Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 09:30, контрольная работа
Основы правового положения (статуса) гражданина и человека в Российской Федерации – один из важнейших институтов государственного права Российской Федерации. Его нормы являются исходными не только для остальных институтов этой отрасли права, но и для всех других отраслей права Российской Федерации. Обеспечение, защита основных прав и свобод человека главная задача права вообще и государственного в частности. «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью .
1. Понятие основ правового статуса человека и гражданина в РФ. Структура института и его место в системе конституционного права 3
2. Принципы правового статуса человека и гражданина в РФ 6
3. Общие положения о гражданстве в РФ 9
4. Конституционные права и свободы человека и гражданина в РФ 13
5. Конституционные обязанности человека и гражданина в РФ 15
6. Гарантии конституционного статуса человека и гражданина в РФ 17
Список литературы 19
Эта общая норма конкретизирована в ст.56, закрепляющей допустимость отдельных ограничений прав и свобод в условиях чрезвычайного положения.
Правовой статус личности основывается на обладании каждым лицом не только правами, но и обязанностями. Так, в ч. 2, ст. 38 Конституции закрепляется, что забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ст. 59 Конституции). Статья 42 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а статья 58 говорит о том, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду.
Слово «гражданин» или
«гражданство» имеет два
Но есть и другое, юридическое понятие гражданства. С юридической точки зрения гражданство выступает: как форма связи физического лица с государством. Однако одни авторы считают эту связь чисто правовой, которая выступает в виде совокупности прав и обязанностей; в виде правовой принадлежности личности к определенному государству; в виде принадлежности, проявляющейся в правовой связи; другие подчеркивают не только правовой, но и политический характер связи между человеком и государством, что находит свое проявление в распространении всей полноты власти государства на граждан, в пользовании гражданами всеми правами, свободами и обязанностями.
Иностранца от гражданина в этом случае отличает не только разный объем прав, свобод и обязанностей, но и сам характер связи, которая носит временный характер.
А что такое подданство?
Термином «подданство» обозначалась принадлежность
лица к монарху, а в последующем
– к монархическому государству.
Если в феодальном государстве содержание
этого термина связывалось с
неограниченными правами
Развитие законодательства о гражданстве РСФСР, СССР и Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации возникло в результате победы Октябрьской революции 1917 года. В царской России, как монархическом государстве, признавался институт «подданства». Слово «гражданин» в официальном акте Советской власти впервые было введено 7 ноября 1917 года в Обращении Петроградского Военно-революционного комитета «К гражданам России». А спустя три дня, то есть 10 ноября 1917 года, ВЦИК и СНК утвердили Декрет «Об уничтожении сословий и гражданских чинов». Этим Декретом упразднялись все сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные учреждения и организации, все гражданские чины, существовавшие до революции в России. Уничтожая всякие звания (дворянина, купца, мещанина, крестьянина и пр.), титулы (княжеские, графские и пр.). Декрет установил «...одно общее для всего населения России наименование – гражданин Российской Республики».
Среди первых законов о гражданстве Российской Республики можно назвать Декрет ВЦИК от 1 апреля (19 марта) 1918 г. «О приобретении прав российского гражданства», а также изданный в его развитие Декрет СНК РСФСР от 22 августа 1921 года «О принятии иностранцев в Российское гражданство». 15 декабря 1921 года был принят Декрет ВЦИК и СНК «О лишении прав гражданства некоторых категорий лиц, находящихся за границей».
Первые акты Советской власти, регулирующие гражданство, не ставили каких-либо ограничений политического или другого характера для иностранцев, желающих принять российское советское гражданство. Это находило свое проявление в том, что первые советские конституции и законодательные акты о гражданстве предоставляли все политические права советских граждан иностранцам, проживающим на территории РСФСР для занятий трудовой деятельностью без эксплуатации наемного труда.
За местными Советами – местными органами государственной власти – было признано право предоставлять таким лицам права советского российского гражданства.
С образованием Союза ССР для граждан всех советских республик, вошедших в состав Союза ССР, было установлено единое союзное гражданство с сохранением их права иметь свое республиканское гражданство и право приема в гражданство. Однако законодательство в области союзного гражданства и прав иностранцев составляло предметы ведения Союза ССР.
К законодательным актам Союза ССР следует отнести: Положение о союзном гражданстве от 29 октября 1924 г.; Положение о гражданстве СССР от 13 июня 1930 г.; Положение о гражданстве Союза ССР от 22 апреля 1931г. Каждый из этих актов составил важный шаг на пути формирования основ законодательства о советском гражданстве. Так, в Положении о гражданстве Союза ССР от 22 апреля 1931 года устанавливалось, что гражданин Союза ССР является гражданином той союзной республики, в пределах которой он проживает; не признавался институт лиц без гражданства, все они считались гражданами СССР; не признавалось двойное гражданство. В Законе «О гражданстве СССР» от 19 августа 1938 года впервые было установлено, что гражданами СССР являются лица, состоявшие к 7 ноября 1917 года подданными бывшей Российской империи и не утратившие советского гражданства, а также лица, которые приобрели советское гражданство в установленном законом порядке; впервые также вводилось понятие «лицо без гражданства».
