Особенности избирательного права и процесса в субъектах Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 05:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы -
описать основные избирательные системы современности и особенности избирательной системы в субъектах РФ , исследовать современную избирательную систему Российской Федерации: ее историю, развитие и особенности.
Объектом исследования является – избирательное право России.

Содержание

Введение 3-5
1. Избирательное право и избирательные системы в РФ 5-15
1.1 Понятие избирательного права и избирательной системы
1.2 Основные избирательные системы современности и особенности избирательной системы Российской Федерации
1.3 Принципы избирательного права (избирательной системы)
2. Современная избирательная система Российской Федерации: история развития, источники и особенности 15-25
2.1 Источники избирательного права и избирательного процесса Российской Федерации
2.2 Особенности избирательных систем и референдума в субъектах Российской Федерации 22-25
Заключение 25-29
Список использованных источников 29--33

Работа содержит 1 файл

Айгерим.docx

— 43.74 Кб (Скачать)

Заключение

 Избирательное  право является важной подотраслью конституционного права. Оно содержит нормы, которые регулируют порядок осуществления конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, тем самым, устанавливая порядок проведения выборов в указанные сроки.

Мировой опыт проведения выборов указывает на существование  и применение следующих избирательных  систем: мажоритарной системы относительного, абсолютного и квалифицированного большинства; системы пропорционального  представительства политических партий. Кроме того, применяются смешанные  избирательные системы. Все применяемые  системы имеют свои достоинства  и недостатки; имеют особенности  применения на национальных выборах  и чаще всего вызывают неоднозначное  отношение специалистов и многочисленные общественные дискуссии.

 В отечественной  юридической и политологической  литературе высказывалось мнение, что мажоритарная и пропорциональная  избирательные системы гармонично  дополняют одна другую; недостатки  одной системы нейтрализуются  достоинствами другой, а вместе  они способствуют наиболее эффективному  и полному учету интересов  всех избирателей, что придает  смешанному варианту (мажоритарно-пропорциональной системе) некоторые преимущества.

 Определенная  законодателями избирательная система  влияет не только на персональный  и партийный составы представительного  органа, но и на все стадии  избирательного процесса, начиная  с выдвижения кандидатов и  их списков, их представления и регистрации и заканчивая определением результатов голосования. Кроме того, другие важные элементы политической жизни страны находятся под весьма сильным воздействием избирательной системы, в частности, развитие многопартийности, отражение реального спектра политических сил, работоспособность и стабильность законодательной и исполнительной власти и т.д.   В 2003 году на выборах региональных парламентов в Российской Федерации осуществлен переход от преимущественно мажоритарной (лишь в ограниченном числе регионов применялись смешанная или пропорциональная системы) к смешанной избирательной системе, а в настоящее время в некоторых регионах – уже и к исключительно пропорциональной системе.

 На федеральных парламентских выборах в 2007 г. также осуществлен переход от преобладавший в четырех избирательных циклах 1993-2003 годов смешанной (мажоритарной и пропорциональной) избирательной системы исключительно пропорциональной системе, т.е. к выборам по партийным спискам, выдвинутым политическими партиями.

12.10.2008 г., в единый  день голосования, выборы депутатов  региональных парламентов в четырех  субъектах Российской Федерации  (Забайкальском крае, Иркутской,  Кемеровской и Сахалинской областях) прошли по смешанной избирательной  системе.

 В четырех  регионах используются закрытые  партийные списки без разделения  на региональные группы кандидатов  и лишь в Забайкальском крае  – закрытые списки с разделением  на региональные группы. Во всех  регионах к распределению депутатских  мандатов допускаются не менее  двух списков кандидатов, исключение  – Иркутская область с допустимым  минимумом в три списка кандидатов.

 В трех  субъектах Российской Федерации  (Чеченской Республике, Иркутской  и Кемеровской областях) так называемый  заградительный барьер составляет 7%; в Сахалинской области –  6%, а в Забайкальском крае –  5%.

