Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:36, реферат
Цель настоящего реферата рассмотреть алгоритм формирования Правительства как высшего исполнительного органа в государстве.
Исходя из поставленной цели, в ходе работы будут решаться следующие задачи:
- опираясь на имеющиеся источники дать понятие исполнительной власти и выделить ее основные признаки в демократическом государстве;
- определить место правительства в системе государственных органов;
Введение……………………………………………………………….3
Правительство, как высший орган исполнительной власти…....4
Понятие исполнительной власти…………………………….4
Правительство: роль, полномочия…………………………...6
Состав и алгоритм формирования Правительства ……………....8
Заключение……………………………………………………………12
Список литературы
Коалиционные правительства
чаще всего создаются в
В зависимости от формы
правления правительства
Парламентский способ формирования правительства используется в странах с парламентарной формой правления (парламентская республика или монархия, смешанные республики). Право на формирование правительства в этих странах получает та политическая партия или коалиция партий, которая имеет большинство мест в нижней палате парламента страны.
Порядок формирования правительства в парламентарных республиках традиционен, хотя в конституциях изложен порой весьма в неконкретной форме (например, конституции Италии, ФРГ). Здесь вначале глава государства назначает главу правительства (например, в Италии — это председатель Совета министров, в ФРГ — Федеральный канцлер, в Индии — премьер-министр), который затем формирует правительство и предлагает парламенту его персональный состав.
В случае если предлагаемый состав правительства или его глава не могут получить доверия большинства парламента (или его нижней палаты), то возможен роспуск парламента и назначение главой государства служебного правительства на период, пока соберется вновь избранный парламент.8
В качестве примера парламентского способа формирования правительства приведем положения Конституции Республики Молдова (ст.98) и Закона о Правительстве №64-XII (ст.4). Членами Правительства могут быть только лица, имеющие гражданство Республики Молдова и место жительства в стране. Президент Республики Молдова после консультаций с парламентскими фракциями выдвигает кандидатуру на должность премьер-министра. Кандидат на должность премьер-министра в 15-дневный срок после выдвижения просит Парламент выразить вотум доверия программе деятельности и всему составу Правительства. Президент Республики Молдова на основании вотума доверия, выраженного Парламентом, назначает Правительство. В течение трех дней со дня назначения Правительства премьер-министр, его заместители, каждый из министров и других членов Правительства приносят перед Президентом Республики Молдова присягу, текст которой предусмотрен частью (2) статьи 79 Конституции. При обновлении Правительства или появлении в нем вакантных должностей Президент Республики Молдова по предложению премьер-министра освобождает от должности и назначает на должность отдельных членов Правительства. Правительство осуществляет свои полномочия со дня принесения присяги его членами перед Президентом Республики Молдова и до признания действительными выборов нового Парламента. Члены Правительства, назначенные на должности согласно части седьмой, осуществляют свои полномочия после принесения присяги в том же порядке. Члены Правительства подают в установленном законом порядке декларацию о доходах и имуществе. В случае выражения Парламентом вотума недоверия Правительству, отставки премьер-министра или выборов нового Парламента Правительство до принесения присяги членами нового Правительства исполняет только функции управления общественными делами.
Внепарламентский способ формирования правительства используется в президентских республиках, некоторых формах монархий и смешанных республик. Право на формирование правительства в этих странах имеет не парламент, а избирательный корпус, так как правительство формируется президентом, избираемым посредством непарламентских выборов.
В США, например, главой правительства — Кабинета является Президент США. Впрочем, можно сказать, что президент в США возглавляет всю структуру органов исполнительной власти. Должность премьер-министра в США не предусмотрена. Кабинет состоит из министров (глав департаментов), которые назначаются президентом «по совету и с согласия» Сената. В соответствии с Конституцией США Сенат должен одобрить назначения президента на высшие государственные должности большинством в 2/3 голосов. Политическая практика США показывает, что отказов в одобрении со стороны верхней палаты Конгресса США практически не бывает, несмотря на ситуацию, когда правительство формируется одной партией, а большинство в парламенте принадлежит другой.9
При смешанной форме правления, где сочетаются элементы президентской и парламентарной республик, также применяется внепарламентский способ формирования правительства. В качестве примера можно привести положения конституции Республики Франция. Так, в ст. 8 конституции говорится, что президент республики назначает премьер-министра — главу правительства. По предложению премьер-министра он же назначает других членов правительства и может прекратить исполнение ими их служебных обязанностей. Однако правительство несет ответственность не только перед президентом республики, но и перед парламентом (ст. 20). Для нормальной работы правительство нуждается в доверии Национального собрания. В соответствии с конституцией и парламентской традицией, решение премьер-министра об отставке правительства должно быть связано с «выражением недоверия» Национального собрания правительству.
