Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 16:20, реферат
В настоящее время, когда идут масштабные и быстрые процессы социально-экономических и политических изменений в обществе, особенно трудно приходится молодым с их еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Представление несовершеннолетнего о морали и праве в силу возрастных причин находятся на вербальном уровне, не стали осознанными, тем более автоматическими регуляторами его поведения.
1.Введение………………………………………………………………….3
2.Ответственность несовершеннолетних………………………………...4
2.1. Уголовное наказание в отношении несовершеннолетних………....5
2.2. Применение к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия…………………………………………….10
2.3. Административная ответственность несовершеннолетних……….13
3.Судимость несовершеннолетних, и её погашение……………………17
4. Заключение……………………………………………………………...19
5. Список использованной литературы………………………………….20
Содержание:
1.Введение……………………………………………………
2.Ответственность несовершеннолетних………………………………
2.1. Уголовное наказание в отношении несовершеннолетних………....5
2.2. Применение к несовершеннолетним принудительных
мер воспитательного воздействия…………………………………………….
2.3. Административная ответственность несовершеннолетних……….13
3.Судимость несовершеннолетних, и её погашение……………………17
4. Заключение……………………………………………………
5. Список использованной литературы………………………………….20
В настоящее время, когда идут масштабные
и быстрые процессы социально-экономических
и политических изменений в обществе,
особенно трудно приходится молодым
с их еще не устоявшимся мировоззрением,
подвижной системой ценностей. Представление
несовершеннолетнего о морали и
праве в силу возрастных причин находятся
на вербальном уровне, не стали осознанными,
тем более автоматическими
Новый Уголовный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой РФ 24 мая 1996 года и одобренный Советом Федерации Федерального Собрания РФ в значительной мере восполняет пробелы и недостатки предыдущего УК, он в большей степени отвечает задачам построения и защиты нового общества, государственного и общественного строя Российской Федерации. Учитывая особенности психологии несовершеннолетних, в новый Уголовный кодекс введен специальный раздел "Уголовная ответственность несовершеннолетних", в котором учтена специфика этой возрастной группы.
Необходимость специальных норм об
ответственности
В соответствии со статьей 87 Уголовного кодекса РФ, который вступил в действие 1 января 1997 года "несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет".
Минимальный возраст несовершеннолетнего
как особого участника
Малолетние, не достигшие 14-летнего возраста, не подлежат уголовной ответственности. При этом законодатель исходит из того факта, что малолетний не может в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.
Несовершеннолетний, достигший возраста уголовной ответственности ( 14 или 16 лет), совершивший преступление проходит перед назначением наказания комплексную судебную психологически-психиатрическую экспертизу, которая является одним из наиболее сложных видов исследования, поскольку при этом необходимо применение специальных познаний не только общей, медицинской и социальной психологии, но и в таких дисциплинах, как психология патопсихология детей и подростков.
По достижении 18-летнего возраста лицо утрачивает правовой статус несовершеннолетнего.
Среди норм об уголовной ответственности несовершеннолетних следует различать:
-нормы, действующие в
-нормы, действующие в
Первая группа норм ( включает правила
о видах наказания, назначении наказания,
условно-досрочном
Для правильного применения норм об
уголовной ответственности
Согласно постановления Пленума Верховного Суда СССР "О практике применения судами законодательства по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность от 03 декабря 1976г." ..наказание несовершеннолетних в особой степени должно быть подчинено цели исправления и перевоспитания виновных и предупреждения совершения новых преступлений." (в редакции постановления Пленума № 17 от 05.12.1986г.)
Особенности психики несовершеннолетнего и его социального статуса предполагают особенности применяемых к нему мер уголовного наказания: меры эти более мягкие, в большей степени ориентированы на воспитательное воздействие и отражают условия жизни несовершеннолетнего в обществе. К несовершеннолетним не применяются наиболее суровые меры уголовного наказания (смертная казнь и пожизненное лишение свободы), уголовный закон не предусматривает применения к несовершеннолетним наказаний, применение которых невозможно или нецелесообразно ввиду особенностей социального статуса несовершеннолетнего ( лишение права занимать определенные должности, конфискация имущества, ограничение свободы и наказания, применяемые к военнослужащим). Видами наказания, назначаемыми несовершеннолетним, являются в соответствии с частью 1 статьи 88 УК РФ:
а) штраф;
б) лишение права заниматься определенной деятельностью;
в) обязательные работы;
г) исправительные работы;
д) арест;
е) лишение свободы на определенный срок.
Так, штраф назначается только при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание. Имущество должно ему принадлежать на праве собственности, то есть должно быть приобретено несовершеннолетним правомерно. Штраф назначается в размере от десяти до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев. Определяя размер штрафа, суд должен учитывать, что это наказание не должно лишать осужденного необходимых для нормальной жизни материальных благ.
