Основные направления деятельности организаций ЖКХ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 15:05, творческая работа

Описание работы

Жилищно-коммунальное хозяйство создаёт основу для формирования благоприятной среды жизнедеятельности населения по направлениям:
Реализация государственных и муниципальных программ, нормативно-правовых актов, направленных на формирование благоприятной среды жизнедеятельности населения.
Санитарно-эпидемиологическое состояние территории муниципального образования.

Работа содержит 1 файл

Творческая работа.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

    Основные  направления деятельности организаций ЖКХ

    Качество  жизни населенияприоритетная  стратегическая  цель правящей партии и всех органов власти.

      Жилищно-коммунальное хозяйство  создаёт основу  для формирования благоприятной  среды жизнедеятельности населения по направлениям:

  • Реализация государственных и муниципальных программ, нормативно-правовых актов, направленных  на формирование благоприятной среды жизнедеятельности  населения.
  • Санитарно-эпидемиологическое состояние территории муниципального образования.
  • Обеспечение населения объектами жизнеобеспечения и техническое состояние этих объектов.
  • Развитие государственно-частного партнёрства.
  • Повышение качества и объёмов предоставляемых населению услуг.
  • Архитектурно-композиционная завершённость и художественная выразительность городской и сельской застройки, сохранение историко-культурного  и природного наследия.
  • Состояние транспортного обслуживания  населения и обеспечение  безопасности дорожного движения.
  • Внедрение прогрессивных (в том числе собственных) технологий  и решений, повышение эффективности энергоресурсосбережения при формировании благоприятной среды жизнедеятельности населения.
  • Доступность среды жизнедеятельности для маломобильных  групп населения.
  • Состояние охраны труда в организациях, расположенных на территории муниципального образования.

    Однако  на сегодняшний день состояние жилищно-коммунального  хозяйства в России можно назвать  неудовлетворительным. 
 

    Общая характеристика состояния  ЖКХ в России

    Уровень износа инженерных коммуникаций в ряде регионов достигает 80% и более (то же по оборудованию многих ТЭЦ и большинства котельных).

    В России на отопление 1кв.м. жилой площади расходуется ежегодно 80л условного топлива. На первый взгляд эта цифра может показаться не слишком высокой, но если сравнить величину этого показателя с другими странами – она окажется весомой, например: Швеция – 14л.

    В ЖКХ России работает более 50 тыс. предприятий. Современный рынок жилищно-коммунальных услуг оценивается более чем  в 1 трлн. руб.

    При этом более 85% услуг оплачивается непосредственно населением страны (в 1990 г – 2%), только окло15% граждан получают жилищные субсидии.

    Жилищный  фонд РФ составляет около 3-х млрд. кв.м., из которых 92 млн. кв.м. – ветхое и  аварийное жилье, подлежащее переселению  и сносу; более 350 млн. кв.м. жилья не ремонтировалось с послевоенного периода.

    Реформирование  системы жилищно-коммунального хозяйства  призвана решить подобные проблемы.  

    "Население должно иметь возможность выбирать качество услуг, серьезным препятствием реформы являются огромные долги и непрозрачность ЖКХ. Газ, вода, тепло расходуются без счета и учета, финансовая открытость привлечет и инвесторов".

    Заседание Госсовета РФ, 
Москва, Кремль, май 2001 г.
 

    Сущность  реформирования ЖКХ

    "Главная цель реформы - это улучшение качества услуг при одновременном снижении затрат на их предоставление. Только такой подход поможет снять опасения наших граждан, что вся реформа ЖКХ сведется к голому повышению тарифов". "Монополизм в сфере ЖКХ не дает гражданам возможности выбирать на рынке необходимый набор жилищных и коммунальных услуг. В этой связи хочу напомнить…, что задачу повышения оплаты можно ставить только одновременно с развитием конкуренции, с проведением аудита затрат коммунальных предприятий и предоставлением жильцам прав на определение номенклатуры и объема жилищно-коммунальных услуг".  

    Послание Федеральному собранию РФ,

    апрель 2002 г. 

    Согласно «Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства 
в Российской Федерации», основными целями реформирования жилищно-коммунального хозяйства являются:

  • обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества;
  • снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;
  • смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.

    Основными способами достижения указанных  целей являются:

  • совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве;
  • переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, преимущественно конкурсный отбор организаций, осуществляющих управление жилищным фондом и его обслуживание, обеспечивающих коммунальные предприятия материалами, оборудованием и выполняющих проектно-строительные работы;
  • совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциация оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья;
  • совершенствование системы социальной защиты населения: упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств.

    Трудности реформирования ЖКХ связаны с  запущенностью этого сектора  экономики, наличием противоречивых тенденций  в финансовых отношениях заинтересованных участников процесса: властей всех уровней с их бюджетами, эксплуатационных муниципальных организаций, посредников, потребителей услуг, населения.

    Пути  повышения эффективности работы ЖКХ    предполагаются по следующим  основным направлениям:

  • снижение стоимости и повышение качества жилищно-коммунальных услуг;
  • реформирования социальной политики в сфере ЖКХ;
  • обеспечение государственного контроля состояния и развития жилищного фонда.

    Снижение  стоимости и повышение качества жилищно-коммунальных услуг, что предполагает наличие как минимум  четырех  основных составляющих:

  • Формирование многообразия собственников в жилищной сфере
  • Демонополизация обслуживания муниципального жилищного фонда и формирование рынка услуг ЖКХ
  • Регулирование деятельности естественных локальных монополий по оказанию коммунальных услуг
  • Реализация задач ресурсосбережения как одного из наиболее крупных источников роста эффективности жилищно-коммунального хозяйства

    Подробнее рассмотрим каждое из этих направлений.

