Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 19:49, статья
Участниками гражданских правоотношений могут выступать наряду с физическими лицами – гражданами, иностранными гражданами и лицами без гражданства, юридические лица. Правовая сущность конструкции юридического лица объяснялась различными научными концепциями, в частности:
теорией фикции,
органической теорией,
теорией интереса,
теорией коллектива,
теорией директора и др.
6. Судебный иммунитет государства
Участие государства
как партнера по сделке во внешнеэкономическом
обороте само по себе не дает возможности
привлечения его к
В некоторых
случаях государство само отказывается
от судебного иммунитета, например
с целью привлечения
В законодательстве
и судебной практике многих зарубежных
стран и в некоторых
Российское законодательство предполагает принятие специального закона об иммунитете государства и его собственности (ст. 127 ГК), который и должен урегулировать эти проблемы для Российской Федерации и ее субъектов. Разумеется, такой закон будет распространяться лишь на сферу внешнеэкономической деятельности нашего государства и обязывать лишь его органы, а не иностранные суды
Ещё
Случаи участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях
1. Участие публично-правовых
Материальную
базу для самостоятельного участия
публично-правовых образований в
гражданских правоотношениях
Как собственники своего имущества публично-правовые
образования независимы друг от друга
и выступают в гражданских правоотношениях
как вполне самостоятельные, равноправные
и имущественно обособленные субъекты.
Именно поэтому законом предусмотрен
принцип раздельной ответственности публично-правовых
образований по своим обязательствам:
Российская Федерация не отвечает своей
казной по обязательствам своих субъектов
или муниципальных образований, а последние
не отвечают своим имуществом по обязательствам
друг друга или Российской Федерации,
если только кто-либо из них не принял
на себя специальную гарантию (поручительство)
по обязательствам другого субъекта (п.
п. 4 - 6 ст. 126 ГК). Имевшие место попытки
федерального государства устанавливать
для других публичных собственников случаи
распоряжения их имуществом, например
определять объекты и сроки приватизации,
не могут быть признаны основанными на
законе. Не случайно ст. 217 ГК разрешает
устанавливать федеральным законодательством
лишь порядок (способы, процедуру) приватизации,
но не ее объекты (случаи).
Публично-правовые образования располагают
некоторыми особыми возможностями приобретения
имущества в собственность. Так, в случае
обнаружения клада, содержащего вещи,
относящиеся к памятникам истории и культуры,
они подлежат обязательной передаче в
государственную собственность (п. 2 ст.
233 ГК). Бесхозяйные недвижимости, а также
находки и безнадзорные животные при определенных
условиях по указанию закона переходят
в муниципальную собственность (п. 3 ст.
225, п. 2 ст. 228, п. 1 ст. 231 ГК). Основаниями
возникновения права государственной
или муниципальной собственности на имущество
являются также отчуждение у частного
собственника вещей, изъятых из оборота
или ограниченных в обороте (п. 2 ст. 238 ГК),
и изъятие недвижимости для государственных
или муниципальных нужд (ст. 239 ГК), а для
государственной собственности - выкуп
бесхозяйственно содержимых культурных
ценностей, реквизиция, конфискация и
национализация частного имущества (ст.
ст. 240, 242, 243, 306 ГК).
Вместе с тем только эти собственники
производят отчуждение своего определенного
имущества (земельных участков, жилых
помещений и других объектов недвижимости,
а также акций акционерных обществ, созданных
путем преобразования государственных
и муниципальных предприятий) частным
лицам в порядке приватизации.
Публично-правовые образования могут
быть субъектами некоторых ограниченных
вещных прав (сервитутного типа). Они вправе
использовать вещно-правовые и другие
способы защиты своих прав и законных
интересов, предъявляя соответствующие
иски в общем порядке, установленном законодательством.
Публично-правовые образования могут
быть участниками наследственных отношений.
Здесь они могут выступать в качестве
наследников по завещанию. Выморочное
имущество (не имеющее наследников) переходит
в собственность Российской Федерации
в порядке наследования по закону (п. 2
ст. 1151 ГК). В настоящее время функции наследников
выморочного имущества от имени РФ обычно
осуществляют налоговые органы <1>,
входящие теперь в систему Министерства
финансов РФ.
------------------------------
<1> См.: Комментарий к Гражданскому
кодексу Российской Федерации, части третьей
(постатейный) / Отв. ред. Н.И. Марышева,
К.Б. Ярошенко. М., 2004. С. 144 - 145 (автор комментария
- М.Л. Шелютто).
В качестве собственников
публично-правовые образования вправе
создавать юридические лица, наделяя
их необходимым имуществом на ограниченном
вещном праве или на праве собственности.
Создание унитарных предприятий - несобственников
разрешено только публично-правовым образованиям.
Органы государственной и муниципальной
исполнительной власти от имени соответствующих
публичных собственников выступают учредителями
государственных и муниципальных учреждений
науки, образования, здравоохранения,
культуры, передавая им имущество на праве
оперативного управления.
Российская Федерация вправе на основании
федерального закона создавать не имеющие
членства государственные корпорации,
передавая им имущество в собственность
(п. 1 ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях).
Муниципальным образованиям действующее
законодательство разрешает создавать
муниципальные банки и иные кредитные
организации, а также автономные некоммерческие
организации и фонды <1>. Правом создания
некоторых видов некоммерческих организаций
и внебюджетных фондов (как юридических
лиц), разумеется, пользуются также Российская
Федерация и ее субъекты (государственные
образования).
------------------------------
<1> Действующий до 1 января 2006 г. Федеральный
закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1995. N
35. Ст. 3506; 1996. N 17. Ст. 1917; N 49. Ст. 5500; 1997. N 12.
Ст. 1378; 2000. N 32. Ст. 3330; 2002. N 12. Ст. 1093; 2003. N
28. Ст. 2892; N 50. Ст. 4855 (далее - Закон о местном
самоуправлении 1995 г.)) в ст. 42 разрешает
муниципальным образованиям создавать
банки и иные кредитные организации; аналогичный
по названию Федеральный закон от 6 октября
2003 г. N 131-ФЗ (СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822 (далее -
Закон о местном самоуправлении 2003 г.)),
начинающий действовать с 1 января 2006 г.,
в п. 4 ст. 51 разрешает им лишь "участвовать
в создании хозяйственных обществ"
(ср. также п. 1 ст. 68), но одновременно в
п. 1 ст. 69 разрешает им также создание указанных
некоммерческих организаций.
Что касается
возможностей создания хозяйственных
обществ и товариществ и (или)
участия в их деятельности, то следует
иметь в виду, что передача находящегося
в публичной собственности