Понятие и признаки юридического лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 19:49, статья

Описание работы

Участниками гражданских правоотношений могут выступать наряду с физическими лицами – гражданами, иностранными гражданами и лицами без гражданства, юридические лица. Правовая сущность конструкции юридического лица объяснялась различными научными концепциями, в частности:
теорией фикции,
органической теорией,
теорией интереса,
теорией коллектива,
теорией директора и др.

Работа содержит 1 файл

Гражданское право 5 тема.docx

— 116.25 Кб (Скачать)

К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), учреждения, фонды и  другие прямо предусмотренные законом виды юридических лиц (например, торгово-промышленные палаты и некоммерческие партнерства). Гражданский кодекс не содержит исчерпывающего перечня некоммерческих организаций, но предусматривает возможность их появления только в формах, установленных законом (п. 3 ст. 50 ГК). Таким образом, остается по сути непоколебленным замкнутый перечень видов юридических лиц.

Некоммерческие организации  создаются для выполнения социально-культурных и тому подобных задач неимущественного характера, решение которых само по себе не требует участия в гражданском  обороте. Поэтому ряд из них, например некоторые общественные организации, строго говоря, могут работать, не имея прав юридических лиц. Но и для  тех из них, кто получил статус юридического лица, участие в имущественных  гражданских правоотношениях всегда является (и должно быть) вспомогательным  по отношению к их основной деятельности. В связи с этим их предпринимательская, т.е. направленная на получение доходов деятельность, без которой в некоторых случаях невозможно выполнение их основных задач, подлежит жестким ограничениям с тем, чтобы она не превратилась в главную и не оттеснила на второй план выполнение основных (некоммерческих) задач такой организации.

Некоммерческие организации  вправе осуществлять предпринимательскую  деятельность (т.е. получать прибыль), которая  должна, однако, соответствовать двум условиям: служить достижению поставленных перед организацией некоммерческих целей и соответствовать этим целям по своему характеру (например, общественная организация вправе осуществлять приносящую прибыль издательскую деятельность, но не вправе заниматься торгово-посреднической деятельностью). Кроме того, полученную прибыль некоммерческая организация  не может распределять между своими участниками (учредителями), а должна направлять на достижение установленных  для нее учредителями целей <1>.

В зависимости от прав учредителей (участников) юридического лица на его  имущество закон разделяет все  юридические лица на три группы. Первую группу составляют юридические  лица - собственники, в отношении  которых их учредители (участники) имеют  лишь обязательственные права требования, реализуемые за счет имущества этих юридических лиц. Они, следовательно, утрачивают право собственности  на переданное ими юридическому лицу имущество, если, конечно, последнее  прямо не передается создаваемой  организации только во временное  пользование. К таким юридическим  лицам относятся большинство коммерческих организаций (за исключением унитарных предприятий - несобственников), т.е. товарищества, общества и производственные кооперативы, а из числа некоммерческих - потребительские кооперативы (п. 2 ст. 48 ГК) и некоммерческие партнерства.

Во вторую группу включаются юридические лица - несобственники, на имущество которых учредители сохраняют право собственности (унитарные предприятия и учреждения в соответствии с п. 2 ст. 48 ГК). Существование таких юридических лиц не свойственно нормальному имущественному обороту и, как отмечалось, является следствием переходного характера отечественной экономики и основанного на нем правопорядка.

К третьей группе относятся  юридические лица - собственники, в  отношении которых (их имущества) их учредители (участники) не сохраняют  ни обязательственных, ни вещных прав. Это большинство некоммерческих организаций - общественные и религиозные  объединения, фонды, ассоциации (союзы) и др. (за исключением потребительских  кооперативов, учреждений и некоммерческих партнерств).

