Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 03:19, курсовая работа
Юридическое лицо это наделенная гражданской правосубъектностью организация, которая имеет в собственности или на основании иного вещного права (хозяйственного ведения, оперативного управления) обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде
Введение
1. Понятие и сущность юридического лица
1.1Понятие юридического лица
1.2 Признаки юридического лица
2.1 Виды юридических лиц
Возникновение юридических лиц
Прекращение деятельности юридических лиц.
Советская
юридическая наука уделяла
юридического лица. В 40-5 0-е годы был создан целый ряд работ, заложивших основы
современного понимания этого института. Внимание советских цивилистов
концентрировалось в то время на изучении юридической личности государственных
предприятий, однако сделанные ими выводы обладают значительной научной и
методологической ценностью и сегодня.
В рамках
общепринятого понимания
явления,
обладающего людским
основные трактовки сущности государственного юридического лица. "Теория
коллектива", предложенная академиком А. В. Бенедиктовым исходит из того, что
носителями
правосубъектности
коллектив рабочих и служащих предприятия, а также всенародный коллектив,
организованный в социалистическое государство. Сходные взгляды высказывали С. Н.
Братусь, О. С. Иоффе и В. П. Грибанов.
"Теория государства", разработанная С. И. Аскназием, основывается на положении о
том, что
за каждым государственным предприятием
стоит собственник его
- само
государство. Следовательно,
сводить к трудовому коллективу данного предприятия. Государственное юридическое
лицо - это само государство, действующее на определенном участке системы
хозяйственных отношений.
"Теория директора", наиболее полно исследованная в работах Ю. К. Толстого ,
исходит
из того, что главная цель наделения
организации правами
лица - это обеспечение возможности ее участия в гражданском обороте. Именно
директор
уполномочен действовать от имени
организации в сфере
оборота, поэтому он и является основным носителем юридической личности
государственного юридического лица.
Общей для всех этих концепций является идея о наличии людского субстрата (лица
или коллектива) в государственном юридическом лице.
Возможна, однако, и принципиально иная трактовка его сущности. Так, еще в 20-е
годы в СССР получила значительное распространение "теория персонифицированного
(целевого) имущества" . Ее сторонники считали главной функцией юридического лица
объединение различных имуществ в единый комплекс и управление этим имущественным
комплексом. Значит, обособленное имущество является реальной основой
юридического лица, его законодатель и персонифицирует, наделяя владельца
имущества правами юридического лица.
В пятидесятые и последующие годы известное распространение получила теория,
сторонники которой, ограничиваясь констатацией того, что юридическое лицо - это
социальная реальность, в сущности отказываются от попыток выявить его людской
субстрат. Эта теория известна в цивилистической науке как теория социальной
реальности юридических лиц. Ее придерживались, в частности, Д.М. Генкин и Б. Б.
Черепахин. Противники этой теории не без оснований указывали на то, что задача
цивилистики состоит в том, чтобы выявить специфические признаки юридического
лица как социальной реальности, поскольку не всякая социальная реальность есть
юридическое лицо. А эту задачу теория социальной реальности перед собой как раз
и не ставит.
Значительную известность получили и научные концепции таких авторов, как О. А.
Красавчиков ("теория социальных связей") , А. А. Пушкин ("теория организации") ,
Б. И. Пугинский .
Возможность создания юридического лица единственным учредителем, предусмотренная
многими современными законодательствами возвращает актуальность теории
персонифицированного имущества, ибо людской субстрат в одночленных корпорациях
не играет важной роли. В условиях, когда персональный состав участников и
организационная структура нескольких юридических лиц идентичны, только
имущественная обособленность может служить целям их различения.
Одновременное существование множества сталь разных научных теорий юридического
лица объясняется огромной сложностью этого правового явления. На разных этапах
развития экономики на первый план выдвигались то одни, то другие признаки
юридического лица в зависимости от того, какая из функций этого института
превалировала на этом этапе. Соответственно развитие научных взглядов в целом
отражало и отражает эволюцию института юридического лица.
§ 2.
Образование и
прекращение юридических
лиц
Образование юридического лица. В зависимости от характера участия
государственных
органов в регистрации
традиционно выделяет следующие способы образования юридических лиц.
Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо возникает на
основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной государственной
регистрации организации не требуется. Именно в таком порядке в СССР возникало
подавляющее
большинство государственных
роль государства в системе плановой экономики, его доминирование над гражданским
обществом позволяли обойтись без особой процедуры государственной регистрации
создаваемого юридического лица. В странах рыночной экономики место
распорядительного порядка заступает, как правило, явочный порядок образования
юридических лиц. Для него также характерно отсутствие специальной
государственной регистрации организаций, которые создаются в силу самого факта
волеизъявления учредителей, выражения ими намерения действовать в качестве
юридического лица.
Статья 51 ГК не предусматривает никаких исключений из общего правила о
необходимости
государственной регистрации
полагать, что распорядительный, а также явочный способы образования организаций
в настоящее время в России не применяются.
Разрешительный
порядок образования
организации разрешено тем или иным компетентным органом. В СССР в таком порядке
создавалось большинство общественных и кооперативных организаций, причем в
разрешении на создание юридического лица могло быть отказано по мотивам
нецелесообразности. Действующее законодательство не допускает отказа в
регистрации по мотивам нецелесообразности (ч. 2 п. 1 ст. 51 ГК), но в принципе
сохраняет разрешительный порядок создания некоторых видов юридических лиц.
При нормативно-явочном
порядке для образования
либо третьих лиц, включая государственные органы, не требуется. Регистрирующий
орган лишь проверяет, соответствуют ли закону учредительные документы
организации и соблюден ли установленный порядок ее образования, после чего
обязан
зарегистрировать юридическое лицо.
Такой порядок образования
лиц наиболее распространен и в России, и за рубежом.
Правовой основой деятельности любого юридического лица наряду с
законодательством являются его учредительные документы. Именно в них учредители
конкретизируют
общие нормы права
Состав
учредительных документов для разных
видов юридических лиц
общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы
действуют на основе учредительного договора и устава. Правовой базой
деятельности хозяйственных товариществ (полных и на вере) является учредительный
договор. Для остальных юридических лиц единственным учредительным документом
считается их устав.
Учредительный договор - это консенсуальный гражданско-правовой договор,
регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности
юридического лица. Его можно рассматривать как разновидность договора простого
товарищества (договора о совместной деятельности), хотя существует и мнение о
том, что это - самостоятельный договорный тип. Он может заключаться только в
письменной форме (простой или нотариальной) и вступает в силу, как правило, с
момента заключения.
Устав в отличие от учредительного договора не заключается, а утверждается
учредителями. Однако это отличие не носит принципиального характера и связано
лишь с различной процедурой принятия документа. Устав, как правило, подписывают
не все учредители, а специально уполномоченные ими лица (например, председатель
и секретарь общего собрания учредителей). Как и учредительный договор, устав
можно рассматривать в качестве локального нормативного акта, определяющего
правовое положение юридического лица и регулирующего отношения между участниками
и самим юридическим лицом. Устав вступает в силу с момента регистрации самого
юридического лица. Ряд некоммерческих организаций может действовать также на
основе общего положения об организациях данного вида или общего устава
Информация о работе Осуществление гражданских прав и обязанностей юридическими лицами