Особенности проведения выборов Президента РФ и отрешения его от должности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучить особенности проведения выборов Президента РФ и отрешения его от должности.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие главы государства и конституционный статус Президента РФ;
- изучить основные функции Президента Российской Федерации;
- рассмотреть общие условия выборов Президента РФ и выдвижение кандидатов на пост Президента РФ;
- проанализировать особенности организации и финансирования выборов;
- рассмотреть основы определения результатов голосования и вступления Президента в должность;
- проанализировать основные параметры прекращения обязанностей Президента и отрешение от должности.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕДУРЫ ВЫБОРА ПРЕЗИДЕНТА РФ.docx

— 58.35 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ 

     За  последнее десятилетие Россия прошла большой и сложный путь от тоталитаризма  к демократической общественно-политической системе. В стране формируются гражданское  общество, основанное на свободе народа, и новое государство, признающее приоритет прав человека. Едва ли не самым динамичным в этих процессах  является развитие конституционного права  как важного условия для проведения глубоких реформ в экономике и  политической системе и в тоже время одной из гарантий против возврата страны к прошлому.

     Современное конституционное право - это отрасль  права, которая закрепляет основные принципы демократии и организации  власти. Появление института президентской  власти и избирательной системы, основанной на общем всенародном  голосовании явное тому подтверждение.

     Актуальность  выбранной темы обусловлена тем, что особенно важное место в избирательной  системе России принадлежит выборам  высшего должностного лица государства  — Президента Российской Федерации. Перед выборами 2012 года власти России увеличивают затраты на социальные проекты, а над экономикой возникает "денежный навес". Никто не сомневается, что обстановка перед выборами-2012 в России накаляется.

     Президент страны является ключевой фигурой в  системе органов государственной  власти. По своему правовому статусу  он обладает широкими полномочиями и  оказывает существенное влияние, как  на внутреннюю политику государства, так  и на его внешнеполитический курс.

     Объект  исследования – институт президентства в РФ.

     Предмет исследования - особенности проведения выборов Президента РФ и отрешения  его от должности.

     Цель  исследования - изучить особенности  проведения выборов Президента РФ и  отрешения его от должности.

     Задачи  исследования:

     - рассмотреть понятие главы государства  и конституционный статус Президента  РФ;

     - изучить основные функции Президента  Российской Федерации;

     - рассмотреть общие условия выборов  Президента РФ и выдвижение  кандидатов на пост Президента  РФ;

     - проанализировать особенности организации  и финансирования выборов;

     - рассмотреть основы определения  результатов голосования и вступления  Президента в должность;

     - проанализировать основные параметры  прекращения обязанностей Президента  и отрешение от должности.

     Методологическую  основу исследования составляет индукция, дедукция, специально-юридический, сравнительно-правовой, статистический и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта.

     Курсовая  работа состоит из введения, двух глав и заключения и списка литературы.

     Во  введении  определена актуальность темы,  поставлены цель и задачи исследования.

           В главе I рассматриваются Общие положения о выборах Президента

     Российской  федерации.

     В главе II рассматривается организационные обеспечения и подготовка выборов Президента Российской Федерации.

     Заключение  подводит итог исследованию, проведенному в курсовой работе.

     Список  литературы включает в себя 23 наименования. 
 

     Глава I. Общие положения о выборах Президента

     Российской  федерации 
 

     1.1.Положение  Президента Российской  Федерации в системе  органов государственной  власти.

           Президент Российской Федерации является главой государства. 1

     Пост  главы государства существует при  всех формах правления. В монархических  государства это наследственный монарх, в республиках – выборный президент. Государство испытывает потребность в существовании  должностного лица, обеспечивающего  конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма  власти, а так же высшее представительство  в международных отношениях.

           Конкретно положение  главы государства и его фактическая  роль в жизни страны определяются в каждой стране в зависимости  от политических условий и исторических традиций.

     Когда говорят о положении главы  государства в системе органов  государственной власти, то имеют  ввиду соотношение его функций  с законодательной и исполнительной властями. В демократическом правовом государстве всегда действует принцип  разделения властей, который предполагает, что властное полномочие любого должностного лица относится к одной из трёх властей – законодательной исполнительной или судебной.

       Президентская власть в республиках  президентского типа – это  всегда единоличность власти. Глава  государства не только не делит  свою власть с другими лицами, но и в силу принципа разделения  властей действует независимо  от законодательной и судебной  власти. Президент получает свой  мандат от народа и поэтому  не может контролироваться со  стороны парламента. Комплектовать состав правительства ( с определённым участием парламента), которое в силу этого принимает стабильный характер. Сильная президентская власть ни как не подрывает демократический характер правового государства – напротив, она при определённых условиях является единственно возможным инструментом сохранения конституционного статуса. 

     Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает  меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной  целостности, обеспечивает согласованное  функционирование  и взаимодействие органов государственной власти.2

     В правовом государстве статус главы  государства максимально точно  определяется конституцией и принимаемыми на её основе законами. Это необходимо для того, чтобы лицо, занимающее высшее положение в государстве, имело ясные права и обязанности  и не могло, выходя за установленные  пределы, своими действиями порождать  угрозу конституционным правам и  свободам граждан.

     Характеризую  конституционный статус Президента, необходимо помнить важную особенность  его положения как главы федеративного  государства. Он выполняет функцию  «Президента всех россиян» независимо от того, как проголосовало большинство  избирателей в том или ином регионе Федеральное Собрание представляет многонациональный народ России в лице своих избирателей, т.е. население  избирательных округов и районов, и отсюда неизбежность известной  несогласованности выражаемых депутатами парламента интересов. Но Президент  РФ, получая свой мандат на прямых всеобщих выборах, представляет совокупные, т.е. общие интересы всего народа и  всей России. Президент РФ как глава  федеративного государства вправе контролировать президентов республик  и глав администраций других субъектов РФ. Взаимодействие Президента и парламента должно обеспечить единство общегосударственных и региональных интересов.

     Как и в других государствах, Президент  РФ обладает неприкосновенностью. Это  означает, что до отставки Президента против него нельзя возбудить уголовное  дело, принудительно доставить его  в суд в качестве свидетеля  и т.д.  
 
 

     1.2. Основные принципы выборов Президента

     Российской  Федерации.

     Президент Российской Федерации избирается на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.1

           Участие гражданина Российской Федерации в выборах  Президента Российской Федерации является свободным и добровольным. Никто  не в праве оказывать воздействие  на гражданина Российской Федерации  с целью принудить его к  участию или не участию в выборах, а так же препятствовать его свободному волеизъявлению.2 

              Избирательные права граждан  Российской Федерации при выборах  Президента Российской Федерации:

  1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право  избирать Президента Российской Федерации.
  2. Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, имеет право участвовать в выдвижении кандидатов на должность Президента Российской Федерации, предвыборной агитации, наблюдении в проведении выборов Президента Российской Федерации, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а так же в осуществлении других избирательных действий в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
  3. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не  моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
  4. Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, обладает равным с иными гражданами Российской Федерации правами на выборах.
  5. Не имеет право выбирать Президента Российской Федерации  и быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

     Эти нормы обеспечивают подлинную всеобщность  избирательного корпуса, не допуская в  то же время принудительного голосования  или, напротив, установления ограничительных  цензов.

     Конституционных требований к Президенту Российской Федерации не так много. Не требуется  специального образования или опыта  работы, нет ограничения верхнего возрастного предела. Требование постоянного  проживания в Российской Федерации  не менее 10 лет не означает, что кандидат в Президенты вообще не мог отлучаться из страны в кратковременные поездки, речь здесь идёт только о непрерывном  основном местожительстве и притом непосредственно в годы перед  избранием на пост Президента РФ. Данное лицо должно быть гражданином РФ, и  поскольку не сказано, что обязательно  по рождению, то можно сделать вывод, что также по натурализации. Скупые конституционные требования к Президенту – признак демократического подхода к выборам главы государства, они способствуют расширению круга лиц, из которого может быть избран Президент. Главой государства должен становиться только гражданин, имеющий большой жизненный и политический опыт, тесно связанный с интересами народа и способный руководить нашим непростым государством. 
 

     1.3. Назначение выборов Президента Российской Федерации. Выдвижение и регистрация кандидатов.

     Каждый  гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации  вправе выдвинуть свою кандидатуру  на должность Президента Российской Федерации3.  
Для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан Российской Федерации, обладающих активным избирательным правом. Избиратель может входить только в одну группу избирателей, созданную для поддержки самовыдвижения кандидата (далее - группа избирателей). О месте и времени проведения собрания группы избирателей должна быть оповещена Центральная избирательная комиссия Российской Федерации либо избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется проведение указанного собрания4.  
          Кандидат, выдвинувший свою кандидатуру, не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации обращается в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации с ходатайством в письменной форме о регистрации группы избирателей. При проведении досрочных выборов Президента Российской Федерация указанный в настоящем пункте срок не применяется5.  
          В ходатайстве о регистрации группы избирателей указываются:  
     1) фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), адрес места жительства, гражданство, срок проживания на территории Российской Федерации кандидата;  
     2) фамилия, имя и отчество, дата рождения, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), адрес места жительства, гражданство, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, каждого члена группы избирателей6. Причем группа избирателей вправе поддержать самовыдвижение только одного кандидата.  
          Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в течение пяти дней со дня поступления документов, представленных в соответствии с настоящей статьей, принимает решение о регистрации группы избирателей и ее уполномоченных представителей и выдает уполномоченным представителям регистрационные свидетельства либо мотивированное решение об отказе в их регистрации7.

Информация о работе Особенности проведения выборов Президента РФ и отрешения его от должности