Ответственность несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 16:20, реферат

Описание работы

В настоящее время, когда идут масштабные и быстрые процессы социально-экономических и политических изменений в обществе, особенно трудно приходится молодым с их еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Представление несовершеннолетнего о морали и праве в силу возрастных причин находятся на вербальном уровне, не стали осознанными, тем более автоматическими регуляторами его поведения.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………….3
2.Ответственность несовершеннолетних………………………………...4
2.1. Уголовное наказание в отношении несовершеннолетних………....5
2.2. Применение к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия…………………………………………….10
2.3. Административная ответственность несовершеннолетних……….13
3.Судимость несовершеннолетних, и её погашение……………………17
4. Заключение……………………………………………………………...19
5. Список использованной литературы………………………………….20

Работа содержит 1 файл

Ответственность несовершеннолетних.docx

— 38.88 Кб (Скачать)

Успешное  исправление несовершеннолетнего  преступника предполагает наличие  комплекса социальных и экономических  условий, необходимых для нормального вхождения его в общество. Среди этих условий наиболее важным следует отметить  возможность общения несовершеннолетнего в социально здоровой среде, отсутствие вредных влияний, возможность получения несовершеннолетним профессии и занятия правомерной деятельностью, удовлетворяющей его материальные и духовные потребности. Отсутствие необходимых условий не означает возможности назначения несовершеннолетнему несправедливо строгого наказания, не соответствующего характеру и общественной опасности преступления. В данном случае в соответствии с законом суд должен принять возможные меры по устранению причин и условий преступления.

2.2. Применение  к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия

Несовершеннолетний, впервые совершивший  преступление небольшой или средней  тяжести, может быть освобожден от уголовной  ответственности, если будет признано, что его исправление  может  быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Часть вторая статьи 90 УК РФ предусматривает следующие виды принудительных мер воспитательного воздействия:

а) предупреждение;

б) передача под надзор родителей  или лиц, их заменяющих, либо специализированного  государственного органа;

в) возложение обязанности загладить  причиненный вред;

г) ограничение досуга и  установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Статья 63 УК РФ, действовавшего прежде, выделял такие виды мер воспитательного  характера как возложение обязанности  публично или в иной форме, определяемой судом, принести извинение потерпевшему; объявление выговора или строгого выговора; передача несовершеннолетнего под наблюдение трудового коллектива, общественной организации.

В соответствии с частью первой статьи 91 УК РФ "предупреждение состоит  в разъяснении несовершеннолетнему  вреда, причиненного его деянием, и  последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных настоящим  Кодексом". Предупреждение имеет  важное воспитательное и правовое значение.

Передача под надзор состоит  в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированный государственный орган обязанности по воспитательному  воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением. При применении данной принудительной меры родители ограничиваются в способах выполнения этой обязанности: обязанность родителя конкретизируется, и ему  поручается, например,  обеспечить

контроль за свободным временем  ребенка, не позволять ребенку покидать дом после определенного часа и др. Данная мера является своеобразным предупреждением родителям и другим лицам о возможности привлечения их ребенка (подопечного) к ответственности, с тем чтобы побудить их к более активной воспитательной деятельности.  В случае, когда родители и другие лица не согласны принять обязанность по надзору либо не способны должным образом выполнить эту обязанность, отдается предпочтение специализированному государственному  органу ( часть вторая статьи 91УК).

 Обязанность загладить причиненный  вред назначается с учетом  имущественного положения и трудовых  навыков несовершеннолетнего. Гражданское законодательство предусматривает имущественное возмещение морального вреда, однако, в некоторых случаях с согласия  потерпевшего моральный вред может быть заглажен извинением  нарушителя ( часть четвертая статьи 91 УК).

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего  могут предусматривать  запрет посещения  определенных мест, использование определенных форм досуга, в то числе связанных  с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезд в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему  может быть предъявлено требование возвратиться в общеобразовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. В отношении  несовершеннолетнего могут  быть предъявлены и другие  требования, необходимые для его исправления. Требования эти должны быть целесообразными, не должны быть жестокими, причинять вред

несовершеннолетнему, целью их не может быть уничтожение достоинства  несовершеннолетнего.

Так как принудительные меры воспитательного  воздействия не делятся на основные и дополнительные, несовершеннолетнему  может быть назначено одновременно несколько мер воспитательного  характера.    

