Отчет по практике в Отделе Внутренних дел Октябрьского округа гоpода Муpманск

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 19:45, отчет по практике

Описание работы

В ходе прохождения учебной юридической практики в Отделе Внутренних дел Октябрьского округа гоpода Муpманск, в следственном отделе под руководством следователя следственного отдела я ознакомился с оформлением процессуальных документов и ведением pазличных следственных меpопpиятий, таких как следственный экспеpемент, пpоведение очной ставки, допpос свидетеля, подозpеваемого,
потеpпевшего, сбоp хаpактеpезующей, вызов к следователю, опознание. В ходе ознакомительной практики ознакомился с конкретной работой следственного аппарата, присутствовал при производстве следственных действий. За время прохождения производственной практики ознакомился с нормативными документами следственного подразделения, оказал практическую помощь следователю, выполняя отдельные поручения.

Работа содержит 1 файл

В ходе прохождения учебной юридической практики в Отделе Внутренних дел Октябрьского округа гоpода Муpманск.docx

— 34.00 Кб (Скачать)

Сколько их - точно  определить невозможно. Но во всяком случае можно смело утверждать - несколько десятков. Невозможно также точно вычислить и объем таких актов: в некоторых из них содержатся многочисленные статьи,

параграфы, пункты и т. д.

Для характеристики массива правовых актов о правоохранительных органах существенно также то, что в этом массиве сосуществуют акты разного юридического значения (разной юридической силы). В нем соседствуют и взаимодействуют положения Конституции РФ с положениями конституций республик в составе Российской Федерации, положения федеральных законов с положениями законов республик в составе Российской Федерации, указы Президента РФ с постановлениями Правительства РФ, положения международных соглашений с положениями ведомственных нормативных актов и т. д. У названных и других документов свой юридический статус, свое значение. И данное обстоятельство, естественно, существенно усложняет в целом изучение юридической базы, на которую опирается система правоохранительных органов.

Преодолению трудностей такого рода призвана содействовать  классификация правовых актов, которые  в совокупности образуют эту базу. Осуществлять ее целесообразно, опираясь на два основания. Одно из них - предмет (содержание) группируемых актов независимо от их юридической силы. Другое группировка актов по их юридическому значению.

Классификация правовых актов о правоохранительных органах  по их юридическому значению.

В соответствии с  действующими законодательными предписаниями  и сложившимися в российской юридической  доктрине установками правовые акты о правоохранительных органах, как  и акты по всем другим вопросам,

выстраиваются в  четкую иерархическую структуру. Место  конкретного акта в этой структуре  определяется, как правило, тем, какой  орган его принял и в каком порядке это было сделано.

На самом высоком  уровне находится, как отмечено выше, Конституция РФ. Она принимается  с соблюдением особой процедуры  и решает узловые вопросы государственной  и общественной жизни, в том числе  организации и деятельности правоохранительных органов. Все правовые акты более  низкого уровня должны точно соответствовать  конституционным предписаниям. Поэтому  и принято говорить о том, что  Конституция РФ имеет высшую юридическую  силу.

Отменяется и  изменяется она тоже с соблюдением  особой процедуры. В этом одна из гарантий ее стабильности.

Немного ниже в иерархической  структуре правовых актов находятся  законы.

Согласно Конституции  РФ различаются федеральные законы, в том числе конституционные (их издание осуществляется в силу прямого  предписания Конституции РФ и  по вопросам, указанным в ней), и  законодательство субъектов Российской Федерации, включая их конституции  и уставы.

Федеральные законы, как и Конституция РФ, имеют  верховенство на всей территории Российской Федерации. Они принимаются Государственной  Думой (а иногда и Советом Федерации) и начинают действовать после  подписания их Президентом РФ. В  актах этого уровня и решается большинство вопросов организации  и деятельности правоохранительных органов, которым доверяется осуществление  весьма ответственных функций, связанных  с охраной законности и правопорядка, защитой прав и законных интересов  граждан. Авторитет принимаемых ими решений подкрепляется авторитетом закона. В этом одна из гарантий того, что их деятельность будет осуществляться должным образом.

При характеристике закона как источника правовой регламентации  следует иметь в виду, что в  свое время высшие представительные органы в соответствии с действовавшими тогда правилами могли издавать акты,

именовавшиеся положениями, которые имели и продолжают иметь  практически ту же юридическую силу, что и законы. К их числу можно  отнести, например.

Положение о квалификационных коллегиях, Положение о квалификационной аттестации судей. Положение об адвокатуре РСФСР, Положение о военной прокуратуре  и Положение о военных трибуналах.

