Политический алгоритм в образовании правительства Республики Молдова

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:36, реферат

Описание работы

Цель настоящего реферата рассмотреть алгоритм формирования Правительства как высшего исполнительного органа в государстве.
Исходя из поставленной цели, в ходе работы будут решаться следующие задачи:
- опираясь на имеющиеся источники дать понятие исполнительной власти и выделить ее основные признаки в демократическом государстве;
- определить место правительства в системе государственных органов;

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
Правительство, как высший орган исполнительной власти…....4
Понятие исполнительной власти…………………………….4
Правительство: роль, полномочия…………………………...6
Состав и алгоритм формирования Правительства ……………....8
Заключение……………………………………………………………12
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Политический алгоритм в образовании правительства.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

Коалиционные правительства  чаще всего создаются в парламентарных и смешанных республиках и парламентарных монархиях, где обычно одной партии не удается завоевать абсолютного парламентского большинства или опереться на него и поэтому при формировании правительства и получении необходимого вотума доверия в парламенте она вынуждена вступать в коалицию с другими партиями и их представителями. Такие правительства типичны для парламентарных республик в Италии и ФРГ, парламентарных монархии в Бельгии, Дании, Нидерландах, а за последние годы и в Японии и других странах.

В зависимости от формы  правления правительства формируются  двумя основными способами: парламентским и внепарламентским.

Парламентский способ формирования правительства используется в странах  с парламентарной формой правления (парламентская республика или монархия, смешанные республики). Право на формирование правительства в этих странах получает та политическая партия или коалиция партий, которая имеет большинство мест в нижней палате парламента страны.

Порядок формирования правительства  в парламентарных республиках традиционен, хотя в конституциях изложен порой  весьма в неконкретной форме (например, конституции Италии, ФРГ). Здесь вначале глава государства назначает главу правительства (например, в Италии — это председатель Совета министров, в ФРГ — Федеральный канцлер, в Индии — премьер-министр), который затем формирует правительство и предлагает парламенту его персональный состав.

В случае если предлагаемый состав правительства или его  глава не могут получить доверия большинства парламента (или его нижней палаты), то возможен роспуск парламента и назначение главой государства служебного правительства на период, пока соберется вновь избранный парламент.8

В качестве примера парламентского способа формирования правительства приведем положения Конституции Республики Молдова (ст.98) и Закона о Правительстве №64-XII (ст.4). Членами Правительства могут быть только лица, имеющие гражданство Республики Молдова и место жительства в стране. Президент Республики Молдова после консультаций с парламентскими фракциями выдвигает кандидатуру на должность премьер-министра. Кандидат на должность премьер-министра в 15-дневный срок после выдвижения просит Парламент выразить вотум доверия программе деятельности и всему составу Правительства. Президент Республики Молдова на основании вотума доверия, выраженного Парламентом, назначает Правительство. В течение трех дней со дня назначения Правительства премьер-министр, его заместители, каждый из министров и других членов Правительства приносят перед Президентом Республики Молдова присягу, текст которой предусмотрен частью (2) статьи 79 Конституции. При обновлении Правительства или появлении в нем вакантных должностей Президент Республики Молдова по предложению премьер-министра освобождает от должности и назначает на должность отдельных членов Правительства. Правительство осуществляет свои полномочия со дня принесения присяги его членами перед Президентом Республики Молдова и до признания действительными выборов нового Парламента. Члены Правительства, назначенные на должности согласно части седьмой, осуществляют свои полномочия после принесения присяги в том же порядке. Члены Правительства подают в установленном законом порядке декларацию о доходах и имуществе. В случае выражения Парламентом вотума недоверия Правительству, отставки премьер-министра или выборов нового Парламента Правительство до принесения присяги членами нового Правительства исполняет только функции управления общественными делами.

Внепарламентский способ формирования правительства используется в президентских республиках, некоторых  формах монархий и смешанных республик. Право на формирование правительства в этих странах имеет не парламент, а избирательный корпус, так как правительство формируется президентом, избираемым посредством непарламентских выборов.

В США, например, главой правительства  — Кабинета является Президент США. Впрочем, можно сказать, что президент в США возглавляет всю структуру органов исполнительной власти. Должность премьер-министра в США не предусмотрена. Кабинет состоит из министров (глав департаментов), которые назначаются президентом «по совету и с согласия» Сената. В соответствии с Конституцией США Сенат должен одобрить назначения президента на высшие государственные должности большинством в 2/3 голосов. Политическая практика США показывает, что отказов в одобрении со стороны верхней палаты Конгресса США практически не бывает, несмотря на ситуацию, когда правительство формируется одной партией, а большинство в парламенте принадлежит другой.9

При смешанной форме  правления, где сочетаются элементы президентской и парламентарной республик, также применяется внепарламентский способ формирования правительства. В качестве примера можно привести положения конституции Республики Франция. Так, в ст. 8 конституции говорится, что президент республики назначает премьер-министра — главу правительства. По предложению премьер-министра он же назначает других членов правительства и может прекратить исполнение ими их служебных обязанностей. Однако правительство несет ответственность не только перед президентом республики, но и перед парламентом (ст. 20). Для нормальной работы правительство нуждается в доверии Национального собрания. В соответствии с конституцией и парламентской традицией, решение премьер-министра об отставке правительства должно быть связано с «выражением недоверия» Национального собрания правительству.

