Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 11:00, курсовая работа
Г. Ф. Шершеневич в своё время отмечал, что «хранение вещи представляет особого рода услуги, личное действие, и с этой стороны поклажа приближается к личному найму»[1]. В современный же период, когда появилась целая индустрия услуг по хранению, правовому регулированию возникающих при этом отношений во всём мире уделяется первостепенное значение. С принятием части второй ГК РФ правила о хранении, которые и в прежнем российском законодательстве были достаточно полновесными, стали ещё более подробными.
Введение ...............................................................................................................3
Глава 1. Понятие договора хранения, форма и порядок заключения договора хранения……………………………………………………………….5
1.1 Понятие договора хранения...........................................................................5
1.2. Порядок заключения и форма договора хранения ………………………6
Глава 2. Содержание договора хранения……………………………………10
2. 1. Права и обязанности хранителя………………………………………..10
2.2. Права и обязанности поклажедателя…………………………………..12
Глава 3. Отдельные виды договора хранения……………………………..16
3.1. Хранение на товарном складе……………………………………………16
3.2 Хранение в ломбарде ……………………………………………………….18
3.3. Хранение ценностей в банке……………………………………………...21
3.4. Хранение в камерах хранения транспортных организаций ………….22
3.5. Хранение в гардеробах организаций……………………………………...23
3.6. Хранение в гостинице ………………………………………………….....25
3.7. Хранение вещей, являющихся предметом спора (секвестр)……………26
Заключение...........................................................................................................28
Список литературы………………………………………………………
дополнительные услуги склада и т. п.
3.2 Хранение в ломбарде
Отношения по хранению в ломбарде связаны обычно с основой его
деятельности — выдачей для личного потребления кредитов. Тогда
обеспечивающий кредит залог принимает форму заклада.
Обязанности ломбарда по хранению заложенных вещей оказываются непосредственно связанными с его же положением залогодателя. По этой причине хранение предметов залога, обеспечивающих выданный ломбардом кредит, регулируется ст. 358 ГК. И тогда ст. 919 и 920 ГК могут применяться лишь в порядке аналогии закона.
Если речь идёт о хранении как о самостоятельной услуге, то в связи с
отсутствием в ст. 919 и 920 ГК специальных на этот счёт норм применению будет подлежать содержащая общие положения ст. 901 ГК. Из неё следует, что ломбард как профессиональный хранитель отвечает за утрату, недостачу и повреждение вещей, кроме случаев, когда ему удастся доказать, что это произошло вследствие одного из трёх обстоятельств:
1) в результате непреодолимой силы;
2) свойств вещи, о которых хранитель, принимая её на хранение, не
знал и не должен был знать;
3) либо умысла или грубой неосторожности поклажедателя.
Иное дело при принятии вещи в залог. Тогда для освобождения себя
от ответственности за утрату, недостачу и повреждение вещи ломбарду придётся доказать, что это произошло вследствие непреодолимой силы (п. 4
ст. 358 ГК). Таким образом, можно сделать вывод, что законодатель счёл
возможным перенести на ломбард с учётом особого интереса его к кредитной
сделке (имеются в виду проценты, выплачиваемые за выданную ссуду) риск
случайной гибели вещи до пределов непреодолимой силы.
Особенности правового режима, установленного для хранения в ломбарде, сводятся в основном к следующему.
1. Деятельность ломбарда, а значит и осуществление им хранения
предполагают непременно лицензирование.
2. Заключённый ломбардом договор хранения вещей, принадлежащих
гражданам, является публичным, поэтому на него распространяется правовой
режим.[9]
3. Существует специальная письменная форма удостоверения договора хранения — именная сохранная квитанция, выдаваемая поклажедателю ломбардом. При этом поклажедатель не лишён права доказывать наличие между сторонами отношений по хранению, даже и не имея квитанции, с тем, однако, что в подтверждение соответствующего факта могут быть приведены только письменные доказательства.
