Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:06, контрольная работа
Рынок – это сфера предпринимательской деятельности, осуществляемая на основе конкуренции по производству, продаже, приобретению отдельных товаров и пользованию имуществом. Налоговый кодекс РФ определяет рынок как сферу обращения товаров, определяемую исходя из возможностей покупателя или продавца реально и без значительных дополнительных затрат приобрести или реализовать товар на ближайшей по отношению к покупателю-продавцу территории или за ее пределами.
1. ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО ТОВАРНОГО РЫНКА………………………………………………………….3
2. Правовое регулирование и порядок приемки импортныхтоваров…………………………………………………….
Необходимо отметить двоякое значение термина «товар».В широком смысле под товаром понимается все, что только способно быть предметом торговых сделок, следовательно, не только движимые вещи, но и ценные бумаги, труд. В узком смысле товаром называются материальные предметы торговых сделок, в противоположность другим объектам, особенно ценным бумагам.
Определения понятия «товар» содержится в ряде законов. В частности, в соответствии с п.1. ч.1 ст.4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» товар – объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Данная трактовка носит расширенное толкование объекта, относящегося более к предпринимательскому праву, нежели к коммерческим отношениям. Гражданский кодекс вообще не дает нам определение понятия «товар», однако по существу отождествляет это понятие с понятием «вещь». Согласно п.1 ст.455 ГК РФ товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи с соблюдением правил оборотоспособности. Статья 38 Налогового кодекса РФ для целей налогообложения относит к товарам любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации. В Законе РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» данный термин активно используется, однако здесь не дается его определение.
Множественность трактовок понятия «товар» в зависимости от регулируемых отношений и отсутствие кодифицированного акта, регулирующего коммерческие отношения, порождают проблему определения одного из ключевых понятий в данной отрасли. Унифицировать использование понятия призван Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения», принятый постановлением Госстандарта РФ от 11.08.1999 №242-ст. согласно п.64 раздела 2.4 ГОСТа товар – это «любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи».
Анализируя нормативные источники, регулирующие торговые отношения, можно сделать вывод, что товар как объект торгового оборота представляет собой имущество, обладающее оборотоспособностью и реализуемое в ходе торговой деятельности на основе возмездных договоров.
Не все имущество может быть товаром в торговом обороте. Не является товаром в коммерческом праве недвижимое имущество, так как сделки с недвижимостью не относятся к сделкам, обычно совершаемым собственником, а носят разовый характер. Они характеризуются особой сложностью совершения: требуют заключения в квалифицированной письменной форме, а также государственной регистрации. Коммерческие сделки требуют оперативного порядка оформления и заключаются в упрощенной форме. Кроме того, как коммерческое право изучает отношения, связанные с продвижением товаров на рынке, что не относится к недвижимости. Также в соответствии с Конвенцией о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года не является товарами в коммерческом обороте товаров товары, приобретаемые для личного, семейного или домашнего использования, суда водного и воздушного транспорта, фондовые бумаги, акции, обеспечительные бумаги, оборотные документы и деньги. Не являются объектом торгового права, следовательно, и товаром, оказание услуг и выполнение работ. Такой же точки зрения придерживаются многие теоретики, считая, что самостоятельными объектами коммерческого права работы и услуги не являются, а изучаются коммерческим правом в связи с осуществлением коммерческой деятельности.
Следующей правовой категорией, которую необходимо рассмотреть в работе, является понятие «приемка товара». В отличие от предыдущего понятия процедура по проведению приемки товара подробно регулируется.
Приемка – вид правовой деятельности, целями которого являются проверка соответствия количества и качества поступившего товара данным транспортных и расчетных документов для оприходования товаров, выявление и фиксирование фактов недостачи или ненадлежащего качества для возмещения потерь за счет виновных лиц.
В зависимости от того, кто производит передачу товара, принято различать:
1.приемку
товара покупателем
2.
приемку товара от органов
транспорта (перевозчика).
В
зависимости от вида приемки различают
субъектов по договору поставки либо
субъектов транспортного
1) стороны договора купли-продажи, договора поставки;
2) других лиц, участвующих в приемке и в необходимых случаях в экспертизе товаров.
