Следующая форма
систематизации это кодификация. Кодификация
- «деятельность правотворческих
органов государства по созданию
нового, сводного, систематизированного
нормативного правового акта, которая
осуществляется путем глубокой и
всесторонней переработки действующего
законодательства и внесения в него
новых существенных изменений». 11 Хропанюк
В.Н. Теория государства и права. Учебник
для высших учебных заведениях / Под редакцией
профессора В.Г.Стрекозова - М.: Издательство
«Интерстиль», «Омега-Л». 2008. - 384. c. - ISBN
5-978-5-370-00916-7Кодификация всегда носит официальный
характер. В ее процессе отбрасывается
часть устаревшего нормативно-правового
материала, внутренне увязываются и рубрицируются
части нормативно-правовых актов, формируется
структура кодифицированного акта со
своим специфическим содержанием. Кодификации
присущи следующие признаки: ей занимаются
только компетентные правотворческие
органы на основании конституционных
или других законных полномочий. Она также
представляет собой деятельность, которая
направлена на создание нового нормативно-правового
акта, включающего нормы, существенно
отличающиеся от ранее действовавших.
Кодификационный акт является сводным
актом, соединяющим воедино нормы различных
актов, регулирующих одну и ту же область
общественных отношений. Они рассчитаны
на длительное регулирование общественных
отношений. Они по содержанию и наименованию
подразделяются на несколько основных
видов.
1)Основы законодательства
- такая модель кодификационного
акта, которая устанавливает важнейшие
положения (основные начала) определенной
отрасли права или сферы государственного
управления. В федеративных (союзных)
государствах основы законодательства
составляют нормативно-правовую
базу для кодификационной деятельности
субъектов федерации.
2)Кодекс - традиционная
форма кодификационного акта, детально
регулирующего определенную сферу
однохарактерных общественных отношений.
Создание кодексов - один из эффективных
путей решен проблемы ликвидации множественности
актов, действующих по одним и тем же вопросам.
3)Устав - нормативно
правовой акт, регулирующий ту
или иную сферу государственной
деятельности (устав железных дорог,
общественные уставы).
4) Положение - это
нормативно-правовой акт, детально
регламентирующий группу вопросов,
касающихся статуса либо организации
деятельности определенных субъектов
права (государственного органа,
учреждения, организации).
5)Правила - нормативно
правовой акт, определяющий порядок
организации какого-либо рода
деятельности.
И так, мы можем сделать
вывод о том, что кодификация
представляет собою наиболее сложную
и совершенную форму систематизацию
законодательства, имеющую правотворческий
характер.
Согласно юридическому
энциклопедическому словарю консолидация
- «это форма систематизации, при
которой происходит объединение
нескольких нормативно правовых актов,
регулирующих одну и ту же область
общественных отношений, в единый свод
без изменения содержания».11 Барихин
А.Б. Большой юридический энциклопедический
словарь. 2-е издание, переработанное и
дополненное. - М.: Книжный мир, 2007. 792 с.
- ISBN 978-5-8041-0288-4Особенность консолидации
состоит в том, что она содержит в себе
некоторые черты кодификации и инкорпорации.
Консолидационный акт является сводным
нормативно-правовым актом -- и это формально
сближает его с кодификацией; а тот факт,
что он по существу не вносит ничего нового
в регулирование общественных отношений,
роднит его с инкорпорацией. По нашему
мнению по форме систематизации нормативно-правовых
актов консолидация в большей мере примыкает
к систематической инкорпорации. Она используется
там, где отсутствует необходимость или
возможность кодификации. В этих случаях
консолидация выступает как эффективное
средство для объединения однородного
нормативного материала, сокращения числа
актов и улучшения формы правового регулирования.
В заключение этого
вопроса мы можем с уверенностью
сказать, что систематизация очень
важна для правильного использования
и нахождения нормативно правовых актов.