4. Стороны по соглашению между собой производят оценку сдаваемых на хранение вещей. Особо предусмотрено, что такая оценка должна быть произведена в соответствии с ценами на вещи такого рода и качества, которые обычно устанавливаются в торговле в момент и в месте их принятия на хранение.
Приведённые нормы являются императивными. По этой причине, на
возникающий на практике вопрос о том, может ли ломбард при приёме
имущества под залог (на хранение) оценивать его не в полную стоимость
(как для целей страхования), а по скупочной цене, был дан отрицательный
ответ. Соответственно обращалось внимание на то, что при возникновении
спора между сторонами суд должен исходить из полной цены вещи, исчисленной по правилам, которые содержатся в п. 3 ст. 919 ГК.
5. На ломбард возлагается обязанность страховать в пользу поклажедателя за свой счёт принятые им на хранение вещи в полной сумме, исходя из оценки, произведённой в соответствии с предусмотренным выше
порядком.
6. При нарушении поклажедателем обязанности потребовать вещь обратно в согласованный срок ломбард должен хранить вещь ещё в течение двух месяцев. В продолжение всего этого времени сохраняется и встречная обязанность поклажедателя — платить предусмотренное договором вознаграждение. И только после завершения указанного предельного срока
вещь может быть продана ломбардом в установленном порядке. Поскольку продажа в указанный двухмесячный срок — лишь право ломбарда, вещь может находиться у него на хранении неограниченное время, и на протяжении всего этого времени сохраняется обязанность ломбарда хранить вещь, а поклажедателя — платить установленное вознаграждение.
7. Из суммы, которую удастся выручить при продаже в установленном порядке невостребованной вещи, ломбард вправе удержать причитающееся ему вознаграждение за хранение и другие платежи (например, за дополнительные оказанные поклажедателю услуги).
Ко всему, о чём шла речь, можно добавить и то, что, хотя договор хранения является публичным, что обязывает ломбард заключать его с каждым, деятельность конкретного ломбарда ограничена территорией, определённой в его лицензии, выданной соответствующим органом субъекта РФ[10]. Осуществление деятельности на территории другого субъекта РФ требует регистрации лицензии в органе лицензирования на территории данного субъекта. Деятельность ломбарда возмездна.
3.3. Хранение ценностей в банке
Статьи 921 и 922 ГК РФ различают договоры хранения с условием
помещения ценностей в сейф (или, что то же самое, — в ячейку сейфа, в
изолированное помещение) и без такого условия.
Договор с банком без указанного условия отвечает всем признакам
обычного договора хранения. Соответственно к нему применяются общие
положения о хранении. Единственная специальная на этот счёт норма ГК
содержится в п. 2 ст. 921 ГК и относится к форме договора. Имеется в виду,
что подтверждением указанного договора служит именной сохранный
документ, который не обладает свойствами ценной бумаги. Этот документ
представляет собой долговой документ. А потому банк обязан выдать
находящиеся у него на хранении ценности в обмен на сохранный документ.
Банки, выступающие в роли хранителей, представляют собой организации, имеющие лицензии как на осуществление банковской деятельности вообще, так и на хранение принимаемых от клиентов ценностей.
Определённые различия существуют между хранением ценностей в
индивидуальном банковском сейфе с использованием клиентом индивидуального банковского сейфа (п. 2 ст. 922 ГК РФ) и с предоставлением клиенту индивидуального банковского сейфа (п. 3 ст. 922 ГК РФ). В первом случае банк обязан осуществлять контроль за помещением ценностей в сейф и их выемкой клиентом, и это предполагает, что банку известно о составе и содержании хранимых ценностей. Во втором же случае банк предоставляет клиенту возможность помещения ценностей в сейф и их изъятия из сейфа вне своего контроля и обязан обеспечить лишь контроль за доступом в помещение.
