Понятие договора в римском праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:12, реферат

Описание работы

Договор можно определить как соглашение воль двух субъектов или групп субъектов (''договаривающиеся стороны''), имеющий своей целью установить между ними обязательственное отношение.
Понятие договора, как правило, определяется как дозволенное римским правом соглашение воль двух или нескольких лиц, направленное на установление обязательства.
Определение договора в римских юридических документах не дается. но из определения отдельных договоров можно установить, что всякий договор предполагает прежде всего соглашение двух сторон, с которым связываются юридические последствия. Договоры поэтому надо отличать от действий, в которых выражена воля одной стороны (например, завещание).

Работа содержит 1 файл

дз римское.docx

— 44.74 Кб (Скачать)

Обычно договор  заключался на неопределенный срок и  прекращался, как только отпадало согласие всех товарищей на продолжение общего дела, а также со смертью его  участника. Взаимные права товарищей  защищал специальный иск. Т.к. товарищество построено на полном доверии, то выяснение  товарищами своих взаимоотношений  по суду, влекло за собой расторжение  контракта.

В зависимости  от объекта и цели различают:2

  1. Полное товарищество, которое охватывает все настоящее и будущее имущество членов. Это наиболее древняя форма объединения.
  2. Товарищество по какому-либо предприятию - ограниченное определенной сферой деятельности (напр. занятие определенной торговлей или производством)
  3. Товарищество по доходам - ограниченное доходами и расходами, происходящими из возмездных сделок.
  4. Образованное для исполнения единственного дела.

У римского товарищества не было юридического лица, из-за чего права и обязанности в отношении  третьих лиц относились не к товариществу, а к отдельным его членам.

Время существования  товарищества может быть ограничено сроком или продолжаться всю жизнь. Контракт не может быть передан наследникам, поскольку связан со свойствами личности в качестве основания. В случае смерти одного из членов, товарищество распадается и возможное соглашение о противном, не имеет силы. Если оставшиеся члены товарищества пожелают его продолжать с наследником покойного, им следует заключить с ним новый контракт.

Помимо смерти и capitis deminutio одного из членов (т.е. ex personis  из личных свойств) контракт, может быть расторгнут и добровольно: это происходит или вследствие обратного согласия, что есть общий принцип для всех консенсуальных контрактов, или вследствие одностороннего отказа, который напротив, оказывается исключительной нормой, поскольку очевидно, что одна сторона не может разорвать контракт против желания другой.

Товарищество  может распасться в силу объективных  обстоятельств, таких как утрата цели, гибель капитала товарищества, наступившая  имущественная несостоятельность  одного из членов.

Договор поручения.

Это договор, по которому одна сторона (mandatarius, поверенный) обязуется безвозмездно совершить от имени и за счет другой стороны (mandator, доверителя) определенные непротивозаконные действия. Безвозмездность есть существенное условие: внесение сюда вознаграждения превратило бы поручение в договор найма. Если поверенный получал за оказанную услугу какой-то подарок, это признавалось допустимым. К поверенному предъявлялись строгие требования относительно точности, тщательности и заботливости в исполнении поручения.

Поручение может  быть сделано исключительно в  интересах доверителя, или в общих  интересах доверителя и проверенного, или же доверителя и третьего лица, или поверенного и третьего лица, наконец, исключительно в интересах  третьего лица, поскольку и здесь  также может присутствовать косвенный  интерес доверителя, хотя бы как  управляющего делами третьего, или  его гаранта. Но ничтожным за отсутствие интереса оказывается поручение, которое  выгодно одному только поверенному.

Предметом договора могли являться как юридические  действия, так и какие либо услуги. Поверенный обязан был исполнить  данное ему поручение в соответствии с указаниями доверителя. Лишь в  некоторых случаях поверенному  давалось право отступать в интересах  доверителя от его указаний.

Доверитель был  обязан возместить поверенному понесенные издержки и обеспечить его средствами, необходимые для исполнения поручения. Подлежал возмещению также ущерб, понесенный поверенным по вине самого доверителя.

Договор поручения  прекращался: если поверенный уже исполнил поручение; в случае отказа поверенного  от исполнения договора; в случае смерти доверителя или поверенного.

