Поисковое молодежное движение

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 09:06, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: анализ мер поддержки поискового движения на региональном уровне.
Задачи исследования:
* Изучить исторические предпосылки развития молодежного поискового движения в России;
* Проанализировать реализацию проекта «Гражданин России» в рамках государственной молодежной политики;
* Рассмотреть региональный опыт государственной поддержки молодежных поисковых отрядов;
* Анализ нормативно-правовой базы регулирующий поддержку поисковых отрядов в Курганской области;
* Рассмотреть деятельность поисковых отрядов Курганской области.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 131.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Проблема патриотизма  играет особую роль в политической жизни современной России. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Авторы многих публицистических статей сходятся во мнение, что широкое распространение, особенно среди молодежи, получили равнодушие, эгоизм, цинизм,  правовой нигилизм. В некоторых молодежных сферах патриотизм преобразовывается в национализм. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. В настоящее время, в субъектах Российской федерации реализуется, в рамках стратегии государственной молодежной политики, одно из её приоритетных направлений которое влечет за собой совершенствование государственной политики в сфере духовно-нравственного и патриотического воспитания детей, и молодежи. Одну из важных ролей в реализации данного направления играют как общественные и военно-патриотические объединения в целом, так и поисковые отряды в частности. Особое внимание уделяется поисковым отрядам из-за специфики их форм работы с молодежью, которые ведут к повышению уровня патриотизма среди молодежи.

Объектом  исследования является молодежное поисковое движение, а предметом анализ мер государственной поддержки поисковых отрядов на региональном уровне.

Цель  исследования: анализ мер поддержки поискового движения на региональном уровне.

Задачи  исследования:

  • Изучить исторические предпосылки развития молодежного поискового движения в России;
  • Проанализировать реализацию проекта «Гражданин России» в рамках государственной молодежной политики;
  • Рассмотреть региональный опыт государственной поддержки молодежных поисковых отрядов;
  • Анализ нормативно-правовой базы регулирующий поддержку поисковых отрядов в Курганской области;
  • Рассмотреть деятельность поисковых отрядов Курганской области.

          Гипотеза исследования: наличие нормативно-правовой базы, на которой основывается работа поискового движения в регионе, ведет к более эффективной работе данного движения с молодежью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Поддержка  поисковых молодежных отрядов  как направление государственной молодежной политики

1.1. Исторические  предпосылки развития поискового молодежного движения в РФ

Летом 1981 года по решению ЦК ВЛКСМ в рамках Всесоюзного  похода началась Всесоюзная поисковая экспедиция «Летопись Великой Отечественной». Она была рассчитана на длительный период работы по увековечению памяти о погибших, сбору документов и материалов, записи воспоминаний и оказании помощи ветеранам, организации общественных музеев и проведению многих других мероприятий, имеющих военно-патриотическую направленность. Для координации и методического руководства поисковым движением был создан Центральный штаб экспедиции. В начале 1982 года в помощь поисковикам в издательстве ЦК ВЛКСМ «Молодая Гвардия» вышла замечательная книга ветерана Великой Отечественной войны, журналиста Ю.М. Иконникова «Связные истории». В книге обобщался уже имевшийся в стране опыт следопытской работы.[1.14]