Она обеспечивает удобства при реализации
права, возможность оперативно находить
и правильно толковать все
нужные нормы, а также она является
логическим завершением правотворчества
и позволяет создать стройную
систему законодательства. В связи
с этим мы считаем, что систематизация
просто необходима.
Виды
нормативно-правовых
актов.
Классификация
нормативно-правовых актов производится
по различным основаниям: 1. по
юридической силе 2. по содержанию
3. по объему и характеру действия
4. по субъектам их издающим
По юридической силе все нормативно-правовые
акты подразделяются на законы
и подзаконные акты. Юридическая
сила нормативно-правовых актов
является одним из основных
признаков их классификации. С
помощью юридической силы определяется
место и значимость нормативно-правовых
актов в правовой системе государства.
Нормативно-правовые акты условно
можно классифицировать также
и по их содержанию, нормы которого
относятся к определенной отрасли
права. Однако следует иметь
в виду, что могут быть акты,
включающие в себя нормы, относящиеся
к нескольким отраслям права,
к таким, например, как: трудовое,
семейное, уголовное. По объему
и характеру действия нормативно-правовые
акты подразделяются: – на акты
общего действия, охватывающие всю
совокупность отношений определенного
вида на данной территории
государства; – на акты ограниченного
действия, которое распространяется
только на часть территории
или на определенный контингент
лиц, находящихся на данной
территории; – на акты, действующие
в чрезвычайных ситуациях, как
например, при введении военного
положения, чрезвычайного положения,
в условиях стихийных бедствий.
По основным субъектам государственного
правотворчества нормативно-правовые
акты можно подразделить на
акты законодательной власти (законы),
на акты исполнительной власти (подзаконные
акты) и на акты судебной власти, приобретающие
нормативно-правовой характер. Законом
называется обладающий высшей юридической
силой нормативно-правовой акт, принятый
в особом порядке государственными органами
законодательной власти и регулирующий
наиболее важные общественные отношения.
Закон как основной источник права, обладающий
высшей юридической силой, имеет свои
признаки. К этим признакам относятся:
1) Законы принимаются высшими представительными
органами государства или самим народом
в результате референдума. 2) Законы принимаются
по основным наиболее существенным вопросам
общественной жизни. 3) Законы принимаются
в особом законодательном порядке, что
не присуще подзаконным нормативно-правовым
актам. 4) Законы не подлежат отмене каким-либо
другим органам государства и могут бать
отменены или изменены только тем законодательным
органом, который их принял 5) Законы представляют
собой ядро всей правовой системы государства,
они обусловливают структуру всей совокупности
нормативно-правовых актов, юридическую
силу каждого из них, субординацию нормативно-правовых
актов по отношению друг к другу. Ведущее
и определяющее положение законов в системе
нормативно-правовых актов государства
выражает одно из основных требований
законности – верховенство закона в регулировании
общественных отношений. Ни один подзаконный
акт не может вторгаться в сферу законодательного
регулирования. Если такое случается,
то подзаконный акт должен быть приведен
в соответствии с законом или немедленно
отменен. Законы подразделяются на конституционные
и обыкновенные. Так, например, в российском
законодательстве конституционные законы
в свою очередь делятся на конституции
и собственно конституционные законы,
которые по своей юридической силе стоят
следующими после конституции. Конституционные
законы определяют основные начала государственного
и общественного строя, правовое положение
личности и организаций и др. На основе
конституционных законов строится и детализируется
вся система нормативно-правовых актов
государства. Конституция по отношению
к другим нормативно-правовым актам, в
том числе и законам обладает высшей юридической
силой. Обыкновенные законы принимаются
и действуют в строгом соответствии с
конституционными актами и регламентируют
определенные и ограниченные сферы общественной
жизни. Обыкновенные законы принято делить
на: 1. кодексы 2. основы законодательства
3. специальные законы 4. уставы Кодексом
называется законодательный акт, в котором
объединены и систематизированы нормы
права, которые регулируют определенную
область общественных отношений. Такая
систематизация норм права называется
кодификацией. В процессе кодификации,
которую осуществляют только компетентные
правотворческие органы, создается новый
законодательный акт, который содержит
нормы в значительной степени отличающиеся
от ранее действовавших. Это сводный законодательный
акт, поскольку в нем объединяются в единое
целое правовые нормы, входившие ранее
в различные правовые акты, но регулирующие
одну и ту же область общественных отношений.