Пределы полномочий законодательных органов субъектов  Российской Федерации в регламентации  вопросов, связанных с организацией и деятельностью правоохранительных органов, значительно уже. Они ограничены компетенцией субъектов такого рода. К примеру, они вправе издавать законы, дополняющие и развивающие Основы законодательства о нотариате, по вопросам организации адвокатуры.

Следующая ступень  в иерархической структуре правовых актов отведена указам и распоряжениям  Президента РФ. Содержание этих актов  определяется Конституцией РФ и другими  федеральными законами. Чаще всего  они касаются тех правоохранительных органов, которые входят в состав исполнительной власти. Указом может  быть утверждено положение о каком-то органе, о возложении на него дополнительных полномочий либо об освобождении его  от таковых. В качестве примера могут  послужить Указ Президента РФ Об утверждении Положения о Федеральной службе контрразведки Российской Федерации от 5 января 1994 г., Указ Президента РФ Об утверждении Положения о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации от 12 февраля 1993 г.

Несколько более  низкую ступень занимают постановления  и распоряжения Правительства РФ. Эти акты не могут противоречить  ни Конституции, ни законам, ни указами  распоряжениям Президента. Правительство  вправе регламентировать только те вопросы, которые отнесены к его компетенции  актами более высокого уровня. Оно  обычно уточняет и дополняет то, что сказано в законах и  президентских указах, Правительство, как и Президент,

может, в частности, утверждать положения о правоохранительных органах,

которые возглавляются  членами Правительства - министрами. Так,

постановлениями Правительства  были утверждены Положение о Министерстве юстиции РФ и Положение о Министерстве внутренних дел РФ.

К регламентации  организации и деятельности правоохранительных органов могут иметь отношение  и акты министерств и ведомств (ведомственные акты).

Издаются они  руководителями соответствующего уровня. Главное их свойство они обязательно  должны согласовываться с предписаниями  законов,

президентских и  правительственных актов. Называться они могут по-разному:

приказами, инструкциями, указаниями, положениями и т. д.

Значительное число  ведомственных нормативных актов, имеющих отношение к судам  и другим правоохранительным органам, издается Министерством юстиции  РФ. Оно, к примеру, утвердило инструкции по делопроизводству в общих судах  основного и среднего звеньев, об исполнительном производстве, о порядке  учета нормативных актов в  судах и органах юстиции, о  статистической отчетности.

Такого рода акты в пределах своей компетенции  издают руководители и других правоохранительных органов. По ряду вопросов ведомственные  акты утверждаются одновременно несколькими  руководителями таких органов. Они  утвердили, в частности, инструкции по вопросам возмещения ущерба,

причиненного гражданам  незаконными действиями органов  дознания, следствия,

прокуратуры и судов, и по вопросам работы с вещественными  доказательствами в судах и других правоохранительных органах.

Большое практическое значение имеют разъяснения, даваемые Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным  Судом РФ. Оформляются эти разъяснения  постановлениями пленумов названных  судов. Постановления первого из них обязательны к исполнению не только общими и военными судами, но и всеми организациями и их должностными лицами, применяющими закон, по которому дано разъяснение, а второго - всеми арбитражными судами. Некоторые из этих постановлений имеют отношение к организации судов. В настоящее время продолжают действовать многие руководящие разъяснения, которые давались Пленумом Верховного Суда СССР, если они не противоречат российским законам и вопросы, которые были решены в них, не истолкованы иначе в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ или Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. Все большее значение для регламентации деятельности правоохранительных органов в последние годы приобретают постановления Конституционного Суда РФ. Этот суд не наделен нравом издавать какие-то нормативные акты, обязательные к исполнению организациями, должностными лицами и гражданами. Но принимаемые им решения могут повлечь за собой приостановление действия такого акта,если он противоречит Конституции РФ, и понуждение компетентного органа отменить его или изменить, Естественно, такое решение может коснуться акта,регулирующего правоохранительную деятельность или организацию осуществляющих ее органов. В качестве примера вполне уместно привести постановление Конституционного Суда РФ от 16 апреля 1993 г., в котором получил соответствующее разрешение вопрос о порядке обжалования дисциплинарных взысканий и увольнений, которым подвергаются работники прокуратуры.

