Политические права и свободы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 22:12, курсовая работа

Описание работы

В работе будут рассмотрены отличительные особенности конституционного регулирования политических прав, свобод и обязанностей в сравнении с регулированием вопросов иных прав, свобод и обязанностей (личных, экономических, социальных, культурных), в том числе общее и особенное в конституционной регламентации политических прав, свобод и обязанностей в Основных законах (и/или иных законах конституционного характера), действующих в настоящее время в зарубежных государствах.

Содержание

Введение 3
Конституционная регламентация политических прав, свобод и обязанностей в зарубежных государствах 5
Носители политических прав и свобод в зарубежных конституциях 6
Классификация политических прав и свобод 8
Круг политических прав и свобод 10
Гарантии политических прав и свобод 16
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Работа содержит 1 файл

КПЗС тема 6 политические права и свободы.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

Оглавление 

 

Введение

    Нормы о политических (гражданских) правах и свободах занимают важное место  среди декларируемых в ныне действующих  конституциях основных прав и свобод индивида. Особое значение, которое придается этим правам, обусловлено тем, что они завоеваны в длительной, нередко поистине драматической борьбе различных слоев и групп населения (и прежде всего неимущих и малоимущих) за возможность политического влияния, иными словами, за возможность самостоятельно определять судьбы своего отечества, региона, решать важнейшие вопросы жизни общества и государства либо весомо участвовать в принятии подобных решений. Кроме того, посредством реализации политических прав и свобод осуществляется народный суверенитет - с одной стороны, и ставятся пределы всевластию государственных органов - с другой.

    "...Суверенитет  служил бы символом беззакония, если бы он не был ограничен  правом", - весьма парадоксально высказывается по этому поводу французский профессор права Ж.-П. Жакке1.

    Именно  так трактуется суверенитет народа, например, в ст. 2 Конституции Французской  Республики 1958 г., гласящей, что принципом  государства является "правление  народа, по воле народа и для народа". А в ст. 3 этой Конституции устанавливается, что "...национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и путем референдума" и что "никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присвоить себе его осуществление"2.

    При изучении норм зарубежных конституций становится ясным, что в большинстве стран закреплен довольно широкий круг политических прав и свобод, а в ряде из них - и политические обязанности, сформулированы гарантии осуществления и защиты этих прав и свобод, прописан механизм их реализации, а также установлены ограничения и ответственность за злоупотребление отдельными политическими правами и свободами.

    В работе будут рассмотрены отличительные особенности конституционного регулирования политических прав, свобод и обязанностей в сравнении с регулированием вопросов иных прав, свобод и обязанностей (личных, экономических, социальных, культурных), в том числе общее и особенное в конституционной регламентации политических прав, свобод и обязанностей в Основных законах (и/или иных законах конституционного характера), действующих в настоящее время в зарубежных государствах.

    При этом основное внимание будет уделено  вопросам о том, где и как закрепляются политические права, свободы и обязанности; каков источник их возникновения и каковы их виды согласно иным основаниям общепринятой классификации конституционных прав и свобод; определению круга политических прав и свобод, раскрытию содержания наиболее важных из них, сравнительному анализу их конституционных гарантий и пределов реализации (ограничений).

 

Конституционная регламентация политических прав, свобод и обязанностей в зарубежных государствах

    В большинстве конституций зарубежных стран соответствующие нормы записаны в главах (разделах, частях) об основных правах и свободах. Некоторые положения содержатся в главах о высших (выборных) органах власти, а также в главах о местных органах власти, чаще - об органах местного самоуправления, нередко - в статьях, посвященных регулированию вопросов непосредственной демократии. Однако в ряде конституций имеются специальные главы, посвященные регулированию политических прав и свобод, а в отдельных - и регулированию политических обязанностей.

