Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 10:14, контрольная работа
Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т.д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Это обуславливает пристальное внимание социологов к исследованию конфликтов.
1.Основные аспекты социальных конфликтов.
Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т.д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Это обуславливает пристальное внимание социологов к исследованию конфликтов.
Конфликт
- это столкновение противоположных
целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов
или субъектов взаимодействия. Социолог
Гиденс дал такое определение конфликта:
“Под конфликтом я имею в виду реальную
борьбу между действующими людьми или
группами, независимо от того, каковы истоки
этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые
каждой из сторон”. Конфликт - это повсеместное
явление. Каждое общество, каждая социальная
группа, социальная общность в той или
иной степени подвержены конфликтам. Широкое
распространение этого явления и обостренное
внимание к нему общества и ученых способствовали
возникновению специальной отрасли социологического
знания - конфликтологии. Конфликты классифицируются
по своей структуре и по направлениям
исследований.
Социальный конфликт - это особый вид взаимодействия социальных сил, при котором действие одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, делает невозможным реализацию ее целей и интересов.
Основными
субъектами конфликта являются крупные
социальные группы.
Крупный конфликтолог Р. Дорендорф к субъектам
конфликта относит три вида социальных
групп. 1). Первичные группы - непосредственные
участники конфликта. Которые находятся
в состоянии взаимодействия по поводу
достижения объективно или субъективно
несовместимых целей. 2). Вторичные группы
- стремятся быть незамешанными непосредственно
в конфликт, но вносят свой вклад в разжигание
конфликта. На стадии обострения они могут
стать первичной стороной. 3). Третьи силы
заинтересованы в разрешении конфликта.
Предмет конфликта - это и есть основное противоречие из-за которого и ради разрешения которого субъекты вступают в противоборство.
Конфликтология
выработала две модели описания конфликта:
процессуальную и структурную. Процессуальная
модель делает акцент на динамике конфликта,
возникновении конфликтной
Стадия конфликтного поведения характеризуется максимальным использованием силы участников конфликтов, применением всех имеющихся в их распоряжении ресурсов.
Немаловажное
влияние на развитие конфликтных
отношений оказывает окружающая
социальная среда, определяющая условия,
в которых протекают
2.Функции социальных конфликтов.
Большинство людей видят в конфликтах вещь неприятную, часть проклятия рода человеческого. Но можно отнестись к конфликтам по-другому - увидеть в них потенциальный прогресс. То есть, конфликты как неотъемлемый момент социального бытия могут выполнять две функции: позитивную (конструктивную) и негативную (деструктивную). Поэтому, как считают многие исследователи, задача состоит не в том, чтобы устранить или предотвратить конфликт, а в том, чтобы найти способ сделать его продуктивным.
В
общем плане возможность
Позитивная
функция конфликтов состоит в
том, что они часто служат выражению
неудовлетворенности или
В определенных ситуациях, когда негативные взаимоотношения между людьми контролируемые, и, по крайней мере, одна из сторон отстаивает не только личные, но и организационные интересы в целом, конфликты помогают сплотиться окружающим, мобилизовать волю, ум на решение принципиально важных вопросов, улучшить психологический климат в коллективе.
Более того, бывают ситуации, когда столкновение между членами коллектива, открытый и принципиальный спор желательней: лучше вовремя предупредить, осудить и не допустить неправильное поведение коллеги по работе, чем попустительствовать ему, не реагировать, опасаясь испортить отношения. Как выразился М. Вебер, "конфликт очищает". Такой конфликт позитивно влияет на структуру, динамику и результативность социально-психологических процессов и служащих источником самоусовершенствования и саморазвития личности.
Тем не менее, конфликт чаще всего ассоциируется с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью. К негативным функциям социальных конфликтов следует отнести в первую очередь, сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами, увеличение враждебности между ними по мере уменьшения взаимодействия и общения. Частым явлением становится представление о другой стороне как о «враге», представление о своих целях - как о положительных, а о целях другой стороны – как об отрицательных.
Конфликт часто настолько
Конфликт является деструктивным в том случае, если участники конфликта не довольны его исходом и чувствуют, что что-то потерпели. Если же участники удовлетворены и что-то получают в результате конфликта – конфликт считается продуктивным.
3.Стадии
протекания социальных
Любой
социальный конфликт имеет довольно
сложную внутреннюю структуру.
