Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 19:45, отчет по практике
В ходе прохождения учебной юридической практики в Отделе Внутренних дел Октябрьского округа гоpода Муpманск, в следственном отделе под руководством следователя следственного отдела я ознакомился с оформлением процессуальных документов и ведением pазличных следственных меpопpиятий, таких как следственный экспеpемент, пpоведение очной ставки, допpос свидетеля, подозpеваемого,
потеpпевшего, сбоp хаpактеpезующей, вызов к следователю, опознание. В ходе ознакомительной практики ознакомился с конкретной работой следственного аппарата, присутствовал при производстве следственных действий. За время прохождения производственной практики ознакомился с нормативными документами следственного подразделения, оказал практическую помощь следователю, выполняя отдельные поручения.
Сколько их - точно определить невозможно. Но во всяком случае можно смело утверждать - несколько десятков. Невозможно также точно вычислить и объем таких актов: в некоторых из них содержатся многочисленные статьи,
параграфы, пункты и т. д.
Для характеристики массива правовых актов о правоохранительных органах существенно также то, что в этом массиве сосуществуют акты разного юридического значения (разной юридической силы). В нем соседствуют и взаимодействуют положения Конституции РФ с положениями конституций республик в составе Российской Федерации, положения федеральных законов с положениями законов республик в составе Российской Федерации, указы Президента РФ с постановлениями Правительства РФ, положения международных соглашений с положениями ведомственных нормативных актов и т. д. У названных и других документов свой юридический статус, свое значение. И данное обстоятельство, естественно, существенно усложняет в целом изучение юридической базы, на которую опирается система правоохранительных органов.
Преодолению трудностей такого рода призвана содействовать классификация правовых актов, которые в совокупности образуют эту базу. Осуществлять ее целесообразно, опираясь на два основания. Одно из них - предмет (содержание) группируемых актов независимо от их юридической силы. Другое группировка актов по их юридическому значению.
Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их юридическому значению.
В соответствии с действующими законодательными предписаниями и сложившимися в российской юридической доктрине установками правовые акты о правоохранительных органах, как и акты по всем другим вопросам,
выстраиваются в четкую иерархическую структуру. Место конкретного акта в этой структуре определяется, как правило, тем, какой орган его принял и в каком порядке это было сделано.
На самом высоком
уровне находится, как отмечено выше,
Конституция РФ. Она принимается
с соблюдением особой процедуры
и решает узловые вопросы
Отменяется и изменяется она тоже с соблюдением особой процедуры. В этом одна из гарантий ее стабильности.
Немного ниже в иерархической структуре правовых актов находятся законы.
Согласно Конституции
РФ различаются федеральные
Федеральные законы,
как и Конституция РФ, имеют
верховенство на всей территории Российской
Федерации. Они принимаются
При характеристике закона как источника правовой регламентации следует иметь в виду, что в свое время высшие представительные органы в соответствии с действовавшими тогда правилами могли издавать акты,
именовавшиеся положениями, которые имели и продолжают иметь практически ту же юридическую силу, что и законы. К их числу можно отнести, например.
Положение о квалификационных
коллегиях, Положение о квалификационной
аттестации судей. Положение об адвокатуре
РСФСР, Положение о военной
Пределы полномочий
законодательных органов
Следующая ступень
в иерархической структуре
Несколько более низкую ступень занимают постановления и распоряжения Правительства РФ. Эти акты не могут противоречить ни Конституции, ни законам, ни указами распоряжениям Президента. Правительство вправе регламентировать только те вопросы, которые отнесены к его компетенции актами более высокого уровня. Оно обычно уточняет и дополняет то, что сказано в законах и президентских указах, Правительство, как и Президент,
может, в частности, утверждать положения о правоохранительных органах,
которые возглавляются членами Правительства - министрами. Так,
постановлениями Правительства были утверждены Положение о Министерстве юстиции РФ и Положение о Министерстве внутренних дел РФ.
К регламентации организации и деятельности правоохранительных органов могут иметь отношение и акты министерств и ведомств (ведомственные акты).
Издаются они
руководителями соответствующего уровня.
Главное их свойство они обязательно
должны согласовываться с
президентских и правительственных актов. Называться они могут по-разному:
приказами, инструкциями, указаниями, положениями и т. д.
Значительное число
ведомственных нормативных
Такого рода акты в пределах своей компетенции издают руководители и других правоохранительных органов. По ряду вопросов ведомственные акты утверждаются одновременно несколькими руководителями таких органов. Они утвердили, в частности, инструкции по вопросам возмещения ущерба,
причиненного гражданам незаконными действиями органов дознания, следствия,
прокуратуры и судов, и по вопросам работы с вещественными доказательствами в судах и других правоохранительных органах.