Постепенно неорганизованные поисковые группы объединялись, и 15 марта 1988 г., в Калуге, на Первом Всесоюзном сборе представителей поисковых отрядов Советского Союза было принято решение о создании Всесоюзного координационного Совета поисковых отрядов при ЦК ВЛКСМ. 6-10 октября 1988 г. прошел второй сбор ВЛКСМ в Волоколамске. Таким образом, только к концу 1980-х гг., то есть к 45-летнему празднованию Победы советского народа в Великой Отечественной войне было официально разрешено массовое участие граждан в работах по поиску останков погибших солдат и командиров армии-победительницы. В это же время происходило изменение форм патриотического воспитания: на смену «Всесоюзному походу по местам боевой, революционной и трудовой славы» приходят «Вахты Памяти» по розыску и перезахоронению павших защитников Отечества. Начало этому процессу было положено 19 октября 1988 г. совместным Постановлением Коллегии Министерства обороны СССР и Бюро ЦК ВЛКСМ. В мае 1989 г. у деревни Мясной Бор Новгородской области, на месте гибели 2-й Ударной Армии, была проведена первая Всесоюзная Вахта Памяти при поддержке Министерства обороны и ЦК ВЛКСМ. В 1990 г. Вахта памяти проводилась в Смоленской области, после чего аналогичные Вахты стали проводиться во многих областях в общегосударственном масштабе. По инициативе Министерства обороны СССР, Всесоюзного совета ветеранов войны и труда, ЦК ВЛКСМ, Государственного комитета СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли и Советского фонда мира 17 января 1989 г. было принято постановление ЦК КПСС «О Всесоюзной Книге Памяти», которое стало важным шагом в увековечении памяти павших советских воинов. В республиканские, краевые и областные Книги Памяти в течение в 1989—1995 гг. планировалось заносить краткие сведения о погибших в боях за родину. Было также предложено на базе указанных книг издать единую Всесоюзную Книгу Памяти с опубликованием в ней обобщенных данных по стране. Одним из конструктивных мероприятий командования Вооруженных Сил СССР, направленных на консолидацию усилий государственных и общественных организаций в работе по установлению судеб военнослужащих, розыску, учету и благоустройству воинских захоронений, явилось создание в конце 1989 г. нештатного Координационного центра Министерства обороны СССР по увековечению памяти защитников Родины. В его обязанности входило обеспечение взаимодействия органов военного управления, воинских частей и учреждений с партийными, государственными и общественными организациями по увековечению памяти погибших, а также развитие сотрудничества с государственными учреждениями и общественными организациями зарубежных стран по выявлению, учету и благоустройству советских воинских захоронений, находящихся за пределами СССР.

Затем последовал Указ Президента СССР от 8 февраля 1991 г. «О дополнительных мерах по увековечению памяти советских граждан, погибших при защите Родины в предвоенные годы и в период Великой Отечественной войны, а также исполнявших интернациональный долг». В нем отмечалось, что в стране проводится значительная работа по увековечению памяти советских граждан, погибших при защите родины, но общественность озабочена имеющимися фактами равнодушного отношения к памяти павших, небрежного содержания могил и памятников. Указывалось на то, что еще немало останков воинов до настоящего времени не погребено; поиски пропавших без вести, проводимые, как правило, энтузиастами-одиночками и немногочисленными отрядами молодежи, не находят должной поддержки и слабо координируются в центре и на местах; явно недостаточны проводимые меры по получению сведений о советских гражданах, захороненных на территориях иностранных государств[1.13]. Во исполнении Указа Президента СССР 15 марта 1991 г. было принято Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР № 892-1 «Об увековечении памяти погибших при выполнении конституционной обязанности по защите Отечества», в котором четко расписывалось, кого можно считать погибшим при выполнении конституционной обязанности по защите Отечества граждан РСФСР. Также было предложено Президенту СССР решить вопрос о рассекречивании данных о потерях военнослужащих и информировании о них населения. 7 апреля 1991 г. был подписан Приказ Министра обороны СССР № 164 "Об учреждении нагрудного знака «За активный поиск». По положению им награждаются «военнослужащие, рабочие и служащие Советской Армии и Военно-морского Флота, члены ветеранских, молодежных и иных общественных организаций, другие граждане СССР, а также иностранные граждане, наиболее отличившиеся в поисковой работе, работающие по архивным документам и на местности с целью установления сведений о погибших и пропавших без вести военнослужащих в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., выявления ранее неизвестных захоронений и непогребенных останков защитников Родины»[1.14]. Знаком «За активный поиск» награждают до сих пор. Теперь это делается приказом начальника Военно-мемориального центра Министерства обороны РФ[1.12]. В августе 1991 г. общесоюзное поисковое движение было оформлено юридически в самостоятельную организацию: в Министерстве юстиции СССР была зарегистрирована Ассоциация поисковых объединений «Народная память о защитниках Отечества (АсПО)». Распад СССР и изменившаяся в стране политическая ситуация не могли не отразиться на ее структуре. Часть отрядов осталась в Ассоциации, другая — вышла из ее, образовав свои республиканские объединения. Некоторые предпочли независимость и перешли под крыло различных фондов. С этого момента более чем на десятилетие растянулось автономное существование межрегиональных и региональных поисковых организаций и объединений, имеющее отрицательное воздействие в целом на развитие движения.

