Поисковое молодежное движение

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 09:06, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: анализ мер поддержки поискового движения на региональном уровне.
Задачи исследования:
* Изучить исторические предпосылки развития молодежного поискового движения в России;
* Проанализировать реализацию проекта «Гражданин России» в рамках государственной молодежной политики;
* Рассмотреть региональный опыт государственной поддержки молодежных поисковых отрядов;
* Анализ нормативно-правовой базы регулирующий поддержку поисковых отрядов в Курганской области;
* Рассмотреть деятельность поисковых отрядов Курганской области.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

1.3. Региональный  опыт государственной поддержки молодежных поисковых отрядов

Вовлечение молодежи в мероприятия по патриотическому воспитанию и формированию здорового образа жизни является важнейшим направлением работы с молодежью. Основными и традиционными формами работы по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи в Свердловской области являются:

  • организация оборонно-спортивных оздоровительных лагерей и военных сборов;
  • организация поисковых экспедиций; проведение мероприятий, направленных на патриотическое воспитание молодых граждан области;
  • поддержка военно-патриотических клубов;
  • поддержка гражданской активности молодежи через оказание;
  • государственной поддержки деятельности детских и молодежных объединений Свердловской области.

На сегодняшний  день в области работают 118 военно-патриотических клубов, имеющих различные профили  подготовки юношей к службе в армии. Поддержка клубов на областном уровне позволила добиться юношам побед на всероссийских соревнованиях. Лучшими можно назвать клубы: «Шанс» г. Ивдель, клуб «им. Ф. Пелевина»  г. Первоуральск, военно-патриотический клуб г.В.Тура. В рамках проведения плановых ежегодных мероприятий организуется проведение месячника защитников Отечества совместно с детскими и молодежными общественными организациями и органами администраций муниципальных образований - акции: «Ветеран», «Милосердие», «Пост №1», организация посещений школьниками и молодежью области музеев памяти воинов-интернационалистов «Шурави», «Крылатая гвардия»; проведение встреч ветеранов войн с молодежью, конкурсы патриотической песни и сочинений учащихся области, слет патриотических клубов и объединений;   проведение оборонно-спортивных оздоровительных лагерей, акции «Вахта памяти», «Мы - граждане России», иные мероприятия.[1.10]

В рамках решения  задач по патриотическому и духовно-нравственному  воспитанию молодежи в Тюменской  области создаются условия для развития историко-краеведческого и туристско-краеведческого движений. В целях пропаганды патриотических ценностей для населения организуются массовые патриотические мероприятия, конкурсы и акции областного и муниципального уровней, посвященные памятным датам истории России, государственным символам Российской Федерации. Ежегодно в рамках областной патриотической акции «Вахта Памяти» организуется работа поисковых отрядов и военно-мемориальных команд. В целях координации регионального поискового движения с 2003 г. действует Тюменский областной поисковый центр. В 2008 г. в его состав вошли 18 поисковых отрядов (объединений) общей численностью актива около 300 человек.     Организована деятельность 199 детских и молодежных военно-мемориальных отрядов по благоустройству ветеранских и воинских захоронений, мемориальных зон общей численностью более 3,5 тыс. человек[1.10].

В Ханты- Мансийском автономном округе действует Координационный Совет по гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи при Правительстве автономного округа. В ряде муниципальных образований Югры на уровне глав приняты локальные правовые акты по утверждению городских и районных программ гражданского и патриотического воспитания, работают координационные советы. В округе осуществляют свою деятельность 73 патриотических клубов, центров и молодежных патриотических общественных объединений, 74 кадетских классов, 12 поисковых отрядов, 186 историко-патриотических музеев, школьных музеев, музеев, комнат и уголков в  учреждениях, включая образовательные учреждения. В рамках целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Молодежь Югры» с целью укрепления патриотического самосознания молодых граждан реализуется направление «Социально-гражданское развитие молодежи». Данное направление нацелено на формирование в молодежной среде гражданско-патриотического отношения к малой Родине, уважения к её истории, культуре, традициям, уважения к государственности России в целом,  на повышение уровня гражданско-патриотического сознания и поведения молодежи; противодействие экстремистским проявлениям в молодежной среде, формирование толерантности; развитие межкультурного и межнационального общения, дружбы, готовности молодежи к защите своего Отечества. Организация мероприятий по патриотическому воспитанию осуществляется учреждением автономного округа «Центр «Альтернатива».   Одним из основных мероприятий по гражданскому и патриотическому воспитанию является слет поисковых отрядов.[1.10]

