Политические права и свободы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 22:12, курсовая работа

Описание работы

В работе будут рассмотрены отличительные особенности конституционного регулирования политических прав, свобод и обязанностей в сравнении с регулированием вопросов иных прав, свобод и обязанностей (личных, экономических, социальных, культурных), в том числе общее и особенное в конституционной регламентации политических прав, свобод и обязанностей в Основных законах (и/или иных законах конституционного характера), действующих в настоящее время в зарубежных государствах.

Содержание

Введение 3
Конституционная регламентация политических прав, свобод и обязанностей в зарубежных государствах 5
Носители политических прав и свобод в зарубежных конституциях 6
Классификация политических прав и свобод 8
Круг политических прав и свобод 10
Гарантии политических прав и свобод 16
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Работа содержит 1 файл

КПЗС тема 6 политические права и свободы.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

Круг  политических прав и  свобод

    В конституциях большинства зарубежных государств закреплен довольно широкий круг политических прав и свобод. Это - комплексное право участвовать в управлении обществом и государством (а в ряде случаев оказывать решающее влияние на политику); это - право избирать и избираться (то есть активное и пассивное избирательное право), а также право участвовать в процедурах непосредственной демократии; право занимать государственные должности и выполнять публичные функции; право создавать общественные объединения, ассоциации и, главное, политические партии; свобода собраний, митингов, манифестаций; право на информацию, или свобода информации, включающее в себя целый ряд прав и свобод, в том числе право на получение информации, имеющей общественное значение; право петиций; право критики публичных учреждений и должностных лиц; право (и обязанность) защиты Отечества. Особое место в перечне политических прав и свобод занимают право на сопротивление и право убежища.

    Право участвовать в управлении обществом  и государством, как уже говорилось выше, в качестве единого комплексного права формулируется в конституциях довольно редко. Таков подход португальской  Конституции: "Все граждане имеют право принимать участие в политической жизни и в решении общественных вопросов, стоящих перед страной, непосредственно или через законно избранных представителей" (ст. 48).

    В большинстве же конституций это  право прямо не закреплено, однако изучение соответствующих норм позволяет сделать вывод, что оно являет собой совокупность различных прав и свобод: право выполнять общественные функции и занимать государственные должности, избирать и избираться, требовать информации о положении дел в стране и регионе, право критики деятельности государственных органов, должностных лиц, политических партий и т.д.

    Право избирать и избираться, а точнее, избирательные права граждан (по общему правилу) - это ряд прав, обеспечивающих возможность непосредственного  участия в формировании выборных органов публичной власти (и наделении полномочиями выборных должностных лиц), а также возможность участия в процедурах прямой демократии.

    В ряде конституций избирательными правами  наделяются не только граждане. "Каждый финляндский гражданин и каждый иностранец, постоянно и законно проживающий в Финляндии, имеет право участвовать в коммунальных выборах и коммунальном референдуме в соответствии с постановлениями закона", - гласит ст. 16 Конституции этой страны.

    Что касается процедур прямой демократии, то в конституциях предусмотрен ряд прав граждан по участию в них: это, во-первых, право участия в принятии решения референдумом; во-вторых, право требовать назначения референдума; в-третьих, право ставить вопрос об отзыве депутата и иного выборного лица и принимать об этом решение; в-четвертых, право законодательной инициативы (так называемая народная инициатива) и т.д.

    "Непосредственное  участие граждан в управлении  делами общества и государства  обеспечивается проведением референдумов, обсуждением проектов законов и вопросов республиканского и местного значения..." - записано в ст. 37 Конституции Беларуси. При этом чрезвычайно важно, что принятое избирательным корпусом решение на референдуме имеет обязательную силу и, как правило, не подлежит утверждению или отмене соответствующими органами.

    "Референдум  может проводиться в результате  инициативы граждан по их обращению в Ассамблею Республики..." - говорится в ст. 115 Конституции Португалии. "Народ осуществляет законодательную инициативу путем внесения от имени не менее чем 50 000 избирателей предложения, составленного в форме постатейного проекта", - установлено в ст. 71 Конституции Италии.

