Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:06, реферат
Формирование новой российской государственности проходит при возрастающем значении государственной службы, призванной обеспечивать реализацию функций государства. Государственная служба становится все более важным институтом административного права, а государственные служащие - основными его субъектами. Данный институт действует в аппарате всех ветвей власти и на всех ее уровнях.
Содержание
Введение 3
1. Понятие государственной службы. Ее уровни и виды 4
2. Сущность государственной службы 7
3. Государственная должность. Категории и группы должностей 8
4. Государственные служащие 12
5. Цели и задачи государственной службы 13
Заключение 18
Список использованной литературы 19
4) обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.
Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:
1) высшие должности гражданской службы;
2) главные должности гражданской службы;
3) ведущие должности гражданской службы;
4) старшие должности гражданской службы;
5) младшие должности гражданской службы.
Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.
Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.
Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.
Внутри групп для некоторых должностей федеральной государственной гражданской службы предусмотрена градация на разряды. Некоторые эксперты в дроблении должностей государственной гражданской службы усматривают возрождение в новых исторических условиях старой негативной традиции Табели о рангах. Вероятно, разработчики закона предполагали, что такое дробление позволит более четко установить квалификационные требования к служебной деятельности и должностным обязанностям государственных служащих, замещающих должность каждой из введенных категорий, позволить более четко распределить функциональные обязанности.
Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента Российской Федерации.
Государственные должности гражданской службы приобретают легитимный характер только после включения их в соответствующие реестры. Реестр есть перечень должностей гражданской службы, официально включенных в соответствующие нормативные документы. Они ведутся на электронных носителях с обеспечением защиты от несанкционированного доступа и копирования. Всего должно быть три реестра: федеральный, региональный и сводный. Сводный реестр должностей гражданской службы Российской Федерации образуется из реестра должностей федеральной гражданской службы и реестров должностей гражданской службы субъектов Российской Федерации. Последний реестр был введен указом Президента РФ от 31.12.2005 г. №1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы». Это самый объемный и обстоятельный нормативный документ подобного рода.
4. Государственные служащие
Согласно ст. 3 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счёт средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта РФ.
Данный закон закрепляет понятие "государственный служащий" в узком смысле слова. По смыслу ст. 3 указанного закона не являются государственными служащими лица, занимающие в порядке, установленном правовыми актами, должности в государственной организации: на государственном предприятии, в организации, учреждении. В широком смысле слова, под государственным служащим понимается гражданин РФ, занимающий должность в государственном органе.
Государственные служащие занимают государственные должности, внесенные в Общеросссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, который введен в действие с 1 января 1996 г.
Государственные служащие составляют наиболее высокообразованный слой российского общества. По некоторым данным, если среди работников культуры, искусства число лиц с высшим образованием составляет 28-35%, научных работников - 81%, то среди управленцев - от 57 до 87% (в зависимости от отрасли)[8].
Государственные служащие приобретают значительные права в формировании и реализации политики, посредством которой осуществляются принятые законы, нормативно-правовые акты исполнительной власти и решения судов. Государственные служащие, будучи профессионалами в политико-правовых отношениях, выдают политическим должностным лицам рекомендации по поводу возможных решений тех или иных социальных проблем.
5. Цели и задачи государственной службы
Вопрос о целях и задачах государственной службы, несмотря на свою важность, носит во многом постановочный характер. Дело в том, что методология целеполагания в управлении вообще, и в государственном управлении в частности, менее всего разработана[9]. Цели государственной службы можно рассматривать как форму осознания и закрепления государственными органами в соответствующих нормативных правовых актах социально значимых актуальных проблем.
Теоретических наработок на этот счет немного, к тому же они нередко противоречат друг другу. Так, Ю. Н. Старилов считает, что главной целью государственной службы является практическое осуществление функций государства, решение его задач, обеспечение благосостояния общества, удовлетворение публичных интересов на основе принципов и положений, установленных в Конституции РФ, федеральных законах и законах субъектов Федерации[10]. В свою очередь, А. Ф. Ноздрачев[11] выделяет следующие цели государственной службы:
- упорядочение работы государственного аппарата;
-установление требований к функциям и правомочиям по государственным должностям;
- определение компетентности и профессиональной подготовленности государственных служащих;
- регламентация способов и процедур анализа и оценки эффективности функционирования государственного аппарата;
- формирования условий обеспечения государственных служащих, включая материальные, социальные и правовые гарантии государственной службы.
Нетрудно заметить, что в последнем подходе к определению целей государственной службы государственные чиновники замыкаются в основном на аппаратных потребностях, а потребности и интересы людей выступают как бы на втором плане.
На взгляд автора, цели государственной службы должны совпадать с национальными целями. В этой связи, заслуживает внимания точка зрения Г. В. Атаманчука, который считает, что смысл и цели нормального государства состоят в том и только в том, чтобы благоприятствовать материальному и духовному развитию своего народа[12].