Кодекс является основным среди нормативно-правовых
актов, регулирующих отношения в определенной
области общественной жизни. Кодекс в
основных чертах регулирует общественные
отношения определенной области общественной
жизни и содержит общие принципы, имеющие
исходные значения для всех норм данной
отрасли права. Следующим видом законодательных
актов являются основы законодательства.
Основы законодательства устанавливают
основные начала определенной отрасли
права или определенной сферы государственного
управления. Это тоже одна из форм кодификации
и применяется в федеративных государствах.
В союзном государстве основы законодательства
являются базой для правотворческой деятельности
субъектов федерации. Специальные законы
принимаются для регулирования определенной
специфической сферы общественных отношений.
Например, связанные с осуществлением
государственной власти. Законодательными
актами могут являться также уставы. Как,
например, устав области или края в РФ.
Подзаконные нормативно-правовые акты.
Подзаконные нормативно-правовые акты
– это акты компетентных государственных
органов, которые принимаются на основе
закона и не должны ему противоречить.
Подзаконные акты обладают меньшей юридической
силой по сравнению с законами и производны
от юридической силы законов. Подзаконные
акты призваны конкретизировать и развивать
основные принципиальные положения законов.
Подзаконными актами как правило являются
акты различных органов исполнительной
власти. По субъектам издания и сфере распространения
они подразделяются на: – общие акты –
местные акты – ведомственные акты –
внутриорганизационные акты. 1. Подзаконные
акты общего характера – это нормативно-правовые
акты общей компетенции, действие которых
распространяется на всех лиц в пределах
территории страны, и которое по своей
юридической силе и значению следует за
законами. При помощи подзаконных актов
осуществляется государственное управление
обществом, регулируются экономические,
социальные и другие сферы общественной
жизни. К общим подзаконным нормативно-правовым
актам относятся: 1) Нормативные указы
президента, которые среди подзаконных
актов обладают высшей юридической силой
и издаются на основе и в развитии законов.
2) Постановления правительства, которые
являются подзаконными нормативно-правовыми
актами, и которые не должны противоречить
законам, указам президента. Они предназначены
для детального регулирования государственного
управления экономикой, социальным строительством,
здравоохранением, народным образованием,
охраной общественного порядка и т.д. 2.
Местными подзаконными актами являются
акты органов представительной и исполнительной
власти на местах. Их издают местные органы
представительной власти и органы местного
самоуправления. Действие этих актов ограничено
той территорией, на которой действует
данный местный орган власти или орган
местного самоуправления. Они обязательны
для исполнения всеми лицами, проживающими
на данной территории. Такими актами могут
быть, например, акты муниципалитета, мэрии,
префекта по вопросам местного значения.
3. Ведомственные акты (приказы, инструкции)
– это такие нормативно-правовые акты
общег8о действия, которые распространяются
лишь на ограниченную сферу общественных
отношений, как, например, на таможенные
отношения, банковские, транспортные,
государственно-кредитные и др. 4. Внутриорганизационные
подзаконные акты издаются различными
государственными органами и организациями
для регламентации своих внутренних вопросов
и распространяют свое действие только
на членов этих государственных органов
и организаций. Решение судебных органов
также могут приобретать нормативно-правовой
характер, например, в результате обобщения
судебной практики. Судебная практика
выступает источником права в тех случаях,
когда в силу неясности, неопределенности,
противоречивости нормативных предписаний,
суд вынужден конкретизировать или уточнять
содержание правовых норм.