Ответственность образовательного учреждения (организации)

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 22:37, контрольная работа

Описание работы

Иное дело, что, с одной стороны, институты гражданского общества действительно могут создавать свои системы образования, однако такое образование будет под контролем государства, поскольку речь идет об образовании не просто членов общества, но граждан государства.
С другой стороны, подлинно демократическое правовое государство должно поощрять и стимулировать участие широкой научно-педагогической и родительской общественности в управлении и правовом регулировании различных элементов системы образования. И, как можно видеть, действующее законодательство об образовании России идет по такому пути.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Правовое положение образовательного учреждения…………………...........4
2. Ответственность образовательной организации по действующему законодательству………………………………………………………………….8
Список использованных источников и литературы……………………….......14

Работа содержит 1 файл

Контрольная по Защите субъектов образов. правоотношений.doc

— 84.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная по дисциплине: Защита субъектов образовательных  правоотношений

Тема: Ответственность  образовательного учреждения (организации)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление:

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Правовое положение  образовательного учреждения…………………...........4

2. Ответственность  образовательной организации по  действующему законодательству………………………………………………………………….8

Список использованных источников и литературы……………………….......14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Образование всегда было, есть и останется делом государственной важности, и стандарты образования также будут всегда иметь государственный характер. Иное дело, что, с одной стороны, институты гражданского общества действительно могут создавать свои системы образования, однако такое образование будет под контролем государства, поскольку речь идет об образовании не просто членов общества, но граждан государства.

С другой стороны, подлинно демократическое правовое государство должно поощрять и стимулировать  участие широкой научно-педагогической и родительской общественности в управлении и правовом регулировании различных элементов системы образования. И, как можно видеть, действующее законодательство об образовании России идет по такому пути.

Одним из важнейших  элементов механизма правового регулирования, с помощью которого возможно достижение результативности последнего, в том числе, в сфере образования, является юридическая ответственность субъектов образовательных правоотношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Правовое положение  образовательного учреждения

 

В основе определения  правового положения образовательного учреждения лежит принцип, изложенный в п. 9 ст. 3 Закона об образовании1, - автономия, т.е. свобода и ответственность образовательного учреждения.

Рассматривая названный  принцип, необходимо отметить, что п. 1 ст. 28 Закона об образовании раскрывает понятие автономии образовательной организации и академические свободы. Под автономией высшего учебного заведения понимается его самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность за свою деятельность перед личностью, обществом и государством. Контроль за соответствием деятельности учебного заведения целям, предусмотренным его уставом, осуществляют в пределах своей компетенции учредитель (учредители) образовательной организации и государственный орган управления образованием, выдавший лицензию на ведение образовательной деятельности.

В настоящее  время лицензирующим органом  в области образования является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Положение о котором утверждено Постановлением Правительства РФ от РФ от 15.07.2013 № 5942.

Чтобы реализовать  принцип самостоятельности образовательного учреждения, необходимо четко определить компетенцию, права и возможности самого заведения и установить ответственность за нарушение им своих обязанностей и превышение полномочий.

Компетенция образовательного учреждения - это совокупность прав, обязанностей и ответственности. Компетенция любого образовательного учреждения включает в себя основные функции, непосредственно связанные с образовательным процессом, и вспомогательные функции, призванные обеспечить образовательную деятельность.

К компетенции  образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: 

1) разработка  и принятие правил внутреннего  распорядка обучающихся, правил  внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов;

2) материально-техническое  обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;

3) предоставление  учредителю и общественности  ежегодного отчета о поступлении  и расходовании финансовых и  материальных средств, а также  отчета о результатах самообследования;

4) установление  штатного расписания, если иное  не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации; 

5) прием на  работу работников, заключение с  ними и расторжение трудовых  договоров, если иное не установлено  настоящим Федеральным законом,  распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников;

6) разработка  и утверждение образовательных  программ образовательной организации;

7) разработка  и утверждение по согласованию  с учредителем программы развития  образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

8) прием обучающихся  в образовательную организацию;

9) определение  списка учебников в соответствии  с утвержденным федеральным перечнем  учебников, рекомендованных к  использованию при реализации  имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями;

10) осуществление  текущего контроля успеваемости  и промежуточной аттестации обучающихся,  установление их форм, периодичности  и порядка проведения;

11) индивидуальный  учет результатов освоения обучающимися  образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях;

12) использование  и совершенствование методов  обучения и воспитания, образовательных  технологий, электронного обучения;

13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;

14) обеспечение  в образовательной организации,  имеющей интернат, необходимых условий  содержания обучающихся; 

15) создание  необходимых условий для охраны  и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации;

16) создание  условий для занятия обучающимися  физической культурой и спортом;

