Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:36, реферат
Цель настоящего реферата рассмотреть алгоритм формирования Правительства как высшего исполнительного органа в государстве.
Исходя из поставленной цели, в ходе работы будут решаться следующие задачи:
- опираясь на имеющиеся источники дать понятие исполнительной власти и выделить ее основные признаки в демократическом государстве;
- определить место правительства в системе государственных органов;
Введение……………………………………………………………….3
Правительство, как высший орган исполнительной власти…....4
Понятие исполнительной власти…………………………….4
Правительство: роль, полномочия…………………………...6
Состав и алгоритм формирования Правительства ……………....8
Заключение……………………………………………………………12
Список литературы
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы
Введение
В Республике Молдова, как
в любом демократическом
Цель настоящего реферата рассмотреть алгоритм формирования Правительства как высшего исполнительного органа в государстве.
Исходя из поставленной цели, в ходе работы будут решаться следующие задачи:
- опираясь на имеющиеся источники дать понятие исполнительной власти и выделить ее основные признаки в демократическом государстве;
- определить место правительства в системе государственных органов;
- опираясь на положения Конституции РМ, а также Закона о Правительстве № 64 описать порядок формирования Правительства РМ, а также его основные полномочия и структуру.
Исполнительную власть можно трактовать в двух основных аспектах:1
1) в юридическом, понимая
под ней право и возможность
официальных руководителей упра
2) в политологическом,
когда данное понятие
Для исполнительной власти характерны следующие признаки:2
Согласно профессору Ю.Н. Старилову исполнительная власть выполняет в государстве следующие функции:4
1) исполнительную (правоприменительную) функцию, т.е. функцию исполнения Конституции, и законов;
2) «правозащитную» функцию, т.е. функцию соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
3) социально-экономическую (обеспечительную) функцию, т.е. создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления;
4) функцию обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;
5) регулирующую функцию, в рамках которой осуществляются многие функции государственного управления: руководство, контроль, координация, планирование, учет, прогнозирование и т.д.;
6) нормотворческую функцию, в соответствии с которой органы исполнительной власти осуществляют в установленных законом пределах деятельность по принятию нормативных актов;
7) охранительную (юрисдикционную) функцию, означающую, что органы исполнительной власти законодательно наделены полномочиями по применению к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.
Исполнительная власть обладает значительным числом как конституционных, так и закрепленных в иных нормативных правовых актах полномочий во всех сферах осуществления государственной власти. Возрастание роли исполнительной власти — это закономерный процесс, происходящий не только в нашей стране, но и других государствах. Главным средством исполнения должно служить основанное на законе распорядительство, т.е. осуществление практических мер по реализации (в первую очередь) законодательных норм. Нормотворчество, иными словами разработка и издание подзаконных нормативных актов органами исполнительной власти должны служить средством правоприменения (исполнения).
Правительство — это
обычно коллегиальный орган
Согласно 96 статье Конституции Молдовы Правительство обеспечивает проведение внутренней и внешней политики государства и осуществляет общее руководство публичным управлением. При осуществлении своих полномочий Правительство руководствуется программой деятельности, одобренной Парламентом.
Конституции зарубежных стран характеризуют сущность, место и роль правительства следующим образом: «Правительство определяет и проводит политику нации. В его распоряжении находится администрация и вооруженные силы» (ст. 20 Конституции Франции); «Правительство — это орган, руководящий общей политикой страны, и высший орган государственной администрации» (ст. 185 Конституции Португалии); «Правительство осуществляет руководство внутренней и внешней политикой, управление гражданскими и военными делами и защитой государства. Оно осуществляет исполнительные и распорядительные функции в соответствии с Конституцией и законами» (ст. 97 Конституции Испании); правительство осуществляет «высшее управление делами Федерации, если оно не передано Федеральному президенту» (ст. 69 Конституции Австрии).5
Правительство в государстве представляет собой верхушку иерархии органов исполнительной власти, которая включает в себя не только центральные, но и местные органы и учреждения, подотчетные ему. Положение и роль правительства, так же как и пути его формирования и полномочия, во многом зависят от существующей в стране формы государственного правления, исторических и национальных традиций и особенностей страны. Совершенно очевидно, что в президентских республиках, абсолютных и дуалистических монархиях, где исполнительная власть целиком или в своей основе принадлежит главе государства, место и роль правительства (кабинета) значительно скромнее и носят своего рода вспомогательный характер, нежели в парламентских республиках и монархиях, где именно на правительстве (во главе с премьер-министром) лежит бремя реального осуществления исполнительной власти.
Поскольку правительство призвано выполнять очень широкие и разнообразные исполнительно-распорядительные функции, постольку и его компетенция по управлению страной достаточно объемна, хотя и далеко не одинакова в странах с различной формой государственного правления. В президентских республиках, абсолютных и дуалистических монархиях полномочия правительства серьезно ограничены тем, что в них глава государства реально стоит во главе исполнительной власти, в то время как правительство (кабинет) действует от его имени и по его поручению. Значительно шире полномочия правительства в парламентарных, а отчасти и в полупрезидентских республиках и парламентарных монархиях, где не только фактически, но нередко и формально исполнительную власть возглавляет правительство.
Полномочия Правительства Республики Молдова описаны в Законе о Правительстве под №64-XII от 31 мая 1990 г. В соответствии со своими полномочиями Правительство РМ осуществляет свою деятельность в следующих направлениях:6
1) проводит в жизнь
законы Республики Молдова,
2) определяет функции
министерств, других
3) координирует и контролирует деятельность органов местного публичного управления Республики Молдова;
4) осуществляет программы экономического и социального развития республики, создает условия для функционирования самоуправления;
5) руководит органами
охраны территории, безопасности
Республики Молдова и ее
6) обеспечивает реализацию внутренней и внешней политики Республики Молдова.
В состав правительства входят, как правило, высшие руководители министерств и ряда других центральных ведомств во главе с премьер-министром или президентом (монархом), если последний включается в правительство. В ряде стран (Франция, Бельгия и др.) проводится разграничение между советом министров, заседания которого проводятся президентом, и советом кабинета, возглавляемым премьер-министром. Так, в ст. 9 Конституции Франции говорится, что Президент Республики председательствует в Совете министров, а в ст. 21 — что Премьер-министр руководит деятельностью Правительства. В некоторых странах (Великобритания, Индия и др.) правительство формально может включать десятки должностных лиц, но фактически функционирует в значительно более узком составе: премьер-министр и около полутора-двух десятков наиболее важных и влиятельных министров (кабинет). Не во всех конституциях четко определяется состав правительства, но большинство из них содержит специальные главы или статьи, посвященные структуре правительства, его статусу, путям формирования, а иногда и числу министров.7
Правительство Республики
В партийно-политическом отношении состав правительств может быть также не одинаковым. В этом плане они подразделяются на партийные и беспартийные, а партийные, в свою очередь, на однопартийные и многопартийные или коалиционные. Однопартийные правительства обычно создаются в президентских республиках, в которых президент назначает министров из состава членов своей партии, а также в полупрезидентских республиках, парламентарных республиках и монархиях, когда в их парламентах или его нижней палате одна из партий имеет абсолютное большинство голосов. Однопартийные правительства присущи и президентской республики в США, и парламентарным монархиям в Великобритании, Канаде и Австралии. Естественно, что такие правительства характерны и для стран с однопартийными государственно-политическими режимами.
Информация о работе Политический алгоритм в образовании правительства Республики Молдова