Большое практическое значение имеют разъяснения, даваемые Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ. Оформляются эти разъяснения постановлениями пленумов названных судов. Постановления первого из них обязательны к исполнению не только общими и военными судами, но и всеми организациями и их должностными лицами, применяющими закон, по которому дано разъяснение, а второго - всеми арбитражными судами. Некоторые из этих постановлений имеют отношение к организации судов. В настоящее время продолжают действовать многие руководящие разъяснения, которые давались Пленумом Верховного Суда СССР, если они не противоречат российским законам и вопросы, которые были решены в них, не истолкованы иначе в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ или Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. Все большее значение для регламентации деятельности правоохранительных органов в последние годы приобретают постановления Конституционного Суда РФ. Этот суд не наделен нравом издавать какие-то нормативные акты, обязательные к исполнению организациями, должностными лицами и гражданами. Но принимаемые им решения могут повлечь за собой приостановление действия такого акта,если он противоречит Конституции РФ, и понуждение компетентного органа отменить его или изменить, Естественно, такое решение может коснуться акта,регулирующего правоохранительную деятельность или организацию осуществляющих ее органов. В качестве примера вполне уместно привести постановление Конституционного Суда РФ от 16 апреля 1993 г., в котором получил соответствующее разрешение вопрос о порядке обжалования дисциплинарных взысканий и увольнений, которым подвергаются работники прокуратуры.
С относительно недавних
пор, как отмечено выше, начали приобретать
новое звучание общепризнанные принципы
и нормы международного права
и международные договоры. Раньше
соответствующие положения
скажем, в суде обнаружится противоречие между законом и международным соглашением, то решение должно выноситься в соответствии с последним, а не в соответствии с действующим законом. Другими словами, по своему юридическому значению положения международного права стали более весомыми, чем предписания российских законов.
Иногда среди источников, касающихся правоохранительной деятельности и соответствующих органов, упоминается документ, именуемый Концепцией судебной реформы в РСФСР. Этот документ был одобрен Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. Но он не является правовым актом, обязательным к исполнению. В нем содержатся данные, характеризующие состояние правоохранительной системы в наши дни, показываются ее недостатки и обозначаются некоторые ориентиры для устранения этих недостатков. Для изучения законодательства и иных правовых актов не последнее значение имеет знание источников их официального опубликования. Правильное применение любого нормативного акта требует того, чтобы органы и должностные лица имели возможность руководствоваться точным, не устаревшим и не искаженным текстом соответствующего акта. Опыт показывает, что при их публикации не всегда обеспечиваются такие свойства. Чтобы преодолеть это, государство берет на себя хлопоты по официальному изданию законов и иных правовых актов. В соответствии с действующим законодательством существует несколько изданий, осуществляющих опубликование:
- федеральные законы,
указы и распоряжения
- ведомственные
акты, имеющие общеобязательное
или межведомственное значение,
эти и подобные им нормативные акты публикуются также в ведомственных изданиях;
- постановления
Конституционного Суда РФ - в издаваемом
им же Вестнике
- разъяснения высших
судебных инстанций - в Бюллетене
Верховного Суда Российской
- международные
документы - в Бюллетене международных
договоров (издание
Акты об организации расследования уголовных дел и органах, осуществляющих его.
Закон о прокуратуре (ВВС. 1992. № 8. Ст. 366).
Закон о милиции (ВВС. 1991. № 16. Ст. 503).
Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 22 октября 1991 г. (БНА. 1991. № 10).
Положение о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 12 февраля 1993 г. (САПП 1993. № 7. Ст. 562).
Положение о Федеральной службе контрразведки Российской Федерации,
утвержденное Указом Президента РФ от 5 января 1994 г. (РГ. 1994 г. 11 января и 30 марта).
Закон РФ О федеральных органах налоговой полиции от 24 июня 1993 г. (ВВС.
1993. № 29. Ст. 1114).
Таможенный кодекс РФ, принятый Верховным Советом РФ 18 июня 1993 г. (ВВС.
1993. № 31. Ст. 1224).
Закон РФ О Государственной границе Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. (ВВС. 1993. № 17. Ст. 594).
Пpавоохpанительные Оpганы Конституция Российской Федерации провозгласила: человек, его права и свободы являются наивысшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - обязанность государства (ст.2). Речь идет об охране прав и свобод всех граждан от преступных посягательств и других неправомерных действий, включая и охрану прав и законных интересов лиц, виновных в совершении преступлений, и лиц, отбывающих наказание, назначенное судом за их преступные действия. Указанные конституционные положения имеют важное значение во всех сферах государственной деятельности, однако, их роль особенно велика в сфере уголовного судопроизводства, где права и свободы граждан затрагиваются наиболее ощутимо.
Признание лица виновным
в совершении преступления и назначение
ему уголовного наказания является
исключительно прерогативой суда, но
предпосылки успешного
Информация о работе Отчет по практике в Отделе Внутренних дел Октябрьского округа гоpода Муpманск