Политический алгоритм в образовании правительства Республики Молдова

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:36, реферат

Описание работы

Цель настоящего реферата рассмотреть алгоритм формирования Правительства как высшего исполнительного органа в государстве.
Исходя из поставленной цели, в ходе работы будут решаться следующие задачи:
- опираясь на имеющиеся источники дать понятие исполнительной власти и выделить ее основные признаки в демократическом государстве;
- определить место правительства в системе государственных органов;

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
Правительство, как высший орган исполнительной власти…....4
Понятие исполнительной власти…………………………….4
Правительство: роль, полномочия…………………………...6
Состав и алгоритм формирования Правительства ……………....8
Заключение……………………………………………………………12
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Политический алгоритм в образовании правительства.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………….3

  1. Правительство, как  высший орган исполнительной власти…....4
    1. Понятие исполнительной власти…………………………….4
    2. Правительство: роль, полномочия…………………………...6
  2. Состав и алгоритм формирования Правительства ……………....8

Заключение……………………………………………………………12

Список литературы 

Введение

В Республике Молдова, как  в любом демократическом государстве, функционирует принцип разделения властей. Выделяют, как правило, законодательную, осуществляемую Парламентом; исполнительную, которую реализует Правительство и судебную. Реализация этого принципа способствует предотвращению узурпации власти в государстве одним лицом или группой лиц.  Каждая из ветвей власти имеет свой порядок формирования, свою  организацию и основные полномочия, которые ни в коем случае не должны пересекаться друг с другом. Актуальность выбранной темы определяется в первую очередь тем, что процесс  формирования Правительства является исходной точкой в деятельности высшего исполнительного органа государства, эффективность которого во многом зависит от его состава, имеющего количественные и качественные показатели, реализуемые в процессе его формирования, а способ его образования выступает показателем формы государственного правления.

Цель настоящего реферата рассмотреть алгоритм формирования Правительства как высшего исполнительного органа в государстве.

Исходя из поставленной цели, в ходе работы будут решаться следующие задачи:

- опираясь на имеющиеся  источники дать понятие исполнительной власти и выделить ее основные признаки в демократическом государстве;

- определить место правительства в системе государственных органов;

- опираясь на положения Конституции РМ, а также Закона о Правительстве № 64 описать порядок формирования Правительства РМ, а также его основные полномочия и структуру.

 

  1. Правительство, как  высший орган исполнительной власти.
    1. Понятие исполнительной власти

Исполнительную власть можно трактовать в двух основных аспектах:1

1) в юридическом, понимая  под ней право и возможность  официальных руководителей управлять кем-либо, подчинять своей воле других людей, издавать властные акты;

2) в политологическом, когда данное понятие охватывает  комплекс политико-правовых явлений  и прежде всего публичную администрацию  (систему органов исполнительной власти), компетенцию ее органов и служащих, ее деятельность.

Для исполнительной власти характерны следующие признаки:2

  1. Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь единой государственной власти, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной ветвями. Разделение властей нельзя абсолютизировать, доводя дело до признания полной независимости каждой ветви. Все они взаимосвязаны, что, однако, не должно приводить к подмене одной ветви власти другой.
  2. Исполнительная власть самостоятельна только в функционально-компетенционном смысле. Ее функции связаны с практической реализацией законов в общегосударственном масштабе, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий.
  3. Исполнительная власть олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией. Таково одно из непременных требований разделения властей. Соответственно исполнительная власть представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти.
  4. Исполнительная власть не может отождествляться с административной властью. Подобное отождествление неправомерно, так как административная власть, как правило, связывается с реализацией полномочий внесудебного, т.е. административного принуждения.3
  5. Исполнительная власть характерна тем, что в непосредственном распоряжении ее субъектов находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы; важнейшие средства коммуникации; армия и иные воинские формирования, милиция, службы внутренней и внешней безопасности, исправительно-трудовые учреждения и т.п.

Согласно профессору Ю.Н. Старилову исполнительная власть выполняет в государстве следующие функции:4

1) исполнительную (правоприменительную) функцию, т.е. функцию исполнения Конституции, и законов;

2) «правозащитную» функцию, т.е. функцию соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

3) социально-экономическую (обеспечительную) функцию, т.е. создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления;

4) функцию обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;

5) регулирующую функцию, в рамках которой осуществляются многие функции государственного управления: руководство, контроль, координация, планирование, учет, прогнозирование и т.д.;

6) нормотворческую функцию, в соответствии с которой органы исполнительной власти осуществляют в установленных законом пределах деятельность по принятию нормативных актов;

7) охранительную (юрисдикционную) функцию, означающую, что органы исполнительной власти законодательно наделены полномочиями по применению к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.

Исполнительная власть обладает значительным числом как конституционных, так и закрепленных в иных нормативных правовых актах полномочий во всех сферах осуществления государственной власти. Возрастание роли исполнительной власти — это закономерный процесс, происходящий не только в нашей стране, но и других государствах. Главным средством исполнения должно служить основанное на законе распорядительство, т.е. осуществление практических мер по реализации (в первую очередь) законодательных норм. Нормотворчество, иными словами разработка и издание подзаконных нормативных актов органами исполнительной власти должны служить средством правоприменения (исполнения).

 

 

 

    1. Правительство: роль, полномочия.