 Заградительный  барьер - это минимальный процент  голосов избирателей, который  необходимо преодолеть спискам  кандидатов, выдвинутых избирательными  объединениями, для того, чтобы  принять участие в распределении  депутатских мандатов в органе  законодательной власти. Барьер  вводится для того, чтобы избежать  излишнего дробления состава  избранного законодательного органа (так называемая лоскутность парламента), которое может негативно сказаться на его работе.

В выборах имеют  право принимать участие избирательные  объединения, выдвинувшие и зарегистрировавшие список кандидатов, и кандидаты, выдвинутые избирательными объединениями или  путем самовыдвижения, и зарегистрированные в установленном порядке.

   Остановимся  еще на одном базовом понятии  - избирательных правах граждан.  Именно на их реализацию направлено  все законодательство о выборах  и вся деятельность участников  избирательного процесса – избирателей,  партий, кандидатов, избирательных  комиссий.

 Избирательные  права граждан Российской Федерации  могут быть классифицированы  на активное избирательное право  и пассивное избирательное право.

 В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» даются следующие определения избирательных прав: активное избирательное право - право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления; пассивное избирательное право - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления; избирательные права граждан - конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, названным Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

 Избирательные  права относятся к политическим  и находятся в теснейшей взаимосвязи  с правом на участие в управлении  делами государства.

Реализация избирательных  прав в рамках избирательного процесса взаимосвязана с иными конституционными правами и свободами, в частности: свободой мысли и слова; свободой искать, получать, передавать, производить  и распространять информацию любым  законным способом; на объединение; собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации и т.д.

 В Российской  Федерации голосование на выборах  является добровольным, отказ от  него не влечет никаких правовых  последствий для избирателя. Пассивным  избирательным правом гражданин  обладает также вне зависимости  от пола, расы, национальности, языка,  происхождения, имущественного и  должностного положения, места  жительства, отношения к религии,  убеждений, принадлежности к общественным  объединениям и других обстоятельств.

Ограничения пассивного избирательного права устанавливаются  Конституцией Российской Федерации  и федеральными законами.

 Демократические  выборы - это антипод гражданской  войны и силового решения вопроса  о власти.

 В демократическом  государстве при достаточной  развитости политической культуры  и самодеятельности граждан практически  не бывает (скорее, и не может  быть) полного единодушия на выборах.  Смысл выборов не в том, чтобы продемонстрировать мнимый консенсус между всеми гражданами и социальными слоями, который никогда, кроме чрезвычайных ситуаций, не может быть достигнут в развитом обществе, а в том, чтобы все могли выразить свою волю, а государственная власть - быть созданной и действовать в соответствии с этой волей. Через борьбу на выборах, следовательно, в конечном счете, достигаются стабильность и порядок в общественной жизни.

 Выборы - это  борьба и состязательность кандидатов, в них есть элемент игры  и азарта. Это вполне объяснимо,  поскольку граждане, участвующие  в выборах, оказываются перед  необходимостью не только определить  свои интересы в соответствии  с предлагаемыми им программами  политических партий, но и проявить  симпатии или антипатии к конкретным  кандидатам. Во время избирательных  кампаний обычно наблюдается  подъем эмоциональной активности  людей, порой сопровождаемый разного  рода эксцессами. В развитых обществах поэтому вырабатываются определенные  стандарты политического поведения, подкрепляемые соответствующими требованиями закона.

Выборы дают выход накопившемуся у известной  части населения недовольству действиями властей, они открывают единственно  возможный путь демократического разрешения противоречий в обществе, исключая физические столкновения людей и  путь навязывания большинству мнения меньшинства или отдельных политиков. Выборы - это своеобразная проверка доверия граждан к своему государству.

Список  используемой литературы:

Нормативно-правовые акты

Всеобщая декларация прав человека [текст] (принята на III сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюций 217А от 110.12.1948 г.) // Российская газета, 10 декабря 1998 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 24.05.2009. 

