Ответственность в отношениях по поставкам продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 22:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследования института ответственности в отношениях по поставкам продукции, ее виды и способы реализации.

В ходе исследования данной темы были поставлены следующие задачи:
уточнить определение понятия ответственности по поставкам продукции с выявлением видов ответственности и конкретизацией их соотношения;
выявить способы реализации ответственности;
классифицировать санкции, применяемые в отношениях по поставке продукции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Ответственность в хозяйственных отношениях и ее роль в современных условиях……………………………………………………………6

1.1. Понятие санкции и ответственности в хозяйственных отношениях...6

1.2. Виды ответственности в хозяйственных отношениях…………....…10

1.3. Основания привлечения к ответственности………………….….…..17

1.4. Применение ответственности……………………………………..….18

Глава II. Система санкций в отношениях по поставкам продукции: виды санкций…………………………………………………………………………...21

Заключение……………………………………………………………………….26

Список использованных литературных и нормативно-правовых источников……………………………………………………………………….28

Работа содержит 1 файл

Курсовая Балабаева 53 гр.docx

— 66.14 Кб (Скачать)

      Повышенную  ответственность, как уже отмечалось, могут предусмотреть и сами участники обязательства. В современных условиях применяются меры к совершенствованию имущественной ответственности, устранению имеющихся в ряде случаев ее ограничений, предприятия нацеливаются на анализ реальных потерь и предъявление требований о взыскании убытков.

      1.3. Основания привлечения к ответственности

      Общим основанием ответственности для  всех ее видов является правонарушение. Административная ответственность применяется при наличии административного правонарушения (проступка) (ст. 2.1 КоАП). Обязательное ее условие – как гражданина-предпринимателя, так и для руководителя организации – вина в форме умысла или неосторожности. При этом презюмируется невиновность правонарушителя. Вина, как и другие обстоятельства совершения административного проступка, выясняется при рассмотрении дела компетентным государственным органом (ст. 22.1, 32.1 КоАП).

        В соответствии с Гражданским  кодексом РФ, гражданско-правовая имущественная ответственность предпринимателей наступает независимо от вины (ст. 401) Только обстоятельства, которые относятся к непреодолимой силе, исключают ответственность предпринимателя – как индивидуального, так и юридического лица. Законом или договором может быть установлена ответственность за вину. Ответственность в форме взыскания убытков наступает, если у кредитора возникли убытки и имеется причинная связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства и его убытками12.

      Хозяйственная ответственность предпринимателей в хозяйственно-управленческих отношениях наступает за противоправное действие (бездействие) и конструируется по принципу ответственности за вину (п.1 ст. 22 Закона о конкуренции, ст. 106 НК РФ).

      Существует  точка зрения13, что ответственность должна устанавливаться только за вину. Возможно, она и верна применительно к физическому лицу – только физическое лицо может быть вменяемым или невменяемым, иметь определенное психическое отношение к правонарушению и его последствиям. Что же касается юридического лица, то его ответственность должна наступать в силу его статуса, независимо от вины. Например, руководитель организации и работник, исполнявший его задания, страдают психическим заболеванием, не отдают отчета в своих действиях, в результате чего нарушается налоговое законодательство о ценах и другие нормы. Организация, тем не менее, обязана заплатить штраф за нарушения. Однако административная и уголовная ответственность гражданина при этом исключается.

      Представляется, что предприниматель – как  гражданин, так и юридическое лицо, должны нести перед государством ответственность за нарушения правил ведения предпринимательской деятельности на одинаковых началах, независимо от вины (за исключением административной и уголовной ответственности). Предпринимательская деятельность – рисковая, а потому лица, ее осуществляющие, должны страховать свой бизнес.

      Принцип ответственности в горизонтальных отношениях независимо от вины сформулирован  как общий для всех предпринимателей (п. 3 ст. 401 ГК РФ), соответственно он должен быть общим и для хозяйственной  ответственности в целом.

      1.4. Применение ответственности

      Вопрос  о реализации ответственности –  это вопрос о механизме приведения в действие норм, устанавливающих ответственность. При этом должна быть также отражена судьба взысканных и полученных сумм, то есть предусмотрено то, на какие средства должно быть обращено взыскание и в какой очередности (до или после налогообложения) относится на прибыль взысканные суммы. Эти аспекты по-разному выглядят в отношениях с участием граждан и организаций.