Термин «ценность» является условным, поскольку в качестве таковой
может быть признана любая вещь, которую поклажедатель считает ценной
(письма, документы).
3.4. Хранение в камерах хранения транспортных организаций
Заключённые в таких случаях договоры регулируются находящимися на различных ступенях нормами. При этом иерархия норм принимает такой вид:
1) ст. 923 ГК РФ;
2) не противоречащие ей специальные законы и в их числе
соответствующие транспортные уставы и кодексы;
3) изданные на основе последних другие специальные акты;
4) общие положения гл. 47 ГК «Хранение»,
5) общие статьи ГК об обязательствах.
Хранение в камерах хранения транспортных организаций также относится к специальным видам хранения. Соответствующий договор относится к числу публичных и реальных. Он оформляется выдачей поклажедателю квитанции или номерного жетона. В случае утраты квитанции или жетона сданная в камеру хранения вещь выдаётся поклажедателю по представлении доказательств принадлежности ему этой вещи.
Камеры хранения обычно принимают вещи на хранение на определённый срок, не превышающий установленный транспортным законодательством пределов. Если вещь поклажедателем не востребована, камера хранения по истечении 30-дневного дополнительного срока может её реализовать либо самостоятельно, либо через аукционные торги[11].
Убытки, которые понёс поклажедатель вследствие утраты, недостачи
или повреждения вещей, сданных в камеру хранения, подлежать возмещению хранителем. Расчёты в указанных случаях должны быть
завершены в течение 24 часов с момента заявления требований о возмещении
убытков. Просрочка с удовлетворением претензии поклажедателя оборачивается для камеры хранения таким негативным последствием, как
уплата процентов. Объём ответственности камеры хранения ограничивается
суммой оценки вещи поклажедателем при сдаче её на хранение.
3.5. Хранение в гардеробах организаций
Определённой спецификой обладает и хранение в гардеробах
организаций. Под гардеробом понимается специально оборудованное и отгороженное место для хранения верхней одежды и иных вещей
посетителей и работников организаций.
Хранение в гардеробах организаций в соответствии со ст. 924 ГК
РФ предполагается безвозмездным, если вознаграждение за хранение не оговорено или иным очевидным способом не обусловлено при сдаче вещи на хранение. В силу п. 2 ст. 924 ГК включённые в неё правила, имеющие в
виду хранение в гардеробе организаций, распространяются и на хранение
верхней одежды, головных уборов и иных подобных вещей, оставляемых
без сдачи их на хранение гражданами в местах, отведённых для этих целей
в организациях и средствах транспорта. Таким образом, действующий Кодекс признал ответственность хранителя не только при сдаче вещей в
гардероб, но и при оставлении вещей на специально отведённом месте.
Законодатель совершенно очевидно исходит из того, что отведение места
для хранения вещей (заключение на этот счёт граждане могут сделать, в
частности, из соответствующего письменного или устного сообщения, из
поставленной в коридоре или в приёмной вешалки и т. п.) признаётся
публичной офертой, а оставленные в отведённом месте вещи— акцептом.
При сдаче вещей в гардероб организации гражданину выдаётся номерок или жетон. Указанный способ подтверждения принятия вещи не всегда даёт возможность индивидуализировать поклажедателя, а также подтвердить соответствие выдаваемой вещи той, которая была в своё время передана на хранение. На этот случай распространяется общее правило, допускающее свидетельские показания при возникновении спора о тождестве
вещи, принятой на хранение и возвращённой хранителем.
Хранитель обязан проявлять должную заботливость о сохранённой вещи, в частности принимать меры предосторожности, предусмотренные п. 1 — 2 ст. 891 ГК. Ответственность хранителя определяется общими положениями о хранении.
При характеристике хранения в гардеробах организаций также следует отметить, что при решении вопроса о возложении на хранителя ответственности за утрату, недостачу или повреждение вещи — то обстоятельство, что хранителю не выплачивается вознаграждение (при
безвозмездном договоре), его ответственности не сужает.