    Так, в Конституции Албании - это глава III (части второй) "Политические права и свободы", в Конституции Андорры - глава IV (титула II) "Политические права андоррцев", в Конституции Италии - глава IV (части I) "Политические отношения", в Конституции Македонии - подраздел I (раздела II) "Гражданские и политические права" (куда включены в значительной мере личные, по принятой у нас терминологии, права), в Конституции Хорватии - подраздел 2 (раздела III) "Личные и политические права и свободы"; в чешской Хартии основных прав и свобод - раздел второй (главы второй) "Политические права"; в Конституции Швейцарии - глава 2 (части 2) "Право гражданства и политические права" (очень своеобразно регулирующая соответствующие вопросы, исходя из федеративного политико-территориального устройства государства)3.

    Различен  и объем регулирования (как с точки зрения круга политических прав и свобод, так и их содержания): в отдельных конституциях (например, Андорры, Латвии) он невелик, в большинстве Основных законов соответствующие нормы занимают немалое место, а в некоторых (Словакия, Чехия и, особенно, Турция) вопросы, касающиеся политических прав и свобод, урегулированы детально.

    Говоря  о способе закрепления политических прав и свобод, следует отметить, что большинство ныне действующих  зарубежных конституций закрепляет эти права позитивным способом, предоставляя гражданину возможность действовать в политической сфере, влиять на политику (в широком смысле этого слова) государства, региона и т.д. Примером является положение абз. 1 ст. 78 Конституции Дании, устанавливающее, что "граждане имеют право создавать общественные объединения в любых законных целях без предварительного уведомления".

    Крайне  редко (в отличие от закрепления  иных, прежде всего личных, субъективных прав) можно обнаружить негативный способ закрепления. Примером этого  служит норма ст. 36 Конституции Литвы, гласящая: "Нельзя запрещать или препятствовать гражданам собираться без оружия на мирные собрания...", а также положение ст. 7 Конституции Нидерландов, устанавливающее, что "ни одно лицо не должно обращаться за предварительным разрешением на публикацию своих взглядов или воззрений..." (абз. 1).

Носители  политических прав и  свобод в зарубежных конституциях

    Говоря о носителях политических прав следует прежде всего отметить, что субъективные права (в том числе и изучаемые нами) практически всегда предоставляются индивиду, физическому лицу. Исключением из данного правила является положение абз. 3 ст. 19 Основного Закона ФРГ, устанавливающее, что "...основные права распространяются также на отечественные юридические лица, поскольку эти права по своей природе к ним применимы". Аналогичный подход имеет место и в Конституции Грузии, где записано, что "...указанные в Конституции основные права и свободы человека с учетом их содержания распространяются также на юридических лиц" (ст. 45).

    В австрийском законе "Об общих  правах граждан королевств и земель, представленных в Имперском совете" (принятом в 1867 г. и действующем поныне) подобный подход имеет место в  отношении права петиций. "Коллективные петиции могут исходить только от признанных законом корпораций и объединений", - записано в его ст. 11.

    Политические  права - это почти всегда и в первую очередь4 права, предоставляемые гражданам либо подданным "своего" государства. Эти категории субъектов могут обозначаться словами "граждане", либо "подданные", или как национальность, этническое меньшинство, иногда словом "народ".

    Примерами подобного подхода служат следующие  нормы:

    "Граждане  Азербайджанской Республики обладают  правом избирать и быть избранными  в государственные органы, а также  участвовать в референдуме" (абз. 1 ст. 56 Конституции);

    "Конституция  и другие законы, касающиеся политических  свобод, определяют необходимые  условия помимо подданства для  осуществления этих свобод", - записано в ст. 8 Конституции Бельгии;

    В подавляющем большинстве ныне действующих зарубежных конституций политические права предоставляются гражданам или подданным своего государства (за некоторыми исключениями). Лишь в Конституции Андорры четко оговорено, что политические права закрепляются исключительно за гражданами.

    В конституциях большинства государств гражданам (либо подданным) предоставляются  наиболее значимые политические права: избирать и избираться в органы публичной  власти общегосударственного и регионального  уровня, участвовать в общегосударственном  и региональном референдуме, образовывать политические партии, занимать государственные должности.