Закон Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» был  принят Верховным Советом РФ 14 января 1993 г. В нем был определен порядок  проведения поисковых работ, органы управления, финансовое и материально-техническое  обеспечение мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества. С принятием данного Закона поисковая работа получила законодательную основу, признание и поддержку государства. 23 июля 1993 г. был подписан Указ Президента РФ № 1055 «О подготовке к празднованию памятных дат Великой Отечественной войны 1941—1945 годов», в его исполнение Правительство РФ 01.06.1994 г. приняло «Программу подготовки и проведения празднования 50-летия Победы и других памятных дат Великой Отечественной войны 1941—1945 годов», в которой впервые на статью «Проведение Вахты Памяти, направленной на активизацию поисков погибших в годы Великой Отечественной войны, установление их имен и фамилий, приведение в порядок братских и индивидуальных могил, памятников и обелисков, открытие новых памятных мест, создание мемориальных зон» было выделено на 1994—1995 гг. 298,8 млрд рублей.[1.13]

24 июля 2000 г. Постановлением  Правительства РФ № 551 было  утверждено «Положение о военно-патриотических  молодежных и детских объединениях»,  в котором было дано понятие военно-патриотического объединения, определены его основные задачи, направления и формы деятельности. Одной из задач ВПО является участие в подготовке и проведении мероприятий по увековечению памяти защитников Отечества, а формами деятельности — поисковая работа по увековечению памяти защитников Отечества, участие в проведении поисковых экспедиций, установлении имен погибших, запись воспоминаний очевидцев памятных событий военной истории Отечества и участие в сооружении и уходе за памятниками воинской славы[1.1]. Новым этапом в поисковом движении стало принятие 16 февраля 2001 г. государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы». В этой программе предусматривалось проведение поисковых работ в 2001—2005 гг. Конкретного финансирование по пунктам госпрограммы предусмотрено не было, но тем не менее на пять лет эта программа стала отправным документом для выделения средств на поисковую работу [1.3]. В развитии госпрограммы Министерство образования разработало свою подпрограмму и мероприятия по ее реализации, в которых было запланировано проведение курсов повышения квалификации и учебно-методических сборов руководителей поисковых объединений, выпуск методической литературы, организация поисковой выставки и другое. Такие же программы были приняты в субъектах Федерации и в некоторых муниципальных образованиях. В 2005 г. была принята аналогичная программа на 2006—2010 гг.», в которой отмечалось, что к 2005 г. в стране в основе сложилась система патриотического воспитания. Программой предусматривается в течение всего периода «организация поисковых работ в местах боевых действий Великой Отечественной войны, выявление, реставрация и передача боевой техники времен войны в музеи РФ» и «создание специализированных студенческих строительных отрядов для проведения работ по благоустройству воинских захоронений и поисковых работ в местах боев Великой Отечественной войны»[1.4]. Исполнителями этих мероприятий являлись Рособразование, Роскультура, Минобороны России, органы исполнительной власти субъектов РФ. 22 января 2006 г. Президент РФ В. В. Путин подписал Указ № 37 "Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества", в котором на Министерство обороны РФ были возложены полномочия по увековечению памяти погибших при защите Отечества и обязанности уполномоченного федерального органа исполнительной власти в этой сфере. Организация поиска останков безымянных защитников Отечества, работа по восстановлению их имен также была возложена на военное ведомство. Следует отметить, что Закон РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» регламентирует поисковые работы, которые ведутся общественными организациями, уполномоченными органами власти и управления. На его основе появляются нормативные акты по увековечению памяти и проведению поисковых работ на местном уровне, в субъектах Федерации, в которых работа по поиску и увековечению павших получает свое дальнейшее развитие и конкретную разработку. В том же 2006 г. стартовал интернет-проект Министерства обороны РФ - Объединенный Банк Данных "Мемориал", открывший широкий доступ к информации о погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны. Годом позже, 1 апреля 2007 г., на основании Директивы Министра обороны РФ и указаний Штаба Тыла ВС РФ «О проведении поиска неучтенных воинских захоронений в районах боев Великой Отечественной войны» был сформирован 90 отдельный специальный поисковый батальон (ОПБ) ЛенВО с дисклокацией в городе Мга Ленинградской области. С 2008 г. батальон работает децентрализовано, совместно с общественными поисковыми объединениями в Ленинградской и Калужской областях. Такое решение было принято руководством Министерства обороны в связи с проведением в Калужской области Международной «Вахты Памяти-2008». В 2010 г. по итогам заседания Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности обсуждается вопрос о возможном расформировании батальона, поскольку его создание противоречит российскому законодательству: на сегодняшний день Федеральным законом «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» № 4292-1 от 14 января 1993 г. определено, что вести поисковую работу могут лишь общественные организации. 25 марта 2010 г. в Государственной Думе ФС РФ по инициативе фракции «Справедливая Россия» прошел «круглый стол» на тему «О совершенствовании правового регулирования проведения поисковой и архивной работы в целях увековечения памяти погибших при защите Отечества в годы Великой Отечественной войны». В нем приняло участие большое число военно-мемориальных музеев, поисковых отрядов, общественных организаций, различных министерств и ведомств. Выступления делегатов и их предложения, направленные в оргкомитет «круглого стола», показали, что внесения поправок в действующее законодательство, прежде всего в Федеральный закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», будет явно недостаточно для развития поискового движения России. Нужен отдельный профильный закон о поисковой деятельности, для обсуждения которого члены поисковых отрядов и объединений собрались 16 октября 2010 г. на Первом съезде поисковых отрядов России. Участники мероприятия обсудили проблемы поискового движения, в том числе подготовку проекта Федерального закона «О поисковых организациях и поисковой работе в РФ, проводимой в целях увековечения памяти погибших при защите Отечества».