 Европейская  Конвенция о защите прав человека  от 21.09.1970, 20.12.1971, 01.01.1990, 06.11.1990, 25.03.1992, 11.05.1994 // Собрание законодательства РФ. 8.01.2001. № 2. Ст.163 // Справочно-правовая  система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный  ресурс]. Послед. обновл. 24.05.2009.

Международный пакт о гражданских и политических правах. Принята резолюцией 2200А Генеральной Ассамблеи от 16.12.1966 г. [текст] // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17(1831). Ст.291 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 24.05.2009.

Конституция Российской Федерации. (Принята на Всенародном  референдуме) [текст] (поправки от 30.12.2008) // Российская газета, 25.12.1993 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 24.05.2009.

 Федеральный  конституционный закон РФ от 10.10.1995 г. № 2-ФКЗ «О референдуме  Российской Федерации» [текст] (ред.  от 27.09.2002) // Собрание законодательства  РФ, 16.10.1995. № 42. Ст.3921 // Справочно-правовая  система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный  ресурс]. Послед. обновл. 24.05.2009.

 Федеральный  закон РФ от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ  «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие  в референдуме граждан Российской  Федерации» [текст] (ред. от 12.05.2009) // Собрание законодательства РФ. 17.06.2002. № 24. Ст.2253 // Справочно-правовая система  «Консультант Плюс» / Компания  «Консультант Плюс». [Электронный  ресурс]. Послед. обновл. 24.05.2009.

 Федеральный  закон РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ  «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации» [текст] (ред. от 07.52.2096) // Парламентская газета. 08.10.2003. № 186 // Справочно-правовая система «Консультант  Плюс» / Компания «Консультант  Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 24.05.2009.

Федеральный закон  РФ от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации» [текст] (ред. от 12.05.2009) // Собрание законодательства РФ. 17.06.2002. № 24. Ст.2253. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 24.05.2009.

Федеральный закон  РФ от 6.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации» [текст] (ред. от 09.02.2009) // Российская газета. № 206. 19.10.1999 // Справочно-правовая система  «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 24.05.2009.

 Федеральный  закон РФ от 26.11.1996 г. № 138-ФЗ  «Об обеспечении конституционных  прав граждан Российской Федерации  избирать и быть избранными  в органы местного самоуправления»  [текст] (ред. от 12.07.2006) // Собрание  законодательства РФ. 02.12.1996. № 49. Ст.5497// Справочно-правовая система  «Консультант Плюс» / Компания  «Консультант Плюс». [Электронный  ресурс]. Послед. обновл. 24.05.2009.

Федеральный закон  РФ от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении  иностранных граждан в Российской Федерации» [текст] (ред. 08.05.2009) // Собрание законодательства РФ. 29.07.2002. № 30. Ст.3032 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный  ресурс]. Послед. обновл. 24.05.2009.

Научная литература

Авакьян С.А. Конституционное право России [текст]. - М.: Юристъ, 2007. - 784 с.

Абдулхакова Е.М. Избирательная система: от смешанной к мажоритарной или пропорциональной [текст] // Конституционное и муниципальное право. 2002. № 3.

Алехичева Л.Г., Постников А.Е. Признание недействительными итогов голосования результатов выборов: правовые проблемы [текст] // Журнал российского права. 2001. № 6.

Алехичева Л.Г. Конституционные основы соотношения федерального и регионального избирательного законодательства [текст] // Журнал российского права. 1999. № 9.

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации [текст]: учеб. для вузов. – М.: НОРМА, 2007. – 784 с.

Борисов И.Б., Веденеев Ю.А., Зайцев И.В., Лысенко В.И. Политические институты, избирательное право  и процесс в трудах российских мыслителей XIX-ХХ в. [текст] / Под ред. Ю.А. Веденеева, И.Б.Борисова. – М.: РОИИП, 2009. – 944 с.

Воробьев Н.И. Об укреплении законодательных гарантий проведения выборов в субъектах  Российской Федерации и на муниципальном  уровне [текст] // Журнал российского  права. 2004. № 1.

Информация о работе Особенности избирательного права и процесса в субъектах Российской Федерации