Осуществление и защита семейных прав

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 16:31, контрольная работа

Описание работы

Семья – это уникальный институт общества. Она оказывает специфическое, не заменимое ничем другим влияние на развитие личности любого человека, и особенно несовершеннолетних детей. Характер семьи, степень ее материального благополучия, духовное и нравственное здоровье семьи во многом определяют облик человека, его общественную и трудовую активность, правильное воспитание детей и, в конечном счете, успехи и достижения всего общества.

Работа содержит 1 файл

кр.docx

— 47.47 Кб (Скачать)

2) добровольность брачного  союза мужчины и женщины. Брак  признается свободным, добровольным  и равноправным союзом мужчины  и женщины, построенным на началах  единобрачия (моногамии). Выбор супруга  и вступление в брак зависит  исключительно от воли лиц,  в него вступающих, и не связан  с наличием согласия или разрешения  со стороны других лиц. Принуждение  к вступлению в брак (наличие  других пороков воли при вступлении  в брак) приводит к признанию  его недействительным. До прекращения  предыдущего брака нельзя вступить  в новый брак[9].

Принцип добровольности брака  предполагает и свободу развода. Одним из выражений этой свободы  является развод по взаимному согласию супругов;

3) равенство супругов  в семье. Этот принцип основан  на конституционном принципе  равных прав и свобод мужчины  и женщины и равных возможностей  для их реализации (ст. 19 Конституции  РФ). Особое значение он имеет  в области семейных отношений, т. к. равноправие в семье – основа ее прочности. Равенство супругов в семье не только закрепляется в ст.1 Семейного кодекса Российской Федерации, но и проявляется и гарантируется во всех областях семейных отношений;

4) разрешение внутрисемейных  вопросов по взаимному согласию. Указанное положение тесно связано  с другим принципом семейного  законодательства – равноправия  супругов в семье – и лежит  в основе правового регулирования,  по существу, всех семейных отношений:  между супругами, родителями и  детьми, между другими членами  семьи. В общем виде конкретное  выражение этого принципа содержится  в ст.31 СК РФ, устанавливающей,  что все вопросы жизни семьи  решаются супругами совместно  (т. е. по взаимному согласию) исходя из принципа равенства  супругов в семье. Он конкретизирован  и в последующих статьях СК. Так, в соответствии со ст.65 СК все вопросы, касающиеся  воспитания и образования детей,  решаются родителями по взаимному  согласию, исходя из интересов  детей и с учетом их мнения.

Этот принцип выражается и в предоставлении членам семьи  свободы выбора определенной модели поведения. Расширение диспозитивного начала в регулировании семейных отношений является одной из существенных новелл нового семейного законодательства. В СК по сравнению с КоБС значительно  увеличено число диспозитивных  норм. Их смысл состоит в том, что  стороны могут своим соглашением  исключить применение диспозитивной  нормы либо установить условия, отличные от предусмотренных в ней. Диспозитивная  норма становится обязательной для  сторон только в том случае, если стороны не воспользовались предоставленным  им правом выбора.

Так, супругам предоставлено  право с помощью брачного договора установить удобный для них режим  собственности их имущества (как  общего, так и личного), отличный от режима имущества супругов, установленного законом. Плательщику и получателю алиментов предоставлена возможность  заключить соглашение о размере, условиях и порядке их выплаты. При  отсутствии соглашения об уплате алиментов  управомоченные на их получение члены  семьи вправе обратиться в суд  с требованием о взыскании  алиментов. В этих случаях их размер, условия и порядок их выплаты будут определяться исходя из соответствующих норм СК, касающихся алиментных обязательств членов семьи[7];

5) приоритет семейного  воспитания детей, заботы об  их благосостоянии и развитии, обеспечение приоритетной защиты  их прав и интересов. Здесь  проявляется принцип, закрепленный  в п.2 ст.38 Конституции РФ: “Забота  о детях, их воспитании –  равное право и обязанность  родителей”. При этом одной из  важнейших тенденций нового семейного  законодательства является стремление  рассматривать ребенка как самостоятельный  субъект права, а не как зависимый  от “родительской власти” объект. Соответствующие нормы СК исходят  из основополагающего принципа  – правовое положение ребенка  в семье определяется с точки  зрения интересов ребенка (а  не прав и обязанностей родителей).