Правительство — это  обычно коллегиальный орган исполнительной власти общей компетенции, осуществляющий руководство управлением страной. В отличие от органов законодательной власти оно не творит законы, а исполняет их, проводит их в жизнь. В различных странах правительство может носить разное наименование, но в большинстве случаев — это Совет Министров, Кабинет министров или правительство. В ряде президентских республик (например, США, Бразилии, Мексике и др.) и дуалистических монархий правительства как коллегиального органа не существует, ибо исполнительная власть в них принадлежит непосредственно главе государства, по поручению которого его администрация как совещательный орган при нем осуществляет управление страной. В Конституции США, например, говорится, что «исполнительная власть вверяется Президенту Соединенных Штатов Америки» (ч. 1 ст. 2).

Согласно 96 статье Конституции  Молдовы Правительство обеспечивает проведение внутренней и внешней политики государства и осуществляет общее руководство публичным управлением. При осуществлении своих полномочий Правительство руководствуется программой деятельности, одобренной Парламентом.

Конституции зарубежных стран характеризуют сущность, место и роль правительства следующим образом: «Правительство определяет и проводит политику нации. В его распоряжении находится администрация и вооруженные силы» (ст. 20 Конституции Франции); «Правительство — это орган, руководящий общей политикой страны, и высший орган государственной администрации» (ст. 185 Конституции Португалии); «Правительство осуществляет руководство внутренней и внешней политикой, управление гражданскими и военными делами и защитой государства. Оно осуществляет исполнительные и распорядительные функции в соответствии с Конституцией и законами» (ст. 97 Конституции Испании); правительство осуществляет «высшее управление делами Федерации, если оно не передано Федеральному президенту» (ст. 69 Конституции Австрии).5

Правительство в государстве  представляет собой верхушку иерархии органов исполнительной власти, которая включает в себя не только центральные, но и местные органы и учреждения, подотчетные ему. Положение и роль правительства, так же как и пути его формирования и полномочия, во многом зависят от существующей в стране формы государственного правления, исторических и национальных традиций и особенностей страны. Совершенно очевидно, что в президентских республиках, абсолютных и дуалистических монархиях, где исполнительная власть целиком или в своей основе принадлежит главе государства, место и роль правительства (кабинета) значительно скромнее и носят своего рода вспомогательный характер, нежели в парламентских республиках и монархиях, где именно на правительстве (во главе с премьер-министром) лежит бремя реального осуществления исполнительной власти.

Поскольку правительство  призвано выполнять очень широкие  и разнообразные исполнительно-распорядительные функции, постольку и его компетенция по управлению страной достаточно объемна, хотя и далеко не одинакова в странах с различной формой государственного правления. В президентских республиках, абсолютных и дуалистических монархиях полномочия правительства серьезно ограничены тем, что в них глава государства реально стоит во главе исполнительной власти, в то время как правительство (кабинет) действует от его имени и по его поручению. Значительно шире полномочия правительства в парламентарных, а отчасти и в полупрезидентских республиках и парламентарных монархиях, где не только фактически, но нередко и формально исполнительную власть возглавляет правительство.

Полномочия Правительства  Республики Молдова описаны в  Законе о Правительстве под №64-XII от 31 мая 1990 г. В соответствии со своими полномочиями Правительство РМ осуществляет свою деятельность в следующих направлениях:6

1) проводит в жизнь  законы Республики Молдова, указы  Президента Республики Молдова  и осуществляет контроль над исполнением постановлений и ордонансов Правительства;

2) определяет функции  министерств, других центральных  административных органов, иных подведомственных ему органов управления, обеспечивает содержание центральных органов публичного управления в пределах финансовых средств, утвержденных для этого Парламентом;

3) координирует и контролирует  деятельность органов местного  публичного управления Республики Молдова;

4) осуществляет программы  экономического и социального  развития республики, создает условия  для функционирования самоуправления;

5) руководит органами  охраны территории, безопасности  Республики Молдова и ее граждан;

6) обеспечивает реализацию  внутренней и внешней политики  Республики Молдова.

 

  1. Состав и алгоритм формирования Правительства

В состав правительства  входят, как правило, высшие руководители министерств и ряда других центральных ведомств во главе с премьер-министром или президентом (монархом), если последний включается в правительство. В ряде стран (Франция, Бельгия и др.) проводится разграничение между советом министров, заседания которого проводятся президентом, и советом кабинета, возглавляемым премьер-министром. Так, в ст. 9 Конституции Франции говорится, что Президент Республики председательствует в Совете министров, а в ст. 21 — что Премьер-министр руководит деятельностью Правительства. В некоторых странах (Великобритания, Индия и др.) правительство формально может включать десятки должностных лиц, но фактически функционирует в значительно более узком составе: премьер-министр и около полутора-двух десятков наиболее важных и влиятельных министров (кабинет). Не во всех конституциях четко определяется состав правительства, но большинство из них содержит специальные главы или статьи, посвященные структуре правительства, его статусу, путям формирования, а иногда и числу министров.7

 Правительство Республики Молдова,  согласно Закону о Правительстве под № 64-XII от 31 мая 1990 года  образуется в составе премьер-министра, первого заместителя, заместителей премьер-министра, министров и других членов, определенных законом

В партийно-политическом отношении состав правительств может  быть также не одинаковым. В этом плане они подразделяются на партийные и беспартийные, а партийные, в свою очередь, на однопартийные и многопартийные или коалиционные. Однопартийные правительства обычно создаются в президентских республиках, в которых президент назначает министров из состава членов своей партии, а также в полупрезидентских республиках, парламентарных республиках и монархиях, когда в их парламентах или его нижней палате одна из партий имеет абсолютное большинство голосов. Однопартийные правительства присущи и президентской республики в США, и парламентарным монархиям в Великобритании, Канаде и Австралии. Естественно, что такие правительства характерны и для стран с однопартийными государственно-политическими режимами.

Информация о работе Политический алгоритм в образовании правительства Республики Молдова