Различие в статусе  этих разновидностей юридических лиц  проявляется, например, при их ликвидации или выходе из них участника (учредителя). В первом случае он вправе потребовать  передачи ему части имущества, причитающейся  на его долю, а при ликвидации - части соответствующего остатка (выход  из акционерного общества обычно осуществляется путем продажи или иного отчуждения принадлежавших акционеру акций). Во втором случае учредитель-собственник  получает весь остаток имущества  юридического лица при его ликвидации либо остается собственником при  его реорганизации. В третьем  случае участник (учредитель) юридического лица не получает никаких прав на имущество  ни при выходе из организации, ни при  ее ликвидации

3



 Статья 52. Учредительные документы юридического лица

1. Юридическое лицо действует  на основании устава, либо учредительного  договора и устава, либо только  учредительного договора. В случаях,  предусмотренных законом, юридическое  лицо, не являющееся коммерческой  организацией, может действовать  на основании общего положения  об организациях данного вида. 
Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). 
Юридическое лицо, созданное в соответствии с настоящим Кодексом одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем. 
2. В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным. 
В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава. 
3. Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.

Учредительные документы юридического лица.

Учредительные документы наряду с законодательством  согласно ст. 52 ГК являются правовой основой  деятельности юридического лица. В  них учредители конкретизируют общие  нормы права применительно к  своим интересам. Их состав для разных видов лиц различен:

· учредительный  договор для хозяйственных товариществ;

· учредительный  договор и устав для обществ  с ограниченной и дополнительной ответственностью, а также для  ассоциаций (союзов),

· устав для  всех остальных организаций.

Учредительный договор — консенсуальный гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между  учредителями в процессе создания и  деятельности юридического лица и представляющий собой разновидность договора о  совместной деятельности.

Он заключается  только в письменной (простой или  нотариальной) форме и вступает в  силу, как правило, с момента его  заключения.

Устав — локальный  нормативный акт юридического лица, определяющий его статус и регулирующий отношения между юридическим  лицом и его участниками в  процессе его деятельности.

Как основополагающий правовой акт юридического лица, устав  утверждается высшим органом его  управления, как правило, общим собранием  участников, и вместе со всеми учредительными документами подлежит государственной  регистрации. Устав вступает в силу с момента его регистрации  одновременно с регистрацией самого юридического лица.

Некоторые некоммерческие организации могут действовать  также на основе общего положения  об организациях данного вида или  общего устава общественного объединения.

Создание юридических лиц

Истории известны следующие способы  образования юридических лиц: распорядительный, разрешительный и нормативно-явочный.

При распорядительном порядке юридическое  лицо возникает на основании лишь одного распоряжения учредителя, при  этом специальной регистрации не требуется. В таком порядке в  СССР создавалось большинство государственных  предприятий и учреждений. В настоящее  время в таком порядке образуются воинские части, суды, органы внутренних дел, правительства и министерства субъектов РФ и др. Все они создаются  по распоряжению уполномоченных органов  и действуют на основе нормативных  актов, в которых определяется их статус как юридических лиц. В  связи с этим нельзя не согласиться  с высказанным в литературе мнением, «что ст. 51 ГК не предусматривает никаких исключений из общего правила о необходимости государственной регистрации юридических лиц. Поэтому, чтобы не подрывать единства гражданского законодательства, целесообразно или уточнить ст. 51 ГК, или устранить из практики факты появления юридических лиц без их государственной регистрации»27.

Разрешительный порядок ранее  применялся при создании общественных и кооперативных организаций. Он предполагал, что такие юридические  лица возникали лишь только после  того, как на их создание получено разрешение компетентного органа. При этом в  создании таких юридических лиц  могло быть отказано по мотивам нецелесообразности. Регистрации также не требовалось. Не представляется возможным согласиться  с мнением о том, что действующее  законодательство в немногочисленных случаях сохранило разрешительный порядок создания юридического лица. Его связывают с созданием  коммерческих банков, страховых компаний, а также организаций, которые  могут занять доминирующее или даже монопольное положение на рынке. Действительно, на их создание нужно  получить разрешение (или согласие) соответствующего публичного органа. Однако представляется более правильным считать, что к таким организациям также применяется нормативно-явочный  порядок (хотя и осложненный получением разрешения или согласия) в силу следующего. Во-первых, с получением разрешения (согласия) юридическое  лицо еще не считается созданным, требуется государственная регистрация. Во-вторых, соответствующие органы не могут отказать по мотивам нецелесообразности.