В Ямало-Ненецком автономном округе новые характеристики приобрела сфера работы, связанная  с повышением уровня гражданско-патриотического  сознания молодёжи. В округе сформировалась действенная  система оперативного взаимодействия власти и общественных объединений, осуществляющих работу по гражданскому и патриотическому воспитанию молодёжи. Благодаря этому в регионе получило развитие такое направления работы по патриотическому воспитанию молодёжи, как

поисковое движение (поддержка молодёжных поисковых объединений; помощь в участии в мероприятиях по поисковой работе в рамках ежегодной программы поисковых экспедиций «Вахта памяти»)[1.10].

Союз поисковых  отрядов России и Российский организационный  комитет «Победа», на своем двадцатом  съезде 4 октября 2005 года, внесли некоторые изменения в законодательную базу поисковых отрядов и патриотических объединений, а так же предоставили информацию по совершенствованию работы этих организаций. Рекомендовали Правительству Российской Федерации рассмотреть следующие предложения, поступившие от федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и общественных объединений:

  • О  возложении  на  Минобороны  России  полномочий  по  выработке  государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере увековечения   памяти   погибших   при   защите   Отечества   и   координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в этом вопросе с ежегодным выделением Минобороны России целевых финансовых средств   из    государственного    бюджета    на   обеспечение    мероприятий    военно-    мемориальной работы в Российской Федерации и за рубежом;
  • О создании представительств Минобороны России -- отделов военно-мемориальной работы при посольствах Российской Федерации в иностранных государствах, на территории которых имеется значительное число российских (советских) воинских захоронений, для организации и проведения      военно-мемориальной      работы,   а      также      содержания послевоенных воинских захоронений бывших групп советских войск;
  • О   внесении   соответствующих   дополнений   и   изменений   в   Закон Российской Федерации от 14 января 1993 г. № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» в части возложения на органы исполнительной    власти    субъектов    Российской    Федерации    задач    по  увековечению памяти погибших при защите Отечества;
  • О возможности целевого выделения финансовых средств из  федерального бюджета на сооружение мемориального комплекса «Рубеж Славы» на территориях Московской, Тверской, Калужской, Тульской и  Рязанской областей;
  • О внесении изменений в Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в части распространения гарантий государства по изготовлению и установке надгробных памятников защитникам Отечества, которые умерли (погибли) в период с 12 июня 1990 г. по 31 декабря 1 992 г. включительно;
  • Об индексации денежных средств, выделяемых на изготовление и установку надгробных памятников погибшим (умершим) ветеранам Великой  Отечественной войны и военнослужащим.

Рекомендовать Минобрнауки России:  представить  в Правительство Российской Федерации  согласованные с Минобороны России, МВД России, ФСБ России, МЧС России, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти до 1 февраля 2006 г. предложения по разработке мер государственной поддержки и координации работы поисковых отрядов, их материально-технического обеспечения в целях розыска и перезахоронения останков воинов, погибших при защите Отечества, а также деятельности оборонно-спортивных лагерей молодежи [1.13,1.4]

Поисковые отряды со всей России в течение 20-22 апреля съезжаются в Ленинградскую область, чтобы расположиться в местах кровопролитных боев на Синявинских  высотах, в Тосненском и Кировском  районах. География поисковиков очень широкая: прибывают отряды из Зауралья, Сибири, Дальнего Востока, Подмосковья. "Только на Синявинских высотах работать будут представители более, чем из 30 субъектов Российской Федерации", - сообщил начальник областного отдела молодежной политики - координатор Всероссийской Вахты Памяти, Илья Прокофьев.