Новый закон о гражданстве Союза ССР был принят 1 декабря 1978 года. В своих основных позициях этот закон основывался на положениях Конституции СССР 1977 года. В нем также учитывались нормы международного права в области гражданства и прав человека. Достаточно подробно в Законе СССР регулировались вопросы возникновения и прекращения советского гражданства; все еще сохранялась возможность лишения советского гражданства.
Закон о гражданстве Союза ССР от 23 мая 1990 года мало чем отличался от закона о гражданстве 1978 года. В нем в более развернутом виде регулировались вопросы, относящиеся к полномочиям органов, принимавших решения по вопросам гражданства.
Первый Закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» был принят Верховным Советом РСФСР 28 ноября 1991 года, который с изменениями 1993 и 1995 гг. действовал до вступления в силу 1 июля 2002 года Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», принятого 31 мая 2002 года.
Принципы гражданства Российской Федерации. Природа такого сложного государственно-правового института как гражданство в полной мере выявляется при раскрытии принципов, которые объединяют его как определенное политико-правовое явление, обеспечивают единство всех сторон гражданства4.
1. Гражданство Российской
Федерации является единым и
равным независимо от
2. Проживание гражданина
Российской Федерации за
3. Гражданин Российской
Федерации не может быть лишен
гражданства Российской
4. Гражданин Российской
Федерации не может быть
5. Гражданство как специфическая
форма выражения
6. Принцип двойного гражданства. Статья 6 Федерального закона от 31 мая 2002 года предусматривает возможность приобретения гражданином Российской Федерации иного гражданства, что не влечет за собой прекращения гражданства Российской Федерации. На территории Российской Федерации такое лицо рассматривается только как гражданин Российской Федерации. Эти положения Федерального закона полностью соответствуют требованиям статьи 62 Конституции Российской Федерации. В части 2 статьи 62 Конституции указано, что наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Двойное (множественное) гражданство является исключением из правила. Оно создает определенные неудобства как для человека, так и для государства, то есть страны пребывания и страны гражданства.
7. Российская Федерация
поощряет приобретение
Конституция Российской Федерации (ст. 2), рассматривает человека, его права и свободы как высшую ценность. Раскрывая это конституционное положение, мы прибегаем к употреблению понятий – человек, личность, гражданин. Оперируя ими, необходимо помнить о том, что для каждого из них характерно свое содержание.
Понятие человек носит
природо-общественный характер. Этим понятием
фиксируются общие родовые
Человек – это материальный носитель личности и личность выражает его общественные свойства. Человек как личность, то есть в социальном плане, существует только во взаимоотношениях с другими членами общества. В процессе становления человека личностью большое значение имеют его права и свободы, закрепленные законодательством.
Что касается понятия – гражданин, то оно является свидетельством принадлежности лица к определенному государству, политикопра вовым выражением взаимоотношений человека и государства, отношением личности к государству и праву, к власти и закону, к политической деятельности.
Говоря о соотношении
понятий человек и гражданин,
необходимо отметить, что понятие
«человек» является родовым, обобщающим
понятием не только для граждан Российской
Федерации, но и для иностранных
граждан, лиц без гражданства, вынужденных
переселенцев, беженцев. Как член гражданского
общества человек равноправен со
всеми другими, но как член политического,
то есть государственно-
Что характерно для связи между признанием человека, его прав и свобод высшей ценностью и конкретными правами и свободами человека и гражданина, закрепленными в главе II Конституции Российской Федерации?
Во-первых, эта связь состоит
в том, что если статья 2 Конституции
Российской Федерации, определяющая общий
принцип взаимоотношений
Во-вторых, принцип признания прав и свобод высшей ценностью должен оказывать определяющее влияние не только на содержание основных прав и свобод, но и на всю деятельность государства. Государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за установленные им границы взаимоотношений с человеком. Только действуя в этих рамках в интересах человека оно приобретает те черты, которые характеризуют его в качестве конституционного государства.
В-третьих, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью касается каждого человека. Однако для реализации этого принципа важное значение имеют социальные функции каждого человека, его ответственность перед другими людьми, обществом в целом и государством. Только в этом случае принцип признания человека высшей ценностью может быть распространен в равной мере на всех членов общества. Человек, который не желает признавать достоинство, права и свободы других людей, никогда не сможет обеспечить собственное достоинство, свои права и свободы. Иначе говоря, личностная ценность права неотделима от его нравственной ценности;
Информация о работе Основы конституционного статуса человека и гражданина РФ