В РФ действует нормативно-явочный  порядок создания юридических лиц. Иногда его называют явочно-регистрационным. Явочный характер данного способа  создания юридических лиц выражается в том, что создание организации  инициируют сами учредители, реализуя элемент своей гражданской правоспособности – право создавать юридические лица своей волей и в своем интересе. Нормативный характер данного способа выражается в том, что правовые формы деятельности по созданию юридического лица (включая завершающий ее этап – государственную регистрацию) регламентированы в нормативных актах и, прежде всего – в законодательстве.

В соответствии с действующим законодательством  образование юридического лица возможно двумя путями: создание его впервые  и в процессе реорганизации.

Создание юридического лица впервые предполагает соблюдение следующих требований.

1. Должен быть в соответствии  с требованиями закона определен  состав учредителей применительно  к виду создаваемого юридического  лица.

Во-первых, эти требования касаются возраста физических лиц – учредителей. Например, для коммерческих организаций, создаваемых гражданами, снижен возраст (16 лет) только для членов производственного кооператива (ст.7 Закона «О производственных кооперативах»). Снижение возраста для приобретения статуса члена производственного кооператива обусловлено трудовым законодательством и тем, что члены кооператива осуществляют не предпринимательскую, а трудовую деятельность. Остальные коммерческие организации могут создаваться физическими лицами, которые приобрели полную дееспособность. Это следует из того, что содержанием отдельных видов частичной дееспособности граждан не предусмотрено право создавать иные юридические лица.

Во-вторых, в законодательстве определены случаи, когда физические лица с  полной дееспособностью, либо отдельные  юридические лица не могут быть учредителями определенных видов юридических  лиц. Например: физические лица – учредители полного товарищества, не могут быть учредителями другого полного товарищества (п. 2 ст. 69 ГК); общество с ограниченной ответственностью не может иметь  в качестве единственного участника  другое хозяйственное общество, состоящее  из одного лица (п.2 ст.88 ГК).

2. Юридическое лицо может быть  создано в организационно-правовой  форме, предусмотренной законодательством.  При этом, как отмечалось, организационно-правовые  формы коммерческих организаций  исчерпывающим образом перечислены  в ГК РФ. К ним относятся: хозяйственные товарищества (полное и на вере); хозяйственные общества (общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества), производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия). Организационно-правовые формы некоммерческих организаций также указаны в ГК РФ (потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения, фонды, учреждения, ассоциации и союзы). Однако перечень некоммерческих организаций в ГК дан не исчерпывающим образом. Их иные организационно-правовые формы могут быть предусмотрены и в других законах.

3. Как правило, решение о выборе  организационно-правовой формы юридического  лица законодатель оставляет  на усмотрение учредителей. Однако  из этого правила бывают исключения. Так, например, согласно Закону  «О банках и банковской деятельности»  кредитное учреждение может создаваться  только в форме хозяйственного  общества.

4. Воля учредителей на создание  юридического лица должна быть  выражена вовне в предусмотренной  законом форме. Такой формой  являются учредительные документы  юридического лица. Именно в них  учредители конкретизируют общие  нормы права применительно к  своим интересам. Состав учредительных  документов для разных видов  юридических лиц различен:

– общества с ограниченной или  дополнительной ответственностью (кроме  случаев, когда в них один учредитель), ассоциации и союзы должны иметь  учредительный договор и устав;

– хозяйственные товарищества (полные и на вере) должны иметь учредительный  договор;

– акционерные общества, государственные  и муниципальные унитарные предприятия, кооперативы, общественные организации, фонды и др. должны иметь устав. При создании акционерных обществ  имеет место и договор о  создании акционерного общества, который  не является учредительным, а представляет разновидность договора простого товарищества. Он прекращается с момента регистрации  акционерного общества в связи с  достигнутой целью. Учредительный  договор – это консенсуальный гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. Он может заключаться только в письменной форме (простой или нотариальной) и вступает в силу, как правило, с момента заключения.