Анализ содержания и особенностей протекания
социального конфликта целесообразно
проводить по четырем основным стадиям:
предконфликтная стадия, непосредственно
конфликт, стадия разрешения конфликта
и после конфликтная стадия.
Предконфликтная стадия.
Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого времени, поэтому предконфликтная стадия иногда затягивается. На этой стадии можно говорить о скрытой (латентной) фазе развития конфликта.
Значительная
группа отечественных конфликтологов
(А. Зайцев,
А.Дмитриев, В.Кудрявцев, Г. Кудрявцев,
В.Шаленко) считают необходимым охарактеризовать
эту стадию понятием “социальная напряженность”.
Социальная напряженность - это особая
социально-психологическое состояние
общественного сознание и поведение индивидов,
социальных групп и общества в целом, специфическая
ситуация восприятия и оценки событий,
характеризуется повышенной эмоциональной
возбужденностью, нарушением механизмов
социальной регуляции и контроля.1 В каждой
форме социального конфликта могут быть
свои специфические индикаторы социальной
напряженности. Социальная напряженность
возникает тогда, когда еще конфликт не
оформился, когда отсутствуют четко обозначенные
стороны конфликта.
Характерной
особенностью каждого конфликта
является наличие объекта, обладание
которым (или достижение которого) связано
с фрустрацией потребностей двух
субъектов, втягиваемых в конфликт.
Этот объект должен быть принципиально
неделимым или казаться таковым
в глазах соперников.
Неделимый объект является причиной конфликта.
Наличие и размеры такого объекта должны
быть хотя бы частично осознаны его участниками
или противоборствующими сторонами. Если
же этого не происходит, то противникам
трудно осуществить агрессивное действие,
и конфликта, как правило, не бывает.
Польский
конфликтолог Е.Вятр предлагает охарактеризовать
эту стадию при помощи социально-психологического
понятия депривации. Депривации - это
состояние, для которого характерно
явное расхождение между
Предконфликтная
стадия - это период, в который
конфликтующие стороны
Предконфликтная
стадия характерна так же в формировании
каждой из конфликтующих сторон стратегии
или даже нескольких стратегий. Причем
применяется та из них, которая в
наибольшей степени соответствует
ситуации.
Под стратегией понимается видение ситуации
участниками конфликта (или, как еще говорят,
- “плацдарм”), формирование цели по отношению
к противоборствующей стороне и , наконец,
выбор способа воздействия на противника.
При правильном выборе стратегии, способов
действия можно предотвращать возникающие
конфликты.
Непосредственно конфликт.
Эта стадия характеризуется прежде всего наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Это активная, деятельная часть конфликта. Таким образом, весь конфликт складывается из конфликтной ситуации, формирующейся на предконфликтной стадии и инцидента.
Конфликтное
поведение характеризует
Действия, составляющие инцидент, делят на две группы, каждая из которых имеет в своей основе специфическое поведение людей. К первой группе относятся действия соперников в конфликте, носящие открытый характер. Это могут быть словесные прения, экономические санкции, физическое воздействие, политическая борьба, спортивное состязание и т.п. Такого рода действия, как правило, легко идентифицируются как конфликтные, агрессивные, враждебные.
Ко
второй группе относятся скрытые
действия соперников в конфликте.
Завуалированная, но тем не менее чрезвычайно
активная борьба преследует цель навязать
сопернику невыгодный ему образ действий
и одновременно выявить его стратегию.
Основным образом действий в скрытом внутреннем
конфликте является рефлексивное управление
- способ управления, при котором основания
для принятия решения передаются одним
из действующих лиц другому.
Это означает, что один из соперников пытается
передать и внедрить в сознание другого
такую информацию, которая заставляет
этого другого действовать так, как выгодно
тому, кто передал эту информацию.
Весьма
характерным моментом на этапе непосредственно
конфликта является наличие критической
точки, при достижении которой конфликтные
взаимодействия между противоборствующими
сторонами достигают
Важно
знать время прохождения
Разрешение конфликта.
Внешним
признаком разрешения конфликта
может служить завершение инцидента.
Именно завершение, а не временное
прекращение. Это означает, что между
конфликтующими сторонами прекращается
конфликтное взаимодействие.
Устранение, прекращение инцидента - необходимое,
но недостаточное условие погашения конфликта.
Часто, прекратив активное конфликтное
взаимодействие, люди продолжают переживать
фрустрирующее состояние, искать его причины.
В этом случае конфликт вспыхивает вновь.