Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 16:31, контрольная работа
Семья – это уникальный институт общества. Она оказывает специфическое, не заменимое ничем другим влияние на развитие личности любого человека, и особенно несовершеннолетних детей. Характер семьи, степень ее материального благополучия, духовное и нравственное здоровье семьи во многом определяют облик человека, его общественную и трудовую активность, правильное воспитание детей и, в конечном счете, успехи и достижения всего общества.
2) добровольность брачного
союза мужчины и женщины. Брак
признается свободным,
Принцип добровольности брака предполагает и свободу развода. Одним из выражений этой свободы является развод по взаимному согласию супругов;
3) равенство супругов
в семье. Этот принцип основан
на конституционном принципе
равных прав и свобод мужчины
и женщины и равных
4) разрешение внутрисемейных
вопросов по взаимному
Этот принцип выражается
и в предоставлении членам семьи
свободы выбора определенной модели
поведения. Расширение диспозитивного
начала в регулировании семейных
отношений является одной из существенных
новелл нового семейного законодательства.
В СК по сравнению с КоБС значительно
увеличено число диспозитивных
норм. Их смысл состоит в том, что
стороны могут своим
Так, супругам предоставлено
право с помощью брачного договора
установить удобный для них режим
собственности их имущества (как
общего, так и личного), отличный
от режима имущества супругов, установленного
законом. Плательщику и получателю
алиментов предоставлена
5) приоритет семейного
воспитания детей, заботы об
их благосостоянии и развитии,
обеспечение приоритетной
Впервые в Семейном кодексе определены основы правовой защиты детей от насилия в семье. В этой связи установлено, что способы воспитания (которые выбираются родителями самостоятельно) должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей. Усилены нормы, касающиеся лишения родительских прав.
Восстановление в родительских
правах допускается только при наличии
согласия ребенка, достигшего 10 лет
дальнейшее развитие получил институт
судебного ограничения
СК подробно регламентирует
права и обязанности родителей
по воспитанию и образованию детей,
защите их прав и законных интересов.
С целью обеспечения прав и
интересов детей в семье в
Кодексе последовательно
В СК приоритет отдается семейному воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтому такие дети подлежат передаче на воспитание в семью при использовании таких правовых форм их устройства, как усыновление, опека и попечительство или приемная семья. Только при отсутствии возможности семейного устройства ребенка он передается на воспитание в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов;
6) обеспечение приоритетной
защиты прав и интересов
СК содержит целый ряд
норм, обеспечивающих такую защиту.
Так, на трудоспособных совершеннолетних
детей возлагается обязанность
по содержанию своих нетрудоспособных
родителей, нуждающихся в помощи.
В случае отказа родителям в материальной
помощи они имеют право на получение
необходимых средств по суду, а
при наличии у них тяжелого
заболевания, увечья и т.п. совершеннолетние
дети могут быть привлечены судом
к участию в несении
Нетрудоспособными признаются
лица, признанные инвалидами I, II и III группы,
а также лица, достигшие пенсионного
возраста. Приоритетность интересов
несовершеннолетних лиц усматривается
в создании и функционировании системы
специальных органов опеки и
попечительства, основной задачей которой
является защита прав и охраняемых
законов интересов
7) контроль государства
за состоянием брачно-семейной
сферы общественной жизни.
8) двухуровневое правовое
регулирование семейных
3. Система и источники семейного права
Нормы семейного права, регулирующие определенный вид общественных отношений, расположены не хаотично, а находятся в определенной системе. Система семейного права - это его структура, состав отдельных его институтов и норм в их определенной последовательности. Система семейного права складывается объективно, так как отражает специфику общественных отношений, входящих в предмет семейного права, и представляет собой единство и разграничение взаимосвязанных семейно-правовых институтов. Под правовым институтом понимают законодательно обособленную совокупность правовых норм, обеспечивающих комплексное регулирование группы однородных и взаимосвязанных общественных отношений. [7]
Специальная (особенная) часть семейного права включает большое число институтов, каждый из которых регулирует определенную разновидность общественных отношений. К ним относятся:
Источники семейного права. Источники семейного права - это формы внешнего выражения (закрепления) семейно-правовых норм. К ним относятся соответствующие нормативно-правовые акты, которые подразделяются на семейное законодательство и иные правовые акты, содержащие нормы семейного права.
В состав источников семейного права входят и принимаемые в соответствии с Семейным кодексом другие федеральные законы.
Как установлено п. 2 ст. 3 СК, семейное законодательство включает не только СК и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы, но также и законы субъектов РФ.
К источникам семейного права относятся не только Конституция РФ, Семейный кодекс и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы и законы субъектов Федерации, но и иные нормативные правовые акты, регулирующие семейные отношения, включая, в первую очередь, указы Президента РФ, которые, согласно ч. 2 ст. 90 Конституции РФ, обязательны для исполнения на всей территории России. Как правило, указы Президента по вопросам регулирования семейных отношений носят нормативный характер, то есть содержат общие правила, рассчитанные на многократное применение.
В основном, указами Президента утверждаются мероприятия общегосударственного уровня, имеющие комплексный характер (например, федеральные целевые программы по различным вопросам защиты семьи, материнства и детства), или определяются концептуальные подходы к решению проблем в данной сфере.
Как следует из п. 3 ст. 3 СК, Правительство РФ также вправе принимать нормативные правовые акты на основании и во исполнение Семейного кодекса, других федеральных законов и указов Президента РФ. Однако в отличие от законов субъектов Федерации это возможно, согласно ч. 1 ст. 115 Конституции РФ и п. 3 ст. 3 СК, лишь в случаях, непосредственно предусмотренных СК, другими, федеральными законами, а также указами Президента РФ.
Представляется, что ведомственные нормативные акты, затрагивающие отношения, регулируемые семейным правом, могут издаваться только на основании, по поручению и во исполнение постановлений Правительства РФ (в свою очередь принятых в рамках компетенции Правительства по регулированию семейных отношений). В противном случае их издание и применение на практике будет противоречить требованиям Кодекса.
При решении вопроса об
отнесении того или иного нормативного
правового акта к источникам семейного
права важно учитывать