Устав в отличие от учредительного договора не заключается, а утверждается учредителями. Устав, как правило, подписывают  не все учредители, а специально уполномоченные ими лица (например председатель и секретарь общего собрания учредителей).

При составлении учредительных  документов необходимо учитывать следующее:

– в законодательстве содержатся императивные нормы, которые не могут  быть изменены учредительными документами;

– в законодательстве содержатся диспозитивные нормы, которые позволяют  учредителям отойти от варианта, указанного в законе, и выработать свои правила  при условии, что они не будут  противоречить закону;

– учредители могут включить в  учредительные документы правила, регулирующие отношения, вообще не урегулированные  законом, но опять же при условии, что эти правила не будут противоречить закону.

5. Завершается создание юридического  лица его государственной регистрацией. «До государственной регистрации  юридическое лицо не существует, и все предварительные действия  учредители совершают от своего  имени, хотя бы и в интересах  будущего субъекта права. После  государственной регистрации вновь  возникшее юридическое лицо, выражая  уже свою волю, может одобрить  или не одобрить действия учредителей.  Таково, например, правило п. 3 ст. 10 Федерального  закона «Об акционерных обществах», которое устанавливает солидарную  ответственность учредителей по  обязательствам, связанным с созданием  акционерного общества и возникающим  до его государственной регистрации.  Созданное общество будет нести  ответственность по обязательствам  учредителей только в случае  последующего одобрения их действий  общим собранием акционеров, т.е.  высшего органа этого юридического  лица. Приведенное правило (как  и многие другие) наглядно показывает  роль государственной регистрации  в качестве завершающего юридического  акта создания юридического лица»28.

6. При государственной регистрации  впервые создаваемого юридического  лица представляются следующие  документы:

1) подписанное заявителем заявление  о государственной регистрации  по форме, установленной Правительством  РФ. В заявлении подтверждается, что:

– учредительные документы создаваемого юридического лица соответствуют установленным  законодательством требованиям  к учредительным документам данной организационно-правовой формы юридического лица;

– сведения, содержащиеся в учредительных  документах и иных документах, достоверны;

– при создании юридического лица соблюдены установленный для  данной организационно-правовой формы  порядок его создания, в том  числе и порядок формирования (оплаты) уставного капитала (уставного  фонда, складочного капитала, паевого  фонда) на момент государственной регистрации;

– в установленных законом случаях – согласование с государственными органами или органами местного самоуправления;

2) решение о создании юридического  лица в виде протокола, договора  или иного документа в соответствии  с законодательством;

3) учредительные документы юридического  лица, состав которых определяется  его организационно-правовой формой;

4) для иностранного юридического  лица – документы, удостоверяющие юридический статус учредителя – иностранное юридическое лицо;

5) документ об уплате государственной  пошлины.

7. С принятием Федерального закона  «О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей»29 урегулированы отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, установлены правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц (в дальнейшем – ЕГРЮЛ), общий порядок государственной регистрации.

Специальный порядок регистрации  отдельных видов юридических  лиц установлен только в отношении  кредитных организаций (решение  о регистрации принимается Банком России), общественных объединений, религиозных  и профсоюзных организаций, политических партий (решение о регистрации  принимаются Минюстом России). Взаимодействие МНС России с указанными органами осуществляется в соответствии с принятыми нормативными актами30.

Министерство Российской Федерации  по налогам и сборам с 1 июля 2002 г. являлось уполномоченным федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических  лиц. В настоящее время в связи  с изменением структуры федеральных  органов исполнительной власти уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических  лиц, является Федеральная налоговая  служба России31.