Стороны договора – это, как правило, продавец (поставщик) и покупатель (получатель), ведущие коммерческую деятельность. В Гражданском Кодексе дан исчерпывающий перечень форм коммерческих организаций. Так в соответствии с п.2 ст.50 коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Таким образом, государство может выступать покупателем по договору поставки (например, приобретая товары в государственный резерв), что чаще всего оформляется государственным контрактом на поставку товаров для государственных нужд. Некоммерческие организации также могут участвовать в торговом обороте, но ограничено. Так организации могут приобретать необходимые ресурсы, продавать производимые ими изделия, следовательно, быть стороной приемки товаров, только в соответствии с уставными целями деятельности. Некоммерческие организации не имеют право заключать договоры поставки в качестве поставщиков; при реализации товаров могут заключать лишь договоры купли-продажи. Стороной по договору может быть и индивидуальный предприниматель, право которого закреплено Конституцией РФ. Согласно ст. 34 Конституции каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. В п. 1, 2 статьи 23 Гражданского кодекса установлено, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. К предпринимательской деятельности таких лиц применяются нормы Гражданского кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, осуществляющих коммерческую деятельность.
В
России для осуществления коммерческой
и иной предпринимательской
Стороной по договору поставки выступают органы транспорта (перевозчик), являющиеся коммерческой организацией или индивидуальным предпринимателем, которые в соответствии с действующим законодательством вправе осуществлять деятельность, связанную с перевозкой грузов. Перевозочная деятельность на всех видах транспорта подлежит лицензированию согласно нормам Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Для получения лицензии необходимо представить заявление и документы, подтверждающие юридическую личность. Лицензия выдается на определенный срок (до пяти лет) с уплатой установленного сбора, может продляться, но не может передаваться другим лицам. Предусмотрен перечень оснований, при наличии которых возможен отказ в выдаче лицензии. Он может быть обжалован заявителем в арбитражный суд.
Иным является правовой статус предприятий железнодорожного транспорта. В состав железных дорог входят самостоятельные юридические лица: отделения железных дорог, крупные железнодорожные станции, другие линейные предприятия (локомотивные и вагонные депо, дистанции пути, специальные транспортные службы).
Помимо
сторон в приемке товаров участвуют
и другие лица, в частности, представители
общественности организации-получателя,
представитель другого
Кроме этих лиц при приемке товаров по качеству в необходимых случаях участвует эксперт. Так п.20 Инструкции №7-П устанавливает, что при неявке представителя изготовителя (отправителя) по вызову получателя (покупателя) в установленный срок и в случаях, когда вызов представителя иногороднего изготовителя (отправителя) не является обязательным, проверка качества продукции производится представителем соответствующей отраслевой инспекции по качеству продукции, а проверка качества товаров - экспертом бюро товарных экспертиз либо представителем соответствующей инспекции по качеству.
Лица,
осуществляющие приемку, обязаны строго
соблюдать правила приемки
За
подписание акта о приемке, содержащего
не соответствующие
Ситуация,
сложившаяся в отношении
Порядок приемки товаров от органов транспорта регулируется нормами Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 №60-ФЗ, Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 №81-ФЗ, Федерального закона от 10.01.2003 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 №24-ФЗ, Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи». Кроме вышеперечисленных актов существуют также такие общие правовые акты о приемке, как Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству №6-П и Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству №7-П, утвержденные Госарбитражем СССР в 1965 и 1966 годах соответственно (далее по тексту – Инструкция о приемке по количеству и Инструкция по приемке по качеству). В настоящее время инструкции не носят обязательный характер, а применяются, если стороны указали об этом в договоре. Однако, даже если такое условие не включено в договор, но получатель провел приемку в соответствии с названными инструкциями, то составленный акт приемки признается арбитражными судами надлежащим доказательством по делу, поскольку никакого иного общего характера приемки не существует. Таким образом судебная практика признает инструкции Госарбитража в качестве обычаев делового оборота.
Необходимо
помнить о соотношении
Главенствующую роль в установлении порядка приемки товара играет договор, заключаемый между сторонами. Однако, в соответствии с ч.2 п.1 ст.474 ГК РФ, когда порядок проверки устанавливается законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов, порядок проверки качества товара, определяемый договором, должен соответствовать этим требованиям. В настоящее время наблюдается либерализация требований к порядку приемки товаров и определения качества продукции. Необходимо отметить, что если раньше (в плановой экономике) эти требования определялись главным образом в административном порядке (в широком применении государственных стандартов, содержащих императивные требования, административной аттестации продукции и ее госприемке), то в настоящее время на первое место в определении требований к качеству продукции, работ и услуг вышел договор.
Помимо
порядка приемки товаров
В научной литературе существует несколько классификаций приемки товаров. Во-первых, выделяются с учетом вида обязательства, регулирующего передачу имущества:
1) приемка, непосредственно во взаимоотношениях с продавцом;
2) приемка товаров от органов транспорта.
Во-вторых, в зависимости от того, в каком обороте находятся товары:
1) приемка товаров, находящихся во внутреннем обороте;
2) приемка импортных товаров.
В-третьих, в зависимости от типа:
1) приемка товаров по количеству;
2) приемка товаров по качеству.
Качество представляет собой
совокупность характерных
Информация о работе Понятие, функции и структура современного товарного рынка