Конституции и законодательства многих стран определяют некоторые ограничения при формировании правительства. Так, в ряде стран устанавливается нижний возрастной барьер, когда министром может быть назначено лицо, достигшее 25 или 30 лет (Бразилия, Мексика, Египет, Норвегия, Коста-Рика, Сальвадор, Эквадор и др.). Нередко проводится принцип несовместимости должности министра не только с депутатским мандатом, но и с некоторой иной деятельностью. Конституция Молдовы (ст. 99), например, устанавливает, что должность члена Правительства несовместима с какой-либо другой оплачиваемой должностью. В конституциях и законодательстве целого ряда стран (Индии, Канады, Бельгии, Кении, Швейцарии, Мексики, некоторых арабских стран и др.) при назначении министров требуется учет тех или иных факторов — географических, этнических, религиозных, языковых, натурализационных. В Финляндии министрами могут быть, пользующиеся доверием парламента, граждане страны, «известные своей честностью и способностями» (п. 36). В ряде конституций (например, в Греции) к назначению в качестве министра предъявляются те же требования, что и к депутату парламента (ст. 23).10

 

 

Заключение

Целью данного реферата было, на основе изучения действующего законодательства Республики Молдова и различных учебных пособий по административному и конституционному праву рассмотреть политический алгоритм формирования Правительства как высшего исполнительного органа в государстве.

В ходе работы было установлено, что согласно Конституции исполнительная власть является самостоятельной ветвью государственной власти, основное назначение которой – организация исполнения актов законодательной власти и других нормативных актов. Олицетворяется эта ветвь власти в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией. К основным ее функциям относят в первую очередь: исполнительная, правозащитная, социально-экономическая, обеспечения законности, регулирующая, нормотворческая и охранительная.

 На верхушке иерархии  органов исполнительной власти, как правило, находится правительство,  которое осуществляет руководство управлением страной. Роль правительства Республики Молдова, согласно 96 статье Конституции состоит в обеспечении проведения внутренней и внешней политики государства и осуществлении общего руководства публичным управлением. В состав правительства входят, как правило, высшие руководители министерств и ряда других центральных ведомств во главе с премьер-министром или президентом (монархом), если последний включается в правительство.

Формируются правительства, в зависимости от формы правления,  двумя основными путями: парламентским правления (парламентская республика или монархия, смешанные республики) и внепарламентским (президентская республика, некоторые формы монархий и смешанные республики).

 Как показывает опыт многих стран, смешанные формы правления имеют преимущества в формировании и организации деятельности правительства. Тем самым обеспечивается стабильность управления страной, устраняется возможность частой смены правительства по конъюнктурным партийным соображениям, обеспечивается консолидация партий. Не нарушая местного самоуправления, эта форма правления ведет к укреплению роли государственной власти на местах, способствует единству государства. 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Конституция Республики Молдова от 29 июля 1994 (М.О №1 18.08.1994)
  2. Закон о Правительстве №64-XII от 31 мая 1990г (М.О. №131-133  26.09.2002)
  3. Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. Административное право, 2008 [Электр.ресурс] Режим доступа: http://knigi-uchebniki.com/administrativnoe-pravo_717/priznaki-ispolnitelnoy-vlasti7352.html
  4. Р.В. Енигбарян, Э.В.Тадевосян. Конституционное право. М., 2000, 429 с
  5. Князев С. Д. Административное право. Владивосток. 1997. С. 47
  6. Лапина М.А. Административное право, 2010 [Электр.ресурс] Режим доступа: http://knigi-uchebniki.com/administrativnoe-pravo_717/funktsii-ispolnitelnoy-vlasti.html
  7. Плехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М. 1997. С.13
  8. Конституционное право: Учебник Отв. ред. А. Е. Козлов — М.: Издательство БЕК, 1997. — с. 329
  9. Конституционное право [Электр.ресурс] Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-1/209.htm

1 Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. Административное право, 2008 [Электр.ресурс] Режим доступа: http://knigi-uchebniki.com/administrativnoe-pravo_717/priznaki-ispolnitelnoy-vlasti7352.html

2 См.: Плехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М. 1997. С.13

3 См: Князев С. Д. Административное право. Владивосток. 1997. С. 47.

4 Лапина М.А. Административное право, 2010 [Электр.ресурс] Режим доступа: http://knigi-uchebniki.com/administrativnoe-pravo_717/funktsii-ispolnitelnoy-vlasti.html

5Р.В. Енигбарян, Э.В.Тадевосян. Конституционное право. М., 2000, 429 с

6Закон РМ о Правительстве. №64-XII от 31 мая 1990, ст.10

7 Конституционное право [Электр.ресурс] Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-1/209.htm

8 Конституционное право: Учебник Отв. ред. А. Е. Козлов — М.: Издательство БЕК, 1997. — с. 329

9 Конституционное право: Учебник Отв. ред. А. Е. Козлов — М.: Издательство БЕК, 1997. — с. 331

10 Конституционное право [Электр.ресурс] Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-1/209.htm

 


Информация о работе Политический алгоритм в образовании правительства Республики Молдова