8. Новое законодательство о регистрации  юридических лиц, с одной стороны,  существенно упростило процедуру  регистрации. В настоящее время  «достаточно прийти в регистрирующий  орган, то есть в налоговую  инспекцию, и подать необходимые  для регистрации документы. После  этого в течение пяти дней  заявителю выдают свидетельство  о государственной регистрации  и свидетельство о постановке  на налоговый учет. Этих документов  достаточно, чтобы открыть счет  в банке и удостоверить подлинность  подписи в банковской карточке. Таким образом, фактически мы  смогли сократить срок, необходимый  для создания субъекта хозяйственной  деятельности, с двух месяцев  до пяти дней»32.

С другой стороны, новое законодательство о государственной регистрации  юридических лиц породило ряд  проблем. По мнению Е. Горбуновой, «закон реализовал концепцию «упрощенного порядка регистрации», т.е. нормативно-явочный  порядок регистрации фактически меняется на заявительный. Мало сказать, что он чрезвычайно демократичен. Благодаря новому порядку практически полностью утрачивается контроль со стороны государства, снижается достоверность и надежность представляемых документов. Теперь, по новому Закону, достаточно предъявить на государственную регистрацию учредительные документы создаваемого юридического лица и подписать заявление о том, что в представляемых документах все соответствует действующему законодательству. В прямом смысле «верят на слово», никакого контроля»33. Представляется, что переход на заявительный порядок регистрации для России в настоящее время является преждевременным.


Основные теории сущности юридического лица

 

Широкое участие  различных юридических лиц в  гражданско-правовых отношениях требует  специального научного обоснования  категории юридического лица, раскрывающего  ее сущность, содержание и возможности  применения. Объяснениям данной цивилистической конструкции посвящены различные теории, многие из которых уже весьма давно известны в гражданско-правовой науке.

Первую по времени появления группу таких  теорий составляют взгляды, согласно которым  юридическое лицо есть порождение правопорядка, т.е. некоторая юридическая фикция, искусственная конструкция, придуманная  законодателем. Они получили название теории фикции (или фикционных теорий). Родоначальником этого подхода принято считать одного из римских пап, Иннокентия IV, внесшего большой вклад в развитие средневековой юриспруденции. В 1245 г. на вопрос о возможности отлучения корпорации от церкви он заявил, что корпорация не имеет души, а существует лишь в воображении людей, будучи "persona ficta", или "corpus mysticum", т.е. фиктивным, не существующим в реальности лицом <1>.

 

Теория фикции получила наибольшее развитие в германской цивилистической литературе XIX века. Наиболее видными ее представителями являются крупнейшие немецкие цивилисты того времени Фридрих Карл фон Савиньи (который считался бесспорным лидером всего европейского правоведения до середины XIX века) и Бернгард Виндшайд (один из главных создателей Германского гражданского уложения). Они считали юридическое лицо искусственным субъектом, созданным законом лишь для условной привязки к нему субъективных прав и обязанностей, которые в действительности либо принадлежат его участникам - конкретным физическим лицам, либо остаются "бессубъектными" <1>. В качестве фиктивного образования рассматривал юридическое лицо и Г.Ф. Шершеневич, который, однако, считал юридические фикции не мнимыми понятиями, а научными приемами познания, а юридическое лицо - "искусственным субъектом" оборота, созданным для достижения определенной цели <2>. Аналогичных по существу взглядов придерживались Д.И. Мейер и А.М. Гуляев <3>. Теория фикции (legal fiction) получила широкое распространение и в англо-американском праве. Здесь юридическое лицо (корпорация) также рассматривалось как "искусственное образование, невидимое, неосязаемое и существующее только с точки зрения закона", как было указано одним из председателей Верховного суда США Д. Маршаллом в решении по конкретному спору еще в начале XIX в. <4>.