Поисковики разбивают  палаточные лагеря, запасаются провиантом. Областное Правительство оказало  финансовую поддержку проведению поисковых  работ. "Это очень нужная и важная для сохранения истории деятельность, поисковики должны трудиться, пока не будет захоронен последний солдат, и область им поможет в этом", - отметил Губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков.

По оценке представителей регионов, в Ленинградской области  поисковое движение развито лучше, чем во всей России, и это результат энергичности руководства местных отрядов, внимания властей.

Перед Всероссийской  Вахтой Памяти поисковики области провели  большую работу в архивах,  школьных и краеведческих музеях. Найдено  несколько важных документов, указывающих на необходимость тщательной работы в Синявино, Красном Бору: по имеющейся информации, в этих болотистых местах покоится еще много безымянных героев [1.15].

            Таким образом, развитее и повышение  патриотического воспитания проходит во многих регионах Российской Федерации и осуществляется, в основном, при поддержке государственной молодежной политики.  

Глава 2. Государственная  молодежная политика Курганской области

В Курганской области  на сегодняшний день сфера  молодёжной политики включает в себя:

  • Орган исполнительной власти, ответственный за реализацию государственной молодёжной политики в Курганской области — Главное управление образования Курганской области. Структурное подразделение ГлавУО, осуществляющее общую координацию государственной деятельности в сфере ГМП, — отдел по молодёжной политике (6 человек).
  • Государственное учреждение «Центр молодёжных инициатив и программ» (17 человек), осуществляющее функцию государственной поддержки молодёжных и детских общественных объединений, а также реализующее молодёжные мероприятия в рамках ГМП Курганской области (ведомственная подчинённость ГлавУО).
  • Систему органов по работе с молодёжью муниципальных органов исполнительной власти на уровне муниципальных районов и городских округов, представленную комитетом по молодёжной политике администрации города Шадринска (5 человек) и специалистами по работе с молодёжью администраций МО либо их структурных подразделений (по 1 либо 0,5 ставки в каждом из 25 муниципальных образований), координирующими реализацию муниципальных мероприятий по работе с молодёжью.
  • Муниципальное учреждение города Кургана «Дом молодёжи» (15 человек), реализующий Курганские городские мероприятия по работе с молодёжью (ведомственная подчинённость Департаменту социальной политики Администрации города Кургана).

Всего в сфере  молодёжной политике на профессиональной основе осуществляют деятельность 68 человек, в том числе 6 государственных  служащих, 30 муниципальных служащих, 32 работника государственных и  муниципальных учреждений по работе с молодёжью.

Учитывая, что  в Курганской области 252 тысячи молодых  людей (14-30 лет), около 40 зарегистрированных и 500 незарегистрированных молодёжных и детских общественных объединений, в которых состоят 50 тысяч человек, стоит сделать вывод, что сфера молодёжной политики сегодня не обладает необходимыми ресурсами для осуществления государственной функции по созданию условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах Зауралья и всей страны. 

2.1. Анализ  нормативно-правовой базы регулирующей  поддержку молодежных поисковых отрядов в Курганской области

Государственная молодёжная политика в Курганской области  реализует несколько приоритетных направления. Одно из них: формирование положительных моделей социального поведения и системы ценностей в молодёжной среде. Основой данного приоритета является работа по формированию системы основных ценностей для молодого поколения:

-  здоровый  образ жизни;

-  ответственность  в семейных отношениях;

-  устойчивый  патриотизм;

-  правосознание  и законопослушность;

-  общественно-политическая  активность.

Основная работа с молодежью проводится в военно-патриотических и общественных объединениях.

Государственная поддержка молодежных и детских общественных объединений Курганской области - совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Курганской области в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий деятельности молодежных и детских общественных объединений, направленных на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты прав молодежных и детских общественных объединений.

Закон Курганской области «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением органами государственной власти Курганской области мер государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений, осуществляющих свою деятельность на территории области. Государственная поддержка в материально-финансовой форме в соответствии с настоящим Законом оказывается молодежному или детскому объединению, зарегистрированному в установленном порядке.

Информация о работе Поисковое молодежное движение