Особенности рассмотрения дел о защите прав потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 16:00, контрольная работа

Описание работы

Защита прав потребителей – понятие, недавно вошедшее в нашу действительность. Работы по ее правовому и организационному обеспечению выдвинули ее в число основных направлений социально-экономической политики государства.

Содержание

Введение 3
1. Особенности обращения за защитой нарушенных прав потребителей 5
2. Лица, участвующие в делах о защите прав потребителей 9
3. Особенности доказывания по делам о защите прав потребителей 17
Заключение 24
Список использованных источников и литературы 26

Работа содержит 1 файл

контрольная для Васи.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

     Однако  в тех случаях, когда сторона  в силу объективных причин (например, тяжелая болезнь, отдаленность места  жительства и плохое транспортное сообщение) испытывает затруднения в сборе необходимых доказательств, суд оказывает ей помощь в предоставлении тех или иных документов, истребуя их от соответствующих лиц.

     Для подтверждения предмета доказывания  в суд необходимо представить необходимые доказательства по делу. Таковыми по рассматриваемому виду дел будут:

     • документ, подтверждающий покупку товара в соответствующем торговом месте. В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Однако на потребителя возлагается обязанность доказать, что именно в этом торговом месте был куплен товар. Подобным доказательством могут служить: отметки о продаже в паспорте товара, договор купли-продажи, квитанция, транспортная накладная;

     • заключение специалиста. В случае если при рассмотрении спора в суде возникли вопросы, для разрешения которых  требуются специальные познания, по ходатайству любой из сторон судом может быть назначена экспертиза;

     • заключение мастерской гарантийного обслуживания об установленных неисправностях в  технически сложных товарах;

     • претензия потребителя ответчику  с указанными требованиями с отметкой, подтверждающей факт вручения претензии продавцу;

     • ответ на претензию. По общим правилам гражданского права срок, в течение  которого ответчик должен дать письменный ответ, устанавливается в один месяц;

     • доказательства, подтверждающие убытки потребителя от использования товара ненадлежащего качества15.

     Особенности доказывания при предоставлении услуг.

     Следующим разделом Закона РФ «О защите прав потребителей»  является защита прав потребителей при  выполнении работ (оказании услуг). Для многих видов услуг или работ существуют специальные правила, регулирующие частные вопросы такой деятельности, например, Правила оказания услуг телефонной связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. №1235, или Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2001 г. №290. Все они в качестве базового документа используют Закон РФ «О защите прав потребителей».

     При этом удовлетворение требований потребителя  о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о  повторном выполнении работы не освобождает  исполнителя от ответственности  в форме неустойки за нарушение  срока окончания выполнения работы16.

     Предмет доказывания. При предъявлении требований потребитель услуг должен доказать:

     1) факт выполнения услуг соответствующей организацией или лицом;

     2) факт нарушения сроков выполнения услуг или ненадлежащего качества выполненной работы;

     3) факт обращения к исполнителю с предостережением о возможном нарушении сроков выполнения работы, если становится очевидным, что она не будет выполнена в срок;

     4) факт обращения к исполнителю с просьбой о выполнении последствий нарушения исполнителем сроков выполнения работ (ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей»);

     5) факт обращения к исполнителю с просьбой о выполнении последствий ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» при обнаружении недостатков выполненной работы.

     Подлежит  доказыванию в судебном процессе факт отказа исполнителем произвести указанные выше действия. Судом выясняются:

     1) гарантийный срок выполненной работы;

     2) причины несоблюдения исполнителем срока выполнения работы, произошло ли несоблюдение сроков вследствие непреодолимой силы или вины потребителя;

     3) причины недостатков выполненной работы (услуги), произошло ли это после принятия работы потребителем вследствие нарушения им правил использования результата работы (услуги), действий третьих лиц или непреодолимой силы;

     4) даты начала и окончания выполнения работы, дата уведомления потребителем исполнителя о нарушении срока или обнаружении недостатков выполненной работы;

     5) наличие понесенных потребителем убытков вследствие нарушения срока выполнения работы или недостатка выполненной работы;

     6) иные обстоятельства в соответствии с конкретными Правилами оказания услуг17.

     Необходимые доказательства. Для подтверждения  фактов, перечисленных в предмете доказывания, сторонам необходимо представить  суду доказательства по делу. Ими должны быть:

     • документ, подтверждающий выполнение указанной работы (оказанной услуги) исполнителем. Подобным доказательством могут служить договор об оказании услуг, выполнении работы; квитанция; транспортная накладная;

     • надлежаще оформленный акт об объеме выполненной работы с указанной  в договоре датой окончания выполнения работы (оказания услуги) (при доказывании нарушения исполнителем сроков выполнения работы). Для установления даты начала и окончания выполнения работы представляется акт о начале работы и акт о завершении выполнения работы;

     • заключение специалиста о недостатках выполненной работы. В случае если при рассмотрении спора в суде возникли вопросы, для разрешения которых требуются специальные познания, по ходатайству любой из сторон судом может быть назначена экспертиза;

     • претензия к исполнителю работы по выполнению требований Закона (при нарушении сроков или обнаружении недостатков выполненной работы) с отметкой, подтверждающей факт вручения претензии исполнителю работы;

     • ответ на претензию исполнителя;

     • доказательства, подтверждающие убытки потребителя вследствие нарушения срока выполнения работы или недостатка выполненной работы18.

