Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 13:11, реферат
Для того чтобы стать реальностью и успешно выполнять присущие праву регулятивные, воспитательные и иные функции, оно, так же, как и государство, должно иметь свое внешнее выражение. В отечественной и зарубежной литературе это внешнее выражение права в одних случаях называют формой или формами права, в других - источниками, а в третьих случаях их именуют одновременно и формами, и источниками права. Категории источник права и форма права тесно связаны между собою, но не всегда совпадают.
Нормативно-правовые
и индивидуальные акты являются юридическими
по своему характеру актами. Помимо
всего прочего это означает, что
с теми и другими связаны определенные
юридические последствия. Однако принципиальное
отличие их друг от друга заключается
в следующем. Первые содержат в себе
общие предписания в виде норм
права и рассчитаны на многократное
применение, тогда как вторые не
содержат в себе норм права, а содержат
лишь предписания индивидуального
характера. Нормативно-правовые акты адресованы
широкому, точнее - неопределенному
кругу юридических и физических
лиц, в то время как индивидуальные
акты обращены к строго определенным
лицам или кругу лиц и издаются
по вполне определенному поводу (установление
мемориальной доски, прием на работу
и увольнение, уход на пенсию и т.д.).
И, наконец, нормативно-правовыми актами
охватывается весьма широкий круг общественных
отношений, а индивидуальные акты рассчитаны
лишь на строго определенный вид общественных
отношений. Действие индивидуального
акта завершается с прекращением
существования конкретных общественных
отношений (например, в связи с
выполнением условий
Приведем пример - действие такого индивидуального акта (акта применения), как приговор суда по конкретному уголовному делу, прекращается по мере приведения его в исполнение (окончание срока исправительных работ, тюремного заключения и т.п.). Однако это вовсе не означает прекращения действия закона, предусматривающего ту или иную меру уголовного наказания за совершение подобного преступления.
Нам необходимо сказать о том, что одни и те же государственные органы могут издавать по одним и тем же или по разным вопросам как нормативно-правовые, так и индивидуальные акты. Например, согласно Конституции РФ «Федеральное собрание принимает не только законы - нормативные акты, но и постановления, имеющие зачастую индивидуальный характер». 11 Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря; Ст. 102 п.3, ст. 103 п.2 Конституции предусматривают, что Совет Федерации - верхняя палата российского парламента и Государственная Дума - его нижняя палата принимают постановления, каждая в отдельности по вопросам, отнесенным к их ведению действующей Конституцией.
Нормативно-правовые акты следует отличать также от актов разъяснения или толкования правовых норм. Основное отличие их заключается в характере, содержании и целях издания. Если нормативно правовые акты имеют своей целью установление или изменение содержания правовых норм, то акты разъяснения или толкования преследуют, как это свидетельствует уже их название, совсем другие цели. А именно: они направлены прежде всего на разъяснение смысла содержания нормативно-правовых актов, а также - пределов действия ранее установленных норм.
Подводя итоги по всему вышесказанному о нормативно правовых актах как источниках права мы можем с уверенностью утверждать, что они обладают следующими признаками:
Волевое содержание, официальный характер, входит в единую систему, нормативность, принимается по специальной процедуре, издается компетентными органами и лицами, регулирует общественные отношения, издается управомоченными органами и лицами, гарантируется принудительной силой государства, имеет форму и структуру, установленные законом.
Т.е. нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.
3. Классификация нормативно правовых актов
Сейчас мы переходим
к рассмотрению такого вопроса как
классификация нормативно правовых
актов. И в самую первую очередь
считаем целесообразным ознакомиться
с их группированием в зависимости
от юридической силы. По юридической
силе все нормативно-правовые акты
подразделяются на две большие группы
- законы и подзаконные акты. Мы придерживаемся
взгляда о том, что юридическая
сила нормативно правовых актов является
наиболее существенным признаком их
классификации. Так как она определяет
их место и значимость в общей
системе государственного нормативного
регулирования. В соответствии с
теорией и практикой
Итак, закон - это главный и преимущественный нормативно правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Определение закона можно сформулировать следующим образом: «это нормативный акт, принятый высшим представительным (законодательным) органом государственной власти либо населением на референдуме в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.»11 Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Книжный мир, 2007. 792 с. - ISBN 978-5-8041-0288-4
Шершеневич еще в начале нашего столетия отмечал, что формою права, преобладающею в настоящее время у всех цивилизованных народов, является закон, который совершенно отодвинул на задний план все иные формы. Возможность для организованного общества создавать правила поведения, обязательные для всех, выражается именно в законодательной деятельности.
Мы выделяем следующие виды законов:
1) Конституция (закон
законов) - основополагающий
2) федеральные конституционные
законы - принимаются по вопросам,
предусмотренным и органически
связанным с Конституцией РФ (например,
федеральные конституционные
3) федеральные законы
- это акты текущего
4) законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).
Также классификация законов может проводиться по другим основаниям:
- по сроку действия
(постоянные законы и
- по характеру (текущие и чрезвычайные);
- по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);
- по объему регулирования (общие и специальные) и т.д.
Ознакомившись с видами и возможными классификациями законов мы начинаем рассматривать подзаконные нормативные правовые акты.
Подзаконные нормативно правовые акты -это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Эффективное регулирование общественных отношений имеет место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными интересами. И подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать основные, принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов. В десятки раз превышая количество законов, именно подзаконные акты подвергают общественную жизнь детальному правовому регулированию.
Существуют такие виды подзаконных актов:
1) указы Президента РФ - высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;
2) постановления
Правительства РФ - акты исполнительного
органа государства,
3) приказы, инструкции,
положения министерств,
4) решения и постановления
местных органов
5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;
6) нормативные акты муниципальных органов;
7) локальные нормативные
акты - это нормативные предписания,
принятые на уровне
В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на:
-нормативные акты
неопределенно длительного
-временные нормативные акты.
Таким образом мы можем говорить о следующем: в зависимости от юридической силы все нормативные акты группируются в определенную систему, в которой каждый из актов занимает свое место и играет свою роль. Сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативно-правовых актов имеет важнейшее значение для упорядочения процесса правотворчества и правоприменения, для создания и поддержания режима законности и конституционности.
4. Систематизация нормативно правовых актов
В ходе общественного
развития государство активно
В настоящее время
используются три основные формы
систематизации нормативно правовых актов:
инкорпорация, кодификация и консолидация.
Они различаются в самом
И начнем с самого простого вида систематизации - инкорпорации. Инкорпорация - «это объединение в сборники (собрания) действующих нормативно правовых актов в определенном порядке без изменения их содержания.» 22 Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 640 с. - ISBN 5-98032-006-7
В результате инкорпорации производится внешняя обработка действующего законодательства. Что это означает?
1. При внешней
обработке нормативно-правовые
2. Содержание нормативно-
Инкорпорация бывает официальной, официозной и неофициальной. Официальная означает издание сборников действующих нормативно правовых актов компетентными органами либо правотворческим органом, либо официально уполномоченным органом. В отличии от официальной, неофициальная инкорпорация представляет собой собрание законодательства, которые издаются организациями, издательствами или отдельными гражданами (учебными заведениями, ведомствами, учеными и практиками) по собственной инициативе, без специальных полномочий со стороны правотворческих органов. И официозными признаются сборники, которые готовятся по поручению правотворческого органа,но издаются без его официально выраженного одобрения, утверждения.
Информация о работе Понятие и классификация источников права