Понятие и классификация источников права

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 13:11, реферат

Описание работы

Для того чтобы стать реальностью и успешно выполнять присущие праву регулятивные, воспитательные и иные функции, оно, так же, как и государство, должно иметь свое внешнее выражение. В отечественной и зарубежной литературе это внешнее выражение права в одних случаях называют формой или формами права, в других - источниками, а в третьих случаях их именуют одновременно и формами, и источниками права. Категории источник права и форма права тесно связаны между собою, но не всегда совпадают.

Работа содержит 1 файл

доклад. источники права.docx

— 35.56 Кб (Скачать)

Нормативно-правовые и индивидуальные акты являются юридическими по своему характеру актами. Помимо всего прочего это означает, что  с теми и другими связаны определенные юридические последствия. Однако принципиальное отличие их друг от друга заключается  в следующем. Первые содержат в себе общие предписания в виде норм права и рассчитаны на многократное применение, тогда как вторые не содержат в себе норм права, а содержат лишь предписания индивидуального  характера. Нормативно-правовые акты адресованы широкому, точнее - неопределенному  кругу юридических и физических лиц, в то время как индивидуальные акты обращены к строго определенным лицам или кругу лиц и издаются по вполне определенному поводу (установление мемориальной доски, прием на работу и увольнение, уход на пенсию и т.д.). И, наконец, нормативно-правовыми актами охватывается весьма широкий круг общественных отношений, а индивидуальные акты рассчитаны лишь на строго определенный вид общественных отношений. Действие индивидуального  акта завершается с прекращением существования конкретных общественных отношений (например, в связи с  выполнением условий конкретного  договора купли-продажи, подряда, поставки и т.п.), в то время как нормативно-правовые акты продолжают действовать независимо от того, существуют или не существуют конкретные отношения, предусмотренные  данным актом.

Приведем пример - действие такого индивидуального  акта (акта применения), как приговор суда по конкретному уголовному делу, прекращается по мере приведения его  в исполнение (окончание срока  исправительных работ, тюремного заключения и т.п.). Однако это вовсе не означает прекращения действия закона, предусматривающего ту или иную меру уголовного наказания  за совершение подобного преступления.

Нам необходимо сказать  о том, что одни и те же государственные  органы могут издавать по одним и  тем же или по разным вопросам как  нормативно-правовые, так и индивидуальные акты. Например, согласно Конституции  РФ «Федеральное собрание принимает  не только законы - нормативные акты, но и постановления, имеющие зачастую индивидуальный характер». 11 Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря; Ст. 102 п.3, ст. 103 п.2 Конституции предусматривают, что Совет Федерации - верхняя палата российского парламента и Государственная Дума - его нижняя палата принимают постановления, каждая в отдельности по вопросам, отнесенным к их ведению действующей Конституцией.

Нормативно-правовые акты следует отличать также от актов  разъяснения или толкования правовых норм. Основное отличие их заключается  в характере, содержании и целях  издания. Если нормативно правовые акты имеют своей целью установление или изменение содержания правовых норм, то акты разъяснения или толкования преследуют, как это свидетельствует  уже их название, совсем другие цели. А именно: они направлены прежде всего на разъяснение смысла содержания нормативно-правовых актов, а также - пределов действия ранее установленных норм.

Подводя итоги по всему вышесказанному о нормативно правовых актах как источниках права  мы можем с уверенностью утверждать, что они обладают следующими признаками:

Волевое содержание, официальный характер, входит в единую систему, нормативность, принимается  по специальной процедуре, издается компетентными органами и лицами, регулирует общественные отношения, издается управомоченными органами и лицами, гарантируется принудительной силой государства, имеет форму и структуру, установленные законом.

Т.е. нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В  нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.

 3. Классификация нормативно правовых актов

Сейчас мы переходим  к рассмотрению такого вопроса как  классификация нормативно правовых актов. И в самую первую очередь  считаем целесообразным ознакомиться с их группированием в зависимости  от юридической силы. По юридической  силе все нормативно-правовые акты подразделяются на две большие группы - законы и подзаконные акты. Мы придерживаемся взгляда о том, что юридическая  сила нормативно правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Так как она определяет их место и значимость в общей  системе государственного нормативного регулирования. В соответствии с  теорией и практикой правотворчества  акты вышестоящих правотворческих  органов обладают более высокой  юридической силой, чем акты нижестоящих  правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.

Итак, закон - это  главный и преимущественный нормативно правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые  регламентируют наиболее важные стороны  общественной и государственной  жизни. Определение закона можно сформулировать следующим образом: «это нормативный акт, принятый высшим представительным (законодательным) органом государственной власти либо населением на референдуме в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.»11 Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Книжный мир, 2007. 792 с. - ISBN 978-5-8041-0288-4

Шершеневич еще в начале нашего столетия отмечал, что формою права, преобладающею в настоящее время у всех цивилизованных народов, является закон, который совершенно отодвинул на задний план все иные формы. Возможность для организованного общества создавать правила поведения, обязательные для всех, выражается именно в законодательной деятельности.