    Что касается отзыва, то, согласно ст. 72 Конституции  Белоруссии, например, инициатива его  возможна при постановке вопроса  не менее чем 20% избирателей, проживающих  на соответствующей территории, а  голосование по вопросу об отзыве проводится в порядке, предусмотренном для избрания депутатов.

    Право выполнять публичные функции  и занимать государственные должности  закреплено во многих конституциях (Австрии,  Бельгии, Венгрии, Германии, Испании, Италии, Монако, Нидерландов, Норвегии)5.

    Это право (а точнее, ряд прав) может  осуществляться только гражданами "своего" государства (хотя в соответствии с  некоторыми конституциями возможны и исключения). Так, в Конституции  Греции записано, что "... только греческие  граждане допускаются к исполнению любых государственных функций, за исключением предусмотренных специальными законами" (абз. 4 ст. 4).

    Особенностью  Конституции Румынии является закрепление  в ней положения о том, что  публичные функции и должности  могут исполнять лица, имеющие только румынское гражданство (то есть не являющиеся бипатридами и т.п.) и местожительство в стране (абз. 3 ст. 16).

    В ряде конституций четко провозглашается  равенство возможностей при осуществлении  таких прав6, в некоторых (например, Венгрии, Германии, Турции) при этом речь идет также об учете склонностей, способностей, профессиональной квалификации.

    В Конституции Португалии имеется  отдельная статья 47, закрепляющая право  всех граждан "поступать на государственную  службу на условиях равноправия и  свободы, как правило, на конкурсной основе" (абз. 2).

    Право на объединение, создание союзов и ассоциаций записано практически во всех ныне действующих европейских конституциях. Ряд из них предоставляет это  право только "своим" гражданам  или подданным7 (Австрия, Бельгия, Болгария, Германия, Греция, Дания, Италия, Литва, Португалия, Румыния, Швеция), остальные - всем, каждому находящемуся на территории страны.

    В большинстве конституций закреплен  принцип свободного создания объединений, в ряде из них предусмотрены отдельные ограничения и даже возможность роспуска не отвечающих требованиям конституции и законов союзов и ассоциаций.

    Важнейшим из этой группы прав является право  создавать (образовывать) политические партии.

    В других конституциях это право прямо  не записано, однако путем толкования их норм можно прийти к выводу о том, что такое право у граждан данного государства (и не только у них) имеется. Примером подобного подхода является Конституция Франции, в ст. 4 которой сказано, что "политические партии и группировки создаются и осуществляют свою деятельность свободно"8.

    В конституциях определяются место и  роль политических партий в обществе и государстве, принципы, на которых  они могут создаваться и функционировать. Так, в ст. 6 Конституции Испании  записано, что "политические партии в соответствии с принципом политического плюрализма конкурируют в процессе формирования и выражения воли народа и служат основным инструментом участия в политической жизни. Их создание и деятельность являются свободными в рамках Конституции и закона. Их внутренняя структура и деятельность должны быть демократическими".

    Вместе  с тем, провозглашая свободу создания политических партий, конституции четко  определяют рамки для их образования  и функционирования. "Политические партии и группировки должны соблюдать принципы национального суверенитета и демократии", - говорится в ст. 4 Конституции Франции. Внутренняя организация партий, согласно Основному Закону ФРГ, должна соответствовать демократическим принципам; они должны представлять публичный отчет об источниках и расходовании своих средств, а также о своем имуществе (ст. 21). В соответствии с Конституцией Хорватии "...партии организуются по территориальному принципу" (ст. 6). Во многом аналогичной (по смыслу) является норма ст. 37 Конституции Украины, определяющая, что "не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий в органах исполнительной и судебной власти и исполнительных органах местного самоуправления, воинских формированиях, ... на государственных предприятиях, в учебных заведениях и других государственных учреждениях и организациях".