            Таким образом, поисковое движение  существует в нашей стране  около тридцати лет, но законодательная база начинает формироваться только с 1993 года. Распад СССР негативно сказался на поисковом движении и развитее его как формы работы с молодежью на некоторое время остановилось. Новая нормативно-правовая база начала формироваться с 1993 года и в следствии, появления новых законов и программ, поисковым движениям присваивали цели повышения патриотического воспитания молодежи. 
 

1.2. Анализ  реализации проекта «Гражданин  России» Стратегии государственной молодежной политики РФ

Данный проект особенно важное внимание уделяет реализации приоритетного направления, включающего  совершенствование государственной  политики в сфере духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи. Основной целью проекта является развитие системы духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи. Задачи проекта:

  • популяризация и пропаганда духовно-нравственных ценностей в молодежной среде;
  • совершенствование системы гражданского воспитания в молодежной среде на основе отечественных нравственных и культурных традиций и ценностей с учетом современных условий и потребностей российского общества;
  • совершенствование системы патриотического воспитания.

Реализация проекта  направлена на формирование таких качеств  молодых россиян, как гражданственность  и патриотизм, толерантность и  уважение к представителям другой культуры, гармоничное и духовное развитие, высоконравственное поведение.

Основными видами работы по реализации указанного направления  являются:

  • разработка и реализация программ и проектов, направленных на приобщение молодежи к отечественной культуре, историческому наследию народов России, формирование прочных духовных и нравственных начал личности, а также межличностных отношений;
  • развитие системы гражданского и патриотического воспитания молодых людей (пропаганда государственных символов России, защита прав и свобод молодых граждан, формирование культуры мира).
  • развитие системы гражданского и патриотического воспитания молодых людей.

Реализация данной программа проходит через проведение спортивно – массовых и творческих мероприятий, призванных оказать влияние на молодежную среду, с целю повышения уровня патриотизма. На мой взгляд подобные мероприятия влияют на уровень патриотизма только у участвующей в них молодежи. Поисковые отряды ставят перед собой подобные задачи в плане повышения уровня патриотизма. И так же влияние будет оказываться только на членов данного отряда. Но по своей специфике, поисковые отряды, вовлекают в себя большей процент молодежи и влияние, которое оказываю они, отражается на уровне патриотизма гораздо сильнее. 
 

Информация о работе Поисковое молодежное движение