Понятие, функции и структура современного товарного рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:06, контрольная работа

Описание работы

Рынок – это сфера предпринимательской деятельности, осуществляемая на основе конкуренции по производству, продаже, приобретению отдельных товаров и пользованию имуществом. Налоговый кодекс РФ определяет рынок как сферу обращения товаров, определяемую исходя из возможностей покупателя или продавца реально и без значительных дополнительных затрат приобрести или реализовать товар на ближайшей по отношению к покупателю-продавцу территории или за ее пределами.

Содержание

1. ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО ТОВАРНОГО РЫНКА………………………………………………………….3
2. Правовое регулирование и порядок приемки импортныхтоваров…………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

контрольная работа_коммерческое право_.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

АЭРОКОСМИЧЕСКОГО  ПРИБОРОСТРОЕНИЯ

КАФЕДРА «ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО» 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по  курсу «Коммерческое право» 
 
 
 
 
 
 

                  Проверил:

                  Баженов А.В. 
                   
                   
                   

Санкт-Петербург 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Понятие. Функции и структура  современного товарного  рынка

       Рынок – это сфера предпринимательской  деятельности, осуществляемая на основе конкуренции по производству, продаже, приобретению отдельных товаров и пользованию имуществом. Налоговый кодекс РФ определяет рынок как сферу обращения товаров, определяемую исходя из возможностей покупателя или продавца реально и без значительных дополнительных затрат приобрести или реализовать товар на ближайшей по отношению к покупателю-продавцу территории или за ее пределами. 

       Можно выделить основные  черты рынка:

       1) наличие специфического объекта рынка – однородных товаров, не изъятых из оборота. Качественная характеристика рынка – объемы оборота товара;

       2) наличие субъектов рынка, под которыми понимаются юридические и физические лица, осуществляющие свою деятельность на профессиональной основе;

       3) территория рынка (географические границы, на которой покупатели приобретают или имеют возможность приобрести товар, а продавцы реализуют определенный товар и не имеют возможности сделать это за ее пределами):

       а) международные рынки;

       б) республиканские рынки;

       в) местные рынки.

       В экономически развитых системах основными функциями рынка являются: воспроизводство материальных предпосылок для действия объективных экономических законов общего характера; обеспечение эквивалентности экономических отношений, приоритета экономических интересов хозяйствующих субъектов; блокирование хозяйственной и региональной автаркии, интернационализация общественного производства, развитие интеграционных процессов в межгосударственных отношениях; образование экономических предпосылок для демократизации хозяйственной жизни; утверждение эффективного хозяйствования; измерение человеческого труда, признание первоочередного значения профессионализма и компетентности; стимулирование структуры изменений в экономике, диверсификации производства; установление объективно необходимого равновесия, пропорциональности в экономике; развитие конкурентных начал.

       Если  речь идет о роли рынка в общем  плане, то имеется в виду его функция  обеспечения соответствия экономических  производственных отношений характеру  и уровню развития производительных сил. Свойственные рынку методы влияния на экономику, формы организации хозяйствования обусловливают организацию общественного производства на воспроизведение предпосылок и возможностей для действия объективных экономических законов общественного развития.

       Рынок генерирует эквивалентные, т.е. экономически равноправные, отношения во всех отраслях производства, на всех уровнях хозяйственной жизни, культивирует знания, профессионализм, компетентность, творческое отношение к работе. Принцип "от каждого - по способностям, каждому - по труду" осуществляется лишь в среде, где господствуют законы товарного производства.

       Нормальная  экономика, закономерности разделения труда, рыночно-конкурентная среда  в целом не воспринимают политику территориальной и хозяйственной  автаркии. Рыночная экономика и законы ее функционирования в конечном счете объединяют территории и народы, интенсифицируют общественное и международное разделение труда, вертикальные и горизонтальные связи между равноправными партнерами. Другими словами, законы и принципы, по которым действует рыночная экономика, выполняют интегральную роль, способствуют формированию единого экономического пространства.

       Рынок является экономической составляющей демократизации хозяйственной жизни, делает ненужной весомую часть административной власти, отторгает командно-распределительные ее начала, культивирует гуманизацию хозяйственной жизни.

       Рынок, который базируется на правовых основах, является экономической "технологией", с помощью которой создаются  условия для эффективного хозяйствования, динамизма производства. Такие конкретные проявления эффективности, как производительность труда, качество работы, экономичность производства, научно-технический прогресс, в значительной мере обусловливаются рыночно-конкурентной средой.

       Рынок является "измерительным прибором" человеческого труда. Вся гамма качеств, которые несет в себе энергия человеческого труда, в конце концов находит свое выражение в форме числа (стоимость товара, цена товара) в рыночной среде. Элементами товарности являются не только материальные вещи, предметы и услуги, но и результаты интеллектуального труда - идеи, управленческие решения, изобретения, результаты художественной деятельности и т.п. Невоспроизводимая уникальность "подарков природы" (земли, воздуха, воды и др.) также является конституирующим элементом товарности и поэтому тоже имеет свою ценовую оценку.

       Кроме того, рынок стабилизирует денежное обращение, поддерживает авторитет  национальных денежных единиц, создает  действенный механизм мотивации  труда, поддерживает "здоровье" сферы потребления, стимулирует различные формы бизнеса, утверждает уважение к писаным и неписаным правилам человеческого сосуществования.

