Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 05:14, курсовая работа
Цель курсовой работы -
описать основные избирательные системы современности и особенности избирательной системы в субъектах РФ , исследовать современную избирательную систему Российской Федерации: ее историю, развитие и особенности.
Объектом исследования является – избирательное право России.
Введение 3-5
1. Избирательное право и избирательные системы в РФ 5-15
1.1 Понятие избирательного права и избирательной системы
1.2 Основные избирательные системы современности и особенности избирательной системы Российской Федерации
1.3 Принципы избирательного права (избирательной системы)
2. Современная избирательная система Российской Федерации: история развития, источники и особенности 15-25
2.1 Источники избирательного права и избирательного процесса Российской Федерации
2.2 Особенности избирательных систем и референдума в субъектах Российской Федерации 22-25
Заключение 25-29
Список использованных источников 29--33
К источникам
этой группы относятся также
федеральные законы, указы Президента
РФ и постановления
Третью группу
актов, регулирующую
К четвертой группе источников относятся нормативные правовые акты по формированию представительных органов местного самоуправления.
К пятой группе источников избирательной системы относятся нормативные правовые акты избирательных комиссий, принятые ими в рамках делегированного правотворчества.
При этом порядок
перечисленных актов
Кроме того, организация
проведения выборов регулируется не
только Конституцией РФ, федеральными
законами, конституциями (уставами) субъектов
РФ, но и иным рядом других законодательных
актов, значительная часть которых
входит в систему государственного
права и непосредственно
В ч.1 ст. 97 Конституции РФ [4] закреплены основные параметры кандидата в депутаты, а именно: депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
Особенностью
Конституции РФ, принятой 12.12.1993 г., по
сравнению с предыдущей Конституцией
1978 г., является отсутствие в ней
специального раздела под названием
«Избирательная система». Прежняя Конституция
перечисляла принципы избирательного
права (всеобщее равное и прямое избирательное
право при тайном голосовании) применительно
к выборам Советов народных депутатов
всех уровней в связи с тем,
что они составляли единую систему
органов государственной
В действующей Конституции эти принципы, как указывалось ранее, определены только в отношении выборов Президента РФ и имеют непосредственно конституционный характер только в отношении указанных выборов, тогда как в отношении выборов депутатов Государственной Думы, выборов в иные законодательные (представительные) органы государственной власти, представительные и иные выборные органы местного самоуправления они имеют законодательный характер, подтвержденный Конституционным Судом РФ.
В этой
связи многие исследователи
Ст.15 Конституции
РФ [4] устанавливает, что ее нормы
имеют прямое действие. В силу
этого при разрешении
Если законами,
определяющими порядок
Проведение
выборов в федеральные и
Последняя задача решается рамочным Федеральным законом от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [6], который под гарантиями понимает установленные Конституцией, законом, иным нормативным актом условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации. Применительно к выборам предметом его регулирования являются основные гарантии реализации конституционного права граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, универсальные принципы и общий порядок участия граждан в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права (волеизъявления) при тайном голосовании и свободном добровольном их участии в выборах. Кроме названных законов, регулирующих общественные отношения и условия участия граждан в избрании государственных органов власти и местного самоуправления, осуществлении избирательных действий и процедур на стадиях избирательного процесса, защиты избирательных прав и свобод граждан и иных участников выборов, применяются и многие другие федеральные законы, содержащие отдельные нормы избирательного права.
К иным
федеральным актам о выборах
можно отнести указы
Правовыми основами избирательной системы на региональном уровне являются конституции (уставы), законы субъектов Федерации, которые устанавливают порядок выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, представляют собой совокупность региональных нормативно-правовых актов законодательного и подзаконного характера и находятся в одном ряду с Конституцией Российской Федерации и составляют высший уровень (ядро, фундамент) нормативно-правовой системы Российской Федерации и ее субъектов.
2.2 Особенности избирательных систем и референдума в субъектах Российской Федерации
Согласно Конституции
РФ избирательное законодательство
относится к совместному
Выборы депутатов в соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Эти принципы, закрепленные в конституциях и уставах субъектов Федерации, действуют на всей территории Российской Федерации в силу ее Конституции и федеральных законов. Однако конституции, уставы и законы субъектов Федерации порой ограничивают принцип всеобщности избирательного права, сужая круг лиц, которые вправе голосовать (активное избирательное право) и быть избранными в органы государственной власти субъектов Федерации. Это встречается в республиках, в которых предполагается свое гражданство, и только таким гражданам предоставляется право избирать и быть избранными в органы государственной власти.
Во многих
субъектах Федерации введено
правило, согласно которому
Законодательство
субъектов Федерации иногда закрепляет
ценз оседлости при выборах
Выборы в
законодательные органы
Конституционный
Суд РФ в 2000 г. по делу
о выборах депутатов
До установления
в декабре 2004 г. нового порядка
выборы глав администраций (
Система избрания глав администраций населением во многом напоминала систему избрания Президента РФ: предусматривалось избрание того кандидата, который получил больше половины голосов от установленного законом минимума принявших участие в выборах избирателей, возможность второго тура голосования и проч. Ныне этот порядок изменен.
Порядок подготовки и проведения выборов в законодательные собрания с небольшими различиями включает те же стадии, которые установлены федеральным законодательством. Это, прежде всего, назначение выборов и формирование республиканской, краевой, областной и других избирательных комиссий, которые обычно возлагаются на главу администрации (президента, губернатора) субъекта Федерации.
Образуются участковые избирательные комиссии, которые выверяют списки избирателей. Выдвижение и регистрация кандидатов практически принципиально не отличаются от федерального уровня, хотя число требуемых подписей, конечно, меньше. Специальными актами регламентируется предвыборная агитация, с тем, чтобы каждому кандидату и избирательному объединению обеспечить равные возможности пользования средств массовой информации. По общим правилам, соответствующим федеральному уровню, проходят голосование и определение результатов голосования [16, с.448].
Информация о работе Особенности избирательного права и процесса в субъектах Российской Федерации