Договор заключался на определенный и неопределенный срок, доверитель был в праве отменить поручение, а поверенный отказаться от него в любое время.

Договор хранения или поклажа.

Еще одним реальным договором в частном римском  праве был договор хранения или  поклажа. Договор хранения это контракт с двухсторонним обязательством, в котором при соглашении сторон движимая вещь передавалась на хранение на определенный срок или до востребования и по окончании этого срока возвращалась хозяину.

Контракт по своей сути безвозмездный, добавление о возмещении уподобило бы его ''договору найма''. Имеется три особые формы  поклажи:

1) ''неотложная'' или бедственная поклажа'', совершается лицом, находящимся под угрозой значительной нависшей опасности и вынужденным поэтому, отдать вещь на хранение первому встречному, который будет отвечать в двойном размере за свою небрежность или бесчестность, поскольку злоупотребил стесненными обстоятельствами, при которых поклажедатель не мог выбрать надежного, на свой взгляд, депозитария.

2) ''секвестр''. Вещь, которая оспаривается двумя лицами в суде либо принадлежность которой так или иначе неясна, доверяется третьему лицу (секвестору), которое должно ее вернуть не по просьбе и не какому-либо из претендентов, а лишь тому, кто окажется в таком юридическом положении, что сможет на нее притязать (например, одержав верх в тяжбе) и когда в этой ситуации будет достигнута ясность.

3) ''нерегулярная поклажа'' Применяется к сумме денег, отданной на хранение с той оговоркой, что депозитарий может ими воспользоваться (их потребив) и возвратить столько же. В сущности, это заем и таким он виделся классическим юристам. Отнесение этой фигуры к поклаже восходит к Юстиниану.

Кредитором был  только поклажедатель, но поклажеприниматель мог взыскать с него издержки за хранение путем встречного иска. Обязательство из договора вытекало посредством передачи вещи на хранение

Предметом договора являлась вещь индивидуально определенная и лишь в некоторых случаях  определялась родовыми признаками.

Договор хранения носил безвозмездный характер, основанный на дружеских отношениях между сторонами. Требование поклажедателя по возврату вещи, защищалось прямым иском, а так же и поклажеприниматель посредством иска, мог взыскать с поклажедателя убытки, если тот, давая вещь на хранение, виновным образом причинил убытки поклажепринимателю, не знавшему о пороках данной вещи.

"Тот же, у  кого мы оставляем какую-либо  вещь на хранение, обязуется в  нашу пользу посредством вещи: он лично обязуется к тому, чтобы та вещь, которую принял, была возвращена. Но, даже если он, по небрежности утратит хранимую вещь, ответственность не наступает: ибо он принял вещь не для своей пользы, а к выгоде того, от кого он принял, и он отвечает только за то, если что-то погибло по его умыслу, так как тот, кто заключил соглашение о хранении вещи с небрежным другом, должен спрашивать с себя".1

В этом дигесте  Гая подтверждается принцип, что  ввиду безвозмездности договора поклажеприниматель не отвечал, если не был особо внимательным по хранению вещи. Он не должен был лишь намеренно причинять поклажедателю вред, а также допускать небрежности по хранению. В тех случаях, когда в поклажу сдавали вещь несколько лиц, сообща происходила секвестрация (один из вариантов хранения). "Существенна же секвестрации поклаже, совершаемая несколькими лицами солидарно на определенном условии для охраны и возвращения вещи". 2

В тех случаях, когда вещь непотребляемая при ее использовании, переходила во владение залогопринимателя с тем, что бы он возвратил ее залогодателю, по исполнении им основного обязательства получался реальный залог. Залогодатель отвечал за возможный вред, понесенный залогопринимателем от заложенной вещи. Залогоприниматель обязан был относиться заботливо к вещи, и после погашения обязательства вернуть вещь.

4.Пакты.

Контрактам противостояли  пакты, которые, по общему правилу не пользовались исковой защитой. Отличие  пактов от консенсуальных контрактов состоит в том, что к последним относятся только четыре определенных договора. Категория же пактов охватывает разнообразные соглашения за пределами защищенных ius civile контрактов.