17) приобретение  или изготовление бланков документов  об образовании и (или) о  квалификации; 

18) установление  требований к одежде обучающихся,  если иное не установлено настоящим  Федеральным законом или законодательством  субъектов Российской Федерации;

19) содействие  деятельности общественных объединений  обучающихся, родителей (законных  представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации;

20) организация  научно-методической работы, в том  числе организация и проведение  научных и методических конференций, семинаров; 

21) обеспечение  создания и ведения официального  сайта образовательной организации  в сети "Интернет";

22) иные вопросы  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:

1) обеспечивать  реализацию в полном объеме  образовательных программ, соответствие  качества подготовки обучающихся  установленным требованиям, соответствие  применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;

2) создавать  безопасные условия обучения, воспитания  обучающихся, присмотра и ухода  за обучающимися, их содержания  в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;

3) соблюдать  права и свободы обучающихся,  родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся,  работников образовательной организации.

 

 

 

 

 

 

2. Ответственность  образовательной организации по  действующему законодательству

 

В правовой науке под юридической ответственностью понимается обязанность субъекта, совершившего виновно противоправное, причиняющее ущерб общественным отношениям деяние, претерпевать предусмотренные законодательством (санкциями охранительных правовых норм) неблагоприятные для субъекта лишения личного, имущественного и/или организационного характера. Данное определение полностью применимо и к сфере образовательных отношений, хотя ответственность их участников имеет и особенности. Выделим и кратко охарактеризуем некоторые из них.

Основанием возложения юридической  ответственности выступают правонарушения, состав которых предусмотрен различными отраслями права. Так, в образовательной сфере совершаются:

- уголовно-правовые деяния (взятки со стороны педагогических  работников, поборы с родителей  и учеников, мошенничество при  "организации" образовательных  учреждений, кражи учащимися имущества  в помещении образовательного  учреждения, оскорбление в грубой форме учащихся и т.д.);

- административные проступки, совершаемые должностными лицами образовательных учреждений и самими этими учреждениями (нарушение установленных административным законодательством требований по управлению образовательным учреждением, взаимодействию последних с органами управления образованием, нарушение финансового и налогового законодательства и т.п.);

- гражданско-правовые деликты  (невыполнение образовательным учреждением условий заключенных хозяйственных договоров, договоров аренды, нарушения предусмотренных гражданским законодательством организационно-правовых форм, предусмотренных для образовательных учреждений и т.д.);

- дисциплинарные проступки (невыполнение учащимися требований внутришкольной (внутривузовской) дисциплины, т.е. правил внутреннего распорядка, невыполнение требований учебных планов и учебного процесса, опоздание педагога или других категорий работников образования на работу и т.п.).

Особое место  занимают правонарушения, имеющие собственно образовательно-правовой характер, т.е. нарушающие нормы специального образовательного законодательства. Это, скажем, несоблюдение образовательным учреждением предусмотренных лицензией условий, отрицательные результаты аттестации образовательного учреждения, осуществление деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей ее уставным целям. Субъектами таких правонарушений выступают, как правило, институциональные субъекты - образовательные учреждения либо органы управления образованием. Но образовательные проступки могут совершать и индивидуальные субъекты образовательных правоотношений - учащиеся, их родители, педагогические работники, руководители образовательных учреждений и органов управления образования: родители по каким-то причинам (религиозным, национальным) не отдают своего ребенка в школу, чем нарушается конституционная норма об обязанности получить основное общее образование (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ); педагог решительно отказывается обучать учащегося, мотивируя такое решение неспособностью ученика к обучению, и т.п.3

Соответственно  этим основаниям выделяют уголовно-правовую, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную и материальную виды юридической ответственности субъектов  образовательных правоотношений, совершивших  правонарушения.

Что касается особенностей юридической ответственности в  образовании, то она обусловлена  специфическим характером общественных отношений по поводу обучения и воспитания. Нужно заметить, что вопросы юридической  ответственности в литературе разработаны явно недостаточно, хотя ряд исследователей сделали серьезные шаги в этом направлении4.

Наиболее многочисленны  и исключительно разнообразны в  сфере образования дисциплинарные проступки, особенность которых  состоит в том, что их могут  совершать лица (речь идет, прежде всего, об обучающихся, но не только), не обладающие дееспособностью (деликтоспособностью), предусмотренной уголовным, административным, гражданско-правовым, трудовым, семейным законодательством. В теории и практике образовательного права эта тема относится к числу наиболее актуальных и проблемных. Так, В.М. Сырых предлагает, думается, вполне обоснованный перечень наиболее существенных дисциплинарных проступков, которые должны быть четко отражены в образовательном законодательстве.

Информация о работе Ответственность образовательного учреждения (организации)