Мы выделяем следующие  виды законов:

1) Конституция (закон  законов) - основополагающий учредительный  политико-правовой акт, закрепляющий  конституционный строй, права  и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления  и государственного устройства, учреждающий федеральные органы  государственной власти;

2) федеральные конституционные  законы - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически  связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы  об арбитражных судах, о военных  судах, о Конституционном Суде  РФ, о судебной системе, о референдуме,  о Правительстве России и т.п.);

3) федеральные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам  социально-экономической, политической  и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный  кодекс РФ, Семейный кодекс РФ  и пр.);

4) законы субъектов  Федерации - издаются их представительными  органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).

Также классификация  законов может проводиться по другим основаниям:

- по сроку действия (постоянные законы и временные);

- по характеру  (текущие и чрезвычайные);

- по содержанию (экономические,  бюджетные, социальные, политические  и т.п.);

- по объему регулирования  (общие и специальные) и т.д.

Ознакомившись с  видами и возможными классификациями  законов мы начинаем рассматривать подзаконные нормативные правовые акты.

Подзаконные нормативно правовые акты -это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Эффективное регулирование общественных отношений имеет место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными интересами. И подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать основные, принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов. В десятки раз превышая количество законов, именно подзаконные акты подвергают общественную жизнь детальному правовому регулированию.

Существуют такие  виды подзаконных актов:

1) указы Президента  РФ - высшие по юридической силе  подзаконные нормативные акты;

2) постановления  Правительства РФ - акты исполнительного  органа государства, наделенного  широкой компетенцией по управлению  общественными процессами;

3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения,  находящиеся в пределах компетенции  данной исполнительной структуры;

4) решения и постановления  местных органов государственной  власти;

5) решения, распоряжения, постановления местных органов  государственного управления;

6) нормативные акты  муниципальных органов;

7) локальные нормативные  акты - это нормативные предписания,  принятые на уровне конкретного  предприятия, учреждения и организации  (например, правила внутреннего трудового  распорядка).

В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на:

-нормативные акты  неопределенно длительного действия;

-временные нормативные  акты.

Таким образом мы можем говорить о следующем: в зависимости от юридической силы все нормативные акты группируются в определенную систему, в которой каждый из актов занимает свое место и играет свою роль. Сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативно-правовых актов имеет важнейшее значение для упорядочения процесса правотворчества и правоприменения, для создания и поддержания режима законности и конституционности.

4. Систематизация  нормативно правовых актов

В ходе общественного  развития государство активно осуществляет правотворческие функции, в результате чего издаются сотни различных нормативно правовых актов по широкому кругу  вопросов. Формирование законодательства как взаимосогласованной и эффективной  системы происходит в результате не только планирования законотворческих работ нормотворческим органом, но и систематизации. Систематизация нормативно правовых актов (законодательства) -- «это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм». 11 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведениях / Под редакцией профессора В.Г.Стрекозова - М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л». 2008. - 384. c. - ISBN 5-978-5-370-00916-7В основе такой работы лежат знания о системе права, ее отраслях и подотраслях. Целями систематизации являются: создание стройной системы законов, обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования нормативными актами, устранение устаревших и неэффективных норм права, разрешение юридических коллизий, ликвидация пробелов и обновление законодательства.

В настоящее время  используются три основные формы  систематизации нормативно правовых актов: инкорпорация, кодификация и консолидация. Они различаются в самом процессе упорядочения правового материала. Мы последовательно рассмотрим и  дадим характеристику каждой из вышеперечисленных  форм.

И начнем с самого простого вида систематизации - инкорпорации. Инкорпорация - «это объединение в  сборники (собрания) действующих нормативно правовых актов в определенном порядке  без изменения их содержания.» 22 Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 640 с. - ISBN 5-98032-006-7

В результате инкорпорации производится внешняя обработка  действующего законодательства. Что  это означает?

1. При внешней  обработке нормативно-правовые акты  располагаются в определенном  порядке: алфавитном, хронологическом  или предметном, то есть достигается  их внешняя упорядоченность.

2. Содержание нормативно-правовых  актов, включаемых в инкорпоративные сборники или собрания законодательства, по существу не изменяется. В них не включаются лишь те нормы, которые отменены в законном порядке или признаны утратившими силу.

Инкорпорация бывает официальной, официозной и неофициальной. Официальная означает издание сборников действующих нормативно правовых актов компетентными органами либо правотворческим органом, либо официально уполномоченным органом. В отличии от официальной, неофициальная инкорпорация представляет собой собрание законодательства, которые издаются организациями, издательствами или отдельными гражданами (учебными заведениями, ведомствами, учеными и практиками) по собственной инициативе, без специальных полномочий со стороны правотворческих органов. И официозными признаются сборники, которые готовятся по поручению правотворческого органа,но издаются без его официально выраженного одобрения, утверждения.

Информация о работе Понятие и классификация источников права