    Применительно к свободе информации, этому условному  обозначению целой группы свобод и прав (свобода слова, свобода  выражения мнений, свобода печати и иных средств массовой информации, право на получение информации, имеющей общественное значение, свобода распространения информации и др.) хотелось бы специально остановиться на закрепленном в ряде конституций (Албании, Болгарии, Польши, Румынии, Словакии, Словении, Чехии, Эстонии) праве на получение информации, имеющей общественное значение. Так, в ст. 23 Конституции Албании (помещенной в главе о личных свободах и правах) записано, что "каждый имеет право, в соответствии с законом, получать информацию о деятельности государственных органов, а также о государственных служащих...". В ст. 34 Конституции Беларуси установлено, что "гражданам : гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды...".

    Впервые (из ныне действующих конституций) это право, хотя и в очень своеобразной формулировке, было записано во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г.: "15. Общество имеет право требовать отчета у каждого должностного лица во вверенной ему части управления".

    Следует отметить, что при реализации данного  права должны соблюдаться нормы  об охране государственной (и иной) тайны.

    Очень редко закрепляется в современных  конституциях право на сопротивление. Следует отметить, что данное право  было впервые провозглашено во французской  Декларации 1789 г.: "Цель каждого государственного Союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению" (ст. 2).

    Применительно к праву убежища хотелось бы отметить, что оно означает предоставление государством укрытия на своей территории (или в своем дипломатическом представительстве на иностранной территории), то есть возможность въезда и пребывания, лицу, преследуемому в другом государстве по политическим, религиозным или иным мотивам. В отличие от всех иных политических прав такая возможность предоставляется только гражданам других государств или лицам без гражданства.

    Значительная  часть ныне действующих конституций  четко закрепляет это право.

    По  мнению ряда ученых9 суть права убежища состоит в том, что это право включает в себя как нахождение на территории конкретного государства, так и отказ в выдаче лиц, получивших политическое убежище. На наш взгляд, невозможность (точнее, запрет) выдачи таких лиц является скорее гарантией реализации данного права.

    Вместе  с тем некоторые конституции  четко предусматривают и возможности ограничения этого права. Согласно ст. 16а Основного Закона ФРГ это касается лиц, прибывших из государств-членов ЕС или иных государств, в которых обеспечено действие Конвенции о статусе беженцев и Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Специальный закон должен определить список государств, в которых нет политических преследований, бесчеловечных либо унизительных наказаний или обращения и т.д. А в Конституции Испании однозначно установлено, что "...террористические акты не являются политическими преступлениями" (абз. 3 ст. 13).

Гарантии политических прав и свобод

    Применительно к вопросу о гарантиях политических прав и свобод следует отметить, что наряду с положениями Конституций, направленными на реализацию и защиту всех основных прав и свобод (то есть с так называемыми внутригосударственными и международно-правовыми гарантиями) в ряде Основных законов записаны и нормы об обеспечении именно политических прав и свобод.

    Примерами первых являются положения о признании  государством индивида, его прав и свобод наивысшими ценностями; об обязанности государства и его органов обеспечивать и защищать права и свободы; нормы о непосредственном действии конституции и особенно ее установлений о правах и свободах, а также закрепление в конституциях принципов равноправия и недискриминации; действенного механизма охраны прав и свобод (органы конституционного контроля, омбудсманы, суд, прокуратура и т.п.). В Конституции России, например, записано, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" (ст. 2). В Основном Законе Германии установлено, что "нижеследующие основные права обязательны для законодательной, исполнительной власти и правосудия как непосредственно действующее право" (абз. 3 ст. 1).

    Что же касается собственно политических прав и свобод, то, пожалуй, наиболее полно в европейских конституциях очерчен круг гарантий, направленных на обеспечение свободы мнений, мысли, слова (то есть свободы высказываний, информации). Это, прежде всего, нормы о запрете цензуры; о недопущении монополизации государством или отдельными лицами средств массовой информации; о свободе печати и запрете конфискации печатных изданий. Это также положения о невозможности преследования за выражение (в рамках закона) своих мнений, убеждений или отказ от них; о возможности опровержения обнародованной информации и ответа на нее.

Информация о работе Политические права и свободы