Понятие и признаки юридического лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 19:49, статья

Описание работы

Участниками гражданских правоотношений могут выступать наряду с физическими лицами – гражданами, иностранными гражданами и лицами без гражданства, юридические лица. Правовая сущность конструкции юридического лица объяснялась различными научными концепциями, в частности:
теорией фикции,
органической теорией,
теорией интереса,
теорией коллектива,
теорией директора и др.

Работа содержит 1 файл

Гражданское право 5 тема.docx

— 116.25 Кб (Скачать)

6. Судебный иммунитет государства

Участие государства  как партнера по сделке во внешнеэкономическом  обороте само по себе не дает возможности  привлечения его к ответственности  за невыполнение своих обязательств в иностранном суде, поскольку  этим нарушался бы суверенитет государства. Наше действующее законодательство традиционно исходит из принципа абсолютного судебного иммунитета иностранного государства и его  имущества на российской территории и требует аналогичного понимания  иммунитета нашего государства (ст. 435 ГПК 1964 г.). В соответствии с этим подходом без прямого на то согласия компетентного органа иностранного государства к нему не может быть ни предъявлен иск в суде, ни обращено взыскание на его имущество.

В некоторых  случаях государство само отказывается от судебного иммунитета, например с целью привлечения иностранных  инвестиций. Так, в ряде соглашений о взаимной защите капиталовложений, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами, содержится правило о рассмотрении возможных  имущественных (гражданско-правовых) споров принимающего государства с иностранным  инвестором в международном коммерческом арбитраже (третейском суде).

В законодательстве и судебной практике многих зарубежных стран и в некоторых международных  конвенциях в последние десятилетия  получила распространение так называемая доктрина ограниченного (функционального) иммунитета. В соответствии с ней  предполагается, что государство (публично-правовое образование), осуществляя частноправовую, коммерческую деятельность в международном  имущественном обороте, тем самым  отказывается от судебного иммунитета по вытекающим из нее требованиям. Такой  подход действительно последовательно  уравнивает государство с другими  участниками частноправовых отношений  в сфере международных коммерческих связей.

Российское  законодательство предполагает принятие специального закона об иммунитете государства  и его собственности (ст. 127 ГК), который  и должен урегулировать эти проблемы для Российской Федерации и ее субъектов. Разумеется, такой закон будет распространяться лишь на сферу внешнеэкономической деятельности нашего государства и обязывать лишь его органы, а не иностранные суды

 