Конституции и законодательства многих стран определяют некоторые ограничения при формировании правительства. Так, в ряде стран устанавливается нижний возрастной барьер, когда министром может быть назначено лицо, достигшее 25 или 30 лет (Бразилия, Мексика, Египет, Норвегия, Коста-Рика, Сальвадор, Эквадор и др.). Нередко проводится принцип несовместимости должности министра не только с депутатским мандатом, но и с некоторой иной деятельностью. Конституция Молдовы (ст. 99), например, устанавливает, что должность члена Правительства несовместима с какой-либо другой оплачиваемой должностью. В конституциях и законодательстве целого ряда стран (Индии, Канады, Бельгии, Кении, Швейцарии, Мексики, некоторых арабских стран и др.) при назначении министров требуется учет тех или иных факторов — географических, этнических, религиозных, языковых, натурализационных. В Финляндии министрами могут быть, пользующиеся доверием парламента, граждане страны, «известные своей честностью и способностями» (п. 36). В ряде конституций (например, в Греции) к назначению в качестве министра предъявляются те же требования, что и к депутату парламента (ст. 23).10
Заключение
Целью данного реферата было, на основе изучения действующего законодательства Республики Молдова и различных учебных пособий по административному и конституционному праву рассмотреть политический алгоритм формирования Правительства как высшего исполнительного органа в государстве.
В ходе работы было установлено, что согласно Конституции исполнительная власть является самостоятельной ветвью государственной власти, основное назначение которой – организация исполнения актов законодательной власти и других нормативных актов. Олицетворяется эта ветвь власти в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией. К основным ее функциям относят в первую очередь: исполнительная, правозащитная, социально-экономическая, обеспечения законности, регулирующая, нормотворческая и охранительная.
На верхушке иерархии
органов исполнительной власти,
как правило, находится
Формируются правительства, в зависимости от формы правления, двумя основными путями: парламентским правления (парламентская республика или монархия, смешанные республики) и внепарламентским (президентская республика, некоторые формы монархий и смешанные республики).
Как показывает опыт многих стран, смешанные формы правления имеют преимущества в формировании и организации деятельности правительства. Тем самым обеспечивается стабильность управления страной, устраняется возможность частой смены правительства по конъюнктурным партийным соображениям, обеспечивается консолидация партий. Не нарушая местного самоуправления, эта форма правления ведет к укреплению роли государственной власти на местах, способствует единству государства.
Список литературы.
1 Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов.
Административное право, 2008 [Электр.ресурс] Режим доступа: http://knigi-uchebniki.com/
2 См.: Плехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М. 1997. С.13
3 См: Князев С. Д. Административное право. Владивосток. 1997. С. 47.
4 Лапина М.А. Административное право, 2010 [Электр.ресурс] Режим доступа: http://knigi-uchebniki.com/
5Р.В. Енигбарян, Э.В.Тадевосян. Конституционное право. М., 2000, 429 с
6Закон РМ о Правительстве. №64-XII от 31 мая 1990, ст.10
7
Конституционное право [Электр.ресурс]
Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/
8 Конституционное право: Учебник Отв. ред. А. Е. Козлов — М.: Издательство БЕК, 1997. — с. 329
9 Конституционное право: Учебник Отв. ред. А. Е. Козлов — М.: Издательство БЕК, 1997. — с. 331
10
Конституционное право [Электр.ресурс]
Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/
Информация о работе Политический алгоритм в образовании правительства Республики Молдова