Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 22:17, контрольная работа

Описание работы

На сегодняшний день нормативно- правовой базой банкротства служат система нормативных актов, основанием которой являются положения Гражданского кодекса.

Содержание

Введение стр. 3
1. Понятие и признаки банкротства. стр. 5
2. Процедуры банкротства. стр. 8
Заключение. стр. 15

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ ПО ГП.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

    Если  же, к примеру, до даты судебного заседания  должник рассчитается с кредиторами, то производство по делу будет прекращено, и наблюдение не ведут.

    Финансовое  оздоровление.

    Данная  процедура появилась  лишь в Законе о  несостоятельности 2002 г., ей целиком посвящена глава V (ст. 76-92).

    С экономической точки  зрения данная процедура  играет очень важную роль для юридических  лиц, оказавшихся  в затруднительном  финансовом положении. Такая процедура  в институте банкротства  предприятий введена  впервые. В финансовом оздоровлении заинтересован, прежде всего сам должник, поскольку он продолжает свою деятельность, но с ограничениями в управлении. У должника появляется реальная возможность избежать банкротства, удовлетворяя требования кредиторов, не доводя дела до продажи имущества. Ибо финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платёжеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.8

    Согласно  ст.80 : «Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев…» и в ст.75 оговариваются случаи, когда арбитражный суд вводит финансовое оздоровление не зависимо от решения собрания кредиторов: после окончания наблюдения, когда собрание кредиторов не вынесло решение о применении процедур банкротства и если арбитражному суду предоставлено ходатайство учредителей (участников) должника, собственником имущества должника унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа; третьего лица и предоставлены банковские гарантии на сумму, превышающую 20% суммы обязательств должника включенных в реестр требований кредиторов, хотя первым собранием кредиторов принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении внешнего управления или открытия конкурсного производство.

    Также одновременно с вынесением определения о  введении финансового  оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего. В определении должен указываться срок финансового оздоровления и содержаться утвержденным судом график погашения задолженности. Должник по ходу финансового оздоровления не вправе без согласия собрания кредиторов совершать сделки, которые:

       -связаны  с приобретением,  отчуждением или  возможностью отчуждения  прямо либо косвенно  имущества должника, балансовая стоимость  которых более  5 % балансовой стоимости  активов должника;

       -влекут  за собой выдачу займов (кредитов), выдачу поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника;

       -принимать  решения о своей  реорганизации.

    Должник без согласия административного  управляющего не вправе совершать сделки, которые: 

      - влекут за собой  увеличение кредиторской  задолженности должника  более чем на 5 % суммы требований  кредиторов;

      - связаны с приобретением,  отчуждением или  возможности отчуждения  прямо либо косвенно  имущества должника (за  исключением готовой  продукции);

      - влекут за собой  уступки прав требований  перевод долга;

      - влекут за собой  получение займов (кредитов).

    Согласно  ст. 88 действующего Закона о банкротстве: «Не  позднее чем за месяц до истечения  срока финансового  оздоровления должник  предоставляет административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления.

    К отчету прилагается: баланс должника на последнюю отчетную дату, отчет о прибылях и убытках должника, документы, подтверждающие погашение требований кредиторов. По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления, а также жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один из судебных актов:

      - определение о  прекращении производства  по делу о банкротстве  в случае, если  непогашенная задолженность  отсутствует или  жалоб кредиторов признаны необоснованными;

      - определение о  введении внешнего  управления в случае  наличия возможности  восстановить платежеспособность  должника;

      - решение о признании  должника банкротом  и об открытии  конкурсного производства  в случае отсутствии  оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства. 

    Внешнее управление.

    По  результатам финансового оздоровления арбитражный суд может принять решение о введении внешнего управления.

    Внешнее управление - это  процедура банкротства, которая применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

    Оно вводится арбитражным  судом на основании  решения собрания кредиторов не более, чем на 18 месяцев. Этот срок может быть продлен арбитражным  судом еще на 6 месяцев или же сокращен по ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего.9

    Срок  внешнего управления продлевается по решению  общего собрания кредиторов. Совокупный срок финансового  оздоровления и внешнего управления не может  превышать 2 года.

    Конкурсное  производство.

    Принятие  арбитражным судом  решения о признании  должника банкротом  влечет за собой открытие конкурсного производства. Конкурсное  производство вводится сроком на год. Срок конкурсного  производства может  продлеваться по ходатайству  лица, участвующего, не более чем на 6 месяцев. Определение арбитражного суда о продлении срока конкурсного производства подлежит медленному исполнению и может быть обжаловано в порядке, установленном п. 3 ст.61. Закона о банкротстве (ст.124 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.02. № 127 ФЗ). Если арбитражный суд признает должника банкротом, то одновременно утверждает конкурсного управляющего, который действует до окончания конкурсного производства. (Утверждение конкурсного управляющего происходит в порядке установленном ст. 45 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ).

