оперирует соответствующими
чувствами, образами, представлениями,
символами, понятиями и категориями. На
эмоциональном уровне у субъекта правосознания
складываются различные правовые чувства
- справедливости, вины, страха наказания
и так далее. Более осмысленный и обобщенный
характер носят правовые образы и представления.
Они выражают итоги субъективного видения,
восприятия и осознания реальных или воображаемых
правовых ситуаций, сцен, а также отношений.
Примером чего могут служить образные
представления о правовых конфликтах,
совершении преступления и ответственности
за него, задержании преступника, суда
и т.п. Так, правовой принцип равенства
нашел свое выражение в чувственно-материальных
(телесно-физических) представлениях о
равенстве между наказанием и преступлением
по принципу талиона: око - за око, зуб -
за зуб, жизнь - за жизнь. Показательно,
что хотя подобные правовые представления
о равенстве, возникшие в далеком прошлом,
в дальнейшем претерпели большие изменения.
Несмотря на это сохранился до наших дней
не только правовой принцип равенства,
но и его исходное понимание в вопросе
о смертной казни, как надлежащем наказании
за убийство. Значительную роль в правовом
осознании действительности играют правовые
символы и образы, в обобщенном виде выражающие
смысловое содержание множества других
образных представлений о праве. Теоретически
развитое правосознание использует такие
абстрактно-логические познавательные
средства и формы, как правовые понятия,
категории, идеи, принципы, конструкции
и т.д.