Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 06:49, курсовая работа
Эти правовые нормы:
характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками;
отличаются от норм других отраслей права;
закрепляют и регулируют общественные отношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостной социальной системы (т.е. основы конституционного строя РФ, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления).
Конституционное право рассм
Понятие и предмет конституционного права………………………3
Конституционное право……………………………………………..3
Система конституционного права…………………………………..3
Предмет, методы и источники Российского конституционного права……………………………………………………………………4
Методы изучения конституционно-правовых норм и институтов..4
Источники конституционного права…………………………………5
Органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ…........................................................................................................6
Органы законодательной власти субъектов РФ…………………...6
Органы исполнительной власти субъектов РФ……………………..7
Взаимодействие органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ…………………………………………………………...8
Список использованной литературы…………
Автономная
некоммерческая организация КАЛИНИНГРАДСКИЙ
БИЗНЕС-КОЛЛЕДЖ |
Кафедра: Право и организация социального обеспечения
Курсовая работа
На тему:
« Понятие и предмет конституционного права.
Органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ »
По дисциплине: Конституционное право
Выполнила студентка
группы 11 – ЗП - 2
Горохова П.В.
Проверила:
Малышева Е. А.
__________________________
Калининград
2011
Содержание
Список использованной литературы…………………………………………..10
1. Понятие и предмет конституционного права
1.1 Конституционное право – ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм.
Эти правовые нормы:
Конституционное право рассматривается в трех аспектах: как отрасль права, наука и учебная дисциплина в системе юридического образования.
Конституционное
право как самостоятельная
1.2 Система конституционного права – совокупность его норм, структура которой обусловлена системой конституционно-правовых отношений.
Система конституционного права включает конституционно-правовые нормы и институты.
Конституционное
право определяется общественными
отношениями, которое оно регулирует,
т.е. самим предметом
Выступая ведущей отраслью в системе права РФ, конституционное право не включает и не объединяет другие отрасли права. Оно лишь устанавливает основополагающие принципы, которым должны соответствовать нормы последних.
Конституционное право регулирует общественные отношения. Складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, социальной, экономической, духовной и пр. Другие же отрасли воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной области жизни.
Особенностью конституционного права выступает то, что его нормы регулируют лишь определенный слой отношений в указанных сферах, а также то, что конституционно-правовое регулирование общественных отношений в разных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, не одинаково.
Конституционное право изучает:
- Практику осуществления народного суверенитета;
- Деятельность органов государственной власти;
- Систему прав и свобод человека и гражданина, их защиту;
- Федеральное и административное устройство.
Конституционное право как наука:
- Изучает преимущественно конституционные процессы, закономерности и тенденции их развития;
- Раскрывает присущие данной отрасли закономерности;
- Формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует действующее конституционно-правовое законодательство.
Предмет науки – изучение отрасли конституционного права. Данная наука имеет свой собственный мыслительно-категориальный аппарат: теоретические положения и научные концепции.
1.3 Предмет, методы и источники Российского конституционного права
Предмет конституционного права – общественные отношения, регулируемые нормами конституционного права. К таким отношениям относятся те, которые можно назвать базовыми, основополагающими во всех сферах жизни общества. Они образуют фундамент всего здания сложной системы социальных связей, подлежащих правовому воздействию, определяют структуру всего социального организма.
1.4 Методы изучения конституционно-правовых норм и институтов:
- формально-юридического анализа, позволяющий уяснить содержание исследуемого нормативного материала;
- сравнительно-правовой, считающийся важным инструментом выявления наиболее эффективных моделей конституционно-правового регулирования;
- исторический, позволяющий изучить конституционно-правовые институты в их историческом развитии;
- системный, рассматривающий структуру всей отрасли права как систему взаимосвязанных составных частей;
- статистический, позволяющий выявить эффективность действия конституционно-правовых норм и институтов.
1.5 Источники конституционного права – правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. Основным считается Конституция РФ, в которой устанавливаются правовые нормы общего характера, основополагающие для всего текущего конституционно-правового регулирования. Остальные источники отрасли исходят из конституционных норм, детализируют их положения.
Конституция
РФ по сравнения с другими
К
числу источников конституционного
права, устанавливающих нормы
Они различаются:
- по юридической силе;
- предметам ведения;
- порядку принятия.
К источникам конституционного права относятся содержащие конституционно-правовые нормы:
- указы и другие нормативные правовые акты Президента РФ;
- постановления палат Федерального Собрания РФ;
- постановления Правительства РФ;
- общефедеральные декларации;
- Нормативные акты субъектов РФ (конституции, уставы, законы и др.) и органов местного самоуправления;
- Общепризнанные принципы и нормы международного права.
Все указанные источники, кроме последнего, издаются во исполнение Конституции РФ и федеральных законов и не должны им противоречить.
- Органы законодательной и исполнительной власти в субъектах РФ.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ. Наименование этого органа, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать. Он самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.
Число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ (далее - установленное число депутатов). Не менее 50% депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ (в двухпалатном органе не менее 50 % депутатов одной из палат) должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, блоками в соответствии с законодательством о выборах.
Срок полномочий депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ (далее, если не оговорено особо, - депутаты) одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ и не может превышать пяти лет.
Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом субъекта РФ.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является правомочным, если в его состав избранно не менее 2/3 от установленного числа депутатов.
Управление и (или) распоряжение законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ или отдельными депутатами (группами депутатов) средствами бюджета субъекта РФ в какой бы то ни было форме в процессе исполнения бюджета субъекта РФ, не допускаются, за исключением средств на обеспечение деятельности указанного органа и (или) депутатов. При этом полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ по осуществлению контроля за исполнением бюджета субъекта РФ не ограничиваются.
Заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ являются открытыми, за исключением случаев, установленных федеральными законами, конституцией (уставом), законами субъекта РФ, а также регламентом или иным актом, принятым данным органом и устанавливающим порядок его деятельности.
2.2 Органы исполнительной власти субъектов РФ.
В субъекте
РФ устанавливается система
В соответствии с Конституцией РФ в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в России.
Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.
Гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ по представлению Президента РФ законодательным (представительным) органов государственной власти субъекта РФ в порядке, предусмотренном законом и конституцией (уставом) субъекта РФ.