     Таким образом, процессуальные особенности  рассмотрения дел о нарушении  прав потребителей выступают на стороне  потребителя. По общему правилу предъявления иска Закон устанавливает альтернативную подсудность, когда потребитель вправе обратиться в суд по своему месту жительства.

     Все лица, которые предъявляют иски по защите прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

     Закон также оговаривает круг лиц, которые  участвуют в делах о защите прав потребителей. Это могут быть: Роспотребназдор; адвокаты; уполномоченные организации; граждане, допущенные судом к представительству; представители общественных организаций; эксперты; специалисты и другие. Данные лица выступают в интересах потребителя.

     Законом допускается государственная и  общественная защита прав потребителей. Государственная защита претерпела также множественные ведомственные  изменения, а именно образована Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, подведомственная Министерству здравоохранения и социального развития РФ (Роспотребнадзор), которому переданы функции по контролю и надзору в сфере: санитарно-эпидемиологического надзора, надзора на потребительском рынке, защиты прав потребителей.

     Законодательство  допускает возможность участия  общественных организаций в отстаивании  интересов потребителей, в том  числе на правах незаинтересованных лиц. Общественные организации могут  вступать в судебные разбирательства  на любой стадии, при этом рассмотрение дела начинается с самого начала.

     При предъявлении требований потребитель  должен доказать факт приобретения товара в соответствующем торговом месте  и подтвердить ненадлежащее качество приобретенного товара. В процессе подлежат доказыванию наличие гарантийного срока, факт отказа руководителем или должностным лицом произвести указанные выше действия. Распределение обязанностей по доказыванию, на которые ссылаются стороны, ложится на плечи каждой из сторон.

 

      Заключение 

     В данной работе рассмотрено правовое регулирование защиты прав потребителей, которое является одним из существенных факторов развития экономики, и преследует две основные цели: первая – информировать потребителей об имеющихся на рынке товарах и услугах с тем, чтобы правильный выбор способствовал успешному формированию потребительского рынка, вторая - защищать потребителя в том случае, если его положение как слабой стороны ущемляется.

     Детально  исследован вопрос посвященный лицам, которые предъявляют иски по защите прав потребителей.

     В работе освещен вопрос особенностей доказывания по делам о защите прав потребителей. При предъявлении требований потребитель должен доказать факт приобретения товара в соответствующем торговом месте и подтвердить ненадлежащее качество приобретенного товара. В процессе подлежат доказыванию наличие гарантийного срока, факт отказа руководителем или должностным лицом произвести удовлетворить законные требования потребителя. Распределение обязанностей по доказыванию, на которые ссылаются стороны, ложится на плечи каждой из сторон.

     Однако  действующее законодательство содержит некоторые недостатки. Предлагается внести изменения в статью 17, в которой не оговорен порядок обязательного досудебного разбирательства. Зачастую продавец узнает о претензиях к нему лишь тогда, когда к нему приходит судебная повестка. Было бы правильно закрепить в законе положения, обязывающие покупателя сначала обратится с претензией к продавцу, а в случае отказа или не полного удовлетворения требования обращаться в суд. Предположительно, что на практике осуществить подобную возможность достаточно трудно, потому как разрешение конфликтов доводится до суда по причине отсутствия возможности договориться сторонами в области возмещения морального вреда.

     Предлагается  дополнить статью 8, где неполно раскрывается понятие «необходимая информация», и при возникновении споров следует исходить из обычно предъявляемых требований. Следует дать полное определение этому понятию.

     Предлагается  внести изменения в пункт 7 статьи 18. В законе необходимо установить расстояние доставки крупногабаритных грузов. В законе оговорена обязанность продавца о доставке товаров весом свыше 5 килограмм, но не оговорено расстояние, что предоставляет продавцам право на самостоятельное его установление. Для установления конкретного расстояния необходимо исследовать положение продавцов.

      В последние годы появились ранее  не встречавшиеся в судебной практике категории гражданских дел, предметом  которых стали требования о защите прав неопределенного круга лиц, т.е. лица участвующие в деле не имеющие своих собственных юридических заинтересованностей (муниципальные власти, общественные организации) стали чаще обращаться в суд с целью защиты прав не конкретного потребителя, а потребителей в целом. Появление таких категорий гражданских дел свидетельствует о повышении ответственности и заинтересованности в защите прав потребителей на государственном и общественном уровне, что говорит о развитии потребительского права в России.

      В целом можно сказать, что законодательство за 15 лет претерпело сильнейшие изменения в лучшую для потребителя сторону, поставив его как главную ценность потребительских отношений.

      Таким образом, законодательство представляет собой сложный механизм, и Закон «О защите прав потребителей» является его частью. Как и во всех механизмах в законодательстве есть недоработки, которые можно устранить принятием новых изменений и дополнений. 
 

Список  использованных источников и литературы 

Нормативно правовые акты:

  1. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» от 9.04.1985 г. № 39/248.
  2. Конституция Российской Федерации. 12.10.1993г. // Российская газета, -1993. № 237.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 г. // Собрание законодательства РФ. – 1994. -№ 32. - Ст. 3301. (ред. от 06.12.2007).
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26.01.1996 г. // Собрание законодательства РФ. -1996. № 5. - Ст. 410. (ред. от 25.12.2008).
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 // Российская газета. -2001. № 256.  (ред. от 25.11.2008).
  6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. // Собрание законодательства РФ. -2002. № 46. - Ст. 4532. (ред. от 25.11.2008).
  7. Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. -1992. № 15. - Ст. 766. (ред. от 23.07.2008).

Информация о работе Особенности рассмотрения дел о защите прав потребителей