Впервые в Семейном кодексе  определены основы правовой защиты детей  от насилия в семье. В этой связи  установлено, что способы воспитания (которые выбираются родителями самостоятельно) должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление  и эксплуатацию детей. Усилены нормы, касающиеся лишения родительских прав.

Восстановление в родительских правах допускается только при наличии  согласия ребенка, достигшего 10 лет  дальнейшее развитие получил институт судебного ограничения родительских прав. Допускается также немедленное  отобрание ребенка у родителей  в случаях непосредственной угрозы его жизни и здоровью в семье[4].

СК подробно регламентирует права и обязанности родителей  по воспитанию и образованию детей, защите их прав и законных интересов. С целью обеспечения прав и  интересов детей в семье в  Кодексе последовательно проводится идея равенства прав обоих родителей  независимо от того, проживают они  с ребенком или нет (ст.61,63 – 66,69 СК и др.). Впервые на законодательном  уровне родительские права признаются за несовершеннолетними родителями (ст.63 СК). Предусмотрены меры, направленные на обеспечение права ребенка, на общение со своими близкими родственниками: дедушкой и бабушкой, братьями и сестрами.

В СК приоритет отдается семейному воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтому  такие дети подлежат передаче на воспитание в семью при использовании таких правовых форм их устройства, как усыновление, опека и попечительство или приемная семья. Только при отсутствии возможности семейного устройства ребенка он передается на воспитание в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов;

6) обеспечение приоритетной  защиты прав и интересов нетрудоспособных  членов семьи. Основой взаимоотношений  в семье является взаимная  забота членов семьи, их моральная  и материальная поддержка друг  друга и, в первую очередь,  защита интересов экономически  слабых членов семьи – нетрудоспособных  и нуждающихся. 

СК содержит целый ряд  норм, обеспечивающих такую защиту. Так, на трудоспособных совершеннолетних детей возлагается обязанность  по содержанию своих нетрудоспособных родителей, нуждающихся в помощи. В случае отказа родителям в материальной помощи они имеют право на получение  необходимых средств по суду, а  при наличии у них тяжелого заболевания, увечья и т.п. совершеннолетние дети могут быть привлечены судом  к участию в несении дополнительных (сверх алиментов) расходов, вызванных  этими обстоятельствами. Право на алименты имеет также нетрудоспособный супруг, а при наличии определенных условий – и бывший супруг. Интересы нетрудоспособного супруга учитываются  судом при разделе общего имущества  супругов[7].

Нетрудоспособными признаются лица, признанные инвалидами I, II и III группы, а также лица, достигшие пенсионного  возраста. Приоритетность интересов  несовершеннолетних лиц усматривается  в создании и функционировании системы  специальных органов опеки и  попечительства, основной задачей которой  является защита прав и охраняемых законов интересов несовершеннолетних детей;

7) контроль государства  за состоянием брачно-семейной  сферы общественной жизни. Этот  контроль производится по нескольким  направлениям. Во-первых, в Российской  Федерации только государство  в лице соответствующих органов  осуществляет правовое регулирование  брачно-семейных отношений. Во-вторых, все важные действия и события,  определяющие семейное состояние  человека, подлежат оформлению в  установленном государством светском  порядке. В-третьих, государство  устанавливает в ряде случаев  требования, которым должны отвечать  субъекты семейных правоотношений. В-четвертых, государство формирует механизм защиты тех субъективных прав и обязанностей, которыми оно наделяет участников семейных правоотношений;

8) двухуровневое правовое  регулирование семейных отношений.  В соответствии со ст.72 Конституции  РФ, ст.3 СК РФ семейное законодательство  находится в совместном ведении  Российской Федерации и субъектов  Федерации. Общие правила разграничения  компетенции РФ и субъектов  РФ в области семейного законодательства  зафиксированы в п.2 ст.3 СК. При  этом нормы семейного права,  содержащиеся в законах субъектов  РФ, должны соответствовать данному  кодексу[5].