С относительно недавних пор, как отмечено выше, начали приобретать  новое звучание общепризнанные принципы и нормы международного права  и международные договоры. Раньше соответствующие положения становились  обязательными к исполнению после того, как их переносили в действующие в стране законы. Непосредственно они не применялись. Теперь они в силу приведенной выше ч. 4 ст. 15 Конституции РФ имеют преимущество перед российскими законами. А это значит, что если при разбирательстве дела,

скажем, в суде обнаружится  противоречие между законом и  международным соглашением, то решение  должно выноситься в соответствии с  последним, а не в соответствии с  действующим законом. Другими словами, по своему юридическому значению положения  международного права стали более  весомыми, чем предписания российских законов.

Иногда среди  источников, касающихся правоохранительной деятельности и соответствующих  органов, упоминается документ, именуемый  Концепцией судебной реформы в РСФСР. Этот документ был одобрен Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. Но он не является правовым актом, обязательным к исполнению. В нем содержатся данные, характеризующие состояние правоохранительной системы в наши дни, показываются ее недостатки и обозначаются некоторые ориентиры для устранения этих недостатков. Для изучения законодательства и иных правовых актов не последнее значение имеет знание источников их официального опубликования. Правильное применение любого нормативного акта требует того, чтобы органы и должностные лица имели возможность руководствоваться точным, не устаревшим и не искаженным текстом соответствующего акта. Опыт показывает, что при их публикации не всегда обеспечиваются такие свойства. Чтобы преодолеть это, государство берет на себя хлопоты по официальному изданию законов и иных правовых актов. В соответствии с действующим законодательством существует несколько изданий, осуществляющих опубликование:

- федеральные законы, указы и распоряжения Президента  РФ, постановления и распоряжения  Правительства РФ публикуются  в упомянутом выше Собрании  законодательства Российской Федерации,  Российской газете и Российских  вестях;

- ведомственные  акты, имеющие общеобязательное  или межведомственное значение,- в издаваемом Министерством юстиции  РФ Бюллетене нормативных актов  министерств и ведомств Российской  Федерации и Российских вестях,

эти и подобные им нормативные акты публикуются также  в ведомственных изданиях;

- постановления  Конституционного Суда РФ - в издаваемом  им же Вестнике Конституционного  Суда Российской Федерации и  некоторых других официальных  изданиях;

- разъяснения высших  судебных инстанций - в Бюллетене  Верховного Суда Российской Федерации  и Вестнике Высшего Арбитражного  Суда Российской Федерации;

- международные  документы - в Бюллетене международных  договоров (издание Администрации  Президента РФ) и тематических  сборниках.

Акты об организации  расследования уголовных дел  и органах, осуществляющих его.

Закон о прокуратуре (ВВС. 1992. № 8. Ст. 366).

Закон о милиции (ВВС. 1991. № 16. Ст. 503).

Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства  РФ от 22 октября 1991 г. (БНА. 1991. № 10).

Положение о милиции  общественной безопасности (местной  милиции) в Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 12 февраля 1993 г. (САПП 1993. № 7. Ст. 562).

Положение о Федеральной  службе контрразведки Российской Федерации,

утвержденное Указом Президента РФ от 5 января 1994 г. (РГ. 1994 г. 11 января и 30 марта).

Закон РФ О федеральных  органах налоговой полиции от 24 июня 1993 г. (ВВС.

1993. № 29. Ст. 1114).

Таможенный кодекс РФ, принятый Верховным Советом РФ 18 июня 1993 г. (ВВС.

1993. № 31. Ст. 1224).

Закон РФ О Государственной  границе Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. (ВВС. 1993. № 17. Ст. 594).

Пpавоохpанительные Оpганы Конституция Российской Федерации провозгласила: человек, его права и свободы являются наивысшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - обязанность государства (ст.2). Речь идет об охране прав и свобод всех граждан от преступных посягательств и других неправомерных действий, включая и охрану прав и законных интересов лиц, виновных в совершении преступлений, и лиц, отбывающих наказание, назначенное судом за их преступные действия. Указанные конституционные положения имеют важное значение во всех сферах государственной деятельности, однако, их роль особенно велика в сфере уголовного судопроизводства, где права и свободы граждан затрагиваются наиболее ощутимо.

Признание лица виновным в совершении преступления и назначение ему уголовного наказания является исключительно прерогативой суда, но предпосылки успешного рассмотрения дел в суде создаются уже на предварительном следствии. Расследование  преступлений в настоящее время  приходится осуществлять в необычайно сложных условиях, предопределенных не только всем известными факторами  кадрового, финансового и материальнотехнического характера. Сегодня происходит кардинальное изменение идеологических, политических и экономических приоритетов, что не может не повлиять на работу следователей по уголовным делам.

Информация о работе Отчет по практике в Отделе Внутренних дел Октябрьского округа гоpода Муpманск