Каждая социальная подсистема обладает собственной основной целью, но она носит подчиненный характер относительно главной цели государства. В качестве основной цели демократического правового государства можно считать создание условий, позволяющих гражданам достигать цивилизованных стандартов жизни, свободно развивать человеческую личность. Предприятия, организации, учреждения, муниципальные образования, субъекты Федерации могут стремиться к достижению собственных целей, ориентируясь на основную цель государства. В противном случае государство будет разрушаться.
В настоящее время Россия не имеет четко выстроенного "древа целей".
Формулирование целей государственной службы представляет собой достаточно сложный и противоречивый процесс. В основе рационального подхода к постановке целей для государственной службы лежит обмен взглядов политической элиты и большинства граждан на глубинные потребности и интересы людей, объединенных в государство. Если этого не наблюдается, то самосохранение захваченной власти-собственности превращается в единственную цель существования государственного режима. Как отмечает М. Дмитриев, "цели для государственного аппарата не обозначены и заменены технологиями. Это открывает перед госаппаратом простор для реализации собственных целей и использования "неформальных" рычагов управления. В результате, госаппарат слабо защищает интересы общества, крупных социальных групп, но хорошо защищает свои собственные, ведомственные, "клановые", нейтралистские или региональные интересы, интересы групп влияния"[13].
Цели государственной службы можно классифицировать по различным основаниям:
- по степени общественной важности:
а) стратегические, связанные с качеством жизни общества, его сохранением или преобразованием;
б) тактические, определяющие конкретные действия во времени и пространстве по достижению стратегических целей;
- по результатам:
а) конечные;
б) промежуточные;
- по времени:
а) долгосрочные;
б) среднесрочные;
в) краткосрочные;
- по сферам общественной жизни:
а) экономические;
б) политические;
в) социальные;
г) духовные.
Цели необходимо согласовывать для того, чтобы они поддерживали и взаимо обусловливали друг друга.
Выясняя задачи государственной службы, необходимо учитывать, что государственные служащие активно участвуют в разработке проектов законов, программ, выражающих внутреннюю и внешнюю политику страны, предложений об изменениях в структуре государственных органов, текущих решений органов государственной власти. Поэтому среди основных задач государственной службы можно выделить следующие:
- обеспечение конституционного строя;
- выработка стратегии экономического, социального, политического развития страны;
- подбор кадров, способных реализовать стратегию развития страны;
- создание организационных структур государственной власти;
- принятие решений по важным оперативным вопросам жизни страны;
- защита прав, свобод и законных интересов граждан, создание условий для развития человеческой личности;
- создание необходимых условий для реализации функций государственных органов.
На взгляд В. Граждане, в системе государственного управления государственная служба предназначена для выполнения двуединой задачи. Во-первых, это оказание административной (аппаратной) поддержки политическому руководству страны, во-вторых, - изучение проблем управления и интересов всех слоев населения, в чем так нуждаются государственные органы[14].
Каждый вид государственной службы выполняет свои установленные в нормативных правовых актах задачи.
Заключение
Государственная служба в Российской Федерации имеет глубокие исторические традиции; отмечается преемственность в законодательном регулировании государственной службы на всем протяжении ее существования.
Вместе с тем, тенденции развития государственной службы в Российской Федерации противоречивы. С одной стороны, нынешнее развитие законодательства свидетельствует о расширении сферы государственной службы, увеличении круга государственных служащих. Так, Указом Президента РФ от 3 сентября 1997 г. № 981 "Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы" большое количество должностей в различных государственных органах отнесено к государственным должностям федеральной государственной службы. С другой стороны, разработанный проект концепции административной реформы предполагает совершенно новый взгляд на само понятие "государственный служащий". Государственный служащий - лицо, обладающее правом принятия общеобязательных решений, наделенное властными полномочиями. Предполагается значительное сокращение количества государственных служащих, что "позволит действительно поднять престиж этой профессии и поддержать его сугубо материально".
Список использованной литературы.
1. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. М., 2008. С. 111.
2. Граждан В. Предмет и функции государственной службы // Государственная служба. 2000. № 3. С. 26.
3. Государственная служба: теория и организация. М., 2009.
4. Дмитриев М. Реформа государственного управления // Государственная служба. 2009. № 1. С. 25.
5. Кунц Г., О'Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций: В 2 т. Пер. с англ. М., 1981. Т. 1.
6. Ноздрачев А. Ф. Государственная служба. 2008.
7. Подпер К. Открытое общество и его враги. Т. 1. М., 2009.
8. СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3426.
9. Старилов Ю. Н. Служебное право. М 2008.
10. Настольная книга государственного служащего (Комментарий к Федеральному закону "Об основах государственной службы Российской Федерации") / Отв. ред. В. И. Шкатула, М., 2007.
Информация о работе Понятие государственной службы и ее виды