 

3. Система и  источники семейного права

Нормы семейного права, регулирующие определенный вид общественных отношений, расположены не хаотично, а находятся в определенной системе. Система семейного права - это его структура, состав отдельных его институтов и норм в их определенной последовательности. Система семейного права складывается объективно, так как отражает специфику общественных отношений, входящих в предмет семейного права, и представляет собой единство и разграничение взаимосвязанных семейно-правовых институтов. Под правовым институтом понимают законодательно обособленную совокупность правовых норм, обеспечивающих комплексное регулирование группы однородных и взаимосвязанных общественных отношений. [7]

Специальная (особенная) часть семейного права включает большое число институтов, каждый из которых регулирует определенную разновидность общественных отношений. К ним относятся:

  • брак (условия и порядок заключения брака, прекращения брака, недействительность брака);
  • права и обязанности супругов (личные права и обязанности супругов, законный режим имущества супругов, договорный режим имущества супругов, ответственность супругов по обязательствам);
  • права и обязанности родителей и детей (установление происхождения детей, права несовершеннолетних детей, права и обязанности родителей);
  • алиментные обязательства членов семьи (алиментные обязательства родителей и детей, алиментные обязательства супругов и бывших супругов, алиментные обязательства других членов семьи, соглашения об уплате алиментов, порядок уплаты и взыскания алиментов);
  • формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, усыновление (удочерение) детей, опека и попечительство над детьми, приемная семья);
  • применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранцев и лиц без гражданства.

Источники семейного права. Источники семейного права - это формы внешнего выражения (закрепления) семейно-правовых норм. К ним относятся соответствующие нормативно-правовые акты, которые подразделяются на семейное законодательство и иные правовые акты, содержащие нормы семейного права.

В состав источников семейного права входят и принимаемые в соответствии с Семейным кодексом другие федеральные законы.

Как установлено п. 2 ст. 3 СК, семейное законодательство включает не только СК и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы, но также и законы субъектов РФ.

К источникам семейного права  относятся не только Конституция  РФ, Семейный кодекс и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы и законы субъектов Федерации, но и иные нормативные правовые акты, регулирующие семейные отношения, включая, в первую очередь, указы Президента РФ, которые, согласно ч. 2 ст. 90 Конституции РФ, обязательны для исполнения на всей территории России. Как правило, указы Президента по вопросам регулирования семейных отношений носят нормативный характер, то есть содержат общие правила, рассчитанные на многократное применение.

В основном, указами Президента утверждаются мероприятия общегосударственного уровня, имеющие комплексный характер (например, федеральные целевые программы по различным вопросам защиты семьи, материнства и детства), или определяются концептуальные подходы к решению проблем в данной сфере.

Как следует из п. 3 ст. 3 СК, Правительство РФ также вправе принимать нормативные правовые акты на основании и во исполнение Семейного кодекса, других федеральных законов и указов Президента РФ. Однако в отличие от законов субъектов Федерации это возможно, согласно ч. 1 ст. 115 Конституции РФ и п. 3 ст. 3 СК, лишь в случаях, непосредственно предусмотренных СК, другими, федеральными законами, а также указами Президента РФ.

Представляется, что ведомственные  нормативные акты, затрагивающие отношения, регулируемые семейным правом, могут издаваться только на основании, по поручению и во исполнение постановлений Правительства РФ (в свою очередь принятых в рамках компетенции Правительства по регулированию семейных отношений). В противном случае их издание и применение на практике будет противоречить требованиям Кодекса.

При решении вопроса об отнесении того или иного нормативного правового акта к источникам семейного  права важно учитывать требование принципиального характера о  том, что нормативные акты любого государственного или иного органа, в том числе указы нормативного характера Президента, постановления палат Федерального Собрания, постановления и распоряжения Правительства и др., должны соответствовать положениям Семейного кодекса и других федеральных законов.

Информация о работе Осуществление и защита семейных прав