      В сфере гражданско-правовой ответственности  взыскание возможно лишь двумя путями: добровольно и через суд (в  предусмотренных законом случаях  в нотариальном порядке). За исключением  некоторых гарантий при взысканиях (ст. 368-369 ГПК) для приведения в действие ответственности не имеет принципиального  значения, за счет каких видов имущества  гражданина они будут осуществлены.

      В хозяйственных отношениях приведение в действие норм об ответственности имеет различные решения. В одних ситуациях допускается безакцептное списание средств волей взыскателя. В других необходимо соблюдение претензионного и искового порядка. Направление взысканных и полученных сумм также строилось в различные периоды по-разному.

      Существовавший  долгое время порядок обращения  взыскания на денежные средства организации вообще, привел к тому, что взыскиваемые суммы относились на себестоимость продукции и реализовывались вместе с ней без какого-либо наказания нарушителя. Последовавшее в ходе реформы 1965 года указание об отнесении взысканных убытков, штрафов и пени на результаты хозяйственной деятельности позволило продвинуться вперед в деле совершенствования механизма ответственности, так как за нарушение предприятия стали отвечать своей прибылью. Однако, это не привело к повышению эффективности ответственности, так как в реальной жизни требования об ответственности заявлялись в незначительном числе случаев. Это объяснялось незаинтересованностью взыскателей и ответчиков, действовавших на базе единой формы собственности (взысканные суммы неустойки в большинстве своем направлялись в бюджет, а не оставались в распоряжении взыскателя), и нежеланием портить отношения с контрагентами. Несмотря на то, что взыскатели подстегивались многократными директивными указаниями об обязанности, а не о праве кредиторов на взыскание, не смотря на то, что в законодательстве появлялись нормы об ответственности за неприменение мер ответственности, положение дел существенно не менялось. Имущественная ответственность контрагентов, в сущности, выполняла в самом общем виде только функцию сигнализации о нарушениях, а реального воздействия на субъектов не оказывала.

      При переходе к рыночному хозяйству  отпали многие факторы, неблагоприятно влиявшие на эффективность механизма ответственности. Последняя стала институтом, обеспечивающим, прежде всего, компенсирующую функцию, и уж затем средством предупредительно-воспитательного характера. Это естественное назначение ответственности и обусловило устранение других механизмов ее применения, кроме как защиты собственного экономического интереса.

      В механизме реализации ответственности  уже не стоит вопрос о том, взыскивать или не взыскивать с контрагента  имущественные санкции. Это дело взыскателя. Существенным является лишь юридико-технический вопрос о том, на какую часть имущества должно быть обращено взыскание: на прибыль до ее налогообложения или на прибыль, остающуюся в распоряжении предпринимателя. Здесь применяются два подхода14. По требованиям о взысканиях в пользу контрагентов уплаченные в виде санкций и в возмещение убытков суммы включаются в состав доходов (расходов) от внереализационных операций и подлежат, таким образом, налогообложению (исключаются из налогообложения при уплате санкций). Если же речь идет об ответственности перед государством, то суммы, внесенные в бюджет (например, за экологические правонарушения, нарушения политики цен, отступления от стандартов и др.), относятся на уменьшение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

      Такой подход позволяет обложить налогом  взыскателей внереализационных доходов и освободить от уплаты налогов тех, кто уплатил соответствующие суммы своим контрагентам. Когда же взыскателем является государство, то естественно, что о налогообложении речь здесь идти не может. Суммы же, уплаченные в бюджет, могут быть отнесены на прибыль только после налогообложения и уменьшают ту ее часть, которая остается в распоряжении предприятия.

      Глава II. Система санкций в отношениях по поставкам продукции: виды санкций

      Санкции, применяемые к нарушителям хозяйственного законодательства, рассматриваются обычно как меры оперативного воздействия на нарушителя. Это означает, что их применение а) воспрепятствует дальнейшим нарушениям и защитит заинтересованную сторону, государство и общество от этого нарушения; б) понудит нарушителя прекратить нарушение и предупредит причинение убытков другим субъектам15.

      Именно  поэтому такие санкции принято  называть оперативными. Их оперативность  заключается в том, что они вводятся в действие самими заинтересованными субъектами либо государственными органами, контролирующими соблюдение законности в соответствующей сфере хозяйственных отношений, то есть по общему правилу без обращения в арбитражный суд, другие правоохранительные органы.