 Предусмотренная законом система  принудительных мер воспитательного  воздействия создает основу для  применения к несовершеннолетним  освобождения от уголовной ответственности  и наказания с применением  принудительных мер воспитательного воздействия. Основанием для применения принудительных мер воспитательного воздействия является совершение несовершеннолетним впервые преступления небольшой и средней тяжести, возможность достижения исправления путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

По общему правилу факт совершения лицом преступления может быть установлен  только вступившим в законную силу приговором суда. Поскольку в этом случае допускается исключение из общего принципа, то  уделяется  особое внимание установлению факта совершения преступления. Данную меру нецелесообразно применять к лицу, не признавшему своей вины в совершении преступления, при этом следует учитывать , что признание, как и любое другое доказательство, должно оцениваться критически. У несовершеннолетнего могут быть веские основания для самооговора  (например: страх перед уголовным наказанием или перед действительным преступником).

Возможность  исправления несовершеннолетнего  может  быть установлена исходя из характера и степени опасности  данного конкретного преступления, личности виновного, условий его жизни и воспитания и других обстоятельств дела.

Освобождение от уголовной ответственности  по статье 90 УК - условное освобождение. "В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта 

мера по представлению  специализированного  государственного органа отменяется, и материалы  направляются для  привлечения 

несовершеннолетнего к уголовной  ответственности" ( часть 4 статьи 90 УК). Освобождение от уголовной ответственности и применение  принудительных мер не прерывают и не приостанавливают течения давности привлечения к уголовной ответственности, что необходимо учитывать при отмене принудительных мер.

2.3. Административная ответственность несовершеннолетних

Административная ответственность - это применение судей, уполномоченным органом или должностным лицом  установленных государством мер  административного наказания на основании закона и в порядке, определяемом законом к физическим и юридическим лицам за административные правонарушения, предусмотренные законодательством  Российской Федерации и законами субъектов РФ, а также осознанная готовность виновного лица понести  это наказание.

Конституция РФ предоставляет гражданам  России право самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности  с 18 лет, не нарушая при этом права  и свободы других лиц. Однако такое  регулирование не исключает возможности  установления государством иных возрастных границ, связанных с осуществлением гражданами определенных прав и возложением на них обязанностей, в том числе отвечать за свои действия. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусматривает возможность наступления административной ответственности для лиц, совершивших административные правонарушения, по достижении ими 16-летнего возраста. Норма данной статьи Кодекса корреспондируется с нормами уголовного, гражданского, трудового и других отраслей права. Так, Уголовный кодекс РФ устанавливает, что, к уголовной ответственности привлекаются лица, достигшие 16-летнего возраста. За причиненный вред в гражданских правоотношениях несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут ответственность в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Трудовой кодекс РФ допускает заключение трудового договора, с лицами, достигшими 16 лет. Таким образом, законодатель считает лицо, достигшее 16 лет, обязанным и способным осознавать социальный смысл своего поведения, признавать и уважать права и свободы других лиц, правильно оценивать свои действия и отвечать за них, предвидеть последствия возможных нарушений. Субъекты административной юрисдикции на всех стадиях административного процесса, в каждом конкретном случае должны удостовериться в личности лица, привлекаемого к административной ответственности, и, в первую очередь, уточнить его возраст. Данные о лице, в отношении которого возбуждено и рассматривается дело, требуется фиксировать в различных процессуальных документах, включая протоколы, постановления и определения по делу. Не достижение физическим лицом на момент совершения им противоправных действий требуемого по закону возраста исключает производство по делу либо ведет его к прекращению.

Новый Кодекс сохраняет провозглашенный  КоАП РСФСР принцип рассмотрения дел о правонарушениях несовершеннолетних специальными органами, основной задачей  которых является защита прав несовершеннолетних. КоАП РФ относит комиссии по делам  несовершеннолетних и защите их прав к органам административной юрисдикции, рассматривающим подавляющее большинство дел об административных правонарушениях несовершеннолетних, поскольку несовершеннолетние нуждаются в особой защите государства, в том числе и в специальной юридической защите в случае совершения ими правонарушений. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав применяют к нарушителям, достигшим шестнадцатилетнего возраста, наказания, предусмотренные санкциями соответствующих статей Особенной части (за исключением административного ареста, налагаемого на граждан с 18 лет). Меры административного взыскания не должны применяться за отдельные незначительные проступки, в том числе носящие характер озорства, шалости и т.п. Здесь целесообразно ограничиться устным замечанием, сообщить о поведении подростка его семье.