       Цивилизованный  рынок генерирует такую среду, в  которой личность реализует интересы других через себя. Центральная фигура рынка - потребитель - выступает и как индивидуум, и как член трудового коллектива, и как член определенной социальной группы, и вместе с тем как член единого общества. Одновременно в современной рыночной среде существуют и так называемые теневые отношения и связи.

       Товарный  рынок имеет свою структуру –  совокупность звеньев, которые участвуют  в продвижении товаров от производителей к потребителям, и инфраструктуру – совокупность звеньев, которые, непосредственно  не продвигая товар от производителей к потребителям, обслуживают работу структуры рынка. Элементами структуры товарного рынка являются:

       1) изготовители товара;

       2) оптовые торговые и иные посреднические организации;

       3) организации розничной торговли;

       4) потребители.

       Изготовитель  товара — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.

       Торговля  представляет собой соглашение, в  силу которого одна сторона (продавец) обязуется передать другой стороне (покупателю) вещь (товар), а покупатель обязуется уплатить за нее определенную сумму (цену).

       Оптовая торговля представляет собой торговлю товарами для последующей их перепродажи  или профессионального использования. Стороны оптовой торговли называются контрагентами. Виды оптовой торговли:

  1. по месту исполнения — в местах оптовых продаж, в торговом заведении;
  2. по времени передачи товара — по предварительным заказам, с немедленной передачей товара;
  3. по сроку оплаты товара — с предварительной оплатой,
  4. с оплатой в кредит, в рассрочку;
  5. по обязанности доставки товара — с доставкой, без доставки.

       Розничная торговля — это торговля товарами и оказание услуг покупателям, осуществляемые для личного, семейного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

       Сторонами розничной торговли являются продавец, который является индивидуальным предпринимателем, и покупатель, которым может быть любой гражданин. Предметом розничной  торговли являются вещи, не изъятые  из гражданского оборота. Виды розничной торговли:

  1. продажа товара с условием принятия товара покупателем в определенный срок; Продавец не имеет права реализовать товар другому лицу в срок, определенный договором;
  2. продажа товара по образцам. Договор заключается на основании ознакомления с товаром покупателя или по каталогу или по описанию;
  3. продажа товаров с использованием автоматов. Владелец автомата обязан довести до покупателя информацию о продавце, продукции и действиях, которые необходимо совершить для получения товара путем помещения на автомате информации или иным способом;
  4. продажа товара с условием доставки. При заключении договора продавец обязуется доставить товар в указанное место и передать указанному лицу.

       Потребитель—  гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. 
 

       Инфраструктура  товарного рынка состоит из:

       1) торговых посредников – организаций, осуществляющих посредническую деятельность и обеспечивающих взаимодействие предприятий-изготовителей и потребителей в части купли или продажи товара посредством создания оптовых рынков, биржевой торговли, проведения выставок и ярмарок, оказания складских услуг и т. д.;

       2) информационного обеспечения – организаций, обеспечивающих наблюдение за товарными рынками, включая рынки потребительских товаров и продукции производственно-технического назначения;

       3) товароупаковочной индустрии – производственных структур и нормативно-организационных мероприятий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности товара и эффективности товарооборота за счет создания тароупаковочной продукции, отвечающей требованиям международных стандартов;

       4) транспортного обеспечения – всех видов транспорта, обеспечивающих движение товара и доставку его потребителям;

       5) финансово-кредитного обеспечения – организаций, обеспечивающих платежно-расчетное и кредитное обеспечение товародвижения;

       6) организационного обеспечения – организационных мер, которые направлены на максимальное снижение затрат на продвижение продукции от производителя к потребителю;

       7) нормативно-правового обеспечения – системы федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и других актов, регулирующих взаимоотношения сторон на товарных рынках.

 

Правовое  регулирование и  порядок приемки  импортных товаров

       В процессе деятельности любой коммерческой организации наряду с множеством проводимых операций осуществляется постоянное получение товаров, различных материальных ресурсов. Поэтому основной задачей на этом этапе является организация приемки получаемых материальных ценностей, проверки их количества и качественного состояния. Приемка товаров является видом правовой деятельности, согласующимся с соответствующими правилами, и организуется руководством с привлечением квалифицированных специалистов. Не последнее место среди них занимает юрист фирмы, который может дать правовую оценку действиям, осуществлять контроль за соблюдением установленных требований, пресекать нарушения закона. Лицо, представляющее интересы принимающей товар стороны, должно обладать существенным багажом знаний и умело использовать его в целях процветания организации, в том числе и при приемке товара.

       Для начала необходимо разобраться с  понятийным аппаратом рассматриваемой  темы, дать определения основных терминов, определить значения данных правовых категорий.

       Товар является основным объектом коммерческого  права. В научной литературе товар  определяют как продукт трудовой деятельности, предназначенный для  продажи. Однако не каждый объект имущественных  отношений может быть товаром. Для  того, чтобы признаваться товаром, объект должен обладать экономическими характеристиками: иметь потребительскую стоимость, то есть способность удовлетворять конкретные потребности людей, и меновую стоимость, то есть свойство обмениваться на другие товары.

Информация о работе Понятие, функции и структура современного товарного рынка