В силу расширения гражданского оборота некоторые  пакты получили юридическую защиту. В преторском эдикте, либо путем присоединения их (в качестве оговорки) к какому-либо контракту, либо путем признания в императорском законодательстве. Этот факт наделения некоторых пактов исковой защитой послужил основанием для разделения их на pacta vestita (защищенные) и pacta nuda (голый пакт).1

В противоположность  контрактам, под именем pacta были известны неформальные соглашения, не пользовавшиеся, по общему правилу, исковой зашитой.

Категория pacta охватывала самые разнообразные соглашения, какие только встречались в жизни, за пределами перечисленных выше контрактов, получивших защиту в нормах цивильного права.

С течением времени  из этой широкой категории неформальных соглашений – pacta – некоторые все-таки получили признание, одни – путем присоединения их (в качестве дополнительной оговорки) к какому-либо контракту (так называемые pacta adiecta, добавленные, присоединенные), другие получили защиту в преторском эдикте (pacta praetoria), третьи – в императорском законодательстве после классической эпохи (pacta legitima). Этот факт наделения некоторых pacta исковой защитой послужили основанием для разделения pacta на pacta vestita («одетые», т.е. снабженные иском) и pacta nuda («голые», исковой защитой не снабженные).2

Пакт есть неформальное соглашение. В отличие от контракта  пакт, как правило, есть соглашение, не пользующееся исковой защитой. С  течением времени некоторые категории  пактов все же получили в виде исключения и исковую защиту. Возникли две  категории пактов:

∙   pacta nuda, “голые” пакты, не снабженные иском;

∙   pacta vestita, пакты “одетые”, снабженные иском.

Последние, в свою очередь, делятся на:

  1. pacta adiecta – пакты, присоединенные к договору, защищаемому иском;
  2. pacta praetoria – пакты, получившие защиту от претора;
  3. pacta legitima – пакты, получившие исковую защиту от императоров, в императорском законодательстве.

Присоединенные  к контракту – это дополнительные к какому-нибудь защищаемому иском  договору соглашения, имеющие целью  внести какие-либо видоизменения в  юридические последствия главного договора, в частности возложить  на ту или другую сторону в договоре какие-либо дополнительные обязанности. Как правило, такие добавочные пакты  присоединялись к главному договору непосредственно при его заключении. Пакт, присоединенный к договору по истечении некоторого времени, защищался  иском только в том случае, если по своему содержанию он был направлен  на то, чтобы сделать положение  должника более льготным, а не более  тяжелым.

К числу пактов, первоначальная защита которым была предоставлена претором и потому называемых pacta praetoria, принадлежали:

  1. клятвенное соглашение (pactum de jurejurando), по которому, например, в ответ на требование кредитора о производстве платежа лицо, ответственное по этому требованию, но не считающее себя должником, заявляло: “Поклянись, что я тебе должен, и я поверю”. Если кредитор приносил клятву, обязательство признавалось неоспоримым и могло быть осуществлено в принудительном порядке уже на сновании одного только клятвенного соглашения;
  2. соглашение об установлении денежного долга (pactum de pecunia constituta) применялось в случаях, когда ответчик признавал предъявленный к нему иск об уплате долга, но просил об отсрочке платежа, и истец на отсрочку соглашался. Если бы впоследствии должник уклонился от платежа, соответствующая сумма могла быть взыскана в силу состоявшегося соглашения с увеличением её размера от 1/3 до 1/2 по усмотрению претора.
  3. принятие (receptum) выражалось в трех различных формах, сходных не по существу, а лишь вследствие примененного к ним общего наименования:
  4. принятие платежа (receptum argentariorum) применялось в случаях, когда банкир обязывался уплатить чужой долг;
  5. принятие имущества судами, постоялыми дворами, конюшнями (receptum nautorum, cauponum, stabulariorum) означало, что хозяева этих объектов брали на себя ответственность за принятое от их клиентов имущество независимо от того, будет ли ущерб вызван виной или случаем;
  6. арбитрирование (receptum arbitrii) состояло в том, что по соглашению со спорящими сторонами разрешение спора принимал на себя избранный ими арбитр, и его решение, не исполненное сторонами добровольно, приводилось в исполнение по приказу претора.

Пакты, получившие исковую защиту в императорском  законодательстве, назывались pacta legitima (законные пакты). Это были соглашения, защита которых была закреплена в правовых нормах, исходивших от императора.

Информация о работе Понятие договора в римском праве