В заключение следует отметить, что выделение без каких-либо оговорок рассматриваемого договора в ГК служит, помимо других, ещё одним аргументом против выдвинутой в своё время идеи распространить на отношение к хранению личных вещей в тех случаях, когда они передаются
организации, в которой потерпевший работает и в связи с его работой, нормы
трудового, а не гражданского права. Думается, что для этого нет теоретических, ни практических оснований. Помимо прочего, реализация
приведённого положения сузила бы основания для возмещения убытков,
которые работник понёс вследствие утраты или повреждения своих вещей. А
это само по себе может служить достаточным основанием для оспаривания
подобного предложения, означающего переложение на работника часть
риска, связанного с передачей принадлежащих ему личных вещей на хранение или под охрану своей организации.
3.6 Хранение в гостинице
В соответствии с п. 1 ст. 925 ГК РФ гостиницы и им подобные
организации (мотели, дома отдыха, пансионаты, санатории, бани и т. п.)
отвечают перед постояльцами за утрату, недостачу или повреждение их
вещей, внесённых в гостиницу, за исключением денег, валютных ценностей,
ценных бумаг и других драгоценных вещей.
Внесённой в гостиницу считается вещь, вверенная работникам гостиницы, либо вещь, помещённая в гостиничном номере или ином предназначенном для этого месте. Примерами могут служить багаж постояльца, переданный носильщику; личные вещи постояльца, помещённые в гостиничном номере; машина постояльца, находящаяся в гараже гостиницы.
За утрату денег, иных валютных ценностей, ценных бумаг или других
драгоценных вещей постояльца гостиница отвечает при условии, если они
были приняты гостиницей на хранение либо были помещены постояльцем в
предоставленный ему гостиницей индивидуальный сейф, независимо от того,
находится этот сейф в его номере или в ином помещении гостиницы.
Гостиница освобождается от ответственности за несохранность содержимого такого сейфа, если докажет, что по условиям хранения доступ кого-либо к сейфу без ведома постояльца был невозможен либо стал возможным вследствие непреодолимой силы (п. 2 ст. 925 ГК).
Постоялец, обнаруживший утрату, недостачу или повреждение своих
вещей, обязан немедленно заявить об этом администрации гостиницы. В
противном случае гостиница освобождается от ответственности за
несохранность вещей.
На практике встречаются случаи, что в указанных заведениях выставляются таблички о том, что за сохранность вещей администрация не
отвечает. В данном случае следует руководствоваться п. 4 ст. 925 ГК РФ, в соответствии с которым сделанное гостиницей объявление о том, что он принимает на себя ответственности за несохранность вещей постояльцев, не освобождает её от ответственности.
3.7. Хранение вещей, являющихся предметом спора (секвестр)
Секвестр как способ и вид хранения был выделен ещё в Древнем Риме. В титуле III книги шестидесятой Дигест, посвящённой хранению, содержится ряд фрагментов, относящихся к секвестру[12]. В конечном счёте смысл секвестра усматривается в том, что лица, между которыми возник спор, на время его разрешения (судом либо возможным впоследствии соглашением, которого стороны достигли), передавали спорную вещь третьему лицу -секвестратору, а последний должен был её впоследствии вернуть тому, кто будет признан победителем в споре. Одна из особенностей хранения, осуществляемого при секвестре, состояла в том, что поскольку неизвестно было, кому же принадлежит (будет принадлежать) спорная вещь, секвестратор, в отличие от обычного хранения, который обладал только правом держания, признавался её владельцем. С этим, как подчёркивал Флорентин, было связано то, что время, в течение которого вещь находилась на хранении у секвестратора, не шло в зачёт срока, необходимого для признания права собственности по давности владения.
Информация о работе Понятие договора хранения. Форма и порядок заключения договора хранения