Ещё



 Случаи участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях

1. Участие публично-правовых образований  в вещных отношениях

Материальную  базу для самостоятельного участия  публично-правовых образований в  гражданских правоотношениях составляет имущество, принадлежащее им на праве  собственности. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования  являются собственниками своего имущества и в этом качестве участвуют в отношениях собственности и иных вещных правоотношениях. 
Как собственники своего имущества публично-правовые образования независимы друг от друга и выступают в гражданских правоотношениях как вполне самостоятельные, равноправные и имущественно обособленные субъекты. Именно поэтому законом предусмотрен принцип раздельной ответственности публично-правовых образований по своим обязательствам: Российская Федерация не отвечает своей казной по обязательствам своих субъектов или муниципальных образований, а последние не отвечают своим имуществом по обязательствам друг друга или Российской Федерации, если только кто-либо из них не принял на себя специальную гарантию (поручительство) по обязательствам другого субъекта (п. п. 4 - 6 ст. 126 ГК). Имевшие место попытки федерального государства устанавливать для других публичных собственников случаи распоряжения их имуществом, например определять объекты и сроки приватизации, не могут быть признаны основанными на законе. Не случайно ст. 217 ГК разрешает устанавливать федеральным законодательством лишь порядок (способы, процедуру) приватизации, но не ее объекты (случаи). 
Публично-правовые образования располагают некоторыми особыми возможностями приобретения имущества в собственность. Так, в случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории и культуры, они подлежат обязательной передаче в государственную собственность (п. 2 ст. 233 ГК). Бесхозяйные недвижимости, а также находки и безнадзорные животные при определенных условиях по указанию закона переходят в муниципальную собственность (п. 3 ст. 225, п. 2 ст. 228, п. 1 ст. 231 ГК). Основаниями возникновения права государственной или муниципальной собственности на имущество являются также отчуждение у частного собственника вещей, изъятых из оборота или ограниченных в обороте (п. 2 ст. 238 ГК), и изъятие недвижимости для государственных или муниципальных нужд (ст. 239 ГК), а для государственной собственности - выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, реквизиция, конфискация и национализация частного имущества (ст. ст. 240, 242, 243, 306 ГК). 
Вместе с тем только эти собственники производят отчуждение своего определенного имущества (земельных участков, жилых помещений и других объектов недвижимости, а также акций акционерных обществ, созданных путем преобразования государственных и муниципальных предприятий) частным лицам в порядке приватизации. 
Публично-правовые образования могут быть субъектами некоторых ограниченных вещных прав (сервитутного типа). Они вправе использовать вещно-правовые и другие способы защиты своих прав и законных интересов, предъявляя соответствующие иски в общем порядке, установленном законодательством. 
Публично-правовые образования могут быть участниками наследственных отношений. Здесь они могут выступать в качестве наследников по завещанию. Выморочное имущество (не имеющее наследников) переходит в собственность Российской Федерации в порядке наследования по закону (п. 2 ст. 1151 ГК). В настоящее время функции наследников выморочного имущества от имени РФ обычно осуществляют налоговые органы <1>, входящие теперь в систему Министерства финансов РФ. 
-------------------------------- 
<1> См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части третьей (постатейный) / Отв. ред. Н.И. Марышева, К.Б. Ярошенко. М., 2004. С. 144 - 145 (автор комментария - М.Л. Шелютто).

В качестве собственников  публично-правовые образования вправе создавать юридические лица, наделяя  их необходимым имуществом на ограниченном вещном праве или на праве собственности. Создание унитарных предприятий - несобственников разрешено только публично-правовым образованиям. Органы государственной и муниципальной исполнительной власти от имени соответствующих публичных собственников выступают учредителями государственных и муниципальных учреждений науки, образования, здравоохранения, культуры, передавая им имущество на праве оперативного управления. 
Российская Федерация вправе на основании федерального закона создавать не имеющие членства государственные корпорации, передавая им имущество в собственность (п. 1 ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях). Муниципальным образованиям действующее законодательство разрешает создавать муниципальные банки и иные кредитные организации, а также автономные некоммерческие организации и фонды <1>. Правом создания некоторых видов некоммерческих организаций и внебюджетных фондов (как юридических лиц), разумеется, пользуются также Российская Федерация и ее субъекты (государственные образования). 
-------------------------------- 
<1> Действующий до 1 января 2006 г. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1995. N 35. Ст. 3506; 1996. N 17. Ст. 1917; N 49. Ст. 5500; 1997. N 12. Ст. 1378; 2000. N 32. Ст. 3330; 2002. N 12. Ст. 1093; 2003. N 28. Ст. 2892; N 50. Ст. 4855 (далее - Закон о местном самоуправлении 1995 г.)) в ст. 42 разрешает муниципальным образованиям создавать банки и иные кредитные организации; аналогичный по названию Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822 (далее - Закон о местном самоуправлении 2003 г.)), начинающий действовать с 1 января 2006 г., в п. 4 ст. 51 разрешает им лишь "участвовать в создании хозяйственных обществ" (ср. также п. 1 ст. 68), но одновременно в п. 1 ст. 69 разрешает им также создание указанных некоммерческих организаций.

Что касается возможностей создания хозяйственных  обществ и товариществ и (или) участия в их деятельности, то следует  иметь в виду, что передача находящегося в публичной собственности имущества  в их уставный (складочный) капитал  либо в собственность иных юридических  лиц чаще всего означает его приватизацию, которая может производиться  только в порядке, предусмотренном  специальным законом <1>. Кроме  того, между учредителем (участником) общества или товарищества и самим этим юридическим лицом возникают корпоративные, а не вещные правоотношения.

 


Информация о работе Понятие и признаки юридического лица