    Формирование  многообразия собственников  в жилищной сфере  проводится путем создания товариществ собственников жилья (ТСЖ) как наиболее эффективный способ защиты их прав, влияния на стоимость и качество предоставляемых услуг.    

    Товарищество собственников жилья – это юридическое лицо для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, находящегося в совместном владении собственников помещений этого дома.

    Товарищество  собственников жилья создают  собственники квартир многоквартирного дома, для совместного управления комплексом недвижимого имущества, обеспечения его эксплуатации, пользования и распоряжения квартирами и общим имуществом. Целью деятельности ТСЖ как некоммерческой организации не может являться получение прибыли от пользования имуществом, выполнения работ или оказания услуг.

    Решение о создании товарищества собственников  жилья может быть принято только на общем собрании собственников  помещений в многоквартирном  доме. Решение о создании товарищества и утверждении его устава принимаются большинством голосов всех собственников, независимо от того, присутствуют они на общем собрании или нет (ст.136 Жилищного кодекса). Остальные решения можно принимать большинством голосов присутствующих.

    Создание  ТСЖ не означает, что его членами автоматически становятся все собственники в данном доме, так как членство в ТСЖ возникает только на основании заявления собственника о вступлении в ТСЖ. В любой момент член ТСЖ может выйти из ТСЖ и собственник, не являющийся членом ТСЖ, может в любой момент вступить в ТСЖ. Если в ТСЖ присутствует менее 50 % собственников, то закон требует ликвидации такого Товарищества.

    В одном доме может быть создано  одно ТСЖ, хотя одно ТСЖ может объединять несколько домов, имеющих общий  земельный участок и/или общую инженерную инфраструктуру.

    Высшим  органом в ТСЖ является Общее собрание членов, оно избирает Правление - постоянно действующий исполнительный орган, из числа которого избирается Председатель правления ТСЖ - лицо действующее от имени товарищества без доверенности, обладающее правом подписи всех документов товарищества. Председатель правления ТСЖ не является органом управления ТСЖ, так как статья 144 Жилищного кодекса РФ не относит его к числу таковых. Так же избирается Ревизионная комиссиия (Ревизор) для контроля финансово-хозяйственной деятельность Правления и Председателя. Правление и Председатель правления избираются на срок до двух лет. При этом нет ограничений на повторное избрание одних и тех же лиц.

    Демонополизация обслуживания муниципального жилищного фонда и формирование рынка услуг ЖКХ предусматривает:

    - разделение функций заказчика услуг ЖКХ и подрядчиков по их предоставлению;

    - формирование службы заказчика (управляющей компании) как субъекта рыночных отношений;

    - проведение конкурсного отбора подрядчиков для текущего обслуживания жилья  и проведения капитального ремонта;

    - формирование системы эффективных  договорных отношений на жилищно-коммунальные услуги.

    Регулирование деятельности естественных локальных монополий  по оказанию коммунальных услуг может осуществляться с помощью следующего механизма:

    - регулирование цен на услуги  естественных монополистов путем  контроля затрат и рентабельности (практика показывает, что наиболее  завышенными затратными статьями  являются амортизационные отчисления в результате завышения стоимости основных фондов);

    - выделение работ, которые могут проводиться на конкурсных началах (такими работами могут стать поставки сырья, материалов и, особенно, ремонтные работы, которые сегодня ведутся наиболее неэффективно);

    - содействие внедрению альтернативных  видов технологий с целью демонополизации предоставления услуг

    Реализация  задач ресурсосбережения  как одного из наиболее крупных источников роста эффективности жилищно-коммунального хозяйства.                          Для этого требуется:

    - разработка технических и организационных мер по установке приборов учета и регулирования потребления коммунальных услуг;

    - формирование внебюджетных источников  финансирования работ по ресурсосбережению;

    - разработка рекомендаций по выбору технологий для ресурсосбережению в жилищном фонде;

    - методическое обеспечение тарифной политики ресурсоснабжающих организаций в связи с проведением мероприятий по ресурсосбережению;

    Теперь  целесообразно перейти к вопросу  о ценообразовании в сфере  жилищно-коммунального хозяйства. 

    "Необходимо обеспечить такую тарифную политику, которая позволяла бы возвращать вложенные в модернизацию данного сектора инвестиции. Разумная тарифная политика помогла бы бизнесу обеспечить рациональное управление имуществом, позволяя привлекать инвестиции на модернизацию и снижать издержки на производство услуг, которые регулируются государством и муниципалитетами"

    Руководитель Федерального агентства

    по строительству и ЖКХ Сергей Круглик,

     август 2005 г.,

    пресс-конференция в ИА "Интерфакс" 

    Особенностью  реформы жилищно-коммунального хозяйства является изменение тактики ценообразования, переход для устранения разрыва между ценами в других отраслях экономики в результате инфляции от простого повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги к более плавному изменению этих тарифов, учитывающему рост реальных доходов граждан, что позволяет обеспечить наиболее безболезненный для населения переход жилищно-коммунального хозяйства к рыночной системе хозяйствования.

    Повышение оплачиваемой населением доли затрат на содержание жилья и предоставление коммунальных услуг достигается за счет относительного снижения самих затрат. При этом создаются стимулы снижения этих затрат путем:

Информация о работе Основные направления деятельности организаций ЖКХ