 

В развитие этих взглядов была выдвинута теория целевого имущества, автором которой был  Алоис Бринц <1>. Он доказывал, что права и обязанности могут как принадлежать конкретному человеку (субъекту), так и служить лишь определенной цели (объекту). В этом втором случае субъект права вообще не требуется, так как его роль выполняет обособленное с этой целью имущество (в том числе отвечающее за долги, сделанные для достижения соответствующей цели). По традиции оно наделяется свойствами субъекта права, хотя на самом деле в этом нет необходимости, а потому не нужно и само понятие юридического лица. Во французской литературе весьма близкие по сути взгляды высказывались М. Планиолем <2>. Последний считал, что юридическое лицо - это коллективное имущество, которое в качестве субъекта права является юридической фикцией, созданной для упрощения его использования.

 

Такой подход объяснял необходимость признания  юридического лица государством в качестве субъекта права, а также целевой (специальный) характер его правоспособности. Но вместе с тем он допускал существование  бессубъектных правоотношений (прав и обязанностей) и исключал наличие  у такого субъекта собственной воли и интересов, а это, в свою очередь, затрудняло объяснение самостоятельного характера его действий и ответственности  за них.

Другим вариантом  развития теории фикций стала теория интереса, выдвинутая крупнейшим германским ученым-юристом Рудольфом фон  Иерингом <1>. Он считал, что права и обязанности юридического лица в действительности принадлежат тем реальным физическим лицам, которые фактически используют общее имущество и получают от него выгоды (дестинаторам). Их общий интерес и олицетворяет юридическое лицо. С его точки зрения, оно представляет собой некий единый центр для прав дестинаторов, искусственно созданный с помощью юридической техники для упрощения ситуации - в качестве особой формы обладания имуществом многими физическими лицами для некоторых общих целей. В российской дореволюционной литературе эту теорию по сути поддерживали и развивали Ю.С. Гамбаров и Н.М. Коркунов

Теория фикции оказала значительное влияние на законодательное развитие. Не случайно, например, в Германском гражданском  уложении и в Гражданском кодексе  Италии термин "юридическое лицо" используется только в заголовках отдельных  разделов, без раскрытия его содержания; в Гражданском кодексе Франции (Code civil) до 1978 г. данное понятие вообще отсутствовало, а в гражданских кодексах ряда латиноамериканских стран юридическое лицо прямо названо фиктивным образованием (например, в ст. 545 ГК Чили и в ст. 583 ГК Эквадора).

С развитием  различных видов юридических  лиц в противоположность фикционным теориям стали выдвигаться теории, признающие реальность юридического лица как субъекта права (реалистические теории юридического лица). В германской цивилистике практически одновременно с господствовавшими тогда взглядами Савиньи, Виндшайда и Бринца появились теории, рассматривавшие юридическое лицо как особый социальный организм, "духовную реальность" или "человеческий союз" со своей собственной волей, не сводимой к совокупности воль составляющих его отдельных физических лиц (Георг фон Беселер, Отто фон Гирке) <1>. Органическая теория Гирке, рассматривавшего юридическое лицо как особый "телесно-духовный организм" ("союзную личность"), нашла сторонников во французской цивилистике (Р. Саллейль, П. Мишу и др.) <2>. Отмечалось, что реальность существования таких общественных организмов, как юридические лица, предполагает их признание законом, но вовсе не искусственное создание <3>. В российской дореволюционной цивилистике реальность юридического лица отстаивали Н.Л. Дювернуа и И.А. Покровский, назвавший его "живой клеточкой социального организма" <4>. Достоинством этого подхода стала возможность объяснения наличия собственной воли и интересов юридического лица, а тем самым самостоятельности его выступления в качестве субъекта гражданского оборота, хотя приравнивание юридического лица к физическому тоже признавалось искусственным. Теория естественного лица (natural entity) в начале XX века распространилась и в американском праве <5>.

Информация о работе Понятие и признаки юридического лица