      Санкции, применяемые сторонами обязательственных  правоотношений, предусматриваются законом и договором. В договорных обязательствах применяются все эти разновидности санкций; в хозяйственно-управленческих отношениях – только санкции, указанные в законе, иных правовых актах (в пределах компетенции государственных органов). Соответственно санкции можно подразделять на: а) применяемые в данном правоотношении стороной, защищающей свои права и интересы; б) применяемые органами, уполномоченными воздействовать на нарушителя в целях пресечения нарушений и воздействия на него от имени государства (Банком России, органами Госстандарта РФ, антимонопольными и другими органами).

      По  своему содержанию и направленности санкции могут быть принудительными, пресекательными, обеспечительными, восстановительными16.

      Примером  предупредительной санкции является, например, запрет реализации продукции, не отвечающей обязательным требованиям, предъявляемым к ее безопасности для потребителей и окружающей среды. В таком случае предупреждается нарушение прав и интересов потребителей. Право запрещать отправку товаров принадлежит руководителю или заместителю руководителя соответствующего территориального органа Госстандарта РФ. Здесь важно отметить, что хотя обязательные требования к продукции не соблюдены, но правонарушение на завершено: товар находится на территории изготовителя и лишь потенциально способен причинить вред потребителям. Иначе говоря, предписание о прекращении выпуска и реализации уже изготовленного товара выдается как в случае, когда отмечены факты причинения вреда аналогичными товарами потребителя, так и при отсутствии этих фактов.

      Пресекательные санкции чаще всего применяются по факту совершенного правонарушения, когда необходимо в принудительном порядке прекратить (пресечь) противоправные действия и предотвратить их вредные последствия. Примером может служить предписание компетентного государственного органа об устранении нарушений законодательства, прав и интересов потребителей. Пресекательные санкции одновременно имеют и предупредительное значение: они предотвращают, например, более тяжкие последствия в виде причинения вреда потребителям, если имеет место единичный случай причинения такого вреда гражданину.

      Обеспечительные санкции используются для того, чтобы побудить должника к исполнению обязанности перед кредитором. Например, перевозчик вправе удерживать грузы, пока не получит причитающиеся ему платежи.

      Восстановительные санкции обеспечивают восстановление положения, существовавшего до нарушения  права, совершение действий по устранению нарушений. Так, например, в соответствии с ГК РФ, продавец, изготовитель обязан по требованию покупателя безвозмездно устранить недостатки товара, вернуть разницу в цене на товар (ст. 475 ).

      Санкции, применяемые сторонами обязательственных  правоотношений, предусматриваются, как уже было отмечено, законом, иным правовым актом и договором. Набор таких мер достаточно широк. Например, по договорам строительного подряда ГК РФ закрепляет такие средства воздействия, как приостановление заказчиком работ и неоплата их в случае отклонения подрядчика от проектно-сметной документации; по договорам поставки – такие, как отказ от оплаты продукции поставщика, не соответствующей условиям договора, перевод неисправного плательщика на аккредитивную форму расчетов и др. В транспортных отношениях уставами и кодексами также предусмотрена возможность применения подобных мер. Например, морской перевозчик вправе продать невостребованный груз при неоплате отправителем всех причитающихся по данной перевозке сумм. В железнодорожной перевозке грузополучатель вправе отказаться от принятия груза, если качество его вследствие повреждения или порчи изменилось настолько, что исключается возможность полного или частичного использования груза.

      В договорах могут предусматриваться  такие санкции, как отказ одной стороны от совершения действий в пользу контрагента при нарушении им обязательств. Например, при непредоставлении в надлежащий срок сырья изготовителю он может отказаться от изготовления продукции, перенести изготовление и поставку на более поздние сроки и др. Обычно в договорах обуславливаются отказ от приемки недоброкачественно выполненных работ, отказ от их оплаты и приемки.

      Рассматриваемые санкции применяются и во внутрихозяйственных  отношениях. Здесь они могут вводиться в действие только договорами, но и положениями о внутрихозяйственном расчете.

      Санкции, применяемые от имени государства  его органами, опираются только на указания закона, применение к субъектам  хозяйственных отношений мер воздействия, не предусмотренных законом, не допускаются. Так, Госкомитет РФ по стандартизации и метрологии и его органы имеют право применять санкции при отступлениях предприятий от установленных законом требований по качеству. Он вправе направлять предприятиям предписания об устранении нарушений обязательных стандартов, прекращении выпуска и реализации товаров.

Информация о работе Ответственность в отношениях по поставкам продукции