    Так, в Конституции Албании записано, что "любой гражданин, достигший  восемнадцатилетнего возраста, имеет  право избирать и быть избранным" (абз. 1 ст. 45).

    Однако, согласно некоторым конституциям, политические права предоставляются (при соблюдении ряда условий, установленных законом) всем проживающим на территории конкретного государства лицам. Иными словами, речь идет о возможности участия в политической жизни конкретного государства не только его граждан, но и иностранцев (то есть граждан иных государств) и апатридов (то есть лиц без гражданства). Думается, что именно так можно толковать смысл нормы _ 14 Конституции Финляндии: "Все должны обладать различными возможностями участвовать в общественной деятельности и проверять решения, непосредственно их затрагивающие". То же касается и положения ст. 17 Основного Закона ФРГ о том, что "...каждый имеет право... обращаться письменно с просьбами или жалобами в компетентные учреждения и в органы народного представительства".

    Вместе  с тем различным является и  подход к определению круга собственных  граждан, которые наделяются политическими  правами.

    Это относится прежде всего к наделению (и ненаделению) определенных категорий  граждан избирательным правом (как активным, так и пассивным), а также правом образовывать политические партии или участвовать в их деятельности, и некоторыми иными правами и свободами.

Классификация политических прав и свобод

    По  такому основанию, как социальная и правовая значимость, субъективные права или свободы можно классифицировать на основные (принципиальная возможность активного поведения индивида) и дополнительные (возможности, развивающие и конкретизирующие принципиальную возможность, будучи производными от нее). Ярким примером политического права основного характера является записанное в ряде конституций (впервые в истории закрепленное в их текстах после Второй мировой войны) право на участие в управлении обществом и государством. Это по сути своей комплексное право, от которого производны все остальные политические права. Последние дополняют, развивают и конкретизируют основополагающее право и, одновременно являются гарантиями его реализации.

    Данное  право (при значительном разнообразии его формулировок) закреплено в конституциях Азербайджана, Беларуси, Испании, Казахстана, Латвии, Литвы, Македонии (хотя и очень своеобразно), Португалии, России, Словакии, Украины, Чехии).

    "...Граждане  Азербайджанской Республики обладают  правом беспрепятственно участвовать в политической жизни общества и государства..." - записано в абз. 1 ст. 54 ее Конституции. "...Граждане Азербайджанской Республики обладают правом участвовать в управлении государством. Это право они могут осуществлять непосредственно или через своих представителей..." - говорится в абз. 1 ст. 55. "В Республике Македония суверенитет исходит от граждан и принадлежит гражданам. Граждане Республики Македония осуществляют власть через демократически избранных представителей, путем референдума и через другие формы непосредственного волеизъявления", - установлено в ст. 2 Конституции.

    Все иные провозглашенные в конституциях политические права по сути своей  являются дополнительными к этому  основополагающему праву (даже если оно в них и не провозглашено).

    По  источнику (или способу) возникновения политические права, как и все закрепленные в конституциях права и свободы, следует рассматривать как позитивные - в отличие от естественных, принадлежащих индивиду с рождения.

    С точки зрения способа осуществления  субъективных (в том числе и политических) прав их принято классифицировать на индивидуальные (которые можно осуществлять как "в одиночку", так и в составе какой-либо общности) и коллективные (которые можно осуществлять только в составе общности, объединения).

    В отличие от иных конституционных прав (экономических, социальных, культурных, личных) значительное количество политических прав и свобод может реализовываться только в составе определенной общности - это так называемые коллективные права. Среди них - право создавать (образовывать) политические партии, объединения, союзы, организации, ассоциации; свобода собраний, митингов, шествий, демонстраций, манифестаций.

    Однако  многие традиционные политические права  и свободы - право избирать и избираться, свобода слова, право на получение информации и т.д. - могут осуществляться индивидом (в первую очередь гражданином) "самостоятельно", то есть являются индивидуальными правами.

    Некоторые политические права, например право  петиций, право на критику, право  пикетов, могут выступать как в качестве индивидуальных, так и коллективных прав.

Информация о работе Политические права и свободы