Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 22:17, контрольная работа

Описание работы

На сегодняшний день нормативно- правовой базой банкротства служат система нормативных актов, основанием которой являются положения Гражданского кодекса.

Содержание

Введение стр. 3
1. Понятие и признаки банкротства. стр. 5
2. Процедуры банкротства. стр. 8
Заключение. стр. 15

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ ПО ГП.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

Приволжский филиал

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ» 
 

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

(ЮРИДИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ) 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине 

«Гражданское право» 

             Понятие и признаки несостоятельности (банкротства).

______________________________________________

(Тема) 
 
 

                                                                                              Выполнил:

                                                                                              Студент 2 курса

                                                                                              группы   10\з 201

                                                                                        заочной формы обучения

Крикун  Егор Сергеевич                                                                                               
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Н. Новгород 2011 г. 
 

 ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение                                                                                             стр. 3 

   1. Понятие и признаки  банкротства.                                                 стр. 5

    2. Процедуры банкротства.                                                               стр. 8

    Заключение.                                                                                      стр. 15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение.

    На  сегодняшний день нормативно- правовой базой банкротства  служат система  нормативных  актов, основанием которой являются положения Гражданского кодекса.

    Данные  положения можно  разделить на три  группы:

    1 группа.

Нормы Гражданского кодекса  Российской Федерации, непосредственно  регулирующие несостоятельность (банкротство) индивидуальных предпринимателей (ст. 25) и юридических лиц (ст. 65).

    2 группа.

Нормы, содержащие специальные  указания по применению положений о несостоятельности (банкротства) – ст. 64 Гражданского кодекса РФ об очередности удовлетворения требований кредиторов и ст. 56, 105 Гражданского кодекса РФ о субсидарной ответственности лиц, которые имеют право давать обязательные для должника – юридического лица указания либо иным образом определять его действия и др.

    3 группа.

Нормы, непосредственно  не затрагивающие  отношения несостоятельности (банкротства), но имеющие определяющее значение для решения вопросов, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц (например, положения, регулирующие организационно-правовые формы юридических лиц, вопросы ответственности за нарушения обязательств и т.д.).

    Кроме того, в систему  законодательства, регулирующую институт банкротства  входят:

    1. Арбитражный процессуальный кодекс РФ;
    2. Уголовный кодекс РФ;
    3. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26. 10.02. №-127 ФЗ.
    4. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.99 №40-ФЗ.
    5. Федеральный закон «Об особенностях несостоятельности  (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» от 26.06.99. №122-ФЗ, в редакции ФЗ от 18.07.2005г. № 88-ФЗ.
    6. Постановление Правительства РФ от 02.11.95 «Об особенностях процедур, применяемых в отношении неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций» и другие.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Понятие и признаки банкротства. 

    Федеральный закон «о несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.02 № 127-ФЗ, стал следующим шагом по устранению пробелов предыдущего законодательства о банкротстве. Данный закон состоит из 12 глав и содержит 233 статьи. Реализация его положений позволяет решить более широкий и значимый круг задач:

  • оздоровление экономики путём банкротства неэффективно работающих предприятий;
  • защита интересов кредиторов, которые так и не получили от заемщика ожидаемых доходов на вложенный капитал в связи с нерациональным его использованием;
  • защита интересов инвесторов;
  • восстановление финансовой устойчивости несостоятельных предприятий, оказавшихся не по своей вине в трудном финансовом положении, хотя многие из них можно отнести к потенциально перспективным хозяйственным субъектам.

    Новый закон определяет несостоятельность (банкротство), как «признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объёме удовлетворить кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей» (ст. 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.02 № 127-ФЗ). При этом, под денежными обязательствами понимается «обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации основанию».1

    В размер денежных обязательств включают:

  • размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги;
  • суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником;
  • размер задолженности, возникший вследствие неосновательного обогащения;
  • размер задолженности, возникший вследствие причинения вреда имуществу кредиторов.

    Согласно  все той же ст. 2 Закона о банкротстве 2002 года к обязательным платежам относят  «налоги, сборы и  иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации».2

    При этом, размер обязательных платежей исчисляется  без учета штрафов (пеней) или иных финансовых санкций.

    В соответствии со ст. 23 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 года признаками банкротства являются:

  1. Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнять обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течении трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.
  2. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

    Кроме того, ст. 6 данного  нормативно-правового  акта установлено, что  требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тыс. рублей, к должнику – гражданину – не менее 10 тыс. рублей.3 Данная правовая норма несколько отличается от схожей нормы закона 1998 года, где суммы минимальных требований к должнику указывались в величинах минимального размера оплаты труда.

    По  новому законодательству «правом на обращение  в арбитражный  суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы», что отличается от ранее действовавшего законодательства, где это право имел также прокурор. В законе определен состав участников в деле о банкротстве, к которым относятся:

    «должник;

    арбитражный управляющий;

    конкурсные  кредиторы;

    федеральные органы исполнительной власти, а также  органы исполнительной власти субъектов  Российской Федерации  и органы местного самоуправления по месту  нахождения должника в случаях, предусмотренных  настоящим Федеральным законом;

    лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления».4 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Процедуры банкротства. 

    Термин  «процедура» (процедуры) банкротства присутствует в Законе о несостоятельности. Встречается он и  в тексте ранее  действовавших законов о банкротстве.

    Используя словари русского языка, можно установить, что термин «процедура»  означает официальный  порядок действий, выполнения, обсуждения чего-либо.5

    Отсюда  процедура банкротства  – это всегда, в первую очередь, порядок осуществления, применения чего-либо в отношении неисправного должника, воздействия на последнего на определенном этапе строго определенных мер. Таким образом, процедура банкротства – это установленный правовыми актами порядок применения допустимых законодательством мер к должнику, имеющему признаки банкротства или официально объявленному несостоятельным.6

    Закон определяет процедуры  банкротства в  статье 27.

    При рассмотрении дела о  банкротстве должника – юридического лица применяются следующие  процедуры банкротства:

    наблюдение;

    финансовое  оздоровление;

    внешнее управление;

    конкурсное  производство;

    мировое соглашение.

    При рассмотрении дела о  банкротстве должника – гражданина применяются  следующие процедуры  банкротства:

    конкурсное  производство;

    мировое соглашение;

    иные предусмотренные настоящим Федеральным законом процедуры банкротства.7

    Цель  введения той или  иной процедуры банкротства  состоит в том, чтобы упорядочить, организовать применение тех или иных мер  к неисправному должнику.

    Наблюдение.

    Данная  процедура применяется к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа его финансового состояния, выявления кредиторов должника и состояния реестра их требований, созыва и проведения первого собрания кредиторов. Ранее наблюдение вводилось автоматически сразу после того, как арбитражный суд принял заявление о признании должника банкротом. Теперь же такое происходит только в тех случаях, когда должник сам подает заявление о банкротстве. Если же такое заявление подают иные лица (например, кредиторы предприятия), то действует иное правило. Оно установлено в пункте 1 ст. 62 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.02 №127–ФЗ, с изм. от 31.12.04 №220 –ФЗ. Арбитражный суд вводит наблюдение лишь после того, как признает требования заявления обоснованными.

Информация о работе Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)