В соответствии с частью 3 статьи 88 УК РФ обязательные работы назначаются на срок от 40 до 160 часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказаний лицами в возрасте до 15 лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от 15 до 16 лет - трех часов в день. "Свободное от учебы время" не включает в себя время, необходимое несовершеннолетнему для самоподготовки, выполнения домашних заданий, при этом учитывается время дополнительного обучения несовершеннолетнего: музыкальные школы, спортивные секции и т.д. Обязательные работы работающему несовершеннолетнему назначается с учетом характера и тяжести труда его по месту основной работы.
Исправительные работы назначаются несовершеннолетним на срок до одного года (часть 4 статьи 88 УК РФ). Наказание это применяется только к работающим несовершеннолетним. Данное наказание по возможности не должно препятствовать социальному развитию несовершеннолетнего, например: поступление в учебное заведение.
В соответствии с частью 6 статьи 88 УК гласит, что арест назначается несовершеннолетним, достигшим возраста 16 лет к моменту вынесения приговора, на срок от 1 до 6 месяцев. Назначая несовершеннолетнему арест, суд должен учитывать то обстоятельство, что данная мера по возможности не должна вредить учебе несовершеннолетнего.
Такой вид наказания как лишение свободы назначается несовершеннолетним осужденным на срок не свыше десяти лет и отбывается:
Пленум Верховного Суда РСФСР в
п.10 постановления от 25 декабря 1990 года
№ 5 "О судебной практике по делам
о преступлениях
наказания в виде лишения свободы только тогда, когда исправление и перевоспитание его невозможно без изоляции от общества. Следует исключить из судебной практики случаи необоснованного назначения
несовершеннолетним наказания в виде лишения свободы на краткие сроки, когда в соответствии с законом к ним может быть применено наказание, не связанное с лишением свободы. К несовершеннолетним, совершившим тяжкие преступления, должны в необходимых случаях применяться строгие меры наказания. Обсуждая вопрос о применении таких мер наказания, суды обязаны учитывать не только характер и степень общественной опасности совершенного преступления, но и личность виновного и обстоятельства дела, смягчающие и отягчающие ответственность, а также причины и условия, способствовавшие совершению преступления".
Обсудив практику применения судами законодательства по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную деятельность, Пленум Верховного Суда Российской Федерации отметил некоторые недостатки в деятельности судом по вопросу о наказании несовершеннолетних.
Так, "не по всем делам о преступлениях несовершеннолетних принимаются меры к выявлению взрослых лиц, причастных к совершению преступления, к выяснению их роли в вовлечении подростка в преступление. При установлении случаев совершения преступления в состоянии опьянения по многим делам не принимаются меры к выяснению источников приобретения спиртных напитков и наркотиков, обстоятельств их употребления, причастность к этому взрослых лиц; не решается вопрос о привлечении виновных взрослых к административной и уголовной ответственности".
В соответствии с частью седьмой статьи 88 УК РФ суд может дать указание органу, исполняющему наказание, об учете при обращении с несовершеннолетним осужденным определенных особенностей его личности. Это могут быть особенности психики несовершеннолетнего, физическая слабость и плохое состояние здоровья, способности и склонности к определенному виду деятельности.
Особенности назначения наказания
несовершеннолетним предусмотрены
статьей 89 УК. При назначении наказания
несовершеннолетнему
При определении степени общественной опасности совершенного преступления следует исходить из совокупности всех обстоятельств, при которых было совершено преступное деяние (форма вины, мотив, способ, обстановка и стадия совершения преступления, тяжесть наступивших последствий, степень и характер участия каждого из соучастников преступления и пр.)
Довольно часто даже по преступлениям, обязательным признаком которых являются низменные побуждения, доминирующими мотивами поведения подростка являются не низменные, а иные побуждения. Так, кражи, грабежи, разбойные нападения иногда мотивируются у подростков корыстными побуждениями в сочетании с мотивами озорства, стремлением утвердить себя в группе, желанием заполнить свободное время. Велико
значение личностных данных в индивидуализации ответственности и наказания несовершеннолетних. Основными элементами, характеризующими личность подростка, совершившего преступление, являются возраст, образование, семейное положение; психические особенности; потребности и интересы, отношение к нормам права и морали, отношение к родителям, к учебе или к своим обязанностям на работе.
Уголовно-процессуальное законодательство также предписывает при производстве предварительного следствия и судебного разбирательства обращать особое внимание на выяснение следующих обстоятельств:
1) возраст несовершеннолетнего (число, месяц, год рождения);
2) условий жизни и воспитания;
3) причин и условий,
4) наличия взрослых
Справедливым наказанием в отношении
несовершеннолетнего будет то наказание,
которое наилучшим образом