    Мировое соглашение.

    Это процедура банкротства, которая применяется  на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве  для прекращения  производства по делу о банкротстве  путем достижения соглашения между должником и кредитором. Должник может заключить мировое соглашение с конкурсными кредиторами или уполномоченными органами на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве. Мировое соглашение заключается в письменной форме. В нем указываются порядок и сроки исполнения обязательств должника в денежной форме, обмена требований на доли в уставном капитале должника, акции, прощения долга и другие способы прекращения обязательств.

    Через 5 дней после заключения мирового соглашения оно предоставляется в арбитражный суд на утверждение.

    Однако  суд может утвердить  мировое соглашение лишь в том случае, если должник погасил  задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди.10

    Несомненно, что закон о  банкротстве 2002г. сделал серьезный шаг в развитии законодательной базы в данной сфере. Однако, при применении норм данного закона выявился ряд недостатков.

    Как отмечает Ю.А. Ежов, процедура  финансового оздоровления, которая появилась  в новом законе, в реальности мало задействуется. С другой стороны, возросло количество заключенных между сторонами мировых соглашений. Современным шагом в этом плане выглядит увеличение сроков рассрочки для выплаты долгов в процессе заключения мирового соглашения.

    Далее, следует отметить, что Закон о  банкротстве 1998г. в большей степени отвечал интересам кредиторов, а закон 2002г. – интересам должников.

    Следует акцентировать внимание на том, что смена  подобных приоритетов  негативно сказывается  на правоприменении закона 2002г., а также на действиях субъектов отношений, связанных с банкротством.

    Согласно  нового закона, одной  из ключевых фигур  в деле о банкротстве  на любой стадии, является фигура арбитражного управляющего. Каждый арбитражный управляющий  должен быть членом одной из саморегулируемых организаций (СРО), которые будут предоставлять арбитражному суду и собранию кредиторов кандидатуру арбитражного управляющего из числа своих членов. При этом арбитражный управляющий попадает в полную зависимость от СРО. Так в п.1 ст.22 Закона о банкротстве сказано, что Саморегулируемая организация арбитражных управляющих вправе «применять в отношении своих членов, предусмотренные учредительными или иными документами, меры дисциплинарной ответственности, в том числе исключение из саморегулируемой организации».

    Кроме того, согласно ст. 193 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)» 2002г., Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегических предприятий или организаций. На сегодняшний день это требования довольно жесткие до того, что сейчас в России не более 100 арбитражных управляющих соответствующие данным требованиям. Один из выходов в данной ситуации – специальная подготовка данной категории арбитражных управляющих.

    Таковы основные проблемы современного законодательства о банкротстве. 
 
 
 
 

    Заключение. 

    Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом  неспособность должника в полном объеме удовлетворить  требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

    При определении наличия  признаков несостоятельности (банкротства) и объема прав требований каждого из кредиторов юридическое значение придается лишь денежным долговым обязательствам. Денежное обязательство представляет собой разновидность гражданско-правового обязательства. Предметной особенностью является уплата кредитору должником денежной суммы.

    Состав  и размер денежных обязательных платежей определяются на момент подачи в арбитражный  суд заявления о признании должника банкротом.

    Правом  на подачу заявления  кредитора о признании  должника банкротом  обладают конкурсные кредиторы и уполномоченные органы.

    Согласно  положениям Закона о  несостоятельности  в отношении должника могут быть введены  следующие процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производства, мировое соглашение.

    Процедура наблюдения вводиться  по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику, за исключением случаев  возбуждения дела на основании заявления должника, когда наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству.

    Новой для действующего законодательства является процедура финансового  оздоровления, которая  вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, если имеются ходатайства учредителей должника, собственника имущества должника – унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а так же третьего лица или третьих лиц при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств должника.

    В рамках внешнего управления может быть осуществлен  комплекс восстановительных  мероприятий экономического, организационного, информационного  и иного характера.

    Открытие  конкурсного производства означает, что срок исполнения всех денежных обязательств должника считается наступившим; прекращается начисление неустоек, финансовых санкций и процентов по всем видам задолженности должника; все требования к должнику, включая требования уполномоченных органов, предъявляются только в рамках конкурсного производства.

    Новинкой действующего Закона о банкротстве является положение, согласно которому требования кредиторов теперь удовлетворяются в рамках трех очередей, причем требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)