Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 22:37, контрольная работа
Иное дело, что, с одной стороны, институты гражданского общества действительно могут создавать свои системы образования, однако такое образование будет под контролем государства, поскольку речь идет об образовании не просто членов общества, но граждан государства.
С другой стороны, подлинно демократическое правовое государство должно поощрять и стимулировать участие широкой научно-педагогической и родительской общественности в управлении и правовом регулировании различных элементов системы образования. И, как можно видеть, действующее законодательство об образовании России идет по такому пути.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Правовое положение образовательного учреждения…………………...........4
2. Ответственность образовательной организации по действующему законодательству………………………………………………………………….8
Список использованных источников и литературы……………………….......14
Контрольная по дисциплине: Защита субъектов образовательных правоотношений
Тема: Ответственность образовательного учреждения (организации)
Оглавление:
Введение…………………………………………………………
1. Правовое положение образовательного учреждения…………………...........4
2. Ответственность
образовательной организации
Список использованных источников и литературы……………………….......14
Введение
Образование всегда было, есть и останется делом государственной важности, и стандарты образования также будут всегда иметь государственный характер. Иное дело, что, с одной стороны, институты гражданского общества действительно могут создавать свои системы образования, однако такое образование будет под контролем государства, поскольку речь идет об образовании не просто членов общества, но граждан государства.
С другой стороны,
подлинно демократическое правовое
государство должно поощрять и стимулировать
участие широкой научно-
Одним из важнейших элементов механизма правового регулирования, с помощью которого возможно достижение результативности последнего, в том числе, в сфере образования, является юридическая ответственность субъектов образовательных правоотношений.
1. Правовое положение образовательного учреждения
В основе определения
правового положения
Рассматривая названный принцип, необходимо отметить, что п. 1 ст. 28 Закона об образовании раскрывает понятие автономии образовательной организации и академические свободы. Под автономией высшего учебного заведения понимается его самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность за свою деятельность перед личностью, обществом и государством. Контроль за соответствием деятельности учебного заведения целям, предусмотренным его уставом, осуществляют в пределах своей компетенции учредитель (учредители) образовательной организации и государственный орган управления образованием, выдавший лицензию на ведение образовательной деятельности.
В настоящее время лицензирующим органом в области образования является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Положение о котором утверждено Постановлением Правительства РФ от РФ от 15.07.2013 № 5942.
Чтобы реализовать
принцип самостоятельности
Компетенция образовательного учреждения - это совокупность прав, обязанностей и ответственности. Компетенция любого образовательного учреждения включает в себя основные функции, непосредственно связанные с образовательным процессом, и вспомогательные функции, призванные обеспечить образовательную деятельность.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:
1) разработка
и принятие правил внутреннего
распорядка обучающихся,
2) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;
3) предоставление
учредителю и общественности
ежегодного отчета о
4) установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации;
5) прием на
работу работников, заключение с
ними и расторжение трудовых
договоров, если иное не
6) разработка
и утверждение образовательных
программ образовательной
7) разработка
и утверждение по согласованию
с учредителем программы
8) прием обучающихся в образовательную организацию;
9) определение
списка учебников в
10) осуществление
текущего контроля
11) индивидуальный
учет результатов освоения
12) использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения;
13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;
14) обеспечение
в образовательной организации,
15) создание
необходимых условий для
16) создание
условий для занятия
17) приобретение
или изготовление бланков
18) установление
требований к одежде
19) содействие
деятельности общественных
20) организация
научно-методической работы, в том
числе организация и
21) обеспечение
создания и ведения
22) иные вопросы
в соответствии с
Образовательная
организация обязана
1) обеспечивать
реализацию в полном объеме
образовательных программ, соответствие
качества подготовки
2) создавать
безопасные условия обучения, воспитания
обучающихся, присмотра и
3) соблюдать
права и свободы обучающихся,
родителей (законных
2. Ответственность
образовательной организации
В правовой науке под юридической ответственностью понимается обязанность субъекта, совершившего виновно противоправное, причиняющее ущерб общественным отношениям деяние, претерпевать предусмотренные законодательством (санкциями охранительных правовых норм) неблагоприятные для субъекта лишения личного, имущественного и/или организационного характера. Данное определение полностью применимо и к сфере образовательных отношений, хотя ответственность их участников имеет и особенности. Выделим и кратко охарактеризуем некоторые из них.
Основанием возложения юридической
ответственности выступают
- уголовно-правовые деяния
(взятки со стороны
- административные проступки, совершаемые должностными лицами образовательных учреждений и самими этими учреждениями (нарушение установленных административным законодательством требований по управлению образовательным учреждением, взаимодействию последних с органами управления образованием, нарушение финансового и налогового законодательства и т.п.);
- гражданско-правовые деликты
(невыполнение образовательным
- дисциплинарные проступки (невыполнение учащимися требований внутришкольной (внутривузовской) дисциплины, т.е. правил внутреннего распорядка, невыполнение требований учебных планов и учебного процесса, опоздание педагога или других категорий работников образования на работу и т.п.).
Особое место занимают правонарушения, имеющие собственно образовательно-правовой характер, т.е. нарушающие нормы специального образовательного законодательства. Это, скажем, несоблюдение образовательным учреждением предусмотренных лицензией условий, отрицательные результаты аттестации образовательного учреждения, осуществление деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей ее уставным целям. Субъектами таких правонарушений выступают, как правило, институциональные субъекты - образовательные учреждения либо органы управления образованием. Но образовательные проступки могут совершать и индивидуальные субъекты образовательных правоотношений - учащиеся, их родители, педагогические работники, руководители образовательных учреждений и органов управления образования: родители по каким-то причинам (религиозным, национальным) не отдают своего ребенка в школу, чем нарушается конституционная норма об обязанности получить основное общее образование (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ); педагог решительно отказывается обучать учащегося, мотивируя такое решение неспособностью ученика к обучению, и т.п.3
Соответственно
этим основаниям выделяют уголовно-правовую,
административную, гражданско-правовую,
дисциплинарную и материальную виды
юридической ответственности
Что касается особенностей юридической ответственности в образовании, то она обусловлена специфическим характером общественных отношений по поводу обучения и воспитания. Нужно заметить, что вопросы юридической ответственности в литературе разработаны явно недостаточно, хотя ряд исследователей сделали серьезные шаги в этом направлении4.
Наиболее многочисленны
и исключительно разнообразны в
сфере образования
Информация о работе Ответственность образовательного учреждения (организации)