Часть 2 ст. 2.3 КоАП РФ, допускает возможность  освобождения лица, совершившего правонарушение, в возрасте от 16 до 18 лет от административной ответственности с применением  к нему мер, предусмотренных федеральным  законодательством о защите прав несовершеннолетних. Имеются в виду меры, налагаемые указанными комиссиями в соответствии с Положением о  комиссиях по делам несовершеннолетних и называемые мерами воздействия (обязанность  принесения публичного или в иной форме извинения потерпевшему, предупреждение, выговор или строгий выговор, возмещение материального ущерба, передача несовершеннолетнего под надзор родителей, общественных воспитателей, некоторые другие меры принудительно-воспитательного  характера, а также штраф). Обычно административному штрафу, за административные правонарушения своих несовершеннолетних детей, подвергаются родители или лица их замещающие. Предусматривая ответственность  граждан за административные правонарушения с 16 лет, Кодекс закрепляет ряд дополнительных гарантий для них. Так, к несовершеннолетним нарушителям, не достигшим 18 лет, не может  применяться административный арест; несовершеннолетие является смягчающим ответственность обстоятельством; вовлечение несовершеннолетнего в  правонарушение - отягчающее обстоятельство. Кодекс также устанавливает процессуальные гарантии прав несовершеннолетнего, направленные на установление истины, перевоспитание нарушителя и профилактику правонарушений. Как было сказано выше к несовершеннолетним нарушителям, не достигшим 18 лет, не может применяться административный арест, но может применяться административное задержание. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Такое кратковременное ограничение свободы может применяться к несовершеннолетнему в том случае, если составление протокола об административном правонарушении обязательно, а на месте совершения данного административного правонарушения отсутствует возможность составить такой протокол. Несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц. В случае административного задержания несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или законные представители. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган или должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица. Законные представители извещаются о месте и времени рассмотрения данного дела. Если законный представитель по каким-либо причинам не явился, в этом случае применяется привод законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности. Привод осуществляется органом внутренних дел (милицией) на основании определения судьи, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. В остальных случаях при рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет законные представители могут не присутствовать. Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

  1. Судимость несовершеннолетних, и её погашение

Судимость - уголовно-правовая  характеристика личности преступника. особенности  личности несовершеннолетнего поэтому  учитываются  в применении этого института. Возраст от 14 до 21 года - это возраст социальной адаптации лица, которая требует от несовершеннолетнего значительных усилий. С другой стороны, естественные возрастные потребности несовершеннолетнего достаточно велики, в ряде случаев выше потребностей взрослого человека

(потребность самоутверждения, желание существовать в разумном и справедливом обществе), возможности же реализации потребностей у несовершеннолетнего весьма ограниченны, что часто приводит несовершеннолетнего к "бунту против общества" и принятых в обществе порядков и норм, способствует совершению преступлений. Кроме того, несовершеннолетние  ввиду своей психической незрелости не могут отвечать за совершенное преступление в равной мере со взрослыми преступниками. Социализация лица (приобретение профессии и материальной независимости, создание семьи) приводит очень быстро к изменению отношения молодого человека к обществу, более или менее полному принятию социальных норм. Высокая динамика изменения личности несовершеннолетнего и требование справедливого соотношения преступления и его правовых последствий предполагают существование специальных норм, регламентирующих судимость несовершеннолетних.

В соответствии с частью четвертой  статьи 18 УК РФ судимости за преступления, совершенные лицом в возрасте до 18 лет, не учитываются при признании  рецидива преступлений. Статья 95 предусматривает сокращенные

сроки погашения судимости для  лиц, совершивших преступление до достижения возраста 18 лет:

  а) один год после отбытия  лишения свободы за преступления небольшой или средней тяжести;

  б)  три года после отбытия  лишения свободы за тяжкое  или особо тяжкое преступление

К несовершеннолетним применяются  предусмотренные статье 86 УК общие положения о судимости  ( части первая и шестая статьи 86), положения о несудимости лиц, освобожденных от наказания ( часть вторая статьи 86), о

погашении судимости в отношении  лиц, условно осуждённых,- по истечении  испытательного срока  ( пункт "а" части третьей), и в отношении  лиц,

осужденных к более мягким наказаниям, чем лишение свободы - по истечении одного года после отбытия наказания ( пункт "б" части третьей),  о погашении судимости при условно-досрочном освобождении ( часть четвертая) и о снятии судимости ( часть пятая статьи 86 УК РФ.). Но применение данных статей возможно только при примерном поведении и честном отношении к труду несовершеннолетнего.

Информация о работе Ответственность несовершеннолетних